Тесты на самостоятельность. Профилактическая работа психолога в школе

Тревога - дитя эволюции

Тревога ощущение, знакомое абсолютно каждому человеку. В основе тревоги лежит инстинкт самосохранения, который достался нам от далёких предков и который проявляется в виде защитной реакции «Беги или сражайся». Говоря иначе, тревога не возникает на пустом месте, а имеет под собой эволюционные основания. Если во времена, когда человеку постоянно угрожала опасность в виде нападения саблезубого тигра или нашествия враждебного племени, тревога действительно помогала выживать, то сегодня мы живём в самое безопасное в истории человечества время. Но наши инстинкты продолжают работать на доисторическом уровне, создавая многие проблемы. Поэтому важно понимать, что тревога - это не ваш личностный недостаток, а выработанный эволюцией механизм, который более не актуален в современных условиях. Некогда необходимые для выживания тревожные импульсы в настоящий момент утратили целесообразность, превратившись в невротические проявления, существенно ограничивающие жизнь тревожных людей.

Подумайте над нижеследующими утверждениями и отметьте, согласны вы с ними или нет

1. Порядочный человек должен работать над собой, чтобы стать как можно лучше. Он рад советам, как можно этого достичь. Ведь сам он не в состоянии себя оценить.

2. Решения взрослого человека должны быть логичными.

3. Человек имеет полное право сам судить о своих взглядах и своем поведении, но вместе с тем он несет ответственность за то, что делает.

4. Право каждого человека самому решить, насколько он ответственен за проблемы и благо других людей.

5. Если кто-либо совершает ошибки, то дела его плохи. Другие должны такое, что не понравилось другим людям, он должен им объяснить, почему он так поступил и каковы были его цели.

6. Зрелый человек отвечает не только за себя, но и за других, и ради блага ближнего иногда нужно жертвовать собственными благами, интересами и ценностями.

7. Если человек совершил нечто такое, что не понравилось другим людям, он должен им объяснить, почему он так поступил и каковы были его цели.

8. Зрелый человек отвечает не только за себя, но и за других, и ради блага ближнего иногда нужно пожертвовать собственными благами, интересами и ценностями.

9. Никто не может заглянуть другому человеку в желудок, тем более – в душу. Если не понимаешь, чего от тебя хотят, то разумнее всего сказать: “Я не понимаю”.

10. К людям нужно относиться хорошо, поэтому мы должны стремиться иметь добрые отношения со всеми, с кем вступаем в контакт.

11. Каждый человек вправе менять свои взгляды. Это нормально.

12. Для того чтобы отношения с другими складывались наилучшим образом, всегда следует объяснять, мотивировать и отстаивать то, почему мы ведем себя именно так, а не каким-либо другим образом.

13. Каждый человек имеет право на ошибку, хотя и должен отвечать за ее последствия. Но ошибка – это просто ошибка, не более того.

14. Если человек на что-либо решился или во что-нибудь поверил, ему стоит этого придерживаться. Несерьезно менять свои взгляды в зависимости от случайности.

15. Человек имеет право на нелогичные решения.

16. В социальном плане успешен тот, кто способен чувствовать других людей, умеет предвидеть их желания и потребности, ему не нужно все разжевывать и класть в рот.

17. Бывают минуты, когда можно сказать: “Меня это не волнует!”, даже если другие убеждают в том, будто отказ от выполнения чего-либо означает лень и безответственность с моей стороны.

18. Бывают ситуации, когда мы не можем ответить почему поступили так, а не иначе. Тогда лучше всего сказать: “Я не знаю”.

19. Наше поведение не должно нравиться всем тем, с кем мы вступаем в контакт и с кем нам нужно договориться. Каждый человек имеет право не зависеть от доброй воли других.


20. Порядочный человек действует с оглядкой на социальные нормы и мнения авторитетов, потому что нормы служат основой общественного согласия, а авторитет является таковым именно потому, что он мудр.

