Принц Уэльский Чарльз глубоко интересуется православием, но перейти в него, видимо, не может — митрополит Каллист. Англо-русская православная церковь «Возрождение из России»

В конце декабря 2019 года власти Черногории приняли закон «О свободе вероисповедания…», на основании которого государство вознамерилось отобрать у Сербской Православной Церкви всю ее недвижимость – храмы и монастыри. Народ, руководимый пастырями, поднялся на защиту своих святынь. В городах Сербии и Черногории второй месяц не прекращаются массовые акции протеста – крестные ходы, молитвенные стояния. Рассказом о происходящих событиях с нами поделилась Радмила Войнович – член Союза писателей Сербии и России, профессор, известный церковный и общественный деятель: – Около 30 лет Черногорию возглавляет Мило Джуканович – то в качестве премьер-министра, то как президент.

Маловерие – один из признаков последних времен. Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле? (Лк. 18, 8), – говорит нам Священное Писание. А вера – это не просто слова. Это праведные дела и поступки. Многие называют себя православными, но немногие соблюдают посты, как этого требует Типикон. Многие считают себя воцерковленными, но немногие понимают истинный смысл этого слова. Воцерковление – это пребывание в Церкви Христовой неотлучно, это жизнь с Богом и в Боге. Не так, что пришел, поставил свечку, отдал дань обряду или Таинству а, вернувшись домой, оставил православный образ и прилепился к греховным сладостям мира сего.

Перед смертью на приеме у папы римского Иоанна Павла I митрополит Никодим (Ротов) успел рассказать понтифику о своих идеях по реформации и модернизации Русской Православной Церкви. Он говорил о том, что Русское Православие в его лице готово преклонить колени перед ватиканским престолом и признать первенство власти римского епископа. Ротов говорил, что как только он станет патриархом (а это неизбежно, потому что советская безбожная власть его всячески поддерживает), то он сразу же примется перекраивать принцип управления в Церкви – утверждая вместо соборности безрассудное повиновение папе-патриарху по примеру папизма...

Завершая свое пребывание в Израиле в связи с похоронами Шимона Переса, принц Уэльский Чарльз посетил русский женский монастырь в Гефсимании, сообщает официальный сайт Русской Православной Церкви Заграницей.

Начальник Миссии Русской Зарубежной Церкви в Иерусалиме архимандрит Роман (Красовский), встретил высокого гостя у врат святой обители и рассказал ему об истории монастыря. Стоя на паперти, откуда виден весь старый город, архимандрит указал принцу на храм Воскресения Христова, святыни, исторические места и достопримечательности святого града.

При пении тропаря равноапостольной Марии Магдалины принц Чарльз проследовал к раке с мощами преподобномученицы Елизаветы, на которую возложил живые цветы с родины своей бабушки, которая приходится племянницей святой. Затем высокий гость подошел к другим святыням храма и поставил свечи.

Сказав с амвона несколько теплых слов в адрес принца Чарльза, архимандрит Роман провозгласил ему и всему королевскому дому многолетие на английском языке. Выходя из храма, наследник престола пообщался с насельницами русской Гефсимании и ученицами Вифанской школы, после чего он направился в усыпальницу принцессы Алисы.

Здесь архимандрит Роман совершил краткую заупокойную литию, после которой внук принцессы возложил цветы на ее гроб, поставил свечу и посмотрел старые сохранившиеся в монастыре фотографии. Затем принц Чарльз пожелал в крипте остаться один.

Мемориал Яд Ва-шем признал бабушку принца Чарльза праведницей мира. Во время Второй мировой войны она прятала у себя в Греции еврейскую семью: Рахель Коэн и ее детей. В 1903 г. Алиса вышла замуж за греческого принца Андрея, правнука российского императора Николая I.

Почтив память своей бабушки и выразив благодарность архимандриту Роману, игумении Елизавете и насельницам обители свою глубокую признательность, принц Чарльз отправился на родину.

