Применение права понятие основания стадии. Основные стадии процесса применения норм права

Правоприменение – деятельность компетентных государственных органов и должностных лиц по реализации норм права в конкретных жизненных ситуациях путем издания актов применения права.

1. Установление фактических обстоятельств дела. На этой стадии должны быть проанализированы фактические обстоятельства с достаточной полнотой и достоверностью. Необходимо здесь проанализировать всю юридически значимую информацию, относящуюся к делу. Она начинается с определения круга фактических обстоятельств, необходимых для решения дела. Эти факты устанавливаются в законном порядке и называются юридическими доказательствами (сведения о фактах, сами факты и источники сведений о них). Установление фактических обстоятельств дела происходит путем доказывания. Юридические факты образуют основу применения норм права. Установление фактических обстоятельств дела должно быть обоснованным и законным, от этого зависит правильность правоприменения. Сбор, анализ и оценка фактов, необходимых для разрешения дела, обычно проводятся с помощью определенных юридических средств, в установленных законом формах и порядке. Принципы выявления фактор:

· Относимость, т. е. собранные факты должны непосредственно относиться к делу.

· Достоверность, факты должны быть доказанными.

· Полнота, необходимо установить все факты, необходимые для принятия правильного решения.

2. Юридическое квалифицирование (выбор правовой нормы, анализ правовой нормы. На этой стадии происходит юридическая оценка выявленного фактического состава (правовая квалификация). Правовая квалификация отвечает на вопрос, на основе какой нормы права должен быть разрешен конкретный случай. Далее устанавливается подлинность (достоверность) ее текста, для этого норма права сверяется с контрольным текстом закона, выбирается соответствующая отрасль права, институт и норма права, регулирующие данное правоотношение, определяются пределы действия нормы права во времени, в пространстве и по кругу лиц, уясняется смысл и содержание юридических предписаний. С точки зрения действия нормы права во времени необходимо выяснить, действует ли норма права в тот момент, когда на ее основе нужно решить конкретное дело. Далее необходимо разрешить действие нормы по территории (по сфере действия) и уяснить, распространяется ли действие нормы на лиц, в отношении которых она должна быть применена. Каждая норма права должна быть проанализирована, чтобы установить - сохраняет ли она юридическую силу или нет. Если правоприменительный орган обнаруживает, что исследуемый случай предусматривается двумя или несколькими нормами права, противоречащими друг другу, возникает коллизия правовых норм. Способы разрешения коллизии норм сводятся к следующему:

· если конкурирующие нормы изданы разными органами государственной власти, то действует норма, исходящая от вышестоящего органа;

· если конкурирующие нормы изданы одним и тем же органом, то действует норма, изданная позже;

· при коллизии между нормой федерального и республиканского закона - необходимо применять норму федерального закона;

· в случае коллизии между общей и специальной нормой - применяется специальная.

На этой стадии завершается процесс изучения конкретных норм права. В ходе толкования или анализа нормы права устанавливается ее действительный смысл. Правильная квалификация фактических обстоятельств дела необходима для вынесения решения компетентным органом.

3. Вынесение решения по делу и доведение этого решения до заинтересованных лиц. На этой стадии принимается решение и выносится правоприменительный акт, в котором в резолютивной части излагаются выводы решения. Это главная, решающая и наиболее ответственная стадия применения права. Именно в принятии на основе нормы права индивидуального акта властного характера (имеющего официальное значение) проявляется сущность применения права, тогда как предшествующие стадии лишь подготавливают условия для окончательного решения дела. Перед вынесением решения по делу необходимо исследовать обстоятельства дела правильно и с достаточной полнотой. Доведение содержания решения до сведения заинтересованных лиц осуществляется или сразу после вынесения решения или по истечении установленного процессуальными нормами срока. На этой стадии процесс применения норм права завершается и начинается реализация акта применения нормы права (исполнительное производство). Решения должны быть в обязательном порядке исполнены, кроме случаев, когда исполнение решения приостанавливается, откладывается или прекращается в связи с наступлением определенных обстоятельств, изменением обстановки, принятием нового законодательства, которое устраняет наказуемость действия (бездействия). В любом случае, контроль за исполнением решений ложится на компетентные государственные органы.

Применение права - одна из форм государственной деятельности, направленная на реализацию правовых предписаний в жизнь.

Применение права - это осуществляемая в специально установленных законом формах государственно-властная, организующая деятельность компетентных органов по реализации норм права в конкретном случае и вынесении индивидуально-правовых актов (актов применения права).

Путем применения права государство в своей деятельности осуществляет две основные функции:

1. Организацию выполнения предписаний правовых норм, позитивное регулирование посредством индивидуальных актов;

2. Охрану и защиту права от нарушения.

На этом основании в литературе выделяют две формы применения права:

1. Оперативно-исполнительную;

2. Правоохранительную.

1. Оперативно-исполнительная форма применения права - это властная оперативная деятельность государственных органов по реализации предписаний норм права путем создания, изменения или прекращения конкретных правоотношений на основе норм права. Указанная форма деятельности есть основной способ организации исполнения положительных велений права.

2. Правоохранительная деятельность - это деятельность компетентных органов по охране норм права от каких бы то ни было нарушений.

Цель правоохраны - контроль за соответствием деятельности субъектов права юридическим предписаниям, за ее правомерностью, а в случае обнаружения правонарушения - принятия соответствующих мер для восстановления нарушенного правопорядка, применение государственного принуждения к правонарушителям, создание условий, предупреждающих правонарушения.

