Конспект урока по биологии "борьба за существование". Урок по биологии "борьба за существование" Борьба за существование между людьми поурочный план

Городской отдел образования

Открытый урок по биологии

на городском семинаре

заместителей директоров по УВР

"Борьба за существование

и естественный отбор"

11 класс

Егорова Елена Юрьевна

г. Уральск, 2015 год

Краткосрочный план открытого урока по биологии в 11 «Б» классе

учитель: Егорова Е.Ю.

СОШ №32 г.Уральск ЗКО

Дата

Урок 23

11 класс

Название занятия:

Борьба за существование и естественный отбор.

Общая цель:

Продолжить изучение движущих сил эволюции на примере борьбы за существование и естественного отбора познакомить с формами борьбы за существование и естественного отбора. Развивать умение сравнивать, анализировать, делать выводы, развивать образное мышление, навыка публичного выступления.

Результаты обучения

    Узнают связь между факторами естественного отбора и движущими силами эволюции.

    Научаться сравнивать биологические процессы.

    Обоснуют вывод о факторах эволюции.

Ключевые идеи

Различают три формы борьбы за существование: внутривидовую, межвидовую и борьбу с неблагоприятными условиями неорганической природы.

Борьба за жизнь особенно упорная между организмами в пределах одного вида, т.к. они обладают сходными признаками и испытывают одинаковые потребности.

Занятие

    Рефлексия (10 минут) –

(Заходя в класс, учащиеся выбирают стикеры разного цвета и рассаживаются по разным цветам за ряды)

Давайте восстановим в памяти знания об эволюции, ее движущих силах и учёных эволюционистах.

А) компьютерное тестирование – зелёные стикеры (I ряд)

Б) тест – опрос – жёлтые стикеры (II ряд)

В) биологический пинг- понг (фронтальный опрос) – розовые стикеры (III ряд)

Суммативное оценивание

Взаимооценивание

    Актуализация знаний о борьбе за существование и естественном отборе (прослушав стихотворения, учащиеся должны определить тему урока и её цель)

Стихотворения:

/С. Есенин/

А по двору метелица

Ковром шелковым стелится,

Но больно холодна.

Воробышки игривые, как детки сиротливые

Прижались у окна.

Озябли пташки малые, голодные, усталые,

И жмутся поплотней….

(борьба с неблагоприятными условиями)

/ П. Усачев/

Лес кругом, широкая поляна…

На траве широкой у кургана

Жаркий бой ведут тетерева…. (внутривидовая борьба)

/А. Марков/

А знаете, друзья, что еж

Был с мягкой шерсткою когда-то?

Но объявилась вдруг лиса,

Защелкали зубами волки –

И стали колкими глаза, и выросли иголки. (межвидовая борьба)

/А. Осмолов/

Не причиняйте зла скворцу.

Оберегая род людской,

Помощник наш всегдашний,

Он бьется с грозной саранчой –

Врагом колхозной пашни…. (межвидовая борьба)

Формативное оценивание

Эпиграф урока: «Жизнь – есть борьба»

Как вы знаете, все организмы оставляют потомство, иногда очень многочисленное. Одна особь сельди выметывает в среднем около 40 тыс. икринок, осетр – 2 млн., лягушки – до 10 тыс. икринок, серая крыса – 5 пометов в год. На одном растении мака ежегодно созревают до 30-40 тыс. семян. Даже медленно размножающиеся животные потенциально способны оставить огромное число потомков. Самки слонов приносят детенышей в возрасте между 30 и 90 годами. За 60 лет они рождают в среднем 6 слонят. Расчеты показывают, что даже при такой низкой интенсивности размножения через 750 лет потомство одной пары слонов составило бы 19 млн. особей.

На основе этих и других примеров Дарвин приходит к выводу о том, что в природе любой вид животных и растений стремится к размножению. В то же время число взрослых особей каждого вида остается относительно постоянным. Каждая пара организмов дает гораздо больше потомков, чем их доживает до взрослого состояния. Большая часть появившихся на свет организмов гибнет.

В чем причина гибели? (обсуждение учащимися) – презентация.

В жизни постоянно происходит борьба между живыми организмами на разных уровнях.

Поэтому цель нашего урока : изучить сущность борьбы за существование как основного фактора эволюции, познакомиться с основными формами борьбы за существование.

Причины гибели разнообразны:

Недостаток корма из-за конкуренции особей одного вида

Нападение врагов

Действие неблагоприятных факторов среды (засуха, сильные морозы, высокая температура и др.)

Отсюда следует новый вывод, сделанный Дарвином:

в природе происходит непрерывная борьба за существование. Сам Дарвин писал: «… Я должен предупредить, что применяю этот термин в широком смысле, включая сюда зависимость одного существа от другого, а также включая не только жизнь одной особи, но и успех ее в оставлении после себя потомства. Я ради удобства прибегаю к общему термину « борьба за существование».

Иначе говоря, борьба за существование – это совокупность сложных взаимоотношений, существующих между организмами и условиями среды.

    На ваших партах есть картинки различных форм борьбы за существование, определите эти формы, выявите основные причины различных видов борьбы за существование, их значение – ассоциации по картинкам, заполнение флипчарта.

    Дополнить ассоциацию по ходу просмотра видеоролика «Борьба за существование».

Формативное оценивание .

    Чтение с пометками «ИНСЕРТ» -

Внутривидовая борьба (§13 с.82)

Самая жесткая и острая, т.к. все особи одного вида нуждаются в одних и тех же ресурсах: пище, территории, убежищах, местах размножения. Н/р, птицы одного вида конкурируют из-за мест гнездования. Самцы многих видов млекопитающих и птиц в период размножения вступают друг с другом в борьбу за возможность обзавестись семьей.

Межвидовая борьба (§13 с.84)

Включает отношения типа: хищник – жертва (волки, лисы охотятся на зайцев, между волками и зайцами, между лисами и зайцами идет напряженная борьба за существование); между хищниками (волки и лисы) тоже идет конкуренция за пищу. Существование трав зависит не только от поедания их животными, но и от других условий: опыление, конкуренция за свет, влагу.

(§13 с.85)

Факторы неживой природы оказывают огромное влияние на выживаемость организмов. Много растений гибнет во время холодных малоснежных зим. В сильные морозы смертность увеличивается и среди животных, обитающих в почве. Зимой при недостатке растворенного в воде кислорода погибает рыба. Семена растений нередко заносятся в неблагоприятные места обитания и не прорастают.

