Темпераментный человек определение. Темперамент в психологии: основные категории

Термин произошел от латинского temperamentum – соотношение частей. Тип темперамента является врожденным свойством нервной системы, но может немного измениться под влиянием условий жизни или воспитания.

Первым интерес к темпераменту проявил древнегреческий врач Гиппократ. Он выделил четыре типа, которые понимались им в чисто физиологическом плане. Однако его классификация людей на сангвиников, холериков, флегматиков и меланхоликов продержалась в психологии достаточно долго и впоследствии была дополнена психологическими характеристиками.

Айзенк также рассматривает личностный фактор, который он назвал психотизмом. Он считает, что можно принять циклотимоз Кречмера и шизотимию как единственное измерение личности, подобное экстраверт-интровертному и указывающее на другое измерение личности нормальных психотических полюсов.

Холерик, по словам Айсенца, экстравертирован и пси-нестабилен. Сангвиника экстравертирована и психологически устойчива. Флегматика интровертирована и стабильна. Меланхолик интровертирован и психо-нестабилен. И экстраверсия, и невротизм в значительной степени наследственны, они имеют биологическую основу.

Сангвинический темперамент

Сангвиник легко сходится с людьми, жизнерадостен, легко переключается с одного вида деятельности на другой, но не любит однообразной работы. Он легко контролирует свои эмоции, быстро осваивается в новой обстановке. Его речь – громкая, быстрая, отчетливая, сопровождается выразительными мимикой и жестами. Но этот темперамент отличается некоторой двойственностью. Если раздражители постоянно меняются, и постоянно поддерживается смена впечатлений, сангвиник проявляет себя как человек деятельный, активный, энергичный. Если же воздействия длительны и однообразны, сангвиник теряет интерес к делу, становится вялым и безразличным. У сангвиника быстро возникают чувства радости, горя, привязанности и недоброжелательства, но они не отличаются длительностью и глубиной – они могут исчезнуть так же быстро, как и появились, или смениться на противоположные.

Типичный экстраверт ориентирован на внешний мир, является компаньоном, любит развлечение и общество, имеет много друзей, чувствует необходимость иметь людей, с которыми он может разговаривать, не хочет читать себя или просто учиться сам. Он жаждет возбуждения, любит рисковать, часто подвергается опасности, является мгновенным стимулом и импульсивным. Он любит шутить, всегда реагирует быстро и любит перемены. Он беззаботный, неопрятный, оптимистичный, любит смеяться и бодрствовать. Он любит двигаться и активно, стремится к агрессивному и легкому раздражению.

Флегматический темперамент

Человек этого темперамента медлителен, спокоен, уравновешен. В работе он проявляет основательность, продуманность, упорство. Флегматик, как правило, доводит начатое до конца. Все психические процессы у флегматика протекают замедленно. Его чувства внешне выражаются слабо. В отношениях с людьми флегматик всегда ровен, спокоен, в меру общителен, настроение у него устойчивое, он спокойно воспринимает любые события и явления. Флегматика нелегко вывести из себя или задеть эмоционально. У человека флегматического темперамента легко выработать выдержку, хладнокровие, спокойствие. Но флегматику стоит развивать в себе и другие качества: подвижность, активность, не допускать вялости и инертности, которые могут легко сформироваться в определенных условиях. Иногда у человека с таким темпераментом могут развиться безразличное отношение к работе, к условиям жизни, к самому себе.

Она не контролирует свои чувства и не всегда надежна. Типичный интроверт - спокойный, умеренный, сдержанный, повернутый внутрь, сосредоточенный на своем человеке, во внутреннем мире. Он часто предпочитает книги людям. Он предназначен для людей, которые не являются его близкими друзьями. Он имеет тенденцию строить планы на будущее. Он не доверяет текущим стимулам. Ему не нравится волнение, он берет повседневные дела с должной благодарностью и любит хорошо организованный образ жизни. Он строго контролирует свои чувства, редко действует агрессивно и не сгибается легко.

Холерический темперамент

Люди этого темперамента быстры, чрезмерно подвижны, неуравновешенны, возбудимы, все психические процессы протекают у них быстро, интенсивно. Преобладание возбуждения над торможением, свойственное этому типу нервной деятельности, ярко проявляется в несдержанности, вспыльчивости, раздражительности. У холерика торопливая речь, резкие жесты. Неуравновешенность, свойственная холерику, проявляется и в его деятельности: он с увлечением и даже страстью берется за дело, работает с подъемом, преодолевая трудности. Но запас нервной энергии может быстро истощиться у такого человека, и тогда может наступить резкий спад деятельности: воодушевление и подъем исчезают, настроение резко падает.