Применение права как особая форма реализации отличается от соблюдения, исполнения и использования рядом признаков:

Во-первых, государство определяет специальных субъектов (органы, должностные лица), наделяя их властными полномочиями для осуществления этой деятельности. К ним относятся: государственные органы (суд, прокуратура и т. д.); должностные лица (Президент РФ, глава администрации, прокурор, следователь и т. д.); некоторые общественные организации (товарищеские суды, профсоюзы).

Во-вторых, имеет индивидуальный характер.

Применение права осуществляется всегда в рамках конкретных правовых отношений, получивших в литературе название правоприменительных отношений. Устанавливаются конкретные правовые последствия - субъективные права, обязанности, ответственность.

В-третьих, правоприменительная деятельность осуществляется в особых, установленных процессуальным законом формах.

В-четвертых, применение права как самостоятельная форма реализации - сложная, поскольку ее осуществление проявляется в сочетании с иными формами реализации (исполнением, соблюдением, использованием) и во взаимном проникновении друг в друга.

В-пятых, применение права - это определенный процесс, имеющий начало и окончание и состоящий из ряда последовательных стадий реализации права (установление фактических обстоятельств дела, юридической основы дела и т. д.).

В-шестых, применение права всегда сопровождается вынесением индивидуального правового акта (акта применения права), исходящего от субъекта правоприменения.

Юридическая наука уделяет большое значение вопросу применения норм права. В 1954-1955 гг. редакция журнала «Советское государство и право» провела дискуссию по проблемам применения норм права. На страницах этого журнала выступили многие ученые и практические работники.

В ходе дискуссии были высказаны три точки зрения, точнее, определились три подхода к проблеме.

1. Сторонники первой точки зрения говорили, что нормы права

применяют только органы государства, а некоторые из них даже

говорили, что только органы специальной юрисдикции (суд, прокуратура, милиция).

2. Другие считали, что правоприменительную деятельность осуществляют государственные органы и уполномоченные на то общественные организации.

3. Третьи утверждали, что нормы права применяются государственными органами, общественными организациями и гражданами. Как видно, подходы к проблеме были далеки от единства. Теория

и практика не подтверждали девиз трех точек зрения.

Основаниями применения норм права являются:

1. Когда правоотношение не может появиться без властного веления государственного органа или должностного лица (призыв граждан на действительную военную службу, назначение пенсии и т. д.);

2. Когда возникает спор о праве и стороны сами не могут прийти к согласованному решению (раздел судом имущества) или существует препятствие для реализации субъективных прав и юридических обязанностей;

Когда требуется официально установить наличие или отсутствие конкретных фактов и признать их юридически значимыми. Только в судебном порядке, например, можно признать гражданина умершим или безвестно отсутствующим;

4. Когда общественное отношение в силу его особой социальной или личной значимости должно пройти контроль со стороны соответствующих органов государства с целью проверки его правильности и законности (регистрация избирательной комиссии кандидата в депутаты, регистрация автотранспорта в органах ГАИ, нотариальное удостоверение купли-продажи домостроения и т. д.);

5. Когда совершено правонарушение и лицо привлекается к юридической ответственности.

Для того чтобы процесс правоприменения был более эффективен, был действительным претворением права в жизнь, наука и практика выработали следующие основные требования, соблюдение которых обеспечивает правильное применение норм права:

1. Законность - норма должна быть применена в соответствии с принципами законности, то есть в рамках закона, на основании действующего закона, со ссылкой на него, с соблюдением установленной законом процедуры принятия решения. Отступление от требований закона недопустимо, иначе такое применение нормы права будет правонарушением и повлечет за собой ответственность правоприменителя.

2. Обоснованность - это тщательное исследование всех фактов, относящихся к делу. Нужно не брать во внимание не имеющие отношения к делу прельщающие, но сомнительные факты, а отбрасывать их; следует оставлять только те, которые имеют значение для дела. Каждое решение, каждый приговор и т. д. должен быть обоснован фактами, доказательствами, ссылками на закон. Обоснованность - это юридическая сила правоприменительного акта, его неоспоримость и неопровержимость.

3. Целесообразность. Хотя закон всегда должен быть целесообразен, но если исказить его идею, смысл, ставившуюся перед ним задачу, то можно применить его нецелесообразно и тем самым не достичь цели. Такое иногда случается, процесс применения - это подведение общего правила вод конкретный, единичный, жизненный случай. И важно применить его так, чтобы оно было наиболее целесообразным с точки зрения прав и свобод человека, государства, общества.

Наука еще не может точными советами помочь уловить эту целесообразность, но практика показывает, что 1. жизненный опыт; 2. высокое правосознание; 3. принципиальность; 4. хорошее знание законодательства; 5. глубокое проникновение в суть рассматриваемого дела - это факторы, которые обеспечивают наиболее целесообразное применение.

4. Справедливость. Справедливость при применении правовых норм так же важна, как и в процессе правотворчества, призванного закрепить и отразить справедливость принимаемого закона. Требования справедливости к принимаемому правовому акту означают требование общественного критерия, совмещенного с юридическим критерием понимания правды, добра, зла, гуманизма и т. д. Справедливость правоприменительного акта означает также его соответствие понятию социальной справедливости, сложившемуся в том или ином общественном сознании и утвердившемуся в обществе. Правоприменение должно соответствовать принципам морали, общечеловеческим ценностям, но при этом оно не должно выходить за пределы правового поля, оно (правоприменение) должно оставаться юридическим, а не моральным решением, хотя нравственная оценка может и должна присутствовать в принимаемом правоприменительном акте.

Обычно считается, что законное, обоснованное, целесообразное, объективное, беспристрастное решение и будет наиболее справедливым.