Принцесса Алиса Баттенберг , позже, после замужества — принцесса Греческая и Датская, (также известна под английским вариантом фамилии — Алиса Маунтбаттен) (25 февраля 1885 — 5 декабря 1969) — мать принца Филиппа и свекровь английской королевы Елизаветы II. Она оставалась в Афинах в годы Второй мировой войны, давала приют еврейским семьям, за что её имя выбито на стене «Праведников народов мира» в мемориале Яд ва-Шем. После войны она основала православную сестринскую обитель Марфы и Марии.

В день памяти апостола , 13 декабря 2016 года, с частным визитом русский Успенский кафедральный собор Сурожской епархии в Лондоне посетил принц Уэльский Чарльз .

Представитель королевской династии Великобритании принял участие в праздничном молебне, посвященном 90-летию королевы Елизаветы II и 300-летию присутствия русского православия на Британских островах, сообщает сайт Сурожской епархии.

Богослужение возглавил глава епархии архиепископ Елисей , который в этот день также освятил колокольню Успенского кафедрального собора после реконструкции и звонницу для колоколов.

После молебна принц Чарльз осмотрел внутренне убранство собора, помолился у мощей преподобномученицы , а также ознакомился с исторической экспозицией, посвященной Великой княгине.

– Посещение наследным Принцем кафедрального собора епархии Русской Православной Церкви в Англии воспринимается нами как знак духовного желания, чтобы были восстановлены исторически теплые отношения двух народов, основанные на общих христианских истоках, по молитвам сотен православных британских святых, – отметил архиепископ Елисей.

В память о посещении Успенского собора владыка подарил королевской особе и фотографию колокола, изготовленного к 300-летию русского православия в Британии с изображением королевы Елизаветы II.

Читайте также:

Принц Уэльский Чарльз питает давний и искренний интерес к православию. Однако, в силу своего положения в государстве наследник британского престола и потенциальный глава Англиканской церкви едва ли может сменить вероисповедание. К этому сводилась суть ответа, данного одним из самых известных и авторитетных современных православных богословов митрополитом Диоклийским Каллистом (Уэром) на вопрос об отношении дома Виндзоров к православию на встрече с прихожанами собора святого Иоанна Предтечи в Вашингтоне.

Один из собравшихся обратил внимание на то, что в Вестминстерском аббатстве в Лондоне, где в прошлом году проходила церемония венчания сына Чарльза — принца Уильяма и его супруги, в самом начале центральной галереи висели большие православные иконы. Этим и был продиктован вопрос.

«Действительно, там вывешены работы русского иконописца», — сказал митрополит Каллист, имея в виду Сергея Федорова. «Я нахожу это существенным», — добавил он, пояснив, что знаменитый собор постоянно осаждают толпы туристов, нуждающихся в напоминании о том, что это не музей, а «дом молитвы». И иконы, по его убеждению, «лучше всего создают должную атмосферу» и становятся для многих «окном», через которое люди открывают для себя православие.

Перейдя к сути вопроса, владыка прежде всего подчеркнул, что «сама королева Елизавета — вне всякого сомнения глубоко и искренне верующая христианка». «В своих последних выступлениях, последние год-два, она начала гораздо более открыто и прямо говорить о своей христианской вере», — добавил он.

Православный иерарх, англичанин по национальности, напомнил, что церемония коронации в Великобритании сопровождается обрядом помазания, сохранившимся не везде. «И я уверен, что сама королева Елизавета очень серьезно относится к тому, что она — христианская государыня», — указал он.

Митрополит также подчеркнул, что британская корона — символ единства страны. «Конечно, и американское президентство может служить таким символом, но так бывает не всегда, поскольку кандидатов в президенты выдвигают конкретные партии», — пояснил он. По его убеждению, наличие общенационального лидера, стоящего выше межпартийных схваток, особенно важно в кризисные периоды; в этом контексте он поделился детскими воспоминаниями о том, как в годы второй мировой войны после жестоких ночных немецких бомбежек Лондона король Георг с супругой с утра обязательно посещали наиболее пострадавшие районы.

