Возрастные особенности детей младшего школьного возраста. Черты характера ребенка

Школьный возраст младших детей считают вершиной детского периода. Развитие этапов психических особенностей охватывает период с 6-7 лет до 9-11. Этот возраст несет за собой изменения в стилях жизнедеятельности. Появляются новые потребности, происходит социализация учеников, становятся важными новые типы деятельности, особенно учеба. В школе дети получают помимо новых знаний и навыков необходимые каждому социальные статусы. В отношениях становятся заметны перемены восприятия индивидуального места каждого школьника.

Психологические особенности детей младшего школьного возраста подводят к новому этапу развития. С точки зрения анатомо-физиологической отрасли, если дети быстрыми темпами растут, можно наблюдать дисгармоничное состояние физического развития. Опережая рост нервно-психических процессов, оно влияет на краткосрочное ослабление нервной системы. Иногда возникает утомление, беспокойство, нужда в большем количестве движений.

Особенности социализации

Основные изменения ситуации в социуме детей младшего школьного возраста:

  • Меняется референтная группа.
  • Изменения в распорядке дня.
  • Ведущая жизнедеятельность теперь учебный процесс.
  • Наглядно-образное мышление сменяется словесно-логическим.
  • Происходит укрепление новой внутренней позиции.
  • Меняется система взаимоотношения к окружающим людям.
  • Достижения мотивируют.
  • Четко становиться заметен социальный смысл обучения, выражается в отношении к отметкам.

Физиологическое развитие

Физиологические особенности детей младшего школьного возраста 7-11 лет подразумевают изначально улучшение памяти, налаживается координация движений. Благодаря этому возникает способность считать, писать и читать.

Внимание! При появлении в жизни ребенка учебного процесса появляются и проблемные ситуации. Он мало бывает на воздухе, происходит смена и нарушения физического распорядка дня, режима питания. Из-за этого увеличивается вероятность появления инфекций, аллергии, заболеваний сердца и кишечника.

Особенности анатомо-физиологического характера:

  • Возникновение небольших скоплений жировых клеток. Рекомендуют контроль этого физического процесса во избежание ожирения. Процессы переохлаждения и перегрева вызывают меньшую опасность, ведь потовые железы уже сформированы.
  • Грудная клетка увеличивает частоту дыхания, становится больше в объеме. В 11 лет видны отличия построения скелета: у девочек таз шире, есть тенденция физического изменения - бедра расширяются.
  • Стабилизация темпов роста: школьник в 8 лет становится ростом 125-135 см, в 11 около 140-145 см.
  • Органы пищеварения уже полноценно работают. Изменения этого анатомо-физического процесса происходят на уровне со взрослыми.
  • Формируются ткани легких, воздухоносные пути увеличиваются. Большие размеры слизистой оболочки, чем прежде, уменьшается уровень опасности заболеваний дыхательных путей.
  • Количество мочи в сутки постепенно увеличивается. Почки и вся система мочевыделения достигают физического развития уровня взрослых.
  • Увеличение анатомо-физического мышечного развития. Повышается уровень работоспособности и выносливости. Пальцы овладевают тонкими процессами, такими как письмо и лепка.
  • Процесс физического роста и укрепления костей продолжается. Развитие не останавливается, поэтому все также стоит контролировать осанку во избежание искривления позвоночника.
  • Практически полноценное развитие иммунитета.
  • Завершение процесса формирования эндокринной системы. Развиваются половые органы. Ягодицы у девочек 9-10 лет приобретают округленные формы. Грудные железы набухают к 10-11 годам. Половые органы мальчиков в этом же возрасте начинают свой рост.
  • Полноценно развита нервная система. Это проявляется в появлении аналитических возможностей. Дети размышляют над действиями как своими, так и окружающих людей. Они не способны сосредотачиваться на длительный период, так как присутствует в поведении большое количество игровых элементов.

Важно! Дети, получившие воспитание без ровесников в окружении, замыкаются, и им тяжело находиться в коллективе. Это сказывается на характере личности.