ВЫВОД:

6. приложение к уроку «Формы естественного отбора» - заполнение концептуальной таблицы.

Формативное оценивание

В борьбе за существование выживают и оставляют потомство особи, обладающие таким комплексом признаков и свойств, который позволяет наиболее успешно конкурировать с другими.

естественным отбором .

Зная о том, что существуют три вида борьбы за существование, можно предположить о существовании разных форм естественного отбора?

Ответ: да, можно.

А что вызывает эти разные формы?

Ответ: условия окружающей среды.

«Сводная таблица» - формы ЕО

Форма отбора

Условия среды обитания

Результат

Движущая

Изменяются

Приспособленность организмов

Стабилизирующая

Долго не изменяется

Ведет к усреднению признаков

Дизруптивная

Изменяются

Ведет к полиморфизму (наличие в пределах одного вида резко различающихся по облику особей (напр., у пчел - матка, трутни, рабочие пчелы).

    Рефлексия – «Калифорнийский сэндвич», итоги урока (на стикерах напишите «+» и «-» урока) и прикрепите их к смайликам, исходя из вашего настроения на уроке.

    Текущее оценивание

Источники, оснащение и оборудование

Мультимедийная установка, презентация, постеры, маркеры, тетради, учебники «Биология» 11 класс Ковшарь А.Ф., Соловьёва А.Р., Кайым К. и др.

Последующее задание

Интернет – ресурсы, записи и схемы в тетради, §13-15.

Маршрутный лист урока

    Приветствие, разделение по рядам (при помощи стикеров): (1 минута)

    Проверка домашнего задания: (8–9 минут)

А) Тесты (на бумаге или компьютерное тестирование) :

1. Длительный непрерывный и необратимый исторический процесс?

А) ароморфоз В) идиоадаптация

С) эволюция Д) дегенерация

    Усложнение и совершенствование живых организмов?

А) биологическая эволюция В) идиоадаптация С) эволюция Д) дегенерация

    Основатель систематики?

Д) Дж.Рей

    Бинарную номенклатуру предложил:

    Критерий, который использовал в своей систематике К.Линней:

А) генетический В) морфологический

С) физиологический Д) географический

    Сколько существует критериев вида...

А) 4; В) 6; С) 8; Д) 10;

    Учёный эволюционист, сформулировавший в начале 19 века первую эволюционную теорию:

А) Ч.Дарвин В) Ж.Б.Ламарк С) К.Линней

    Объяснил принцип градации живых организмов:

А) Ч.Дарвин В) Ж.Б.Ламарк С) К.Линней

А) Ч.Дарвин В) Ж.Б.Ламарк С) К.Линней

    Ч.Дарвин определил движущие силы эволюции, какие: А) борьба за существование;

В) наследственная изменчивость; С) естественный отбор; Д) все ответы верны

Критерий оценки: 0-1 ошибка - «5» ; 2-3 ошибки – «4» ; 4-5 ошибок – «3» ; более 5 ошибок – «2» .

В) Биологический пинг-понг (фронтальный опрос)

    Что такое эволюция? (это длительный непрерывный и необратимый исторический процесс развития органического мира)

    Что вы понимаете под биологической эволюцией? (необратимый процесс постепенного усложнения и совершенствования живых организмов на пути их приспосабливаемости к условиям окружающей среды)

    Основатель систематики, не предполагавший эволюционного процесса в живой природе? (К.Линней)

    Что значит бинарная номенклатура? Кто её предложил? (К.Линней составил лучшую систематику своего времени, упростил существующую терминологию и предложил бинарную номенклатуру – двойное название вида: прилагательное – вид, существительное - род)

    Какой критерий впервые разработал К.Линней для создания систематики? (морфологический, так как для разделения и систематизации он руководствовался внешними признаками)

    Сколько всего критериев вида? Перечислите их? (шесть: морфологический, генетический, физиологический, биохимический, экологический, географический)

    Почему в настоящее время не морфологический, а генетический критерий считается основным, при определении вида? (он считается более надёжным, потому что способность скрещиваться и давать плодовитое потомство может быть только у особей в популяции с одинаковым количеством, строением, размерами и формой хромосом. Существуют виды двойники, которые абсолютно морфологически идентичны, но генетически отличаются количеством или структурами хромосом)

    Учёный эволюционист, трансформист, сформулировавший в начале 19 века первую эволюционную теорию? (Ж.Б.Ламарк)

    Что положил в основу своей классификации животных Ж.Б. Ламарк? И что при этом заметил? (строение нервной и кровеносной систем, заметил, что животные как бы находятся на ступенях лестницы, становясь от простых более сложными – то есть происходит градация, а значит, мир живой природы изменяется, он совершенствуется).

    Кто впервые, из учёных эволюционистов, обратил внимание на то, что окружающая среда влияет на изменения живых организмов? (Ж.Б. Ламарк)

    Почему Ж.Б.Ламарку не удалось раскрыть причины эволюции? (он допустил ряд ошибок, считая, во первых, что каждый живой организм стремиться к совершенству, и, во вторых, что в ходе упражнений или не упражнений органов организмы достигают совершенства и передают эти признаки по наследству)

    Как кругосветное путешествие Ч.Дарвина повлияло на его труды? (разнообразие растений и животных, остатки вымерших живых организмов, свои наблюдения, коллекции, составление географических карт – всё это позволило ему придти к выводу об изменяемости видов в природе, а как следствие и к эволюции видов)

    Основная заслуга Ч.Дарвина не в формировании самой эволюционной теории, а в том, что он раскрыл причины эволюции. Каковы же они? (причины или движущие силы эволюции).

    Назовите движущие силы эволюции? (борьба за существование, естественный отбор и наследственная изменчивость)

    Прослушайте стихотворения, и попробуйте определить тему нашего урока и её цель.

(2 минуты)

    На ваших партах есть картинки различных форм борьбы за существование, определите эти формы, найдите формулировку форм борьбы за существование, выявите основные причины различных видов борьбы за существование, их значение для организмов. (5-7 минут)

Внутривидовая борьба (§13 с.82)

Межвидовая борьба (§13 с.84)

Борьба с неблагоприятными условиями среды (§13 с.85)

    Обсуждение – защита работ в группе (7-10 минут)

    Просмотр видео фрагмента и его обсуждение (3 минут)

ВЫВОД: Все формы борьбы за существование сопровождаются гибелью огромного количества организмов или приводят к тому, что часть их не оставляет потомства.