Функции применения права. В юридической литературе правильно отмечается, что процессу правоприменения присущи следующие функции:

1. Правообеспечительная - наиболее наглядно эта функция проявляется в конфликтных ситуациях, при неисполнении юридических обязанностей. Для нее характерна узкая задача - обеспечить выполнение правовых предписаний, сделать веление права безусловным, обязательным к исполнению;

2. Функция индивидуального регулирования: в процессе применения определяются права и юридические обязанности конкретных субъектов права, объем юридической ответственности. Норма права - это всего лишь модель. Акт применения - действие в соответствии с этой моделью. Здесь решается задача конкретизации общего правила поведения, но иногда и осуществляется правовосполнение (в случаях применения права по аналогии).

Теория государства и права: конспект лекций Шевчук Денис Александрович

§ 3. Стадии применения права

§ 3. Стадии применения права

Применение норм права – сложный процесс, включающий несколько стадий. Первая стадия – установление фактических обстоятельств юридического дела, вторая – выбор и анализ правовой нормы, подлежащей применению, третья – принятие решения по юридическому делу и его документальное оформление. Первые две стадии являются подготовительными, третья – заключительной, основной. На третьей стадии принимается властное решение – акт применения права.

1. Круг фактических обстоятельств, с установления которых начинается применение права, очень широк. При совершении преступления – это лицо, совершившее преступление, время, место, способ совершения, наступившие вредные последствия, характер вины (умысел, неосторожность) и другие обстоятельства; при возникновении гражданско-правового спора – обстоятельства заключения сделки, ее содержание, действия, совершенные для ее исполнения, взаимные претензии сторон и т. д. Фактические обстоятельства, как правило, относятся к прошлому и поэтому правоприменитель не может наблюдать их непосредственно. Они подтверждаются доказательствами – материальными и нематериальными следами прошлого, зафиксированными в документах (показаниях свидетелей, заключениях экспертов, протоколах осмотра места происшествия и т. д.). Эти документы составляют основное содержание материалов юридического дела и отражают юридически значимую фактическую ситуацию.

Сбор доказательств может быть сложнейшей юридической деятельностью (например, предварительное следствие по уголовному делу), а может и сводиться к представлению заинтересованным лицом необходимых документов. Например, гражданин, имеющий право на пенсию, обязан представить в комиссию по назначению пенсий подтверждающие это право документы: о возрасте, стаже работы, заработной плате и др.

К доказательствам, с помощью которых устанавливаются фактические обстоятельства по делу, предъявляются процессуальные требования относимости, допустимости и полноты.

Требование относимости означает принятие и анализ только тех доказательств, которые имеют значение для дела, т. е. способствуют установлению именно тех фактических обстоятельств, с которыми применяемая норма права связывает наступление юридических последствий (прав, обязанностей, юридической ответственности). Например, в соответствии со ст. 56 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд принимает только те доказательства, которые имеют отношение к рассматриваемому делу.

Требование допустимости гласит, что должны использоваться лишь определенные процессуальными законами средства доказывания. Например, не могут служить доказательством фактические данные, сообщаемые свидетелем, если он не может указать источник своей осведомленности (ст. 74 Уголовно-процессуального кодекса), для установления причин смерти и характера телесных повреждений обязательно проведение экспертизы (п. 1 ст. 79 УПК).

Требование полноты фиксирует необходимость установления всех обстоятельств, имеющих значение для дела. Их неполное выяснение является основанием к отмене или изменению решения суда (п. 1 ст. 306 ГПК), приговора (п. 1 ст. 342, 343 УПК).

2. Сущность юридической оценки фактических обстоятельств, т. е. их юридической квалификации, состоит в том, чтобы найти, выбрать именно ту норму, которая по замыслу законодателя должна регулировать рассматриваемую фактическую ситуацию. Этот поиск происходит путем сравнения фактических обстоятельств реальной жизни и юридических фактов, предусмотренных гипотезой применяемой правовой нормы, и установления тождества между ними. Значит, для правильной юридической квалификации фактов, установленных на первой стадии, следует выбрать (найти) норму (нормы), прямо рассчитанную на эти факты. В чем тут трудности?

Основная трудность заключается в том, что далеко не всегда подлежит применению норма, гипотеза которой охватывает фактическую ситуацию. Для устранения сомнений необходимо проанализировать выбранную норму, установить действие содержащего эту норму закона во времени, в пространстве и по кругу лиц. Например, определяя действие закона во времени, надо соблюдать следующие правила:

«Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет» (ч. 1 ст. 54 Конституции РФ);

«Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют» (ст. 57 Конституции РФ);

«Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом» (ч. 1 ст. 4 ГК РФ) и т. д.

Юридическая квалификация облегчает работу правоприменителя по уяснению круга подлежащих установлению фактов. Выясняются не любые факты, а лишь те, которые предусмотрены в гипотезе избранной нормы. Типичная ошибка в этой ситуации – когда начинают «подгонять» факты под гипотезу избранной нормы. В юридической практике выяснение дополнительных обстоятельств часто приводит к изменению юридической квалификации.

Анализ, толкование избранной нормы права предполагает обращение к официальному тексту соответствующего нормативного акта, ознакомление с возможными дополнениями и изменениями его первоначальной редакции, а также с официальными разъяснениями смысла и содержания применяемой нормы. Анализ закона необходим также для принятия правильного юридического решения, которое должно отвечать требованиям диспозиции (санкции) применяемой нормы.

Вынесение решения по делу нужно рассматривать в двух аспектах.

Во-первых, это умственная деятельность, заключающаяся в оценке собранных доказательств и установлении на их основе действительной картины происшедшего, в окончательной юридической квалификации и в определении для сторон или виновного юридических последствий – прав и обязанностей сторон, меры ответственности виновного.