Он надежен, немного пессимистичен и уделяет большое внимание этическому аспекту вещей. Ему не нравятся суровые шутки. Попытка объяснить темперамент была сделана российским ученым Иваном Петровичем, который. Дал интерпретацию темперамента как проявление типа высшей нервной деятельности человека. Он узнал о процессах раздражения и ослабления, о силе этих основных процессов, их балансе и мобильности. Сила раздражения и затухания означает интенсивность этих процессов. Равновесием нервного процесса является отношение мощности раздражения и затухания, а при подвижности нервных процессов Павлов описывает, как легко нервная система может заменить возбуждение затуханием и наоборот.

В общении с людьми холерик может допустить резкость, раздражительность, эмоциональную несдержанность, что часто ему не дает возможности объективно оценивать поступки людей. Излишняя прямолинейность, вспыльчивость, нетерпимость порой делают тяжелым и неприятным пребывание таких людей в коллективе.

Меланхолический темперамент

У меланхоликов медленно протекают психические процессы, они с трудом реагируют на сильные раздражители. Длительное напряжение вызывает у людей этого темперамента замедленную деятельность, а затем и вовсе прекращает ее. В работе меланхолики обычно пассивны, мало заинтересованы (ведь заинтересованность тоже связана с напряжением). Чувства и эмоциональные состояния у таких людей возникают медленно, зато отличаются глубиной, силой и большой продолжительностью. Меланхолики весьма уязвимы, тяжело переносят обиды и огорчения, хотя внешне их переживания не слишком выражаются. Они склонны к замкнутости и одиночеству, избегают общения с малознакомыми людьми, часто смущаются и проявляют неловкость в новой обстановке. Все новое, необычное вызывает у меланхоликов тормозное состояние.

Мы можем по праву передать людям типы нервной системы, обнаруженные у собаки. Очевидно, что эти типы вещей совпадают с тем, что называется темпераментом у людей. К примеру, холерический тип описывает Павлова следующим образом: холерический тип, вероятно, похож на окаменевший, легкий и быстрый возбуждающий. Для холеры характерна цикличность в действиях и опытах. Они способны делать все со всей своей страстью, энтузиазмом к ней, они ощущают приток власти, они готовы преодолеть и фактически преодолеть препятствия на пути к цели.

Тем не менее, силы время от времени изматываются, вера в возможность временно уменьшается, поскольку Павлов делает это метафорически, «хныкая настроение». Такая цикличность является одним из последствий дисбаланса нервной деятельности. Павлов объясняет это следующим образом: Если сильный человек неуравновешен, когда он что-то настигает, он слишком полагается на свои сильные стороны и возможности. В результате он растягивает все свои силы, исчерпывает больше, чем это необходимо, и что все выходит за рамки его власти.

Таким образом, каждому типу темперамента свойственно свое сочетание психических свой, активности и эмоциональности. Физиолог Павлов разработал теорию о связи темперамента с типом нервной системы. Он выделил три основных свойства нервной системы: силу, уравновешенность (то есть, баланс между торможением и возбуждением) и подвижность нервных процессов (то есть, скорость, с которой происходит смена одного нервного процесса другим). Получилась следующая схема.

Павлов в следующих словах: он на протяжении всей своей жизни является мирным, всегда уравновешенным и упорным работником. Трудно заставить его смеяться, гнев или печаль. Обычно, даже в неудобствах, это мирно. У него плохой мим, небольшие движения и медленные темпы. Он уважает определенный образ жизни, систему на работе. Инертный тип, которым обладает флегматист, может выделяться над движущимися индивидуумами благодаря большей долговечности достигнутых связей, таким образом, благодаря более постоянному запоминанию, а также большей стабильности.

    Сангвинический темперамент обладает сильным уравновешенным быстрым типом нервной системы.

    Флегматический темперамент обладает сильным уравновешенным медленным типом нервной системы.

    Холерический темперамент обладает сильным неуравновешенным типом нервной системы.

    Меланхолический темперамент обладает слабым типом нервной системы.

    Легче сконцентрироваться на определенной деятельности, тщательной и последовательной. Павлов выделил четыре основных типа, которые совпадают с так называемыми классическими темпераментами. Сангвинический темперамент - сильный, ровный, подвижный. Флегматичный темперамент - сильный, сбалансированный, неподвижный.

