Фоторужье своими руками. Интересные идеи для самодельного фотооборудования Отражатель в виде блюда

Всем привет!

Дошли руки - решил написать статью о фотоснайпере.

Небольшая предыстория: После покупки фотоаппарата загорелся обзавестись прикольным девайсом . Везде искал и очень долго ждал хоть чуть-чуть человеческое предложение в интернете. В итоге все получилось супер, привезли из Новгорода в лучшем виде, такое ощущение, что комплект ждал меня 18 лет!

После первых моментов щенячьей радости и расстрела холостыми патронами (на пленочной камере без пленки) всего, что попадется в объектив, надо было думать, как добиться желаемого результата.

Первую проблему - поставить на фотокомплект цифровую камеру легко решаем: через переходник прикручиваем объектив и ставим на спусковой механизм.

Чтобы объектив закрутился на цифре ровно, а не боком, надо расслабить три винтика (на картинке показан один из них), поставить объектив в нужное положение и зафиксировать винты.


Все идеально, кроме одного момента, который рушит все - камера не реагирует на спусковой крючок!

Стоит задача: не потерять весь кайф от "стрельбы из ружья", заставив затвор реагировать на курок. Гугл особой пищи для размышления не дал. Вообще можно заметить, если гуглить что-то связанное с фотоснайпером, то кроме старья ничего не выдает - куча пустой болтовни на форумах и старых объявлений вплоть до 2001 года! Что-то похожее на правду было:

. Но способ слишком сложен для обычных смертных, да и по многим параметрам он хуже варианта, который я опишу ниже.

Итак, нам понадобится: провод, миниатюрная кнопка (любая, я выбрал вот

эту ), разъем (у меня Pentax k10d и мне понадобился 2.5 jack ), кембрики и резинка на провода (это не обязательно), двухсторонний скотч.

Первое, что надо сделать - подготовить спусковой механизм. Для начала мы его откроем, далее откручиваем "штуку", на которой крепится пленочная камера и палочку, которая в нее входит для срабатывания затвора.


Хочу сказать, что я не радиолюбитель и вообще в этом мало чего понимаю, поэтому объясню как смогу. Собственно нужно припаять кнопку и разъем к проводу (предварительно надев на него резинку и кембрики). Какой сигнал там куда идет, я понятия не имею, надо припаять так, чтоб при нажатии кнопки срабатывал затвор (так как у кнопки только две позиции вкл и выкл, и припаивыем мы только два провода к ней, у фотоаппарата пропадает ход "полунажатия" фокусировки, так что проверяйте в режиме М).

Любой фотолюбитель это не только фотограф, но и зачастую умелец, который легко обустраивает свою фотолабораторию своими руками.
Например, из доступных простых материалов и готовых частей за короткий срок легко изготовить фоторужье своими руками.

Такое фоторужье называется "Арбалет" - за некоторое внешнее сходство.

"Арбалет" - это очень простой механизм и очень легко сделать такое фоторужье своими руками.

Но главное - все исходные части весьма дешевы, да и само фоторужье очень просто в изготовлении.

Самая дорогостоящая часть в нем - это зрительная труба "Турист-4". Эта труба дает 10-кратное увеличение при весьма хорошей резкости снимка. А ведь это идентично телевику с фокусным расстоянием 500 мм, как, например, у телеобъектива МТО-500.
Но ведь стоит-то телеобъектив не соизмеримо больше, особенно по нынешним временам.

Основание фоторужья - стальная трубка диаметром 20 мм и длиной 350 мм. К ней приварены два ушка для крепления хомутиков - ложа зрительной трубы. Они тоже стальные, изготовлены из полосы толщиной 2 мм.
Снизу, к основанию, приварены две шайбы для шарнира приклада.

С правого бока основания приварена пластина (сталь, толщина 2 мм) - кронштейн фотоаппарата. Сам приклад выгнут из стальной проволоки диамтером 6 мм. Между ветвями приклада вварена упругая пластина-фиксатор. При откидывании приклада в рабочее положение она накрепко соединяет его с основанием.