Психическое развитие

Особенности психического развития детей младшего школьного возраста подразумевают появление ощущения и восприятия. Это определено тем, что дети замечают вместо главного в предмете те моменты, которые бросаются сразу в глаза, что ограничивается лишь процессом узнавания и озвучиванием названия предмета в будущем.

Непроизвольное восприятие становиться постепенно целенаправленным по отношению к объекту. В завершение этого анатомо-физиологического этапа развития появится синтезирующий вид восприятия. Ребята первых-вторых классов часто путаются в предметах даже с минимальным сходством.


Основные педагогические направления психического развития:

  • Внимание. Для учебы нужна долгая концентрация внимания, умение переключаться с одного предмета на другой. Непроизвольный тип доминирует. За счет большой мотивации и силы воли возможно удержать внимание. Школьники младших классов сосредотачиваются на одном деле на протяжении 10-20 минут. Индивидуальные отличия присутствуют у каждого ребенка.
  • Память. Происходит развитие произвольной памяти. Проявляется способность запоминания материала, вызвавшего интерес. Всему процессу характерна осмысленность, которая заключается в связи между памятью и мышлением. Выделяют следующие виды памяти: долговременную, кратковременную и оперативную.
  • Мышление. Заключается в переходе наглядного и образного мышления к словесному и логическому. Появляются правильно построенные логически размышления, базирующиеся на основе конкретных материалах. Происходит развитие теоретического мышления. Наблюдаются проявления индивидуальных различий к 10-11 годам.
  • Воображение. Проходит две стадии - воссоздание и продуктивность. В первом классе идет опора на конкретный предмет, после слово начинает доминировать. Реализм воображения ребенка растет. Соответственно увеличивается запас знаний и критическое мышление.
  • Речь. Имеет большое значение для решения учебных задач. Ведь умение ребенка рассуждать вслух - залог успеха. Словарный запас вырастает до 7 тыс. слов.

Гендерные особенности

Специалисты различных областей заинтересованы изучением отличия между разнополыми детьми, которые зависят не от отличающихся половых признаков биологического характера, а от социальной общественной организации. Это так называемые гендерные особенности.

Гендерные отличия представителей разных полов фиксируются в научной литературе в форме описаний темпов возрастного развития интеллекта, эмоциональности, поведении, мотивации, оценивании достижений. Гендерные исследования выявляют природу этих отличий. В них отражаются универсально-биологические или биосоциальные закономерности.

Психофизиологические особенности влияют на развитие школьника и его поведение в социуме, от них зависит половая принадлежность. Ведь каждый ребенок индивидуален и развивается представителем конкретного пола. Родившись в облике девочки или мальчика, ребенок по ходу социализации получает для себя нормы, правила, модели поведения. Они и направляют к мужскому или женскому образу в жизни. Формируются соответствующие качества личности. Так и приобретаются гендерные признаки.

Педагогические исследования показывают основные гендерные различия между девочками и мальчиками не только физического характера:

  • Разные стратегии и способы познания, скорость усвоения информации.
  • Развитие внимания.
  • Эмоциональность.
  • Происхождение мотивации процессов и оценивание достижений.
  • Гендерные особенности поведения.

Главное отличие - сроки, темпы и последовательность развития мозга. Формирование левого полушария происходит ранее у девочек, несет ответственность за рациональность и логичность мышления, речь. Из-за физического отставания развития этого участка у мальчиков до конкретного момента преобладает чувственно-образная сфера.

Черты характера ребенка начинают проявляться с самого маленького возраста. Если несколько малышей поместить в совершенно одинаковые условия, каждый из них будет вести себя по-разному. Родители обязательно должны учитывать особенности характера их чада, чтобы выбрать для него наиболее подходящий метод обучения и подобрать для ребенка занятие в соответствии с его способностями и личностными характеристиками. Всего существует 4 основных типа характера – сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик. Конечно, в чистом виде они практически никогда не встречаются, но если родители присмотрятся, то могут понять, какой тип присущ их малышу. Как определить характер ребенка?