Во-вторых, решение по делу представляет собой документ – акт применения права, в котором закрепляется результат умственной деятельности по разрешению юридического дела, официально фиксируются юридические последствия для конкретных лиц.

Правоприменительное решение играет особую роль в механизме правового регулирования. Ранее уже отмечалось, что юридические нормы и возникающие на их основе субъективные права и юридические обязанности обеспечены возможностью государственного принуждения, однако последняя реализуется именно по индивидуальному правоприменительному решению, поскольку эти решения могут быть исполнены в принудительном порядке.

Возможность принудительного исполнения актов применения права обусловливает их особенности и предъявляемые к ним требования обоснованности и законности.

Из книги Порядок применения международного уголовного права в национальной юрисдикции автора Кибальник Алексей Григорьевич

Алексей Кибальник. Порядок применения международного уголовного права в национальной юрисдикции А. Кибальник, доцент Ставропольского госуниверситета, кандидат юридических наук, в настоящее время (февраль 2006 года) – доктор юридических наук. Трансформация

Из книги Семейный кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 1 октября 2009 г. автора Автор неизвестен

Статья 167. Ограничение применения норм иностранного семейного права Нормы иностранного семейного права не применяются в случае, если такое применение противоречило бы основам правопорядка (публичному порядку) Российской Федерации. В этом случае применяется

Из книги Настольная книга судьи по гражданским делам автора Толчеев Николай Кириллович

2.5. Вопросы применения норм процессуального права На практике суды не всегда придают значение процессуальной стороне рассмотрения дел данной категории. В одних случаях они разрешаются по правилам искового производства, в других - как вытекающие из публично-правовых

Из книги Административное право России в вопросах и ответах автора Конин Николай Михайлович

3.5. Особенности применения норм процессуального права Разрешение дел о наследовании земельных участков имеет ряд процессуальных особенностей, первая из которых связана с подсудностью. По общему правилу территориальной подсудности исковые заявления для рассмотрения

Из книги Жилищное право. Конспект лекций автора Ивакин Валерий Николаевич

1. Понятие управления как сферы применения норм административного права. Виды управления Административное право как одна из важнейших базовых отраслей публичного права регулирует отношения в области организации и функционирования публичного управления, т.е.

Из книги Судебно-медицинская экспертиза: проблемы и решения автора Гордон Э С

2.4. Значение постановлений Конституционного Суда РФ и Пленума Верховного Суда РФ для применения норм жилищного права При решении жилищно-правовых вопросов все большую роль играют постановления Конституционного Суда РФ, принятые по жалобам и запросам о проверке

Из книги Шпаргалка по семейному праву автора Щепанский Роман Андреевич

3.2 Проблема применения судебно-медицинских познаний в стадии возбуждения уголовного дела На протяжении длительного времени ведомственные нормативные акты Минздрава СССР, регламентирующие деятельность судебно-медицинских учреждений, предусматривают возможность

Из книги Коммерческое право автора Голованов Николай Михайлович

84. Основания применения к семейным отношениям норм иностранного семейного права В настоящее время возросло количество семейных отношений с участием иностранных граждан и лиц без гражданства. Это обусловлено разнообразными причинами: распад СССР и образование на его

Из книги Семейное право. Шпаргалки автора Семенова Анна Владимировна

90. Установление содержания норм иностранного семейного права и ограничения их применения В силу необходимости применения судами РФ, органами ЗАГС и иными органами норм иностранного семейного права в случаях, предусмотренных коллизионными нормами, СК РФ требует от них

Из книги Теория государства и права автора Морозова Людмила Александровна

197. Основания применения иностранного права к внешнеторговым отношениям Проблема применения иностранного права встает всякий раз, когда между сторонами внешнеторгового договора возникает спор по вопросам, не предусмотренным при заключении договора.Данной проблеме

Из книги Экзамен на адвоката автора

120. Установление содержания норм иностранного семейного права и ограничение их применения Согласно СК РФ, при применении норм иностранного семейного права суд или органы записи актов гражданского состояния и иные органы устанавливают содержание этих норм в

Из книги Теория государства и права: конспект лекций автора Шевчук Денис Александрович

19.4 Акты применения права, их виды Правоприменительные акты имеют много общих черт с нормативными правовыми актами, но между ними и немало различий.К общим чертам относятся:и нормативные правовые, и правоприменительные акты издаются государственными органами и

Из книги Избранные труды по финансовому праву автора Коллектив авторов

Вопрос 199. Выступление адвоката по гражданскому делу на стадии объяснения сторон, исследования доказательств, прений сторон и стадии реплик. При рассмотрении дела по существу после доклада дела суд заслушивает объяснения сторон и третьих лиц. Участие адвоката в

Из книги Проблемы теории государства и права: Учебник. автора Дмитриев Юрий Альбертович

§ 4. Акты применения права Акт применения права – это правовой акт компетентного органа или должностного лица, изданный на основании юридических фактов и норм права, определяющий права, обязанности или меру юридической ответственности конкретных лиц.

Из книги автора

Отдельные проблемы применения финансового права

Из книги автора

§ 11.3. Стадии процесса применения права Применение норм права не является простым однозначным действием. Оно представляет собой сложный процесс, состоящий из ряда логически последовательных стадий.Исследование фактических обстоятельств дела (вещественные

Применение права - это особая форма реализации права. Оно не­обходимо тогда, когда субъекты не могут сами, без помощи вла­стных органов реализовать свои права и обязанности. Применение характеризуется следующими признаками:

Применяют право только уполномоченные на то ком­петентные органы;

Носит властный характер;

Осуществляется в процессуальной форме;

Связано с применением соответствующего индивидуаль­ного, властного (правоприменительного) акта;

Имеет три стадии :

1) установление фактической основы дела, когда уста­навливается объективная истина по делу, происходит сбор всей юридически значимой информации;

2) установление юридической основы дела, когда пра­воприменитель выбирает отрасль, институт и норму права, регу­лирующие данное общественное отношение;

3) решение дела, когда на основе нормы права принимается имеющий официальное значение индивидуальный акт властного характера. Принятие решения является завершающей и вместе с тем основной стадией. После этого решение должно быть испол­нено и конкретное общественное отношение реально урегулировано.