Владыка далее напомнил, что супруг королевы Елизаветы принц Филипп происходит из греческого королевского рода и был крещен в православии. Женившись на британской принцессе, он принял англиканскую веру, хотя и не обязан был этого делать. «Когда мы с ним встречались, он говорил: «Ну да, меня крестили в православии, и я продолжаю считать себя православным, но при этом я теперь и англиканин», — сказал митрополит под дружный смех собравшихся. «Я бы мог ответить, что не вполне с этим согласен, но счел за лучшее промолчать, поскольку сказано все было по-дружески», — признался он.

«Наследник престола принц Чарльз несомненно проявляет живейший интерес к православию и имеет ряд православных друзей, с которыми обсуждает аспекты православной веры, — продолжал оратор. — Он много раз совершал паломничества на Святую гору Афон. Но если бы он стал православным, это создало бы очень серьезные конституционные затруднения (по образу правления Великобритания — конституционная монархия, хотя формально единого основного закона там нет — прим. ИТАР-ТАСС). Так что, наверное, он не может отказаться от англиканства, но будет учитывать и православный контекст».

Владыка Каллист — сопредседатель смешанной комиссии по православно-англиканскому диалогу. Его спрашивали о перспективах сближения между двумя церквами, но он повторил свою известную точку зрения о том, что это затруднено прежде всего наличием разных течений в самом англиканстве. Как он напомнил, наряду с консервативной и очень близкой к православию «высокой церковью» там есть и «евангелические и крайне либеральные» направления, «представить себе единство» с которыми для православных «никак невозможно». При всем том митрополит — «за продолжение диалога», пусть и без надежды на «немедленное достижение практических результатов».

Мало кто знает, что в принце Чарльзе течет кровь Романовых. Наследник Британской короны теоретически мог бы наследовать российский престол – его отец, герцог Эдинбургский Филипп, является праправнуком императора Николая I.

А дед Чарльза, греческий принц Андрей, даже был офицером русской армии: в 1908 году он был зачислен в список Невского императорского полка и 1-й роты Российской армии.

Женатый на Рюриковне

Первая супруга принца Чарльза, мать наследников престола Великобритании, являлась далеким потомком основателя русской государственности Рюрика.

Леди Ди была связана с основателем русской государственности через киевскую княжну Добронегу, дочь Владимира Святого, которая вышла замуж за польского князя Казимира Восстановителя.
Таким образом, брак Чарльза и Дианы был уникальным тем, что в нем соединились потомки двух русских царских домов – Рюриковичей и Романовых. Интересно, что первая «монархическая» брачная связь Рюриковичей и Романовых пришлась на февраль 1547 год, когда семнадцатилетний Иоанн IV взял в жены Анастасию Романовну Захарьину-Юрьеву.

Через 434 года принц Чарльз, наследник британской короны, женился на Диане Спенсер. Первый союз Рюриковичей и Романовых закончился безвременной смертью царицы. Второй – тоже завершился драматично. Возможно, кровь Рюрика плохо уживается с Романовским геном...

Паломник

Показательно, что принц Чарльз регулярно посещает Святую гору Афон и останавливается в монастыре Ватопед. Обитель стала любимым местом уединения для принца еще со времен его брака с Дианой. Принц приезжал в монастырь, где проводил время с братией в молитве и созерцании. На досуге рисовал акварелью живописные виды Афона. Странники, посещающие Афон, обязаны размещаться на ночь в общей почивальне и соблюдать скромный образ жизни, присущий монахам. Единственной уступкой принцу Уэльскому являлось то, что он жил в небольшой отдельной келье, но спал на простой кровати с поролоновым матрасом.

Чарльз впервые оказался на Святой горе со своим отцом, герцогом Филиппом. Один из афонских монахов вспоминает: «Принц Чарльз всегда здесь желанный гость. Это место, в котором он, похоже, обретает спокойствие. Отношение к нему здесь, как к обычному монаху, и живет он, как и мы, начиная от того, что вкушает то же, что и мы».