    Холерический темперамент - сильный, неуравновешенный, подвижный. Меланхоличный темперамент - слабый. Павлов также разработал типологию с особым фокусом человека, основанную на взаимосвязи двух сигнальных систем. Первая сигнальная система связана с сенсорным восприятием, тогда как вторая сигнальная система поступает в эту область и представляет собой значимое манипулирование терминами.

Однако на сегодняшний день деление на холериков, сангвиников, флегматиков и меланхоликов используется скорее в популярной психологии. Эта типология, строящаяся на учете общей активности человека (включая моторные проявления) и эмоциональности, считается устаревшей и нерелевантной для науки.

Вообще существует немало разночтений в понимании термина «темперамент». Многие психологи считают, что этот термин полностью заменим понятием «характер». Другие настаивают на том, что границы между характером и темпераментом в известной степени размыты, но, тем не менее, это разные характеристики личности.

Связь между этими системами позволяет определять три других типа. Если первая сигнальная система является преобладающей, это художественный тип, который характеризуется чувственным знанием реальности, если преобладает вторая сигнальная система, Павлов говорит о типе мыслителя, в котором склонность к спекуляции с терминами, обобщением и теоретическим соображения.

Средний тип можно найти у индивидов, в которых первая и вторая сигнальные системы находятся в равновесии. Также интересна концепция темперамента в соответствии с российским психологом Сергеем Леонидовичем Рубинштейном. Рубинштейн говорит о темпераменте как о «динамической характеристике умственной деятельности индивида», физиологической основой которого является так называемая нейродинамика мозга, которую мы можем объяснить как специфическую связь между корой и подкорковом. Нейродинамика мозга внутренне скоординирована с системой гуморальных эндокринных факторов.

Психические способности и характер каждого отдельно взятого индивидуума воистину уникальны. Неповторимость человека связана с особенностями физиологического и биологического развития и строения организма, с рядом композиций социальных связей и контактов. В первую очередь стоит сказать о таком важном параметре, как темперамент в психологии. Это очень обширное понятие, так как включает в себя многочисленные классификации: по глубине и интенсивности эмоций, по психологической устойчивости, по впечатлительности, динамичности деятельности и поведения.

В связи с темпераментом, Рубинштейн также говорит о значении силы психических процессов, их стабильности и скорости их курса. Важную роль здесь играет также доступность впечатлений и импульсивности человека. Темперамент по Рубинштейну также зависит от содержания, конкретных условий деятельности и окружающей среды, в которой живет человек.

Физиологическая основа темперамента также считается биоотоном, который характеризуется типом метаболизма. Он имеет индивидуальный характер. Высокий биотонус существует, если обмен веществ происходит быстро. Низкий биотонус означает медленный метаболизм. Мы можем говорить о среднем биоте.

Что такое темперамент?

Можно сказать, что это тот фундамент, на котором базируется индивидуальность социального существа. Психология темперамента пытается разобраться в аспектах поведения врожденного характера, присущих тому или иному типу. Наиболее интересным является тот факт, что все особенности эмоционального мира и психики человека сочетаются между собой совершенно не случайно, а абсолютно закономерно. Создатель учения о темпераментах, древнегреческий врач и ученый Гиппократ утверждал, что все люди отличаются благодаря наличию «соков в организме»: флегмы, крови, черной и желтой желчи. На самом деле уже давно известно, что зависимость психических процессов прямо пропорциональна протекающим процессам нервной системы, которая выполняет управляющую и доминирующую функции в организме. Сегодня, однако, выделяют четыре основных типа: флегматический темперамент, сангвинический, холерический и меланхолический.

Несемейство может использовать слабую колодку, если ее чувствительность используется для слабых стимулов. Некоторые задачи более успешно решаются людьми более слабого типа. Они могут поддерживать хороший уровень производительности даже при длительной и монотонной деятельности, если они адаптируют свой стиль работы, организуют перерывы в работе и чаще контролируют свою работу. Необходимо уважать тот факт, что темперамент во многом врожденный. Исходное разделение на четыре темперамента по-прежнему полезно.

Важным темпераментом является уровень активации и жизнеспособность. Примером жизненно важного человека является сильный тип Павлова, сангвинический Гален, стабильный человек Айзенка. Часто в области темперамента говорят первичные и вторичные типы, в зависимости от размера психического аппарата, они сохраняют психическое содержимое, следы стимулов, короче или дольше.