3. Юридические коллизии. На второй стадии, т.е. при вы­боре конкретной нормы права, можно столкнуться с такими явле­ниями, как коллизии норм и пробелы в праве.

Юридические коллизии - это противоречия между пра­вовыми актами, регулирующими одни и те же общественные от­ношения. Они вносят в правовую систему несогласованность, де­фектность, создают неудобства в правоприменительной практике, затрудняют пользование законодательством.

Виды коллизий:

1) между Конституцией и всеми иными актами: разре­
шается в пользу Конституции;

2) между законами и подзаконными актами: разрешается в
пользу законов как актов большей юридической силы;

между актами одного и того же органа, но изданными в
разное время: применяется акт, принятый позже;

между актами, принятыми разными органами: приме­
няется акт, исходящий от вышестоящего органа.

4. Пробелы в праве - это полное или частичное отсутствие в действующем законодательстве необходимых юридических норм.

Устранить пробел можно лишь с помощью правотвор­ческого процесса путем принятия новой нормы права.

Преодолеть пробел можно с помощью правопримени­тельного процесса, так как здесь никаких новых норм не соз­дается, а применяется либо аналогия закона, либо аналогия права.

Аналогия закона - это решение конкретного юридического дела на основе правовой нормы, рассчитанном не на данный, а на сходный случай. Аналогия права - это решение конкретного юри­дического дела на основе общих принципов и смысла права. Дан­ный способ преодоления пробелов возможен лишь тогда, когда нет конкретной нормы, которая бы регулировала сходный случай, причем ее нет ни в данной отрасли, ни в смежной.

5. Акты применения правовых норм. Акт применения
права - это такой правовой акт, который содержит инди­
видуальное властное предписание, вынесенное компетентным
органом в результате решения конкретного юридического дела.
Он обладает следующими особенностями:

исходит от компетентного органа;

носит государственно-властный характер;

носит индивидуальный, а не нормативный характер, по­
скольку адресован конкретным субъектам;

Имеет определенную, установленную законом форму.
Классифицируют правоприменительные акты по следующим ос­
нованиям:

1) по форме - на указы, приговоры, решения, приказы и

по субъектам, их издающим, - на акты государственных
и негосударственных, в частности, муниципальных органов;

Применение права - осуществляемая в специально установленных законом формах государственно-властная организующая деятельность компетентных органов по реализации норм права в конкретных случае , сопровождаемая вынесением индивидуально-правовых актов (актов применения).

Отличие применения права как особой формы реализации:


  • Применение права - организующая властная деятельность государства;

  • Применение права всегда осуществляется в рамках конкретных правоотношений;

  • Применение права осуществляется в особом, установленном процессуальным законом формах;

  • Применение права - процесс, имеющий стадии;

  • Применение права всегда сопровождается вынесением индивидуально-правового акта, исходящего от субъекта права.
Применение права - это властная деятельность органов государства (или иных органов по уполномочию государства), которые, используя свои специальные полномочия, издают акты индивидуального значения на основе норм права, решая тем самым, по существу, те или иные конкретные вопросы многогранной жизни общества. Такое понимание применения права основано на специфике властной деятельности государственных органов по реализации предписаний правовых норм с тем, чтобы не допустить растворения деятельности государственного аппарата среди других проявлений общественной самодеятельности и инициативы.
Характер государства как аппарата властвования предопределяет возможность и необходимость деятельности по применению права. В данном случае государство в целях упорядочения общественной жизни, установления четких организационных начал взаимоотношений между людьми передает решение определенных вопросов в компетенцию заранее установленных органов. Применение права - это одна из форм государственной деятельности, когда компетентный орган выступает от имени государства, по его уполномочию.
Применение права необходимо там, где правоотношение, с учетом его сложности и важности с точки зрения решения задач, стоящих перед властью, может и должно быть создано лишь по решению органа, олицетворяющего государственную власть, или где правоотношение должно пройти контроль со стороны государства в лице его властных органов. Награждение орденом, расторжение брака, назначение на ту или иную должность возможны лишь при наличии решения компетентного органа. Без таких решений невозможно охранять правовые нормы от нарушений, наказывать правонарушителей и ликвидировать вредные последствия правонарушений.
Поскольку применение права имеет большое значение для регулирования общественных отношений, издание актов применения права подчинено определенному порядку, происходит в рамках предусмотренной законом процедуры. Такую процедуру можно проиллюстрировать на примере деятельности суда. Она обеспечивает последовательное проведение принципов законности при решении конкретного случая, всестороннее рассмотрение обстоятельств дела, охрану прав и законных интересов граждан и организаций. В одних случаях нормы о порядке рассмотрения дел довольно детальны и составляют самостоятельные процессуальные отрасли права (уголовное, гражданское судопроизводство), в других - устанавливается лишь определенный порядок решения дел (назначение пенсий, прием на работу и т.д.).
Характером применения права предопределяется, что правоприменительный орган - это, как правило, полномочный орган государства (орган исполнительной власти, суд, орган прокуратуры, администрация предприятия и т.д.). В то же время с целью активизации участия масс в управлении общественными делами в юридической сфере некоторые государственно-властные функции по применению права могут передаваться организациям граждан. В данном случае государство делегирует часть своих полномочий по решению вопросов индивидуального значения определенным общественным организациям (в частности профсоюзным органам), причем эти полномочия, видоизменяясь в определенной степени , не теряют своих властных, авторитарных качеств (например, профсоюзным комитетам принадлежит право назначать пособия по временной нетрудоспособности).