Ну и наконец, два хомутика, выгнутых из полосы нержавеющей стали толщиной 1 мм: благодаря такой конфигурации они хорошо пружинят и надежно удерживают зрительную трубу.
А чтобы не поцарапать ее, хомутики изнутри оклеены замшей.

Подготовка к съемке

Откидываем приклад в рабочее положение В кронштейн устанавливаем фотоаппарат и фиксируем его штативной гайкой. Объектив фотоаппарата устанавливаем на "бесконечность". Затем вплотную к объективу приближаем окуляр зрительной трубы и "вдавливаем" ее в хомутики.
Наводка на резкость, через видоискатель зеркального фотоаппарата, осуществляется вращением утолщенной части зрительной трубы. Окуляр фотоаппарата в это время неподвижен.

Если ваш фотоаппарат не зеркальный, тогда наводку на резкость делаем "на глазок".

Сначала, до установки в фоторужье, наводим на объект зрительную трубу и добиваемся резкости. Определив расстояние до объекта, устанавливаем на объективе расстояние в 10 раз меньше.

После этого соединяем систему "зрительная труба - фотоаппарат" и производим съемку.
Конечно, такая конструкция не без недостатка. Но меня Арбалет вполне устраивает.

Вот фотографии: один сделан просто фотоаппаратом, а другой - Фоторужьем.

Семен комментирует:

Фото фиговые. Я делал подобное но с цифромальницой, у меня фотографии на порядок лучше получились

Троль комментирует:

А к чему такие ухищрения? Сейчас за 60-90 т.р. можно купить офигенную зеркалку с телеобъективом и снимать нормально с высоким качеством.

На такой кустарщине все равно не будет электронной стабилизации изображения.

Комар комментирует:

А что мешает конику минолту на фоторужъе поставить? Будет и качество и электронная стабилизация.

Михаил комментирует:

Сомнительная не только дешевизна, но и сам проект: в 50-х годах был сделан Таир-3, и после то самое фоторужьё. И ФР 300 не просто так считалось: очень сложно с рук снимать с более длинным фокусным. Так, уже 400 мм в большей половине случаем дает смаз, а если говорить о 500 мм, то без штатива уже не обойтись в 80% случаев даже при хорошем освещении...
Я для себя решил проблему так: купил ФС, и вместо Зенита постапил Pentax. И стабилизптор работает, и объектив хоть и простецкий, а работать позволяет на уровне дорогих фирменных.
Для справки: ФС обошелся в полном комплекте 4 тр, и это я еще переплатил))

В журналах "Советское фото", "Охота и охотничье хозяйство" было помещено много описаний различных конструкций фоторужей как заводского производства, так и самодельных. Для фотоохоты на ходу наиболее удобно фоторужье с мгновенной наводкой на резкость, которым отлично фотографировать птиц и зверей в движении.

По своей конструкции фоторужье с мгновенной наводкой на резкость довольно просто в изготовлении. Для поделки такого фоторужья нужен следующий инструмент: небольшие тиски, молоток, дрель, ножницы по металлу, лобзик, листовой алюминий толщиной 1 мм.

Конструкция фоторужья показана на чертеже.

1 - деревянный упор; 2 - алюминиевая трубка 15-20 мм; 3 - трубка с резьбой; 4 - деревянная ручка; 5 - стандартное удлинительное кольцо с резьбой М 39 или М 42 в зависимости от фотоаппарата; 6, 11 - прокладки из толстой бумаги; 7, 8, 9, 12, 13 - цилиндры из алюминиевого листа толщиной 1 мм; 10 - две текстолитовые направляющие; 14 - крышка; 15 - втулка с пазами, по которым ходит провод лепестка диафрагмы; 16 - лепестки диафрагмы; 17 - алюминиевое кольцо, соединенное с втулкой 15 винтами, винты ходят по пазам цилиндра 13; 18 - втулка, закрепленная в цилиндре винтами, к втулке крепятся лепестки диафрагмы; 19 - втулка; 20 - линза; 21 -кольцо, крепящее линзу; 22 - кольцо; 23 - пружина; 24, 27, 30 - алюминиевый ободок; 25, 29 - деревянные упоры; 26, 28 - алюминиевые трубки, входящие одна в другую, в трубке 28 имеется отверстие для винта 32, а в трубке 26 - паз, от которого зависит ход пружины.