Ниже приводится “ключ” результатов (см. таблицу 4). Каждому ответу приписан определенный код, обозначенный буквой “а” или “б”.

Таблица 4 – “Ключ” для подсчета баллов

Глава 5. Сам себе психолог

15 и менее очков.

Вы нередко готовы поверить кому бы то ни было. Вы чрезвычайно доверчивы и судите о людях лишь по внешним признакам. Когда же впоследствии ока зывается, что ваша оценка была совершенно оши бочной, вы изумляетесь и расстраиваетесь. Вас ждут ошибки, которые вы совершите по одной и той же причине - из за неверной оценки людей.

ТЕСТ НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТЕПЕНИ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ

Этот тест поможет определить, насколько вы способны принимать ответственные решения. Есть люди настолько нерешительные, что пытаются

свои проблемы свалить на других. Надеемся, что вы не принадлежите к их числу.

За каждый ответ «а» запишите себе 4 очка, за «б» - 2, за «в» - 1.

1. Окончив школу, как вы принимали решение

о дальнейшей работе, будущей профессии?

а) решали самостоятельно, следуя своему увле чению, своим данным;

б) прислушивались к мнению своих родителей, родственников;

в) прислушивались к совету только близких дру зей.

2. На что вы рассчитывали, поступая в выбран ное вами учебное заведение?

а) только на свои силы; б) на благоприятный исход вступительных экза

менов; в) только на связи.

3. Как во время учебы вы готовились к экзаме

нам, занятиям?

а) рассчитывали на свое трудолюбие; б) иногда просили преподавателей и однокурс

ников; в) рассчитывали только на чужую помощь.

4. Как вы поступили на работу?

а) по распределению; б) прежде всего использовали информацию зна

комых, знающих людей; в) устроились благодаря связям.

5. При сложных ситуациях в работе каким обра зом вы принимаете решения?

а) рассчитываете только на свой опыт и знания; б) иногда консультируетесь и с коллегами; в) всегда с ними советуетесь.

6. Чем был продиктован ваш выбор перед вступ лением в брак?

а) вы сами приняли окончательное решение; б) вы прислушались к мнению близких;

в) прежде всего вы представили своего избран ника (избранницу) своим близким, посовещались

с ними.

7. Если ваш муж (жена) в командировке, в со стоянии ли вы сами, допустим, выбрать жилье,

мебель, принять другие важные решения? а) да;

б) конечно, вы это можете сделать, но лучше бы отложить решение;

8. Насколько упорно в подростковом возрасте вы отстаивали свое мнение?

а) всегда отстаивали, по этому поводу у вас даже были конфликты с родителями;

б) отстаивали, но сохраняли уважение и к мне нию родителей;

в) вы ни на что не могли решиться сами.

9. В настоящее время насколько упорно вы от стаиваете свое мнение на службе, дома, с друзьями?

а) разумеется, отстаиваете, независимо от об стоятельств;

б) в большинстве случаев - да; в) редко.

10. Как вы развиваетесь в служебной, общест

венной, интеллектуальной сферах как личность? а) полностью отдаете себя профессии; б) для вас очень важно мнение вашей супруги

(супруга) и близких; в) вы полностью полагаетесь на их мнение.

11. Если вы видите, что ваш муж (жена) или близкие делают что то во вред своему здоровью:

а) вы заставляете его (ее) или близких контроли

ровать себя;

Часть 4. Профессиональное консультирование

б) тактично подсказываете, что нужно сделать; в) стараетесь подсказать, но это вам редко удается.

Подведение итогов

От 30 до 40 очков. Вы чересчур самостоятельны во всех отношениях. Вы не только не терпите како го либо вмешательства в ваши дела, но и не можете прислушаться к чужому мнению. Уверены ли вы, что всегда сможете точно оценивать плюсы и мину сы какого либо решения, не проявляете ли вы излишнего упрямства в достижении какой нибудь цели? Помните, что самоуверенность хороша толь ко в меру, в противном случае она превращается в недостаток.