  • Применение права подразделяется на такие формы, как:

    • оперативно-исполнительная;

    • правоохранительная.
Под оперативно-исполнительной деятельностью подразумевается организация выполнения предписаний правовых норм, позитивное регулирование с помощью индивидуальных актов (прием на работу, регистрация брака, решение о строительстве объекта промышленности и т.д.). При этом применяется диспозиция норм права, имеющая не запрещающее, а положительное содержание. Это творческая, организующая работа по осуществлению выраженной в праве политики господствующих в обществе социальных сил. Современное цивилизованное государство ставит перед собой главным образом творческие, созидательные задачи по обеспечению развития экономики и других сфер жизни общества. Поэтому эта форма применения права является для него основной, профилирующей. С ее помощью объединяется и направляется деятельность министерств и ведомств, предприятий и учреждений, подбираются кадры, конкретизируются плановые задания, обеспечиваются права личности и т.д.

Правоохранительная деятельность охватывает охрану норм права от каких бы то ни было нарушений, применение мер государственного принуждения к правонарушителям, обеспечение исполнения назначенных мер наказания (взыскания), а также принятие мер по предупреждению нарушений в будущем. Такая деятельность характерна, в первую очередь, для так называемых юрисдикционных органов (суд, прокуратура, инспекции), для органов контроля и арбитража. В то же время и исполнительные органы, руководители предприятий и учреждений, ряд общественных организаций также занимаются этой деятельностью (вынесение выговора руководителем предприятия, наложение денежного начета на работника и т.д.).

В правоохранительной деятельности особенно важен процессуальный порядок рассмотрения дел, гарантирующий полное и всестороннее изучение обстоятельств правонарушения, охрану прав граждан, привлекаемых к правовой ответственности, устраняющей возможность ошибок и неправильных решений.

Основные требования к применению права .

Законность . Это требование означает, что при решении конкретного случая правоприменительный орган должен основываться на определенной норме права (их совокупности), прямо относящейся к рассматриваемому делу, строго и неукоснительно следовать ее точному смыслу, действовать в рамках своей компетенции, не присваивая себе полномочий, которые не зафиксированы в законе. Немаловажное значение имеет также неукоснительное соблюдение предусмотренного законом порядка рассмотрения дела и вынесения решения установленной формы акта применения права.
Если по делу уже вынесено законное решение компетентного органа, новое вторичное решение недопустимо , пока предыдущее не отменено или не изменено в соответствующем порядке.
Законность требует, чтобы правовые нормы применялись всегда, когда налицо обстоятельства, предусмотренные нормой. Нерегулярное, от случая к случаю, применение права, приостановка под любым предлогом (устарелость, несоответствие местным условиям и т.д.) действия нормы лицом или органом, не уполномоченным на то законом, противоречат законности. До тех пор, пока норма не отменена, не изменена и не приостановлена в установленном законом порядке либо не заменена позже изданным актом по тому же вопросу, она действует и является обязательной для правоприменительного органа.


  • Обоснованность



Обоснованность требует, чтобы обстоятельства дела были подтверждены проверенными, достоверными доказательствами.
Целесообразность . Проблема целесообразности в праве имеет два аспекта.
С одной стороны, нормативный акт, с точки зрения законодателя, сам по себе целесообразен, содержит оптимальные требования по регулированию общественных отношений. Поэтому следование ему есть наиболее целесообразное решение вопроса, достижение той цели, которую ставил перед собой законодатель при его издании. Недопустимо прикрывать нарушение законности ссылками на целесообразность.

С другой стороны, целесообразность в праве - это соответствие деятельности органов и лиц в рамках закона конкретным условиям места и времени, выбор оптимального пути осуществления нормы в конкретной жизненной ситуации. В норме права в силу ее общего характера невозможно предусмотреть все разнообразие конкретных случаев, но она дает возможность исполнителю учитывать их. Как правило, норма предусматривает определенные пределы для усмотрения при решении того или иного дела (определенные границы в рамках одного решения, возможность выбора между различными решениями, возможность как применить норму, так и воздержаться от применения). В пределах содержания нормы следует выбрать решение, наиболее полно и правильно отражающее смысл закона и цели правового регулирования. При этом чем больше норма дает возможностей для проявления инициативы и самодеятельности, тем большее значение приобретает это требование.
Орган или должностное лицо, применяющее право, единообразно и неуклонно исполняя юридические предписания, должны в то же время действовать инициативно, максимально учитывая особенности места и времени исполнения, разумно распределяя силы и средства, расставляя кадры и т.д. Решение конкретных дел без учета их политической и моральной характеристики, индивидуальных особенностей, без учета социальной значимости применяемой нормы порождает юридический формализм и глубоко чуждо природе демократии, духу права, принципам деятельности государственного аппарата.
Справедливость . Это требование к актам применения права , отражающее идею о социальной справедливости демократического общества, означает осознание правильности решения дела с точки зрения интересов народа и государства; убежденность лица, применяющего право, а также окружающих в том, что принятое решение согласуется с принципами морали, общечеловеческими ценностями, отвечает потребностям и интересам отдельных граждан, их коллективов, предприятий, учреждений. Справедливость акта применения права предполагает соответствие принятого решения общественному мнению, согласованность его содержания с моральными убеждениями людей и общества в целом.
От того, насколько морально оправдано решение компетентного органа, во многом зависит его воспитательное воздействие. Работа государственного аппарата не может замыкаться в рамках юридической значимости фактов, формальной стороны дела. Нравственная сторона, моральная оценка случая, подлежащего разрешению, должны обязательно учитываться при применении права.