Можно использовать линзу из подзорной трубы 20-кратного увеличения, которую продают в магазинах по цене 25 руб. В дальнейшем эту линзу можно использовать как в объективе, так и в трубе. Такая линза имеет фокусное расстояние 330 мм, т. е. по сравнению с нормальным объективом дает увеличение в 66 раз. К этому объективу я сделал диафрагму, которая позволяет иметь максимальное значение диафрагмы 1/6,6, а минимальное- 1/16, Диафрагма состоит из 12 лепестков, сделанных из медной фольги толщиной 0,3 мм. Лепестки вырезают обычными ножницами и зачищают шкуркой. Далее в них сверлят два отверстия для крепления лепестка к втулке и для припайки медного провода диаметром 1-2 мм и длиной 8-10 мм. Лепесток с припаянным проводом красят в черный цвет. Втулки диафрагмы вырезают лобзиком из эбонита, текстолита или другого подходящего материала. Цилиндры объектива делают из алюминиевого листа. Места стыка с внутренней и наружной стороны оклеивают узкой полоской бумаги (клей БФ-2). Все внутренние поверхности цилиндров оклеивают черной бумагой или окрашивают в черный цвет. Для заполнения пространства между цилиндрами применяют толстую бумагу, пропитанную клеем БФ-2. Наружную поверхность объектива красят в серый защитный цвет. Приклад фоторужья делают в виде отвинчивающегося костыля.

До чего же дичь пошла бестолковая. Я полдня за ней бегал, чтобы сфотографировать.
- Это ещё мало. Теперь ты ещё за ним полдня бегать будешь.
- Это почему же?
- А чтоб фотографию отдать.

Когда я в детстве смотрел замечательный мультик «Каникулы в Простоквашино», то и подумать не мог, что Фоторужьё для Шарика - это не плод фантазии Эдуарда Успенского, а имеет реальный прототип. Через несколько лет я не только узнал о существовании «фотоснайперов» , но и стал счастливым обладателем фотокомплекта ФС-12 (ФОТОСНАЙПЕР-12) . Весь комплект помещается вот в такой чемоданчик:

Первое, что бросилось в глаза - это огромный объектив «Таир-3С» с фокусным расстоянием 300 мм. Не трудно посчитать, что для плёночной зеркалки это давало очень приличное для тех времён увеличение примерно в 6 раз! Сегодня эта цифра выглядит не так внушительно, зато до сих пор аппарат впечатляет своим внешним видом:

Сделан он крепко, надёжно и внушительно, и, тем не менее, прост в управлении. Всё вроде на своём месте. Левой рукой настраиваешься, правой нажимаешь на спусковой курок. Именно благодаря курку и прикладу, действительно чувствуешь себя охотником или снайпером. Комплект не назовёшь дамским, весит он в рабочем состоянии 3 кг, а вместе с чемоданом 5.5 кг, так что руки через некоторое время начинают уставать.

Кстати, что касается названия, изначально эти фотоаппараты выпускались именно для военного применения и назывались «ручной аппарат для фото-разведки» (первый «Фотоснайпер» маленькой партией был выпущен в 1937 году Государственным Оптическим Институтом на базе дальномерки ФЭД). Затем аналогичную модель под названием ФС-2 начали производить на Красногорском механическом заводе (КМЗ). В модели Фотоснайпера ФС-3 и в последующих применялись зеркальные камеры «Зенит», которые предназначались уже для потребительского рынка.

Кстати, иностранные фирмы подобные комплекты не выпускали. Иногда производились специальные приклады, но массовым производством именно фоторужей, кроме Красногорского механического завода фактически никто не занимался.