    В природе происходят процессы избирательного уничтожения одних особей и преимущественного выживания других – такое явление Ч. Дарвин назвал естественным отбором . Какие вам известны формы естественного отбора? §15 + (смотрите на обороте листа)

(8 минут)

    Закрепление - задание на слайдах о борьбе за существование. (3 минуты)

    Рефлексия (1 минута)

    Итоги урока и Д/з § 13,15 (1 минута)

Оценочный лист учащихся

Ф.И. уч-ся

Проверка домашнего задания (оценка, баллы)

Работа по новой теме

Итог урока

Тесты

Пинг-понг

«Формы борьбы за существование»

Сравнитель-ные

признаки

Внутривидовая борьба

Межвидовая борьба

Борьба с неблагоприятными условиями среды

1.Формы проявления борьбы за существование

1 Соревнование

(конкуренция).

2 Взаимопомощь.

1. Соревнование

(конкуренция).

2 Одностороннее использование одного вида другим

а) хищник-жертва;

Воздействие абиотических факторов (морозы, жара, ливни, метели, наводнение, засуха), которые могут усилить или ослабить внутривидовую и межвидовую борьбу.

2. Результаты борьбы за существование

Приводит к сохранению популяции и вида за счет гибели или неучастия в размножении наименее приспособленных особей данного вида, то есть ведет к процветанию вида в целом, способствует его совершенствованию.

Приводит к победе более жизнеспособной особи, к эволюции обоих взаимодействующих видов, к развитию у них взаимных приспособлений.

Средства нападения-клыки, когти, быстрое движение, подстерегающее поведение.

Средства защиты-шипы, панцири, иглы, ядовитые вещества, маскировочная окраска и др.

Приводит к выживанию в изменившихся условиях неживой природы наиболее приспособленных особей, популяций, видов.

3. Примеры

Борьба за территорию;

Состязание за добычу;

Внутривидовой каннибализм (поедание особей своего вида);

Борьба за главенство в стае;

Борьба за обладание самкой.

Один вид вытесняет другой;

Делят территорию;

Переход на разное питание;

Хищничество.

Сезонная смена меха (у млекопитающих);

Летняя и зимняя спячка у животных;

Сезонные перелеты и кочевки у птиц;

Приспособленность животных и растений к условиям пустыни и тундры

(развита корневая система, редуцированны листья, запас воды и жира в организме, низкорослость растений тундры и др.)

3. Дизруптивный (разрывающий) отбор осуществляется в тех случаях, когда две или более генетически различные формы обладают преимуществом в разных условиях, например в разные сезоны года. Дизруптивный отбор благоприятствует более чем одному фенотипу и направлен против промежуточных форм. Он как бы разрывает популяцию по данному признаку на несколько групп, встречающихся на одной территории, и может при участии изоляции привести к разделению популяции на две и более.

Ч.Дарвин наблюдал дизруптивный отбор на океанических островах, на которых появились бескрылые насекомые и насекомые с очень длинными крыльями. Насекомые со средними крыльями ветром сносились в море и погибали. Мадагаскарские тараканы, в отличие от Американских блаберусов, совершенно не имеют крыльев, но цепкие лапки позволяют им подниматься даже по стеклянной вертикальной плоскости. Разрывающая форма отбора приводит к полиморфизму - образованию нескольких форм, отличающихся по определенному признаку (в семье термитов, пчёл, муравьёв – есть матки, рабочие особи, солдаты, самцы) .

Ключ ответов:

Ключ ответов: 1 с, 2 а, 3с, 4 с, 5 в, 6 в, 7 в, 8 в, 9 а, 10д.

____________________________________________________

Ключ ответов: 1 с, 2 а, 3с, 4 с, 5 в, 6 в, 7 в, 8 в, 9 а, 10д.

____________________________________________________

Ключ ответов: 1 с, 2 а, 3с, 4 с, 5 в, 6 в, 7 в, 8 в, 9 а, 10д.

____________________________________________________

Конспект урока

(урок с использованием ИКТ). Учитель: Воробьёв Д.С.

Цель урока: сформировать понятие о борьбе за существование и естественном отборе как о взаимосвязанных процессах и как одних из центральных понятий теории эволюции Ч. Дарвина; познакомить с формами борьбы за существование и естественного отбора.

Задачи

1. Образовательная: Сформировать систему знаний о борьбе за существование и естественном отборе и их роли в эволюции.

2. Развивающая: продолжить работу по обучению учащихся умению отбирать главное, используя различные источники информации; оформлять работу в виде схемы-конспекта; публично защищать результаты творческой деятельности;

3. воспитательная: формировать понимание развития своего интеллекта как ценностной характеристики современной личности;

4. дидактическая: создать условия для осмысления новой учебной информации и ее применения в учебных ситуациях, проверки уровня усвоения системы знаний и умений.

Тип урока: урок применения знаний и умений, коллективные формы работы

Методы обучения : репродуктивный, частично поисковый.

Форма организации учебной деятельности: групповая.

Оборудование : персональный компьютер с диапроекто­ром; таблица «Борьба за существование», гербарные экземпляры рас­тений, коллекция насекомых, мультимедийная презентация

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока

«Борьба за существование и естественный отбор»

(урок с использованием ИКТ). Учитель: Воробьёв Д.С.

Цель урока: сформировать понятие о борьбе за существование и естественном отборе как о взаимосвязанных процессах и как одних из центральных понятий теории эволюции Ч. Дарвина; познакомить с формами борьбы за существование и естественного отбора.

Задачи

  1. Образовательная: Сформировать систему знаний о борьбе за существование и естественном отборе и их роли в эволюции.

2. Развивающая: продолжить работу по обучению учащихся умению отбирать главное, используя различные источники информации; оформлять работу в виде схемы-конспекта; публично защищать результаты творческой деятельности;

3. воспитательная: формировать понимание развития своего интеллекта как ценностной характеристики современной личности;

4. дидактическая: создать условия для осмысления новой учебной информации и ее применения в учебных ситуациях, проверки уровня усвоения системы знаний и умений.

Тип урока: урок применения знаний и умений, коллективные формы работы

Методы обучения : репродуктивный, частично поисковый.

Форма организации учебной деятельности: групповая.

Оборудование : персональный компьютер с диапроектором; таблица «Борьба за существование», гербарные экземпляры растений, коллекция насекомых, мультимедийная презентация

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Проверка знаний.

1.Тестирование.

1) Элементарная единица эволюции - это:

а) популяция; б) особь; в) вид; г) биоценоз.