Требование справедливости предполагает также беспристрастность лица или органа, применяющего право, объективный подход к исследованию обстоятельств дела, к участвующим в нем лицам, к окончательному решению.

Акты применения права их виды.
Официальной формой и итогом выражения правоприменительной деятельности выступают акты применения права, посредством которых закрепляются решения компетентных органов по конкретному юридическому делу. Эта разновидность правовых актов характеризуется определенными специфическими чертами, а именно:


  • Во-первых, акт применения права - это решение по конкретному делу
    официального компетентного органа, которого государство уполномочило на
    реализацию права в определенных сферах общественных отношений

  • Во-вторых, акт применения права содержит государственно-властное веление,
    обязательное для соблюдения и исполнения всеми, кому оно адресовано, и
    обеспечиваемое силой государства

  • В-третьих, акт применения права имеет определенную, установленную законом
    форму. Несоблюдение формы издания такого акта может повлечь его отмену или
    необходимость изменения. Надлежаще оформленный документ издается в форме
    приказов, постановлений, распоряжений и т.д.

  • В-четвертых, акт применения права направлен на индивидуальное регулирование
    общественных отношений. В нем строго индивидуализируются
    (персонифицируются) субъективные права и юридические обязанности
    конкретных лиц исходя из определенной жизненной ситуации. Акт применения
    права регулирует не вид общественных отношений, а единичное, конкретное
    отношение.
С учетом вышеизложенного можно сформулировать понятие акта применения права. Акт применения права - это официальное решение компетентного органа по конкретному юридическому делу, содержащее государственно-властное веление, выраженное в определенной форме и направленное на индивидуальное регулирование общественных отношений.

Акты применения права отличаются от других правовых актов, в частности от нормативно-правовых, следующими чертами:

Нормативно-правовой акт носит общий характер, регулирует определенный вид общественных отношений, обращен ко многим лицам, действует до тех пор, пока его не отменят. Акт применения права носит индивидуальный характер, регулирует конкретное общественное отношение, обращен к конкретным лицам, его действие распространяется на конкретный случай

Нормативно-правовой акт устанавливает, изменяет или отменяет нормы права, являясь общей нормативной основой правового регулирования. Акт применения права этого делать не может. Он претворяет, реализует общие предписания нормативного акта в жизнь, выступая необходимым средством перевода общеобязательных нормативных предписаний в сферу конкретных жизненных ситуаций и применительно к конкретным людям.

Акты применения, или индивидуальные акты, не являются источниками права. Они не содержат в себе каких-либо общих правил поведения, а лишь применяют соответствующие нормы права к конкретному случаю, событию или лицу.

По наименованию правоприменительные акты-документы подразделяются на указы, постановления, приказы, протоколы, приговоры, решения, предписания и т.д.

Правоприменительные акты-действия делятся на словесные и конклюдентные :


  • Словесные акты применения права-действия - это, к примеру, устные
    распоряжения руководителя органа, отдаваемые подчиненным и т.п.

  • Конклюдентные правоприменительные акты-действия совершаются
    посредством сочетания определенных жестов, движений и тому подобных
    действий, явно и наглядно выражающих решение субъекта применения права
    (жесты милиционера, осуществляющего регулирование движения транспорта и
    пешеходов).
Как и письменные, правоприменительные акты-действия обладают властной силой и влекут юридические последствия. Отказ от выполнения или ненадлежащее их выполнение может повлечь дисциплинарную, административную, материальную, уголовную ответственность.

По своему юридическому значению акты применения права могут быть подразделены на основные и вспомогательные. Основные - это акты, которые содержат завершенное решение по юридическому делу (приговор, решение суда). Вспомогательными считаются такие акты, которые содержат предписания, подготавливающие издание основных актов (надзора и контроля, процедурно-процессуальные).

В зависимости от действия во времени правоприменительные акты делятся на акты однократного действия (наложение штрафа) и длящиеся (регистрация брака, назначение пенсии и др.).

Основания классификации таких актов на отдельные виды многочисленны. Можно, например, группировать их в зависимости от субъектов, осуществляющих применение права. Имеются властные акты, издаваемые государственными органами, и акты такого же характера органов местного самоуправления общественных организаций. В свою очередь, акты государственных органов подразделяются на самостоятельные виды:


    • индивидуальные акты органов законодательной власти ;

    • акты высших органов государственного управления;

    • акты министерств, госкомитетов и ведомств;

    • акты администрации предприятий и учреждений;

    • акты контрольных и надзорных органов.
Каждый из указанных органов осуществляет свои особые функции, что находит отражение в специфике содержания и формы принимаемых ими актов.

В зависимости от характера регулирующего воздействия акты применения права можно разделить на:


    • исполнительные , т.е. организующие исполнение положительных предписаний норм права путем их применения к конкретным жизненным случаям;

    • правоохранительные , с помощью которых нормы права охраняются от нарушений. В свою очередь, правоохранительные акты подразделяются на акты контроля и надзора, направленные на предупреждение правонарушений, обеспечение неуклонного исполнения правовых норм; следственные акты, фиксирующие факты, относящиеся к правонарушениям, оформляющие материалы к применению юридических санкций; юрисдикционные акты, решающие вопросы о применении или неприменении мер государственного принуждения к правонарушителям; акты исполнения юрисдикционных решений.
Можно делить акты применения права на индивидуальные , которые касаются конкретных, заранее известных субъектов (приговор суда, назначение пенсии и т.д.), и имеющие определенное общее значение , в результате принятия которых возникает целый ряд правоотношений, охватывающих большое число заранее не всегда известных субъектов (решение о распределении материальных фондов, о строительстве гидроэлектростанции и т.д.). Необходимо различать акты однократного действия, действие которых ограничено во времени (вынесение взыскания, награждение орденом), и акты длящегося действия , реализация которых представляет собой продолжительное правовое состояние или требует периодически повторяемых действий (регистрация брака, поступление в вуз, назначение пенсии и т.д.).

