Кроссворд свинья под дубом. Кроссворд свинья под дубом Какой описывает Крылов Свинью

1.Что в басне аллегорического,иносказательного,а что могло бы произойти в жизни?
2.Какой описывает Крылов Свинью?
3.В каких строчках заключена мораль басни?Приведите различные случаи,ситуации,когда можно использовать мораль этой басни.
4.Литературоведы считают,что в басне противопостовляется истинное просвещение,с одной стороны,и невежедство-с другой.Согласны вы с этой точкой зрения?Какиестрочки говорят об истинном просвещении а какие-о невежестве.

даю 40 баллов! ну оооочень надо

рассказываю чуть своими словами.очень спешу поэтому так неграмотно
1.по приведённым отрывкам определите произведение и автора.
а)крепко не полюбилось новое житьё. с детства он привык работать... он вырос немой и могучий там как он утопил собачку:(а автора не помню.
б)хотел он подняться а уж на нём два татарина сидит крутят ему назад руки. рванулся он и скинул с себя татар да ещё соскакали с коней троя на него начили бить его... помутилось у него в глазах и зашатался сняли татары его с лошади закруктили руки за спину завязали руки татарским узлом поволокли к коню
в) малбчик пришёл в себя только у источника у того самого где накануне днём они с дедушкой завтракали. припавши вместе ртами к холодному водоёму собака и человек долго глотали воду. они отталкивали друг-др. приподнимали на мин. кверху головы чтоб перевести дух там с губ вода капала потом они прилипали водоёму и были не в силах оторваться.

3. Исключите из каждой цепочки лишнее. Объясните принцип построения цепочек.
а.волк и ягнёнок,свинья под дубом,кусака,волк на псарне.
б.с.а.есенин, а.а.блок, ф.и.тютчев,а.п.чехов.
в.и.а.бунин,д.дефо,а.и.куприн,п.п.бажов.
г.сказка,былина,рассказ,пословица.

4. соотнесите термин и его определение(всё в табличке)
а)описание природы в литеротурном произведении 1.эпитет
б)созвучие концов строк 2.пейзаж
В)развёрнутое высказыване одного лица 3.рифма
г)художественное определение указывающее на
какоето качество и подчёркивающее его свойства 4.монолог

5.определите жанр(рассказ, басня, стихотворение, сказка, былина, летопись, повесть, загадка,пословица) по приведённым отрывкам.
а)вот раз собираются старики на базар в большое село и думают: как им быть то? кто им щи сварит и кашу сготовит, кто корову напоит и подоит, кто курам проса даст и на насест их загонит?
б)барбос был невелик ростом, но приземист и широкогруд. благодоря длинной, чуть чуть вьющейся шерсти в нём замечалось отдалённое сходство с белым пуделем, но только с пуделем, к которому не прикасались не мыло, ни гребень, не ножницы.
в)как неожиданно и ярко,
на влажной небе синеве,
воздушная воздвигла арка
в своём минутном торжестве.
посреди поля чистого,
на закате красна солнышка,
на восходе ясна месяца
на заставу богатырскую
собирались на походный совет
славно русские богатыри.
д)в лето 6415 (907). пошёл олег на греков на конях и на кораблях; и было кораблей числом 2 тысячи. и пошёл к Царьграду

6.перепутаны части загадок (начало и конец). Восстановите загадки соеденив её части, напишите отгадки.
а)ног нет а идёт, побегушки бегут.
б)поползушки ползут, тем больше она становится
в)чем больше от неё отбавишь дом по лестнице бежит.
г)в поле лестница бежит, глаз нет, а плачет.

Ильина Наталья Михайловна и Фёдорова Елена Михайловна

Место работы — МБОУ «Красноярская СОШ №1»

Должность – учитель

Предмет преподавания –литература

Класс — 5

Тема урока: И. А. Крылов. Обличение человеческих пороков в басне «Свинья под Дубом».

Целевые установки на достижение результата :

Личностные : осмысление важности басен И. А. Крылова, воспитание непримиримого отношения к лени, невежеству, наглости.

Регулятивные : развитие навыков контроля и взаимоконтроля, прогнозирования и целеполагания.

Коммуникативные : формирование собственного мнения по отношению к изучаемой проблеме, умения работать в паре, инсценировать художественный текст.

Познавательные : умение работать с текстом, выделять мораль басни.

Предметные : знакомство с особенностями жанра «басня», развитие умения находить в тексте олицетворение, аллегорию.

Тип урока: комбинированный.

Формы работы учащихся: коллективная, индивидуальная, групповая.

Оборудование: компьютер, проектор, портреты И. А. Крылова, аудиозапись басни «Свинья под Дубом», интерактивная доска.