Например, если ребенок сильный, самоуверенный, энергичный и увлеченный, если он буквально на пролом идет к намеченной цели, то это, скорее всего, сангвиник. Такой ребенок всегда и везде старается быть лидером, он любит находиться в центре внимания. Именно на это должны быть направлены увлечения ребенка. Возможно, ему подойдет театральная студия или групповые спортивные игры. Мама и папа обычно всегда гордятся своим активным сыном или дочерью. НО родители такого малыша очень часто забывают научить его трудолюбию, ответственности и взаимоуважению. А это порой так непросто для сангвиника. И только в том случае, если ребенок научится сотрудничать с другими людьми, уважая их интересы и прислушиваясь к их мнению, его энергия будет направлена в правильное русло, он станет отличным лидером, которому будут доверять. Иначе он так и останется «душой компании», который в профессиональном плане просто не сможет реализовать себя из-за собственной лени и нежелания идти на уступки.

Очень похож на сангвиника такой тип характера, как холерик. Это зачастую очень яркие личности, порой вспыльчивые и неуравновешенные, но всегда воодушевленные новыми идеями. Такие дети непременно стремятся к победе. Но только родители начинают радоваться стремительным успехам ребенка в его новом увлечении, как малейшее падение полностью сбивает его настрой, и ребенок уже готов отказаться от выбранного занятия. Но вскоре на смену старому приходит новое, и еще одно, и так бесконечно.

В глубине души такие дети очень ранимы и обидчивы. Поэтому родители должны учить малыша справляться со своими негативными эмоциями, переступать через неуверенность и страх, не стыдиться падать и в некоторых ситуациях даже выглядеть хуже остальных (чего больше всего боятся холерики), а главное никогда не сдаваться. Ребенок должен научиться контролировать свои эмоции, и тогда его богатый внутренний мир и огромный потенциал найдут достойное применение.

В отличие от сангвиника и холерика, флегматик очень спокоен и постоянен в своих увлечениях. Такие дети задумчивы, медлительны, рассудительны. Они с трудом решаются принять окончательно решение. Но несомненными их достоинствами являются аккуратность, усидчивость и упорство, все то, чего так не хватает сангвиникам и холерикам. Чтобы такие положительные черты характера ребенка нашли достойное применение, родители флегматика должны научить малыша быть более коммуникабельным и постараться развить в нем целеустремленность.

И, наконец, меланхолики. Такие детки также медлительны и задумчивы, но кроме всего прочего, они еще и легкоранимы. На первый взгляд, кажется, что ребенок меланхолик очень уязвим и не способен достичь желаемого. На самом деле это не так. Если в будущем такой человек поставит перед собой цель – создать крепкую семью, то его романтизм и чувствительность помогут ему стать идеальным партнером и заботливым родителем. Кроме того, именно меланхоликам удается лучше всех реализовать свой творческий потенциал, так как они отличаются усидчивостью и скрупулезностью.

Воспитание характера ребенка в семье

Воспитание характера ребенка в семье во многом зависит от родителей. или дочь, обязательно учитывайте особенности характера ребенка, а также его темперамент. Ведь всем родителям хочется, чтобы ребенок был одновременно активным и усидчивым, коммуникабельным и покладистым, веселым и рассудительным. Теперь Вы понимаете, что так не бывает. Но в Ваших силах развить в своем ребенке самые ярки черты его характера, одновременно сгладив его недостатки. Старайтесь, и у Вас все обязательно получится.

Воспитание – основная задача родителей после появления на свет малыша. Особенности характера ребёнка окажут определяющее влияние на его судьбу и жизненный путь. Цель родителей — воспитать гармоничную, успешную личность.

Нередко мама и папа пытаются изменить нрав малыша, чтобы он отвечал их требованиям, желаниям. Хочется, чтобы дети не хулиганили, были послушными, воспитанными, не доставляли много хлопот.