Ответ: а).

2) Элементарный эволюционный материал поставляют:

а) мутации; б) модификации; в) популяционные волны; г) отбор.

Ответ: а).

а) естественного отбора; б) изоляции;

в) миграции; г) мутаций.

Ответ: а).

4) Дрейф генов - это:

а) увеличение численности особей;

6) случайные изменения концентрации генов в популяции;

в) миграции особей из популяции в популяцию;

г) свободное скрещивание между особями в популяции.

Ответ: б).

6) Генетическое равновесие в популяции - это:

а) постоянство численности всех особей популяции;

б) постоянство частот встречаемости различных аллелей;

в) равная численность самок и самцов;

г) баланс рождаемости и смертности в популяции.

Ответ: б).

7) Резкие колебания численности популяций:

а) не влияют на частоту аллелей в генофонде популяции;

б) изменяют генофонд популяции;

в) всегда приводят к потере доминантных аллелей;

г) как правило, связаны с утратой рецессивных аллелей.

Ответ: б).

2. Письменный ответ по карточке. Задание.

Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

1. В разных популяциях одного вида частота мутантных генов одинакова (неодинакова).

2.. И близко расположенные, и отдаленные популяции одного вида не отличаются друг от друга (могут значительно отличаться друг от друга).

4. Это объясняется тем, что в популяциях одного вида происходят только направленные изменения генофонда (не только направленные, но и ненаправленные, случайные изменения частоты генов).

5. При миграции животных и растений генофонд вновь образованной популяции гораздо больше (меньше) генофонда родительской популяции.

3.Письменный ответ у доски. Задание.

Составьте схему «Причины, нарушающие генетическое равновесие в популяциях».

Дифференцированное задание

Уровень А – 1 задание

Уровень В – 2 задание

Уровень С – 3 задание

(индивидуальная, дифференцированная работа)

II. Изучение нового материала

  1. Актуализация знаний на основе повторения о движущих силах эволюции (слайд 1,2)
  2. Постановка целей и задач урока (слайд 3)
  3. Знакомство с формами борьбы за существование

(Слайд 4)

Работа в 3-х группах по разделам (КСО)

Внутривидовая борьба

Межвидовая борьба

Борьба с неблагоприятными условиями

Приложение 1,

параграф 57с 206-207

Поиск информации 1.диск «Общая биология 11 класс» Кирилл и Мефодий

2. «Экология 10-11»

III. Закрепление и применение знаний.

Систематизация знаний,полученных учащимися.Приложение 2. Слайды 5-11

Отчеты групп о проделанной работе. Заполнение таблицы- приложение 2

IV. Изучение нового материала

1. Выполнение заданий по группам.

1-я группа знакомится с текстом на с. 233-236 учебника и определяет признаки движущего отбора.

2-я группа знакомится с текстом на с. 236-237 учебника и определяет признаки стабилизирующего отбора.

3-я группа работает с материалом дополнительной литературы (см. список литературы к уроку) и определяет признаки дизруптивного отбора (слайды 12- 17)

Коллективная творческая работа с учетом способностей учащихся

V.Закрепление материала

Заполнить и объяснить

Признаки

Движущий отбор

Стабилизиру

ющий отбор

Дизруп

тивный отбор

Условия действия

Направленность

Результат действия

Примеры

защитить свою часть схемы-
конспекта на доске или компьютере

VI. Рефлексия усвоения материала.

1.Перечислены причины, которые приводят к гибели многих особей одуванчика и не дают этому виду занять весь земной шар:

а) плоды вместе с сеном попадают в желудок овцы;

б) плодами питаются многие птицы;

в) всходами питаются травоядные животные;

г) топчут люди, автомашины, тракторы;

д.) мешают другие более высокие растения;

е) одуванчики вытесняют друг друга;

ж) семена погибают в пустынях, на скалах;

З.) семена погибают и в средней полосе, если они упадут
в неблагоприятные для сохранения и прорастания условия;

и) растения гибнут от сильных морозов и засухи;

к) растения гибнут от болезнетворных растений и вирусов.

Укажите формы борьбы за существование одуванчиков (внутривидовая: ...; межвидовая: ...; борьба с неблагоприятными условиями среды: ...).

2. Определение форм естественного отбора.

Определите, к какой форме естественного отбора можно отнести данные примеры:

  1. появление тараканов, устойчивых к действию ядохимикатов (движущая);
  2. формирование многих вариантов окраски внутри популяции травяной лягушки (дизруптивная);
  1. соответствие частей цветка у растения данного вида размерам конкретного вида насекомого-опылителя (стабилизирующая);
  2. кистеперые рыбы и крокодилы практически не изменились за миллионы лет (стабилизирующая);
  3. возникновение устойчивости к антибиотикам у микроорганизмов (движущая);
  4. на океанических островах мухи с нормальными крыльями сдуваются в океан и погибают. Преимущество у длиннокрылых и с недоразвитыми (рудиментарными) крыльями (дизруптвная).

Работа с тестом. Проверка результатов.

VII. Домашнее задание: параграф 57, 58 вопросы с.207 №1-3-репродуктивный уровень.

Продвинутый уровень- На основании ваших собственных наблюдений подготовьте примеры, дающие описание борьбы за существование между организмами: а) одного вида; б) разных видов.

Учащиеся записывают домашнее задание в соответствии со своими способностями.

VIII. Оценивание и подведение итогов урока. Достигли ли поставленных целей и задач? Какие затруднения встретились? Самооценка.

Приложение 3

самооценка

Приложение 1

Ч. Дарвин впервые пришел к мысли о том, что движущая сила всего эволюционного процесса есть результат взаимодействия организмов между собой и с внешней средой.

Ч. Дарвин обратил внимание на то, что всем живым организмам присуща способность практически «безграничного» размножения. В качестве иллюстрации он рассматривал пример с размножением слона - одного из наиболее медленно размножающихся животных. Даже в этом случае от одной пары слонов при обычном темпе размножения через 740-750 лет должно появиться около 19 млн животных.

В подавляющем большинстве случаев темп размножения организмов много выше. Например, потомство, которое потенциально способна произвести за лето одна дафния, достигает астрономической величины - более 10 млн особей, что превосходит массу Земли.

Вместе с тем неограниченного роста численности организмов в природе не наблюдается. В чем причина такого явления? Большая часть особей гибнет на разных этапах развития и не оставляет после себя потомков. Известно, что гибель тем интенсивнее, чем выше размножаемость особей данного вида.