Ценность ФС-12 ещё и в том, что отсоединим корпус камеры от приклада и, прикрутив объектив «Гелиос-44М-4» (который входит в комплект), мы получаем обычный фотоаппарат для повседневной съёмки. Не всегда же ходить людей пугать:-)

Самодельные фоторужья (П. Яровицкий)

Интерес фотолюбителей и профессионалов-фотографов к работе с длиннофокусными объективами "Таир-3", "МТ0500" и импортными растет с каждым годом. Но фотографирование бессильно без специального снаряжения, без приспособлений для крепления фотооптики, без фоторужей.

При фотографировании птиц и зверей фоторужьем с установленной длиннофокусной оптикой необходимы устойчивость и маневренность камеры, быстрая наводка на фокус, большие скорости при съемке, удобства во время работы и транспортировки, легкий спуск затвора и однообъективная зеркальная камера.

За последние годы я осмотрел и опробовал ряд фоторужей. Даю краткую их характеристику. Являются ли они окончательно отработанными и полностью отвечающими их назначению? Я считаю, что пока нет. Не разрешена существенная, трудная задача быстрой и удобной наводки на фокус движущихся объективов так, чтобы объект был постоянно в фокусе и спуск затвора был бы легко произведен в нужный момент. Не у всех фоторужей быстрый и удобный переход от горизонтальной съемки к вертикальной. Ряд моделей не позволяют заменять камеру и объектив. Но существующими фоторужьями можно хорошо фотографировать, при необходимости улучшая их конструкцию в дальнейшем.

Разберем устройство первого фоторужья (фото 1). Оно просто в изготовлении. Легкий поворот камеры для съемки с горизонтали на вертикаль дает возможность использовать любую однообъективную зеркальную камеру и любой, длиннофокусный объектив как отечественного, так и импортного производства не только под узкую, но и под широкую (6 X 6) пленку (например, фотокамеру "Пентакон"). Крепление тросика для спуска затвора мягкое, легкое - под указательный палец правой руки. Основная штанга изготовлена из тонкостенной дюралевой трубки. В нее вставляется небольшого давления пружина, создающая хранилище для запасных кассет и роликов пленки. Рукоятка для крепления фотооптической части передвигается по штанге (для регулировки). Ремень для ношения крепится на двух антабках - с торца штанги и со стороны затыльника фоторужья.

Фоторужье-2 (фото 2) сконструировано аналогично фоторужью-1, но внесены изменения в основную штангу. Дело в том, что ранее она была изогнута, что в эксплуатации себя не оправдывало, особенно при съемках в зимнее время. В новой модели рукоятка для крепления фотооптической части изготовлена из тонкостенной дюралевой трубки овальной формы, что улучшило устойчивость и удобство при съемках. На фоторужье укреплен нестандартный длиннофокусный объектив тубус, изготовленный из дюрали с вмонтированным в него объективом И-51 с фокусным расстоянием 210 мм и светосилой 1:4,5, вполне пригоден для фоторужья-2. Объектив И-51 может заменить полный набор объективов к зеркальной камере, таких, как Ю-9, Ю-11 и др. Если Ю-11 при фокусном расстоянии 13,5 см имеет возможность производить съемку не ближе 1,5 м, то объектив И-51, вмонтированный в тубус и укрепленный на фоторужье, дает возможность полным кадром (24 X 36) сфотографировать сидящую на цветке бабочку или сделать хороший портрет животного.

Фоторужье 3 (фото 3) однотипно фоторужью-1, но оно разборное и удобнее при транспортировке. Основная штанга состоит из двух половинок. В случае транспортировки фоторужье разбирается на части и укладывается в небольшой матерчатый мешочек, куда помещаются рукоятка, затыльник и две части штанги, занимая очень мало места. Условия использования фоторужья те же, что у модели 1.

Фоторужье-4 (фото 4). Оно по общей конструкции похоже на фоторужье, изображенное на фото 1. Изменен лишь плечевой упор. Он вилкообразный, что дает большую устойчивость при съемке, но меньшую портативность. Эту модель можно использовать с любой однообъективной зеркальной камерой и любым длиннофокусным объективом и снимать по горизонтали и вертикали. Рукоятка, на которой крепится оптическая часть, шарнирная, что позволяет изменять положение оптической оси по отношению к основной штанге, создавая удобство при регулировке фоторужья по конструкции фотографа.