От 15 до 29 очков. У вас сильный характер, вы

неплохо переносите стрессы. Вы надежный друг. Ваша уверенность в себе, в будущем обоснованна. Вы независимы, но всегда прислушиваетесь к мне нию окружающих, которые вас за это ценят.

От 0 до 14 очков. Вы очень нерешительны. На столько, что это, простите, граничит с малодушием. Может быть, поэтому к вам иногда относятся с пре небрежением? Почему бы вам ни попробовать про явить больше самостоятельности? Конечно, в разум ных пределах. Может быть, стоит сделать и так, чтобы ваша нерешительность не была написана у вас на лице? Станьте более самостоятельным, и у вас появится уверенность в себе, которой вам так не хватает.

ТЕСТ ДЛЯ НАЧИНАЮЩЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ

Дайте ответы на следующие вопросы.

1. Каким образом вы предполагаете разбогатеть

в ближайшее время?

а) сделать карьеру, поднявшись вверх по руко водящей лестнице;

б) вкладывать имеющиеся деньги в дело с выго дой, рисковать;

в) попытать счастья в лотерее.

2. Если вам представилась возможность высту пить в качестве актера, то какую роль вы смогли бы сыграть лучше всего?

а) Остапа Бендера; б) Левина из «Анны Карениной»;

в) Штирлица из кинофильма «Семнадцать мгно вений весны».

3. Представьте себе, что вы заработали миллион. Что бы вы сделали дальше?

а) вложу деньги в банк и буду жить на проценты от вклада;

б) рискну вложить в прибыльное дело; в) часть денег вложу в новое дело, а часть поло

жу для надежности в солидный банк.

4. Что, на ваш взгляд, могут принести вам деньги? а) власть;

б) жизнь в свое удовольствие;

в) много новых забот и зависти.

5. Если вы разбогатеете, то хотели бы, чтобы об этом написали в газетах?

а) нет; б) да;

б) обо мне и так иногда пишут.

6. Какая из 3 групп профессий вам более всего подходит?

а) писатель, художник, композитор; б) адвокат, врач, политик;

в) глава фирмы, руководитель института, дирек тор издательства.

7. При создании своей фирмы будете ли вы при нимать на работу лиц, ранее бывших вам друзьями?

а) да; б) нет;

в) ответ на этот вопрос следует основательно продумать.

8. Представьте себе, что вы заработали миллион.

Как бы вы себя вели?

а) в моей жизни изменились бы лишь квартира, машина, мебель и прочая обстановка;

б) я позволил бы себе больше путешествовать; в) я бы кардинально изменил бы свой образ

9. Представим себе, что вы стали директором

фирмы. С чего вы начнете свою деятельность?

Глава 5. Сам себе психолог

а) с изучения людей, с которыми вам предстоит работать;

б) определили бы основные направления рабо ты фирмы;

в) занялись бы набором надежных помощ ников.

10. Какое из приведенных утверждений вы счи таете более привлекательным, если вы получили повышение и стали директором фирмы?

а) в моей работе снизилась значимость профес сионально технических навыков и повысилась роль концептуальных знаний;

б) чем выше ранг управления, тем более значи мы коммуникативные умения и способности по сравнению с профессионально техническими;

в) изменились в равной степени требования прак тически ко всем качествам личности.

11. В вашей фирме в одной из бригад возникла конфликтная ситуация. Каковы будут ваши дейст вия как директора фирмы?

а) нужно выслушать мнения конфликтующих сторон и убедить их найти компромиссное реше ние;

б) нужно выслушать мнение всех, но оконча тельное решение конфликта поручить бригаде;

в) сделать все возможное, чтобы не дать разра стись малому конфликту до больших размеров.

12. Насколько сильно вы испытываете потреб ность иметь большие деньги?

а) постоянно; б) периодически;

в) скорее всего нет.

13. Если бы вы имели миллион и вам предста

вилась возможность заключить новую сделку, то какую бы вы предпочли? Ту, которая даст при быль:

а) в четверть миллиона; б) в полмиллиона; в) в миллион.