Один из высоких королевских источников дополняет, что все чаще под бременем лет Чарльз ищет ответ на вопросы духовного и философского свойства. «Духовная жизнь весьма важна для него в наши дни… Он - человек теснимый множеством попечений, поэтому живет надеждой на уединение, позволяющее сосредоточиться на духовных вопросах». Ходят слухи, что принц тайно принял Православие и даже подумывает о принятии монашества, пожертвовав британской короной. Возможно, это просто легенда. Но легенда очень красивая.

Дерево на Соловках

Принц Чарльз в 2003 году посетил Соловецкий монастырь. Это событие освещалось всеми информационными агентствами. Какие только версии не придумывали журналисты о подробностях этого визита! Одни журналисты писали, что принц Чарльз пришёл на Соловки пешком. Откуда он шёл не уточнялось (может, из Лондона?), хотя в действительности принц попал на Соловки менее аскетичным способом: прилетел на самолете АН-24. Ещё газеты писали, что принц Чарльз прибыл на Соловки, чтобы посмотреть местный ботанический сад (в Англии с садами напряженка) и принца возили по островам на уазике-буханке. Как и всегда, истина очевиднее досужих домыслов. Принц Чарльз всегда мечтал о том, чтобы побывать в Соловецком монастыре, так как считает его «мировой жемчужиной». Принц Чарльз посадил на Аллее памяти саженец Сибирской пихты и пообещал, что будет делегировать людей для ухода за деревцем. Что бы ни говорили журналисты по поводу того, что Чарльз прибыл на Соловки, чтобы почтить память узников советских лагерей, нам видится, что причина всё-таки в другом. Близость православию у Чарльза в крови, его живой интерес к православным святыням очевиден.

Русские иконы на свадьбе сына

Во время бракосочетания сына принца Чарльза, Уильяма, российские зрители могли увидеть в Вестминстерском аббатстве, где проходила церемония, православные иконы. Их появление в главном англиканском соборе не случайно. Эти образы, появившиеся в Вестминстерском аббатстве в 1994 году, были написаны иконописцем Сергеем Фёдоровым. Само наличие православных икон в аббатстве во время бракосочетания принца Уильяма выглядит довольно показательно. Что это - дань памяти православным предкам или демонстративный жест, который можно сравнить с тем, как дедушка Уильяма, Филипп, продолжал креститься тремя перстами уже после принятия англиканства.

Бабушка-монахиня

Отец Чарльза, герцог Филипп, родился и некоторое время жил в Греции. Его отцом был греческий принц Андрей, а бабкой – Ольга Константиновна, великая княжна из дома Романовых. После свадьбы с Елизаветой Филипп принял англиканскую веру, хотя в интервью не раз говорил, что продолжает считать себя православным. Мать Филиппа, бабушка принца Чарльза, Алиса Баттенберг была православной и активно помогала православной церкви. Во время оккупации Греции нацистами, она прятала в своём доме евреев, спасая их от отправки в концлагеря.

Свадьба сына стала последним торжественным мероприятием, на котором Алиса Баттенберг появилась в светском платье. Благословив сына и вернувшись в Афины, она навсегда облачилась в монашеское одеяние и осуществила свою мечту, организовав в память тети Эллы орден сестер, в котором воспитывались будущие няни и сиделки. Скончалась Алиса Баттенберг в 1969 году в Букингемском дворце. Перед смертью она изъявила желание быть похороненной в Иерусалиме рядом с тёткой, Елизаветой Фёдоровной. Это желание было исполнено 3 декабря 1988 года, когда её останки были перенесены в церковь в Иерусалиме.

«Возрождение из России»

Уже на протяжении двух десятков лет по миру гуляет высказывание, которое якобы в начале 1990-х принц Чарльз высказал на встрече в одном из закрытых английских клубов. Приводим цитату полностью: «Я не вижу во всем мире ни одной точки, откуда может прийти возрождение, ибо сами вы, джентльмены, понимаете, что все мы катимся в бездну разврата, распутства, грабежа, воровства, аморальности полной, к извращению полному. Единственная точка, которую я вижу, где может быть начало какого-то возрождения, - Россия».