Структура и ход урока .

1 Организационный момент .

2 Мотивация .

Учитель: О «герое» нашего урока мне хотелось бы сказать словами М. Исаковского:

Кто не слыхал его живого слова,

Кто в жизни с ним не встретился своей?

Бессмертные творения Крылова

Мы с каждым годом любим всё сильней.

Со школьной парты с ними мы сживались,

В те дни букварь постигшие едва,

И в памяти навеки оставались

Крылатые крыловские слова.

Ученики: слушают, отгадывают.

3 Определение темы и целей урока .

Учитель: Мы уже знакомы со многими героями произведений И. А. Крылова. Перед вами кроссворд. Вам нужно его заполнить, и в центральной вертикальной строке получится ключевое слово.

    Щука тянет в воду, Рак пятится назад, а он рвётся в облака. Кто? (Лебедь)

    К кому приползла попрыгунья Стрекоза? (Муравей)

    Какое животное до сих пор в диковинку у нас? (Слон)

    «Голубушка! Как хороша! Ну что за шейка, что за глазки!» О ком эти строки? (Ворона)

    Она «под Дубом вековым наелась желудей досыта, до отвала». Кто? (Свинья)

Ученики: заполняют кроссворд, определяют ключевое слово «басня».

Учитель: просит произнести ключевое слово, называет басню, которую они будут изучать

на данном уроке, просит учащихся сформулировать тему и цели урока.

Ученики: называют ключевое слово, прогнозируют, формулируют цели урока.

4 Актуализация знаний .

А) Учитель: организует беседу по известному учащимся материалу.

Давайте вспомним, что такое басня?

Из чего она состоит?

Как называется литературный приём, при котором животные птицы,

насекомые, неодушевлённые предметы разговаривают, думают,

переживают?

Объясните, что такое аллегория? Приведите пример.

Ученики: используя литературоведческий словарь и ранее полученные знания, дают

определение понятиям: «басня», «мораль», «аллегория», «олицетворение».

Учитель: Да, ребята, басня – это небольшой занимательный рассказ в стихах и прозе с

поучительным смыслом. В басне действуют не только люди, но и звери,

птицы, насекомые и различные предметы. Зная природные нравы и повадки

животных, баснописец наделяет их человеческими качествами. Читая басни, мы

смеёмся над пороками людей. Но главная мысль всегда серьёзна, потому

мораль содержит основной поучительный смысл. Давайте вспомним некоторые

басни И. А. Крылова.

Учитель: предлагает вниманию детей 6 слайдов с иллюстрациями басен: «Ворона и

Лисица», «Щука и кот», «Квартет», «Стрекоза и Муравей», «Лебедь, Щука и Рак»,

«Трудолюбивый Медведь».

Б) Диагностический инструментарий.

Базовый уровень.

Учитель: предлагает посмотреть слайды и вспомнить названия басен.

Ученики: просматривают слайды, записывают названия.

Повышенный уровень.

Учитель: предлагает карточки с отрывками из басен, просит исправить в них ошибки и

Карточка с отрывками:

1 Лисице где-то бог послал кусочек сыру…

2 Зубастой Акуле в мысль пришло за кошачье приняться ремесло…

3 Проказница Мартышка, Баран, Козёл да косолапый Мишка затеяли сыграть в квартет…

4 Попрыгунья – Бабочка

Лето красное пропела,

Оглянуться не успела,

Как зима катит в глаза…

5 Однажды Журавль, Рак да Щука везти с поклажей воз взялись.

6 Орешника, березняка и вязу мой пёс сгубил несметное число, а не даётся ремесло…

В) Контроль.

Учитель: собирает листочки у ребят, оценивает ответ по ключу, указывает на ошибки.

5 Динамическая пауза .

Учитель: приглашает одного из учеников провести физкультминутку.

Ученики: выполняют упражнения.

Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.

(наклоны вперед и назад)

Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова.

(вращение головой)

Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.

6 Изучение нового материала.

Этап

Учитель

Ученики

Включает аудиозапись басни, читает актёр А. Грибов.

Слушают аудиозапись и воспринимают текст.

Предлагает ученикам самостоятельно прочитать текст, определить главных героев.

Читают басню, называют героев.

Просит дать характеристику Дубу, какие человеческие качества он олицетворяет. Почему автор называет его вековым?

Характеризуют Дуб как мудрого, доброго. Назван вековым, потому что накапливает много лет всё положительное, доброе.

Предлагает объяснить характер и интересы Свиньи.

Дают характеристику героине: ленивая, глупая, прожорливая.

Предлагает объяснить роль Ворона в басне.