Баллы оцениваются следующим образом:

1...........................................

а) 6; б) 3; б) 0.

2...........................................

а) 3; б) 0; б) 6.

3...........................................

а) 0; б) 6; б) 3.

4...........................................

а) 6; б) 0; б) 3.

5...........................................

а) 0; б) 3; б) 6.

6...........................................

а) 0; б) 3; б) 6.

7...........................................

а) 0; б) 3; б) 6.

8...........................................

а) 6; б) 3; б) 0.

9...........................................

а) 3; б) 6; б) 0.

10...........................................

а) 6; б) 0; б) 3.

11...........................................

а) 3; б) 6; б) 0.

12...........................................

а) 6; б) 3; б) 0.

13...........................................

а) 0; б) 6; б) 3.

и определите по 9 балльной шкале уровень своих способностей к риску в коммерческой деятель ности.

1 й. Очень низкий уровень (от 0 до 11 баллов). 2 й. Низкий уровень (от 12 до 19 баллов).

3 й. Значительно ниже среднего (от 20 до 27 бал лов).

4 й. Чуть ниже среднего (от 28 до 25 баллов). 5 й. Средний (от 36 до 43 баллов).

6 й. Чуть выше среднего (от 44 до 51 баллов). 7 й. Выше среднего (от 52 до 59 баллов).

8 й. Высокий уровень (от 60 до 67 баллов).

9 й. Очень высокий уровень (от 68 до 78 баллов).

Интерпретация результатов

Если вы определили, что у вас способности к риску в коммерческой деятельности находятся на 1-3 м уровнях, то лучший способ разбогатеть для вас - это упорно работать, избегая карьеры менед жера, руководителя.

Если вы находитесь на 4-6 м уровне, то шансы разбогатеть у вас есть, но вам необходимо актив нейшим образом развивать в себе способности коммерсанта.

в) не знаю - 3 балла.

8. Задевает ли вас, когда ваши коллеги (особенно молодые) добиваются большего успеха, чем вы?

а) да - 1 балл; б) нет - 5 баллов;

в) иногда - 3 балла;

9. Доставляет ли вам удовольствие возражать кому либо?

а) да - 5 баллов; б) нет - 1 балл;

в) не знаю - 3 балла.

10. Закройте глаза и попытайтесь представить себе 3 цвета:

а) голубой - 1 балл; б) желтый - 3 балла;

в) красный - 5 баллов.

Подсчет баллов

50-38 баллов. Вы довольны собой и уверены в се бе. У вас большая потребность доминировать над людьми, любите подчеркивать свое я, выделять свое мнение. Вам безразлично то, что о вас говорят, но са ми вы имеете склонность критиковать других. Чем больше у вас баллов, тем больше вам подходит опре деление: «вы любите себя, но не любите других».

Но у вас есть один недостаток: слишком серьезно к себе относитесь, не принимаете никакой критиче

ской информации. И даже если результаты теста вам не понравятся, скорее всего вы защититесь утвер ждением, что все врут календари. А жаль...

37-24 балла. Вы живете в согласии с собой, знае те себя и можете себе доверять. Обладаете ценным умением находить выход из трудных ситуаций как личного характера, так и во взаимоотношениях с людьми. Формулу вашего отношения к себе и окружающим можно выразить словами: «дово лен собой, доволен другими». У вас нормальная здоровая самооценка, вы умеете быть для себя под

Тест на самостоятельность для младших школьников

Поставьте около каждого пункта «да» или «нет» в зависимости от того, может ли ваш ребенок это делать.

Менее 15 ответов «да» обозначает, что малышу еще надо поработать над своим взрослением.

1. Как ты просыпаешься по утрам?

а) Просыпаюсь рано, чтобы не опоздать в школу. Мне не нужны для этого ни звон будильника, ни уговоры родителей.

б) Стараюсь с вечера завести будильник, чтобы не проспать, или прошу маму разбудить меня в нужное время.