Темперамент в психологии: сангвиник

Это человек с очень высокой активностью. Но при этом она уравновешивается реактивностью. Он возбужденно и живо откликается на все вещи, которые привлекают внимание этого человека. Сангвиники обладают обычно выразительными движениями и живой мимикой. Он может хохотать по самому незначительному поводу. Человек с сангвиническим темпераментом хорошо сосредотачивается, концентрируется. Он дисциплинирован и энергичен. Ему присущи гибкость ума, быстрые движения, находчивость, высокий темп речи, изменчивость чувств и настроений, быстрая смена интересов.

Первичный тип человека живет в данный момент, движется, быстро меняет свое сочувствие, ищет новый импульс, ждет немедленных результатов. Он реагирует быстро, спонтанно, импульсивно. Вторичный тип человека реагирует только через определенное время, стабилен в чувствах, имеет твердые принципы, решает медленно.

Темперамент тесно связан с характером, эти элементы личности относительно отделяемы и взаимодействуют друг с другом. Темперамент часто накладывается, маскируется чертами характера. Темперамент проявляется в чрезвычайных и критических ситуациях. Каждый темперамент имеет свои положительные и отрицательные стороны. Чтобы иметь возможность использовать положительные аспекты вашего темперамента, нужно научиться управлять им и управлять им по своему характеру. Каждый тип темперамента требует другого подхода к обучению.

Темперамент в психологии: холерик

Отличается небольшой чувствительностью, высокими параметрами реактивности и активности. Однако холерик больше реактивен, чем активен. Именно поэтому он несдержан, вспыльчив, необуздан, нетерпелив. Он гораздо менее инертен, чем тот же сангвиник. Поэтому человеку с холерическим темпераментом свойственно быть устойчивым в интересах и стремлениях.

Образование и самочувствие. Обучаясь и воспитывая, темпераментные проявления могут быть до некоторой степени изменены. Он подчеркивает формирование таких личностных качеств, как эмоциональная зрелость, эмоциональный интеллект, посредством процесса так называемой эмоциональности, т.е. эмоционального воспитания. Речь идет о создании таких прогрессивных систем мотивации, которые приведут к социальному саморазвитию на всю жизнь.

Выращивание эмоций связано с эстетическим воспитанием, которое, среди прочего, преподает красоту в области повседневной жизни. Он использует средства искусства и общую жизнь. Он тесно связан с моральным воспитанием, ведущим к необходимости делать добро. Образование должно быть сосредоточено на культивировании альтруистических чувств, например, образце и внушении. Город тесно связан с характером, меньше с интеллектом и волей. Высшие чувства являются предпосылкой для улучшения социальной коммуникации между людьми.

Темперамент в психологии: флегматик

Такие люди высокоактивны, однако мало чувствительны и неэмоциональны. Флегматика трудно рассмешить или опечалить. Он обладает замечательной способностью оставаться невозмутимым во всех ситуациях. Психология темперамента «флегматик» выражается буквально одним словом - «спокойствие». Обычно у таких людей бедные и невыразительные мимика и речь.

Значительное влияние на формирование эмоционального выражения имеет личный пример. Люди подражают выразительным выражениям и эмоциональным отношениям людей, которые являются их автором. Также эмоциональная атмосфера в данной ситуации и группа передается индивидууму. Некоторые эмоциональные отношения вне группы даже не могут возникнуть. Позитивная или отрицательная оценка группой оказывает сильное влияние на формирование эмоциональных реакций и отношений. Существует большое количество искусства, особенно литературы, для расширения эмоционального опыта.

Темперамент в психологии: меланхолик

Это человек с повышенной чувствительностью и очень малой реактивностью. Он обидчив, болезненно восприимчив. Голос тихий, движения скупые и бедные. Обычно меланхолики - неуверенные в себе, робкие, подавленные люди. Они неэнергичны, ненастойчивы и неработоспособны.

Воспитание эмоций иногда определяется в зависимости от того, относится ли это к воспитанию нравственных, эстетических или интеллектуальных чувств. В воспитании нравственных чувств, самой важной групповой оценки поведения, особенно в детстве. Все виды искусства участвуют в развитии эстетических чувств. Интеллектуальные настроения развиваются путем чтения, интервьюирования, изучения и т.д.

В эмоциональном образовании необходимо избегать явления, называемого «двойным связыванием» в психологии. Это своего рода двойная связь, выражающая амбивалентное отношение. К примеру, мать одновременно предоставляет своему ребенку двойную информацию, один отрицает другую. Одна материнская информация однажды убеждает ребенка в ее привязанности, а другая отвлекает ее.