Характеризуют Ворона: умный, учёная птица, учит, убеждает Свинью, которая не хочет его слушать.

Предлагает найти мораль в басне и выразительно прочитать её.

Находят мораль и выразительно читают.

Просит письменно объяснить значение слов: порок, невежа, невежда. (Словарная работа).

В тетрадях записывают своё определение этих слов, зачитывают и выбирают правильное.

Предлагает работу в парах. Показывает на слайде качества героев и просит разложить их на три группы для характеристики Свиньи, Дуба и Ворона.

(Качества на слайде: вежливость, наглость, мудрость, достоинство, тактичность, лень, неблагодарность, глупость, невежество, доброта, щедрость.)

Разделяют предлагаемые качества на три группы, затем осуществляют взаимоконтроль, оценивают друг друга.

7 Групповая работа .

Учитель: заранее даёт задание разделиться на группы и подготовить инсценировку басни.

Ученики: делятся на группы, инсценируют басню.

Учитель: оценивает работу в группах, артистизм, речь, жесты, костюмы учащихся.

8 Рефлексия.

Учитель: Какие задания были сложными или вызвали затруднение?

Какие вопросы остались в конце занятия?

Ученики: отвечают на вопросы, обосновывают свой ответ.

9 Подведение итогов .

Учитель: просит объяснить фразу И. А. Крылова: «Люблю, где случай есть, пороки

порицать». Какие пороки высмеивает автор в басне «Свинья под Дубом»?

Ученики: объясняют высказывание, называют пороки Свиньи: наглость, грубость, лень,

невежество, неблагодарность, жестокость.

Учитель: подводит итоги, делает выводы, оценивает деятельность учащихся.

10 Домашнее задание .

Учитель предлагает выполнить домашнее задание на выбор.

Базовый уровень.

Нарисовать рисунок к басне.

Повышенный уровень.

Составить шуточные стихотворения с заданными рифмами.

1…………………………. соловей …………………… у ней ……………………. кошка …………………… немножко.

2…………………….. сестрица …………………….. мастерица …………………….. голова ……………………. слова.

3…………………….. день …………………….. тень …………………….шептали …………………… толковали.

«Крылатые басни Крылова» - Благодарные потомки. Чему учит басня. Крылатые выражения. Вставь пропущенные слова. Дурные качества. Знать басни. Назовите басню. Мука. Иван Андреевич Крылов. Свинья под дубом. Басня построена на антитезе. Аллегория. Иллюстрации к самым известным басням. Слона-то я и не приметил. Памятник баснописцу.

«Крылов Ворона и лисица» - Вещуньина (голова) -. Глупая, доверчивая. Фильм о биографии. Лисица. Биография. Плутовка. Вороне нравятся льстивые слова. Хитрая и ловкая обманщица, мошенница. Угодливое восхваление, лицемерие. Глаз не сводит-. Лесть -. Бог послал -. Не на пользу. Не впрок -. Пленить -. Была такова -. Урок литературного чтения.

«Крылов литература» - Басня состоит из вступления, описания событий и морали.(«Словарь литературоведческих терминов»). Квартет. Иван Андреевич Крылов. В гостях у Ивана Андреевича Крылова. Титульный лист журнала «Санкт-Петербургский Меркурий». 1783 год. Время создания 1834 год. Е. М. Рачев. – краткий рассказ, чаще всего в стихах, главным образом сатирического характера.

«Язык басен Крылова» - Страницы биографии. Мораль басни. Большие забияки. Выставка книг. Крылатые выражения. Кроссворд. Кума. Басни. Интерактивное пособие. Аллегория. Что такое басня. Памятник. Узнай героя басни. Слова. Что за чудо эти басни. Взгляд.

«Басни Ивана Крылова» - «Квартет». Ну что за шейка, что за ….» «Вороне где-то бог послал кусочек ……» «Попрыгунья …… Лето красное пропела» «Проказница-Мартышка, Осёл, Козёл да косолапый Мишка затеяли сыграть ……» «Да Лебедь рвётся в облака, Рак пятится назад, а ……. тянет в воду». Переписывал документы, разносил пакеты, чинил гусиные перья и потихоньку читал книги, которые остались после отца.

«Музыка в баснях Крылова» - Музыка, конечно, есть везде. Ты с басом, Мишенька, садись против альта. Музыка раскрывает мир человеческих чувств. Музыка в баснях И.А.Крылова. Цель проекта. Любовь Ивана Андреевича к музыке нашла яркое отражение в его баснях. Ванюша любил бывать на рынке, где однажды он увидел старика-итальянца. Случилось Соловью на шум их прилететь.