Черты характера ребёнка, которые хочется исправить, — это склонность к вранью, жадность, замкнутость, лень. Положительные черты, которые стоит развивать, — это инициативность, щедрость, доброта, умение добиваться поставленной цели.

Темперамент – это особенности нервной системы человека, данные ему при рождении. Свойства темперамента видны в поступках, эмоциональном поведении. Темперамент, а также приобретаемый жизненный опыт являются тем фундаментом, который служит основанием для формирования характера.

Характер – это совокупность всех психических особенностей личности, особенно их проявление заметно в поступках и эмоциональном поведении малыша. На формирование характера у детей оказывают существенное влияние следующие обстоятельства:

  • наследственность;
  • воспитание в семье (личностный пример родителей);
  • общение вне семьи (детский сад, школа).


С момента рождения начинается формирование характерных черт малыша, чьё дальнейшее поведение будет зависеть от окружающих его людей. Первоначальное наблюдение за родителями, как значимыми взрослыми в его жизни, переходит позже в копирование их модели поведения.

Если в семье все вопросы решаются с помощью крика, не стоит удивляться, что малыш демонстрирует агрессивное поведение. Яблоко от яблони недалеко падает – эта народная мудрость подтверждает, что все хорошее или плохое в характере человека берёт начало в семье.

Для формирования необходимых черт поведения необходимо с раннего детства воспитывать сильную гармоничную личность, выправлять недостатки характера, появившиеся из-за влияния окружающей среды. Дети 4-5 лет трепетно относятся к советам родителей. С детьми дошкольного возраста для формирования положительных свойств характера следует обсуждать поступки, действия, которые следовало бы совершить в различных ситуациях.


Зная сильные и слабые стороны темперамента, можно развивать, усиливать полезные свойства характера и корректировать недостатки. Известно 4 основных вида темперамента:

  • Сангвиник - добрый, активный, жизнерадостный, легко усваивает новые знания. Практически не капризничает. Сангвиники являются лидерами в компаниях. При чрезмерной опеке могут вырасти безынициативными исполнителями.
  • Флегматик - спокойный, обстоятельный, никогда не торопится. Довольно инертный: такому ребёнку нужно время, чтобы привыкнуть к новым изменениям. Для воспитания флегматик — один из самых «удобных объектов». Ему достаточно поставить задачу, чтобы малыш начал сосредоточенно работать над её решением. Главная проблема - это медлительность и неторопливость в действиях.
  • Холерик - очень эмоциональный, чрезмерно возбудимый. Своей активностью напоминает сангвиника. Недостатки: быстро загорается, а потом легко бросает начатое дело, не доведя его до завершения. Очень конфликтный, не любит спокойных занятий. Такие дети склонны к авантюрным поступкам.
  • Меланхолик - ранимый, застенчивый, трудно находит общий язык в новом коллективе. Творческая личность с богатой фантазией. Положительные черты: пунктуальность, неконфликтность. Такому малышу трудно найти друзей, задача родителей — помочь ему наладить отношения с окружающими.


Следует понимать, что темперамент - это врождённое свойство человека, которое нельзя изменить. Темперамент не является причиной появления дурных наклонностей. Как воспитать характер ребёнка - этот вопрос волнует не только родителей. Надлежащее воспитание поможет направить недостатки характера в конструктивное русло. Негативные моменты можно компенсировать развитием сильных сторон характера.

Виды характера

Если с разделением темперамента по 4 видам согласны все ученые и педагоги, то градация по типам характера вызывает споры.

  • Сенситивный тип. Сверхчувствительность, повышенная эмоциональность. Завышенные требования к себе вместе с низкой самооценкой приводят к неуверенности, страху сделать что-то неправильно. Малейшая ошибка переживается как катастрофа. Очень стеснительны, боятся заводить какие-либо отношения. Любую критику в свой адрес переносят очень тяжело.