Фоторужье-5 (фото 5) оригинальной, красивой конструкции. Она дает возможность использовать любую однообъективную зеркальную камеру и любой длиннофокусный объектив, делать съемку по горизонтали и вертикали. Длина приклада регулируется. Благодаря широкому прикладу это фоторужье имеет более устойчивое положение, но не очень удобно в транспортировке. В работе оно подобно вышеописанным фоторужьям.

У фоторужья-6 (фото 6) приклад и рукоятка изготовлены из дерева. Вилкообразный приклад с широким окончанием оправдан и дает устойчивое положение, но длина его не регулируется, оставаясь постоянной, транспортировка неудобна. Модель дает возможность применять любые узкопленочные однообъективные зеркальные камеры и длиннофокусные объективы, снимать по горизонтали и вертикали.

Фоторужье-7 (фото 7) по сравнению с уже показанными здесь конструкциями менее удобно, так как угол крепления оптической части по отношению к упору в плече не очень удобен при съемке. Модель изготовлена из дерева. Замена камеры и объектива не производится. На рукоятке крепления оптической части устроена поворотная площадка по типу турели, которая дает возможность делать съемку по горизонтали и вертикали.

Любое показанное на фотографиях 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 фоторужье при желании можно сделать своими силами.

Фоторужье должно быть изготовлено из легкого металла, портативно и удобно. Лучшим будет то, которое можно использовать для любой однообъективной зеркальной камеры (узкой и широкой) и любого длиннофокусного объектива. Оно не должно иметь блестящих поверхностей, должно легко разбираться и по потребности быстро собираться. Рукоятка с установкой оптической части должна иметь накатку и регулироваться (передвигаться) в зависимости от конституции фотографа. Штанга основная может состоять из двух частей, что делает фоторужье удобным при транспортировке. Спуск затвора должен производиться легким нажатием указательного пальца правой руки и иметь свободный ход. Использовать и конструировать различные рычажные системы спуска, усложняющие изготовление, нецелесообразно, так как при любой конструкции фоторужья достаточно гибкого тросика, который всегда можно расположить в удобном месте на рукоятке.

Затыльную часть можно изготовить из текстолита и обязательно сделать на ней нарезки для предотвращения скольжения у плеча. Можно купить в магазине готовый затыльник от охотничьего ружья. Затылочная часть может быть заменена небольшим вилкообразным упором, но это делает фоторужье менее портативным.

Антабки для крепления неширокого ремня обязательны, так как при передвижении удобнее держать фоторужье на груди.

Для съемки фоторужьем с длиннофокусным объективом пригодны только однообъективные зеркальные камеры, желательно с курковым взводом затвора.

Чтобы подготовить камеру к съемке длиннофокусным объективом, необходимо вывернуть стандартный объектив из камеры, а на его место ввернуть длиннофокусный объектив. (У камеры "Старт" имеется специальное переходное кольцо.) Затем оптическая часть и камера крепятся к рукоятке фоторужья, куда также ставится спусковой тросик. Каких- либо дополнительных юстировок при применении зеркальных камер и длиннофокусных объективов не требуется.

При съемке фоторужье затылочной частью должно быть прижато к плечу, локоть прижат к груди, а левой рукой делают наводку на резкость. Нажимают на спуск плавно, при этом дыхание задерживают. При съемке длиннофокусным объективом необходимы высокие скорости затвора.

Отличительная особенность длиннофокусной оптики - небольшая глубина резкости, вот почему наводку на резкость надо производить более внимательно, а установку диафрагмы, если позволяет освещение, ставить так, чтобы это увеличило глубину резкости снимаемого объекта.

Бленда при съемке длиннофокусным объективом обязательна. При фотографировании движущихся объектов (птиц, зверей) при ходовой съемке объектив устанавливается по шкале примерно на 30-40 мм и соответственно диафрагмируется, что дает возможность при быстром появлении объекта скорректировать наводку на резкость и нажать на спусковую кнопку.

Съемка может быть сделана проводкой за движущимся объектом при условии соответствующей скорости затвора.