По горизонтали

По вертикали

По горизонтали

2. Кто взялся судить о соловьином пении, сам не имея ни слуха, ни голоса. 5. Кто, прочитав басню «Волк на псарне» обнажил свои седины, показав сходство с Ловчим. 6. Вставьте пропущенное слово: «Ты сер, а я, приятель, _________» 7. Вставьте пропущенное слово: «А вы, друзья, как ни садитесь, все в ___________ не годитесь». 11. Прием в басне, когда неживые предметы и животные наделяются качествами людей. 12. Воплощение качеств характера в героях басни. 14. Вставьте пропущенное слово: «_______ также в ослепленье бранит науки и ученье и все ученые труды…»

По вертикали

1.Закончите строку: «Ягненок в жаркий день зашел к ручью напиться // И надобно ж такой беде случиться, // что около тех мест голодный рыскал _______». 3. Вставьте пропущенное слово: «Уж сколько раз твердили миру, // что лесть гнусна, вредна, но только все не впрок.// И в сердце _________ всегда отыщет уголок». 4. Какую историческую личность изобразил Крылов в образе хищника в басне «Волк на псарне»? 6. Ценность, ради которой лисица осыпала комплиментами ворону 8. В какой басне герои наивно полагали, что успех выступления зависит от расстановки исполнителей? 9. Кто произносит слова: «Хоть век его не будь, ничуть не пожалею, лишь были б желуди, ведь я от них жирею». 10. Как называются строки басни, содержащие главный вывод? 13. Куда собирался попасть коварный Волк, очутившийся среди собак и псарей?

Ответы к школьным учебникам

К стр. 65

1.Что в басне аллегорического, иносказательного, а что могло бы произойти в жизни?

Басня «Свинья под Дубом» аллегорически, иносказательно обрисовывает ситуацию, в какой главное действующее лицо не понимает, где причина, а где следствие. Свинья не осознает, что желуди, которые она ест, вырастают на Дубе. Из-за собственного невежества она начинает подрывать корешки Дуба, другими словами разрушать то, что дает ей питание. Такие ситуации в жизни могут происходить очень нередко. О их гласит поговорка «рубить сук, на котором сидишь».

Аллегоричен разговор Свиньи с Вороном и Дубом; свиньи, птицы и растения не могут говорить. В реальности свинья могла бы есть желуди и подкапывать корешки у дуба.

2. Какой описывает Крылов Свинью?

Крылов обрисовывает Свинью без симпатии. Свинья глуповатая, несведущая, недалекая, ленивая, эгоистичная. Она задумывается только о своем наслаждении.

3. В каких строчках заключена мораль басни? Приведите различные случаи, ситуации, когда можно использовать мораль этой басни.

Мораль басни заключена в последних 4 строках:

Невежда так же в ослепленье
Бранит науки и ученье,
И все ученые труды.
Не чувствуя, что он вкушает их плоды.

Мораль этой басни можно использовать, когда недобросовестный ученик не желает обучаться, ругает школу и учебу, но не осознает, что он пользуется тем, что изготовлено при помощи науки.

4. Литературоведы считают, что в басне противопоставляется истинное просвещение, с одной стороны, и невежество - с другой. Согласны ли вы с этой точкой зрения? Какие строчки говорят об истинном просвещении, какие - о невежестве?

Я согласен с тем, что в этой басне настоящее просвещение противопоставляется невежеству. О невежестве гласит позиция свиньи, которая в безразличии не вожделеет осознать, откуда берутся желуди:

«Пусть сохнет, - говорит Свинья, -
Ничуть меня то не тревожит;
В нем проку мало вижу я;
Хоть век его не будь, ничуть не пожалею,
Лишь были б желуди: ведь я от них жирею».

Об истинном просвещении говорят заботливые слова Ворона:
«Ведь это дереву вредит, -
Ей с дубу Ворон говорит, -
Коль корни обнажишь, оно засохнуть может».

Литература и изобразительное искусство

К стр. 65

1.Назовите художников, чьи иллюстрации к этой басне известны вам. Какая из иллюстраций вам понравилась больше? Почему?

Эту басню иллюстрировали А. Лаптев и Г. Куприянов.

2.Нарисуйте иллюстрации к этой басне или расскажите, как бы вы изобразили ситуацию, о которой рассказал Крылов.

К этой басне можно было бы нарисовать несколько иллюстраций.
Первая: Свинья под Дубом ест желуди.
Вторая: Свинья под Дубом спит.
Третья: Свинья бездумно подрывает корни Дуба.
Четвертая: Ворон укоризненно обращается к Свинье с ветки Дуба.
Пятая: Свинья самодовольно отвечает Ворону.
Шестая: сам Дуб возмущенно обращается к Свинье.