Деятельность правоприменительных органов завершается оформлением соответствующего акта, который фиксирует принятое решение, придает ему официальное значение и властный характер. По отношению к конкретным органам и лицам акт применения права представляет собой категоричное, обязательное к исполнению веление. В нем олицетворяются авторитет и сила государства. За нарушение требований этого акта виновное лицо несет ответственность как за нарушение нормы права, на основании которой он издан.

Так как акт применения права носит официальный характер, он должен быть оформлен в надлежащей, специально предусмотренной форме, иметь определенные внешние атрибуты. Несоблюдение формы издания такого акта может повлечь за собой его отмену или необходимость изменения (дооформления). Надлежаще оформленный документ издается в форме приказов , постановлений, распоряжений, решений и т.д. Не являются актами применения права те официальные документы, которые имеют юридическое значение, но непосредственно не порождают правоотношений (официальная справка, диплом об окончании вуза и др.).

Как правило, акт применения права оформляется в письменном виде. В некоторых случаях он может излагаться в устной форме, которая обычно протоколируется (удаление свидетелей из зала судебного заседания, вызов понятых), либо в форме официальных знаков (жесты регулировщика и др.).

В отличие от нормы права акт применения ограничен рамками конкретного случая и касается, как правило, индивидуально-определенных субъектов, наделяя их конкретными полномочиями и налагая обязанности. Действие акта применения права начинается с момента его принятия, а прекращается после исполнения предписания.

Стадии применения права.
Применение права, как определенный процесс, распадается на ряд стадий.

Стадия - это отрезок какого-либо процесса, имеющий свою, промежуточную задачу.

Существуют пять основных стадий:

1) установление фактических обстоятельств дела - начинается с определения круга фактов, необходимых для решения дела. После этого приступают к сбору и процессуальному закреплению фактов, исследованию, установлению, достоверности таких фактов. Они оцениваются с точки зрения истинности или ложности, их наличия или отсутствия. Установление фактических обстоятельств производится в процедурной форме. В результате исследования фактических обстоятельств по делу должна быть установлена объективная истина. Это руководящее начало, принцип деятельности органов, применяющих правовые нормы, цель исследования обстоятельств дела. Требование достижения истины по делу означает, что его решение должно основываться на достоверных, проверенных и доказанных фактах, что необходимо полно, всесторонне и исчерпывающе изучить все обстоятельства дела. Это необходимое условие строгого соблюдения законности, успешной борьбы с правонарушениями.

2) формирование юридической основы дела - заключается в доказывании наличия или отсутствия юридически значимых обстоятельств с помощью фактов-доказательств:

а) выбор юридической нормы, подлежащей применению;

б) проверка подлинности нормы и ее действия во времени, в пространстве и по кругу лиц;

в) проверка правильности текста нормативно-правового акта;

г) уяснение содержания нормы права (путем толкования ).

3) решение дела - это главная, решающая и наиболее ответственная стадия применения права. Именно в принятии на основе нормы права имеющего официальное значение индивидуального акта властного характера (решение суда, приказ руководителя предприятия и т.д.) проявляется применение права в собственном смысле слова, в то время как все предшествующие стадии подготавливают условия для окончательного решения. Вынесение решения представляет собой акт, связывающий нормы права с конкретным случаем, властно распространяющий на него действие нормы, устанавливающий права и обязанности конкретных субъектов права. Вынесение решения, определяя судьбу дела, не может ограничиваться чисто формальным подведением жизненных обстоятельств под общие требования норм.

По результатам правоприменения выносится акт применения права – официальный акт компетентного органа (который, кстати, является юридическим фактом *рука редактора не поднялась затереть этот смайл * ):

а) представляют собой письменные акты-документы;

б) исходят от государства;

в) обладают юридической силой (порождают правовые последствия, защищаются государством ).

4) принудительная реализация решения государством – не во всех случаях.

Юрисдикционное правоприменение - это применение санкций (то есть охранительных норм ) в случае нарушения диспозиций (регулятивных норм ).

5) Доведение содержания решения до сведения заинтересованных лиц и организаций осуществляется или сразу после вынесения решения (например, оглашение приговора либо решения суда), или позже. В каких бы формах доведение решения до сведения не проводилось, оно обязательно должно иметь место. Государственные органы, организации и граждане должны знать обо всех правовых решениях, прямо их касающихся.

Основные требования к правоприменению:


  • Законность. Правоприменительный орган должен основываться на определенной норме права (их совокупности), прямо относящейся к рассматриваемому делу, строго и неукоснительно следовать ее точному смыслу, действовать в рамках своей компетенции, не присваивая себе полномочий, которые не зафиксированы в законе.

  • Обоснованность . Это требование означает, что:

    • должны быть выявлены все относящиеся к делу факты;

    • такие факты должны быть тщательно и объективно изучены и признаны достоверными;

    • все недоказанные и сомнительные факты должны быть отвергнуты.

  • Целесообразность . Целесообразность в праве - это соответствие деятельности органов и лиц в рамках закона конкретным условиям места и времени, выбор оптимального пути осуществления нормы в конкретной жизненной ситуации.

  • Справедливость. Правильность решения с точки зрения народа и государства.