в) Будильник не завожу – все равно не слышу, как он звенит. Маме по утрам приходится стаскивать с меня одеяло, чтобы я, наконец, оторвал голову от подушки.

2. Кто готовит тебе завтрак?

а) Готовлю его себе сам, я умею и люблю это делать.

б) Чаще готовит мама, но я и сам могу в случае необходимости что-нибудь приготовить – не отправляться же в школу голодным.

в) Утром я способен (способна) разве что размешать ложечкой сахар в чашке чая. Так что, если мама не приготовит завтрак, отправлюсь в школу голодным и несчастным.

3. Когда ты собираешь необходимые тебе для занятий учебники и тетрадки?

а) Только вечером, иначе обязательно что-нибудь да забуду.

б) Получается по-разному, а потому иногда, придя на занятия, не могу найти то, что мне необходимо: то дневник дома оставлю, то учебник.

в) Да я его и не собираю – у меня всего то пара тетрадей и сразу по всем предметам. А носить учебники в школу вообще незачем – только тяжесть лишняя.

4. Кто наводит порядок в твоей комнате?

а) Конечно, я сам (сама). Только в этом случае могу быть полностью уверен (уверена), что каждая вещь находится на своем месте, и я запросто ее отыщу

б) Вообще то я не против наведения порядка в своей комнате. Но когда за меня это делает кто-нибудь другой, не возражаю

в) Навести порядок в комнате мне самому просто не под силу. Да и таких, кто готов рискнуть это сделать, тоже немного

5. Кто решает, что тебе надеть завтра в школу?

а) Только я сам(сама). Не хватало еще, чтобы кто-то распоряжался моим гардеробом.

б ) Не вижу ничего страшного в том, чтобы посоветоваться с родителями. Но окончательный выбор остается за мной.

в) Зачем решать заранее? Проснулся утром, выглянул в окно, а потом залез в шкаф и достал оттуда то, в чем не будет холодно.

Родителям на заметку

Ребенок должен уметь:

    Одеваться и раздеваться

    Уметь справляться со змейками и пуговицами на одежде

    Завязывать шнурки

    Определять лево и право

    Знать, что такое мусорное ведро и использовать его по назначению

    Самостоятельно посещать туалет

    Мыть руки

    Минимально разбираться в деньгах: название и номинал

    Совершать мелкие покупки

    Прочистить нос

    Налить воду в стакан

    Сделать бутерброд

    Адекватно воспринимать критику

Фамилия, имя, класс________________________________________________________
Тест на самостоятельность
Что же такое самостоятельность? Это и умение взять в нужный момент ответственность на себя, это и решительность
сочетающаяся с трезвым подходом.
Можете ли Вы отнести себя к людям, готовым похвастаться своей самостоятельностью, самодостаточностью?
1. Как ты просыпаешься по утрам?
а) Просыпаюсь рано, чтобы не опоздать в школу. Мне не нужны для этого ни звон будильника, ни уговоры родителей.
б) Стараюсь с вечера завести будильник, чтобы не проспать, или прошу маму разбудить меня в нужное время.
в) Будильник не завожу – все равно не слышу, как он звенит. Маме по утрам приходится стаскивать с меня одеяло, чтобы я,
наконец, оторвал голову от подушки.
2. Кто готовит тебе завтрак?
а) Готовлю его себе сам, я умею и люблю это делать.
б) Чаще готовит мама, но я и сам могу в случае необходимости что­нибудь приготовить – не отправляться же в школу
голодным.
в) Утром я способен (способна) разве что размешать ложечкой сахар в чашке чая. Так что, если мама не приготовит завтрак,
отправлюсь в школу голодным и несчастным.
3. Когда ты собираешь необходимые тебе для занятий учебники и тетрадки?
а) Только вечером, иначе обязательно что­нибудь да забуду.
б) Получается по­разному, а потому иногда, придя на занятия, не могу найти то, что мне необходимо: то дневник дома
оставлю, то учебник.
в) Да я его и не собираю – у меня всего то пара тетрадей и сразу по всем предметам. А носить учебники в школу вообще
незачем – только тяжесть лишняя.
4. Кто наводит порядок в твоей комнате?
а) Конечно, я сам (сама). Только в этом случае могу быть полностью уверен (уверена), что каждая вещь находится на своем
месте, и я запросто ее отыщу
б) Вообще то я не против наведения порядка в своей комнате. Но когда за меня это делает кто­нибудь другой, не возражаю
в) Навести порядок в комнате мне самому просто не под силу. Да и таких, кто готов рискнуть это сделать, тоже немного
5. Кто решает, что тебе надеть завтра в школу?
а) Только я сам(сама). Не хватало еще, чтобы кто­то распоряжался моим гардеробом.
б) Не вижу ничего страшного в том, чтобы посоветоваться с родителями. Но окончательный выбор остается за мной.
в) Зачем решать заранее? Проснулся утром, выглянул в окно, а потом залез в шкаф и достал оттуда то, в чем не будет
холодно.
6. Закончив школу, как вы будете принимать решение о дальнейшей учебе, будущей профессии:
а) решать самостоятельно, следуя своему увлечению и своим данным;
б) прислушиваетесь и к мнению своих родителей, родственников;
в) прислушивались к совету только близких и друзей.
7. Как во время учебы вы готовитесь к экзаменам, занятиям:
а) рассчитываете, делали упор на свое трудолюбие;
б) иногда просили помочь преподавателей и однокурсников;
в) рассчитывали только на чужую помощь.
8. При сложных ситуациях в работе каким образом вы принимаете решения:
а) рассчитывая только на свой опыт и знания;
б) иногда консультируетесь с коллегами;
в) всегда с ними советуюсь.
9. Насколько упорно вы отстаиваете свое мнение на учебе, дома, с друзьями:
а) всегда отстаивали;
б) по этому поводу у вас даже были конфликты с родителями; отстаивали, но сохраняли и уважение к мнению родителей;
в) вы ни на что не могли решиться сами.
Ключ: За каждый ответ "а" запишите себе по 4 очка, за "б" - 2, за "в" - 0. 7.
30­44 балла: Вы чересчур самостоятельны во всех отношениях. Вы не только не терпите какого­либо вмешательства в ваши
дела, но и не прислушиваетесь к чужому мнению. Уверены ли вы, что всегда сможете точно оценить плюсы и минусы какого­
либо решения? Не проявляете ли вы излишнее упрямство в достижении какой­нибудь цели? Помните, что самоуверенность
хороша только в меру, в противном случае она превращается в недостаток.
15­29 баллов: У вас сильный характер, вы неплохо переносите стрессы. Вы надежный друг. Ваша уверенность в себе, в
будущем обоснована. Вы независимы, но всегда прислушиваетесь к мнению окружающих, которые вас за это ценят.
0­14 баллов: Вы очень нерешительны. Настолько, что это, простите, граничит с малодушием. Может быть, поэтому к вам
относятся с пренебрежением? Почему бы вам не попробовать проявить больше самостоятельности? Конечно, в разумных

пределах. Может быть, стоит сделать и так, чтобы ваша нерешительность не была написана у вас на лице? Станьте более
самостоятельны, и у вас появится уверенность в себе, которой вам так не хватало.
Родителям на заметку
Ребенок должен уметь:
 Одеваться и раздеваться

 Уметь справляться со змейками и пуговицами на одежде

 Завязывать шнурки

 Определять лево и право

 Знать, что такое мусорное ведро и использовать его по назначению

 Самостоятельно посещать туалет

 Мыть руки

 Минимально разбираться в деньгах: название и номинал

 Совершать мелкие покупки

 Прочистить нос

 Налить воду в стакан

 Сделать бутерброд

 Адекватно воспринимать критику

 Остаться самостоятельно дома

 Засыпать и спать всю ночь самостоятельно

 Преодолевать преграды на пути к цели
Ребенок должен знать:
 Домашний адрес