Белуга выметывает во время нереста около миллиона икринок, и только незначительная часть из них проходит полный цикл развития и достигает зрелого возраста. То же относится и к

растениям.

По Дарвину, несоответствие между возможностью беспредельного размножения видов и ограниченностью ресурсов -главная причина борьбы за существование. Гибель потомков происходит по разным причинам. Иногда она может носить случайный характер (лесной пожар, наводнение, вмешательство

человека).

Однако, как правило, гибель избирательна. Не следует думать, что организм с неблагоприятными признаками непременно должен остаться без потомства или погибнуть. Просто существует большая вероятность того, что именно этот организм оставит меньше потомков либо погибнет. Следовательно, с большой вероятностью выживают и эффективнее размножаются организмы, обладающие набором свойств, который сообщает им наибольшую приспособленность к условиям обитания.

2. Формы борьбы за существование.

Дарвин различал три формы борьбы за существование: внутривидовую, межвидовую и борьбу с неблагоприятными условиями неорганической природы.

Ч. Дарвин указывал, что борьба за жизнь особенно упорная между организмами в пределах одного вида, и обосновывал свое утверждение тем, что они обладают сходными признаками и испытывают одинаковые потребности. Яркий пример внутривидовой борьбы - состязание между одновозрастными деревьями хвойного леса. Самые высокие деревья своими широко раскинутыми кронами перехватывают основную массу солнечных лучей, а их мощная корневая система поглощает из почвы растворенные питательные вещества в ущерб более слабым соседям. Внутривидовая борьба обостряется при повышении плотности популяций. При обилии птенцов у некоторых видов птиц (многие виды чаек, буревестников) более сильные выталкивают из гнезда более слабых, обрекая их на гибель от хищников или голода.

Под межвидовой борьбой следует понимать конкуренцию особей разных видов. Особой остроты межвидовая борьба достигает в тех случаях, когда противоборствуют виды, обитающие в сходных экологических условиях и использующие одинаковые источники питания.

В результате межвидовой конкуренции происходит либо вытеснение одного из противоборствующих видов, либо приспособление видов к разным условиям в пределах одного ареала, либо их территориальное разобщение. Например, серая и черная крысы - разные виды одного рода. В поселениях человека в Европе серая крыса совершенно вытеснила черную крысу, которая теперь встречается в лесных районах и пустынях. Серая крыса крупнее, лучше плавает и, главное, агрессивнее, вследствие чего в схватках с черной одерживает верх.

В лесу под защитой светолюбивых пород - сосны, березы, осины - сначала хорошо развиваются всходы ели, которые вымерзают на открытых участках, но потом по мере смыкания крон молодых елей всходы светолюбивых пород гибнут.

Межвидовая борьба за существование включает одностороннее использование одного вида другим, так называемые отношения типа «хищник - жертва» (рыбы, поедающие планктон).

Примеры борьбы за существование не сводятся к борьбе в прямом смысле. Так, формой борьбы за существование являются и благоприятствование одного вида другому без ущерба для себя (птицы и млекопитающие распространяют плоды и семена), взаимное благоприятствование разных видов друг другу (цветки и их опылители).

В лесу наблюдается и польза от совместного произрастания растений. Здесь по сравнению с открытыми местами создается свой тепловой, водный и воздушный режим: менее резкие колебания температуры, более высокая относительная влажность, - под пологом деревьев верхних ярусов произрастают теневыносливые кустарники, травы, мхи, напочвенные водоросли.

Третья форма борьбы за существование - борьба с неблагоприятными внешними условиями. Факторы неживой природы оказывают непосредственное влияние на эволюцию живого. Про растения в пустыне говорят, что они «борются с засухой», имея в виду развитие у них многочисленных приспособлений, способствующих добыванию воды и питательных веществ из почвы (особая корневая система) или снижению интенсивности транспирации (особое строение листьев).

Условия неорганического мира оказывают значительное влияние на эволюцию организмов не только сами по себе, их влияние может усиливать или ослаблять изнутри и межвидовые отношения. При недостатке территории, тепла или света внутривидовая борьба обостряется и, наоборот, при избытке необходимых для жизни ресурсов ослабевает.

Приложение 2

Сравнительная характеристика форм борьбы за существование

Формы борьбы

за существование

Определение

Примеры

Причины возникновения

Значение для эволюции

Признаки

Движущий отбор

Стабилизирующий отбор

Дизруптивный отбор

Ч. Дарвин

И.И. Шмальгаузен

Условия действия

Постепенное и нерезкое изменение условий существования организмов

В неизменных постоянных условиях существования

При резких изменяющихся условиях существования

Направленность

Схемы действия форм естественного отбора

На популяционных кривых элиминированные формы (устранение)

В пользу особей, имеющих отклонения от средней нормы

против особей с возникающими краткими отклонениями от средней нормы

против особей со средними значениями признака

Результат действия

возникновение новой средней нормы признака

сохранение и поддержание значения средней нормы признака

формирование новых средних норм вместо одной

Примеры

Индустриальный механизм;

Устойчивость
насекомых

к ядохимикатам; -микроорганизмы и антибиотики

Синдром Дауна;

Устойчивые
размеры цветка
и насекомоядных;

Реликтовые
формы

Полиморфизм;

Раннецветущие
и поздноцветущие растения;

Быстрорастущие
и медленнорастущие растения

Литература:

1.Каменский А.А.. Общая биология: учебник для 10-11 классов. Дрофа 2009 г

2.Высоцкая, Л. В. Общая биология: учебник для 10-11 классов с углубленным изучением биологии /Л. В. Высоцкая, С. М. Глаголев, А. О. Рувинский и др. - М: Просвещение, 2001. - С. 265-266.

3.Грин, Н. Биология: в 3 т. / Н. Грин, У. Стаут, Д. Тейлор; под ред. Р. Сопера. - М: Мир, 1990. - С. 290.

4.Сивоглазов, В. И. Общая биология. Базовый уровень. 10-11 классы / В. И. Сивоглазов, И. Б. Агафонова, Е. Т. Захарова. -М.: Дрофа, 2005.


Департамент образования Орловской области

Малоархангельский филиал БОУ ОО СПО «Глазуновский

сельскохозяйственный техникум»

Методическая разработка урока биологии

Тема: «Борьба за существование»

Преподаватель Е.А.Чекоданова

г. Малоархангельск

2015 г.

АННОТАЦИЯ

Данная методическая разработка адресована преподавателям биологии.