Общение с малышом, обладающим повышенной чувствительностью, требует особого такта и внимания: его не стоит ругать или разговаривать с ним на повышенных тонах. Малыш интуитивно понимает настроение родителя по выражению лица. Стоит еще в раннем детстве воспитывать чувство собственного достоинства, повышать самооценку. Надо объяснить, что неудачи бывают у всех, главное — не опускать руки и искать выход из ситуации.


  • Активный тип. Любопытный, непоседливый, общительный малыш. Главное - это действие. Он не будет сидеть и мечтать, его стихия — это движение. Удержать его на месте практически невозможно. Стоит на короткое время оставить малыша без присмотра, он обязательно придумает новую игру, которая может быть опасна для жизни.

Наказание может вызвать не только озлобление, но и ответ в виде истерики и угроз. Увлечь от новых проказ может полезное дело, за успех в котором обязательно следует похвалить малыша. С раннего возраста следует воспитывать в нем ответственность за свои поступки и дела, направлять неуемную энергию в полезное русло. И результат такого подхода к воспитанию порадует в будущем родителей. Умеющие контролировать себя, активные, целеустремленные люди много добиваются в жизни.

  • Коммуникативный тип. Достаточно близок к активному типу. Эмоции вторичны, главное — действия и поступки. Коммуникативный ребенок никогда не стремится командовать, ему это не интересно. Для него важно — найти, исследовать что-то новое. Он любит получать новые игрушки и знакомиться с новыми людьми. Такие дети постоянно хватаются за разные дела, но ни одно не доводят до конца. Они не признают порядок и расписание дня.

Усидчивость, терпение — те качества характера, которые следует развивать у коммуникативного ребёнка. Чаще делать перерывы в занятиях, придумывать новые интересные дела.

  • Рецептивный тип. Их любят учителя и воспитатели. Их поведение — это гордость родителей. Они легко просыпаются, с удовольствием идут в школу. Никогда не забудут умыться и почистить зубы. Они все делают по расписанию, любят выполнять указания взрослых. Малыш рецептивного типа обладает свойством переживать и сочувствовать, чутко улавливает эмоции окружающих.

Совершенно неспособны проявлять инициативу. При возникновении ситуации, требующей немедленного решения, теряется и прекращает какие-либо действия. Как можно раньше следует воспитывать самостоятельность. Учить делать выбор: какое кино посмотреть, какой выбрать подарок, доверять малышу самому оплачивать мелкие покупки в магазине.


Формирование характера

Наблюдая за поведением детей, у каждого можно увидеть не только положительные, но и отрицательные черты.

Честность, внимательность, уважение к окружающим — эти нравственные качества передаются от родителей, которые собственным примером формируют моральные основы поведения. Умение дать отпор, постоять за себя, заступиться за друзей — всему этому дети учатся, общаясь со сверстниками.

Педагогическая наука систематизировала и сформулировала основные принципы формирования характера у детей. Только при применении индивидуального подхода можно добиться наилучшего результата. Необходимо учитывать и возраст детей. Ребенок 5-6 лет требует другого отношения, чем малыш 2-3 лет.


Главная определяющая роль — родителей. Никто не сможет сделать для малыша больше, чем значимый взрослый. Это накладывает определенную ответственность на самих родителей. Мало просто любить свое дитя. Надо быть требовательным к себе, подавать хороший пример не на словах, а на деле, ведь малыш наблюдает за поведением родителей. И если на словах родители учат уважению к пожилым людям, а в автобусе не уступают место бабушке, — ребенок примет такую модель поведения за основу. В характере малыша появятся такие черты как ложь и хамство.



Характер ребенка формируется в совместной работе родителей и педагогов. Негативные особенности нрава можно изменить, но на это требуется время. Не надо торопиться и давить на малыша. Требуются чуткость, деликатность и терпение. Самое главное, что надо ребенку — знать, что его любят.

Совокупность сформированных черт станет базой для формирования успешной личности.