Предлагаемая методическая разработка содержит подробное описание урока биологии с использованием презентации, раздаточного материала.

Методическая разработка поможет преподавателю проверить теоретические знания обучающихся по данной теме, позволит создать атмосферу активного творческого труда, усилит учебную мотивацию и познавательный интерес учащихся к предмету.

Введение…………………………………………………………………………………..4

1.Основная часть………………………………………………………………………… 6

1.1. Ход урока……………………………………………………………………………. 6

Заключение………………………………………………………………………………..9

Список литературы……………………………………………………………………… 10

Приложение……………………………………………………………………………… 11

ВВЕДЕНИЕ

По тематическому планированию данная тема изучается на 2 курсе в течение 1 часа. На уроке ставятся следующие задачи: расширить, обобщить и углубить знания об основных направлениях эволюции органического мира; сформировать знания о борьбе за существовании как движущей силе эволюции; изучить виды борьбы за существование, рассмотреть типы взаимоотношений между особями одной популяции, между особями популяций и условиями среды, , развитие компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, расширять кругозор студентов, формировать научное мировоззрение.

Тип урока: комбинированный.

Обеспечение занятия: учебник, тетрадь, компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Во время проведения урока используются следующие методы: наглядный, словесный, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, частично поисковый. В течение урока устанавливаются связи с предметами география, экология.

Предлагаемые на уроке задания направлены на повторение уже имеющихся знаний, изучение и закрепление нового материала.

Средства активизации: слово преподавателя, беседа, творческие задания, самостоятельная работа, дифференцированные задания, ТСО.

Структура урока соответствует типу урока и его задачам. Материал урока отражает современный уровень преподавания.

Время, отведенное на все этапы урока рационально распределено, что позволяет поддерживать высокий темп работы обучающихся.

Урок начинается с организационного момента и постановки учебных целей и задач.

Следующий этап урока проверка домашнего задания по повторению изученных тем. Задача данного этапа – актуализация знаний ранее изученных тем программы, выявление недостатков в знаниях обучающихся. Для определения уровня знаний предлагается использование терминологического диктанта и задания «Найдите соотношение рисунков и понятий» с использованием слайдов презентации. Обязательны на этапе повторения - комментирование ответов обучающихся.

Этап формирования новых знаний предполагает объяснение преподавателя с применением компьютерной презентации (демонстрируются слайды).

При выполнении самостоятельной работы обучающиеся делятся на две группы и выполняют задания. Проверку заполнения таблиц в тетрадях преподаватель проверяет и сообщает оценки на следующем уроке.

Завершающим этапом является подведение итога урока: комментирование деятельности учащихся, выставление оценок за урок, сообщение домашнего задания обучающимся.

Между всеми этапами четко прослеживается логическая связь и завершенность каждого этапа. Использование здоровье сберегающих технологий:

При планировании урока учтены психологические особенности обучающихся;

Смена видов деятельности обучающихся в ходе урока.

Выбранные преподавателем формы и методы обучения способствуют созданию на уроке положительной психологической атмосферы. Общение обучающихся и преподавателя – доброжелательное и доверительное.

  1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1.1. ХОД УРОКА

Тема урока: Борьба за существование.

Цель урока: изучение борьбы за существование как движущей силы эволюции органического мира, рассмотрение причин и следствий борьбы за существование.

Задачи:

образовательные: расширить, обобщить и углубить знания об основных направлениях эволюции органического мира; сформировать знания о борьбе за существовании как движущей силе эволюции; изучить виды борьбы за существование, рассмотреть типы взаимоотношений между особями одной популяции, между особями популяций и условиями среды.

развивающие: развивать интерес к предмету, умение анализировать текст и работать самостоятельно с учебной литературой, таблицами, слайдами, делать выводы , развитие компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности.

воспитательные: расширять кругозор студентов, формировать научное мировоззрение.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: урок формирования и систематизации знаний.

Метод ведения: диалоговое общение на основе работы с материалами учебника, таблиц, слайдов.

Уровень усвоения знаний: частично-поисковый.

Межпредметные связи: география, экология.

Обеспечение занятия: учебник, компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Ход урока.

1.Организационный момент (1-2 мин).

2.Сообщение темы и цели урока (Презентация слайд 2) (1-2 мин).

3.Актуализация знаний студентов (5 мин).

3.1.Терминологический диктант (Презентация слайд 3)

3.2.Задание: Соотнесите понятия и рисунки (Презентация слайд 4)

4.Изучение нового материала.(20 мин)

4.1.Борьба за существование.

Термин "борьба за существование" Ч. Дарвин использовал в метафорическом смысле, понимая под этим разнообразные взаимоотношения организмов с факторами среды и друг с другом, а не только как прямую борьбу между хищником и жертвой, сопровождающуюся кровопролитием и гибелью.

4.2.Виды борьбы за существование. (Презентация слайд 5)

Ч. Дарвин выделил три формы борьбы за существование.

Главная причина борьбы за существование - несоответствие между возможностью видов к беспредельному размножению и ограниченностью ресурсов.

Внутривидовая борьба (Презентация слайды 6-8)

И меж растений царствует война.

Деревья, травы – вверх растут задорно,

За свет и воздух борются упорно

А корни их, в земле неся, свой труд,

За почву и за влажность спор ведут.

Э. Дарвин

Внутривидовая борьба протекает наиболее остро, так как все особи вида нуждаются в одних и тех же, причем сильно ограниченных ресурсах - пище, жизненном пространстве, убежищах, местах размножения. Каждый вид обладает комплексом приспособлений, уменьшающих возможность столкновения между особями (разметка границ индивидуальных участков, сложные иерархические отношения в стаде, стае и т.п.). Однако видовые приспособления, приносящие пользу виду в целом, часто наносят вред отдельным особям, приводят их к гибели. Например, зайцы-русаки при недостатке корма отгоняют конкурента от хороших участков выпаса, дерутся, преследуя самку. Внутривидовая борьба играет большую роль в эволюции, приводя к гибели менее приспособленных особей вида, она обусловливает процветание вида в целом, способствует его совершенствованию. (Слайд

Межвидовая борьба (слайды 9-10)

Охотнице сове средь ночи темной

Не жаль певца любви и неги томной,

А соловей съедает светляка

Не посмотрев на прелесть огонька,

Светляк же – ночи светоч оживленный

Вползая вверх, цветок съедает томный

Э. Дарвин

Межвидовая борьба за существование происходит между разными видами. Она протекает остро, если виды относятся к одному роду и нуждаются в сходных условиях. Так, серая и черная крысы - разные виды одного рода, но серая крыса крупнее и агрессивнее и поэтому совершенно вытеснила черную крысу в поселениях человека. Вместе с тем черная крыса лучше лазает, перебегает по канатам с берега на корабли и обратно. Колумб и Магеллан завезли черных крыс из Европы в Америку, а Васко да Гама в Африку. Мореплаватели древнего Дальнего Востока способствовали расселению черной крысы по островам Тихого океана. Серая крыса доминирует внутри континентов, черная - в узкой портовой зоне, на островах и в лесных районах.

Примером борьбы за существование является благоприятствование одного вида другому без ущерба для себя (птицы и млекопитающие распространяют плоды и семена), взаимное приспособление видов друг к другу (цветки и их опылители). Таким образом, межвидовая борьба приводит к эволюции обоих взаимодействующих видов, к развитию у них взаимных приспособлений. Межвидовая борьба усиливает и обостряет внутривидовую борьбу. (Слайд 16-18).

Борьба с неблагоприятными условиями (слайд 11) неорганической природы также усиливает внутривидовое состязание, так как особи одного вида конкурируют за пищу, свет, тепло и другие условия существования. Неслучайно про растение в пустыне говорят, что оно борется с засухой. В тундре деревья представлены карликовыми формами, хотя и не испытывают конкуренции со стороны других растений. Победителями в борьбе оказываются наиболее жизнеспособные особи (у них более эффективно протекают физиологические процессы, обмен веществ). Если биологические особенности передаются по наследству, то это в конечном счете приведет к совершенствованию видовых приспособлений к среде обитания.

5.Самостоятельная работа (7 мин)

Форма работы - групповая

  1. Заполните таблицу «Формы борьбы за существование» (Приложение 1)
  2. Заполните таблицу «Формы борьбы за существование одуванчиков» (Приложение 2)

6.Закрепление знаний (5 мин )

Задание 1.

Определите формы борьбы за существование (слайды 12-13).

Задание 2.

Какие формы борьбы представлены на слайде 19.

7.Подведение итогов урока. Домашнее задание. (4 мин)

(слайд 20)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведение урока побуждает студентов к активной мыслительной работе.

Разнообразие методов обучения создает у студентов интерес к учебно – познавательной деятельности, что чрезвычайно важно для выработки мотивированного отношения к учебному занятию. В ходе урока повторяется большой объем изученного материала, идет глубокое закрепление изученного материала. У студентов развивается большой интерес к дисциплине, осваиваются компьютерные технологии, нарабатываются навыки общения. Работают все студенты, даже неуверенные в своих знаниях.

Проведение контроля знаний при помощи разнообразных форм работы позволяет развить и углубить творческие возможности обучающихся.

Использование информационно-компьютерных технологий значительно повысило интерес и внимание студентов к изучаемой теме на основе представленных материалов в презентации.

Применение в данном уроке активных методов обучения увеличило активность познавательной учебной деятельности студентов через традиционные методы освоения учебного материала. Активные методы обучения стимулируют познавательную деятельность студентов своей формой представления проблемных ситуаций, формой общения в виде диалога, свободного обмена мнениями. В ходе урока используются групповые формы работы, осуществляется индивидуальный подход к студентам.

В целом – в ходе урока студенты проявили высокую активность и показали хорошие результаты усвоения изучаемого материала.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Общая биология: Учеб. Для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений/ Д.К. Беляев, П.М. Бородин, Н.Н.Воронцов и др.; Под ред. Д.К. Беляева, Г.М. Дымшица. - М.: Просвещение, 2004. - 304 с.

2. Лернер Г.И. Уроки биологии. Общая биология. 10, 11 классы. Тесты, вопросы, задачи: Учебное пособие. - М.: Эксмо, 2005. - 352 с.

3. И.Ф. Ишкина Биология. Поурочные планы. 11 класс / Под ред. Д.К. Беляева, А.О. Рувинского. - Волгоград, 2002. - 120 с.

4. Воронцов Н.Н., Сухорукова Л.Н. Эволюция органического мира: Факультативный курс. – М.: Просвещение, 1991. – 223с.

При подготовке презентации были использованы материалы: http://images.yandex.ru/yandsearch?text

Приложение 1

Таблица «Формы борьбы за существование»

Название формы борьбы за существование

Причины её вызывающие

Примеры

Приложение 2

Задание: Перечисляем несколько причин, которые приводят к гибели многих особей одуванчика и не дают этому виду занять весь земной шар:

  1. Плоды вместе с сеном попадают в желудок овцы;
  2. Плодами питаются многие птицы;
  3. Всходами питаются травоядные животные;
  4. Топчут люди, автомашины, тракторы;
  5. Мешают другие, более высокие растения (пырей, крапива, кустарники и деревья), они затемняют, берут воду и пищу, препятствуют распространению семян одуванчика ветром;
  6. Сами одуванчики вытесняют друг друга;
  7. Семена погибают в пустынях и Антарктиде, на скалах;
  8. Семена погибают и в средней полосе, если они упадут на неблагоприятные для сохранения и прорастания условия;
  9. Растения гибнут от сильных морозов и засухи;
  10. Растения гибнут от болезнетворных бактерий и вирусов.

Заполните таблицу (в каждой графе укажите порядковые номера причин, перечисленных выше)

Воспитательные:

« Трудно жить на этом свете

В нём отсутствует уют,

Ветер воет на рассвете,

Волки зайчика грызут».

Организационный момент:

Конкурс № 1 «Приветствие»

Конкурс №2 « Разминка»

  1. Автор первой эволюционной теории. (Ж.Б. Ламарк)

Биологический прогресс

Биологический регресс

  1. Увеличение численности особей
  2. Эволюционная неудача
  3. Эволюционный успех
  4. Вымирание
  5. Увеличение численности видов
  6. Сокращение численности видов
  7. Сокращение численности особей
  8. Сужение занимаемого ареала

Конкурс №3 «Капитанский»

Запись в тетради - под «борьбой» подразумевается не прямое столкновение особой, приводящее к вытеснению одних из них.

II . Изучение нового материала:

А) внутривидовая б) межвидовая в) борьба с неблагоприятными условиями среды (абиотическими факторами).

Конкуренция растений одного вида за свет в сосновом или еловом лесу

2.Межвидовая борьба - существует между особями разных видов.

Внутривидовую и межвидовую борьбу можно разделить на прямую и косвенную. При прямой борьбе происходит открытое столкновение особей. Косвенная - без открытых столкновений.

3.Есть еще одна борьба за существования которая носит названия, борьба с абиотическими факторами - взаимоотношение организмов с окружающей средой, т.е. борьба за выживание в природных катаклизмах - наводнение, ранние заморозки, пожары и др.

4.Итог урока.

5.Домашнее задание

Просмотр содержимого документа
«Урок на тему "Борьба за существование, ее причины и виды"»

КГУ «Мостикская средняя школа»

Урок биологии на тему:

«Борьба за существование, ее причины и виды»

(9 класс)

Учитель биологии: Голяшова Е.В.

2015-2016 учебный год

Тема урока: Борьба за существование, ее причины и виды.

Тип урока: Изучение нового материала.

Цель урока: Изучение причин борьбы за существование и ее видов.

Задачи:

Образовательные:

    изучить борьбу за существование, как одно из главных причин эволюции

    выявить причины борьбы за существование

    сформировать понятие о видах борьбы за существ

Развивающие:

    развить познавательный интерес учащихся

    развивать самостоятельность учащихся, умение преодолевать трудности в учении

    развивать эмоции учащихся (ситуация удивления)

    развивать инициативу, уверенность в своих силах

    развивать свои умения применять на практике

Воспитательные:

    воспитание мотивов учения и положительного отношения к знаниям

Методы: Словесно-иллюстративный, демонстрационный

Формы: групповая, индивидуальная, игровая

« Трудно жить на этом свете

В нём отсутствует уют,

Ветер воет на рассвете,

Волки зайчика грызут».

Организационный момент:

Конкурс № 1 «Приветствие»

Конкурс №2 « Разминка»

    Движущая сила эволюции, делающая особей одного вида разнообразными и поставляющая материал для отбора. (изменчивость)

    Ученый, который ввел в систему двойные латинские названия, используемые до сих пор. (К. Линней)

    Учёный, первым верно указавший на роль окружающей среды, определяющей эволюционные изменения организмов. (Ж.Б. Ламарк)

    Процесс постепенного совершенствования живых организмов в течение длительного времени. (эволюция)

    Увеличение численности особей, расширение ареала, эволюционный успех можно назвать (биологический прогресс)

    Учёный, предполагавший, что все полезные изменения, приобретенные в ходе тренировок, передаются по наследству.(Ж.Б. Ламарк)

    Уменьшение численности особей и видов, сужение ареала, эволюционная неудача называются (биологический регресс)

    Свойство организмов походить на своих предков и передавать некоторые признаки потомству.(наследственность)

    Процесс в результате которого выживают и оставляют после себя потомство преимущественно особи с полезными в данных условиях наследственными изменениями. (естественный отбор)

Установите соответствие между эволюционными понятиями и их определениями.

    Увеличение численности особей

    Расселение на обширных территориях

    Эволюционная неудача

    Эволюционный успех

    Вымирание

    Увеличение численности видов

    Сокращение численности видов

    Сокращение численности особей

    Сужение занимаемого ареала

Даны факты, иллюстрирующие одно из свойств, присущих живому.

Распределите их соответственно.

Конкурс №3 «Капитанский»

    Общее свойство организмов производить потомство больше, чем способно выжить в данных конкретных условиях называют (избыточная численность)

    К чему приводит избыточная численность? (к конкуренции между особями)

    А к чему приводит борьба за существование? (к выживанию тех, кто лучше приспособлен к окружающей среде)

    Дайте определение борьбы за существование.(это совокупность многообразных сложных взаимоотношений между организмами и окружающей средой)

Что служит причиной возникновения борьбы за существование и какие виды борьбы за существование существуют, выясним сегодня на уроке.

Для начала сформулируйте мне ответ, как вы понимаете смысл словосочетания «борьба за существования». (ответы учащихся)

Запись в тетради – под «борьбой» подразумевается не прямое столкновение особой, приводящее к вытеснению одних из них.

II . Изучение нового материала:

СОБЫТИЯ И ФАКТЫ: Ещё Чарльз Дарвин считал, что борьба за существование является следствием двух взаимоисключающих причин:

    Неограниченной способности живых организмов к размножению.

    Ограниченности природных ресурсов.

Говоря о борьбе за существование можно выделить три формы борьбы за существование:

А) внутривидовая б) межвидовая в) борьба с неблагоприятными условиями среды (абиотическими факторами) .

Рассмотрим более подробно каждую форму

1.Внутривидовая борьба протекает между особями одного вида. Примером такой борьбы могут служить брачные турниры оленей, волков, птиц и др. животных.


конкуренция растений одного вида за свет в сосновом или еловом лесу

Внутривидовая борьба-самая острая форма, в ходе которой погибает больше всего особей.

Вопрос: каковы причины внутривидовой борьбы? (конкуренция за пищу, за внимание самки, за территорию) т.е. особи нуждаются в одних и тех же ограниченных ресурсах.

Два зайца удирают от волка. Один из них другому говорит:

-«На что ты надеешься? Тебе все равно не удастся бежать быстрее волка»

-«А мне не нужно бежать быстрее волка, мне нужно бежать быстрее, чем ты: тогда волку достанешься ты, а не я» - отвечает другой.

Зайцы соревнуются в скорости бега не с волками, а друг с другом.

Волк, который гонится за зайцем, соревнуется не с ним, а с другим волком, который в другом лесу гонится за другим зайцем.

Именно на внутривидовом уровне реализуется межвидовая борьба!

2.Межвидовая борьба – существует между особями разных видов.

Вспомним мультфильм «Ну, погоди», между волком и зайцем так же идет межвидовая борьба.

Внутривидовую и межвидовую борьбу можно разделить на прямую и косвенную. При прямой борьбе происходит открытое столкновение особей. Косвенная – без открытых столкновений.

3.Есть еще одна борьба за существования которая носит названия, борьба с абиотическими факторами – взаимоотношение организмов с окружающей средой, т.е. борьба за выживание в природных катаклизмах – наводнение, ранние заморозки, пожары и др.

4.Итог урока. Мы рассмотрели различные формы борьбы за существования. Подведите итог, сделайте вывод, к чему мы пришли?

В ходе борьбы за существование выживают и оставляют потомство особи, лучше приспособленные к условиям окружающей среды. Борьба за существование приводит в естественному отбору.

5.Домашнее задание п.26. Ответить устно на вопросы под буквой В стр. 121