Андрей Мерзликин: «В свободное время служу алтарником в храме. Губернатор александр карлин принял участие во всемирном русском народном соборе Объединяет нас Бог

1 ноября 2017 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил на открытии XХI Всемирного русского народного собора, посвященного теме «Россия в XXI веке: исторический опыт и перспективы развития».

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, досточтимые участники Всемирного русского народного собора, братья и сестры!

Мы собрались в такой исторический момент, когда у нас есть возможность обобщить опыт целой эпохи, насыщенной событиями, значимыми для нашей судьбы страны, и поговорить о будущем. Кажется, как будто сегодня сказаны слова, которыми еще в древние времена увещевал людей пророк Иеремия: «Так говорит Господь: остановитесь на путях ваших и рассмотрите, и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите по нему, и найдете покой душам вашим» (Иер. 6:16).

За прошедшее столетие наше общество приобрело определенную зрелость и достигло той исторической дистанции по отношению к событиям 1917 года, которая позволяет говорить о них взвешенно и предметно — не избегая оценок и не увлекаясь излишней политизацией.

Трудно отрицать то, что революция стала трагедией. Братоубийственная гражданская война, гибель и изгнание миллионов людей, огромные потери в духовной и хозяйственной сфере. Самое страшное, что в ходе революционной борьбы в души людей были посеяны семена ненависти и зла. И сегодня мы можем с болью наблюдать, как та же ненависть возрождается в разных точках современного мира: как в далеких странах, так и у ближайших народов, у наших братьев.

Но эта ненависть носит сегодня другие идеологические одежды и связана с проведением новых и углублением старых разделительных линий на планете, с ростом мирового неравенства и его идейным оправданием, с культивированием в обществе искусственных различий. Эти процессы уже не связаны с идеями прежней революции, имеют иные идейные основания.

Несмотря на то, что количество конфликтов, войн и революций в мире стремительно растет, России тем не менее хватает сил оставаться островом стабильности в этом опасном потоке, идти по своему историческому пути.

Сегодня наше общество консолидировано, в нем нет того трагического гражданского раскола, который разделял народ пополам. Напротив, сегодня мы вновь учимся радоваться национальному объединению и примирению. Это объединение и примирение дают нам уверенность в том, что страна и общество не оступятся и не сорвутся в историческую пропасть, как это случилось в начале 1917 года. История России не ходит по кругу. Мы учимся на собственных ошибках. Мы приобрели иммунитет по отношению ко всем видам политического радикализма, для нас как никогда важен консенсус, важны общие ценности. Важно то, что объединяет, а не то, что разделяет. Продолжая возделывать и преумножать мир у себя, Россия может быть примером и моральной опорой для всех, кто желает пережить нынешний кризис.

Мировое сообщество сегодня вплотную подошло к исторической черте, за которой начинается новая эпоха — эпоха, когда в жизни народов изменится очень многое, главным образом — мировоззрение. Новая эпоха неизбежно наступает в связи с тем, что пределы глобализации достигнуты, начался кризис ее унифицирующих критериев. Это не значит, что ценности демократии, гуманизма, прав человека полностью исчезнут из нашей жизни. Но они перестанут зависеть от неких абстрактных, глобальных стандартов. Каждый культурно-исторический субъект будет вынужден в собственной традиции искать опору, необходимую для развития и движения вперед, искать свою модель модернизации, истоки своей системы социальных институтов.

Как в жизни отдельного человека, так и в жизни народа — вера в социальные институты и правовые механизмы мертва без нравственного делания, без умения поступать по совести. В этом случае она ведет лишь к безумной погоне за химерами, за ускользающими миражами счастья и свободы. И к неисчислимым человеческим жертвам.

Мы знаем красноречивые примеры веры без дел и дел без веры — как в истории Европы, так и в нашей русской истории. Это и мировые войны, и революции, развязанные сильными мира сего. Начиная с Французской революции, закрепившей в сознании европейских народов новые ценности, и заканчивая чередой революций XX века. Эта тема тем более важна, что революции сегодня поставлены на поток. Так называемые «цветные революции» стали технологическим понятием, обозначающим силовую смену власти и оправдывающим нарушение конституции и норм международного права.

Однако несмотря на то, что революция стала обиходной технологией, ее идеологи по-прежнему опираются на квазирелигиозную риторику, пытаются оправдать революцию как духовно возвышенный, морально оправданный акт. При этом современные революционеры, как и их предшественники, самой логикой революционного процесса всегда приносят в жертву часть собственного народа ради достижения абстрактных благ.

Избирательный подход таких революционеров и их кураторов к международным нормам свидетельствует о том, что за красивым фасадом юридических формулировок все чаще скрываются двойные политические стандарты, желание не подчиняться силе права, а подчинять других по праву сильного, вмешиваться во внутренние дела суверенных государств.

Революции, как правило, совершаются сверху, элитой, которая увлекает народ энергетикой разрушения. Это бывает либо своя элита, оторванная от традиции, либо — чужая, озабоченная колониальными интересами. Простой народ органически не склонен к революционности, напротив, он — хранитель традиции. Что отнюдь не мешает ему желать социальной справедливости.

Обе катастрофы, которые постигли нашу страну в начале и в конце XX века, были вызваны тем, что национальная элита оказалась неспособна адекватно ответить на вызовы времени. Дали о себе знать и отрыв от народа, и увлечение идеями, не имеющими корней в русской действительности.

Здесь возникает проблема качества элиты, которая должна быть верна народу и пополняться талантливыми людьми снизу, а не быть повязанной интересами внешних, глобальных игроков.

Сегодня в России ищут образ будущего. Я думаю, образ будущего — это образ народа и образ элиты, достигших взаимодополнения. Элита — не те люди, кто поднялся «выше народа». Настоящая элита — это те, кто принял на себя ответственность за судьбу страны, кто отождествляет личные интересы с национальными, государственными интересами. Элиты и народ должны быть нераздельным, единым целым.

Поэтому невозможно «назначить» элиты искусственно: нужна база, из которой можно черпать сегодняшнее элиту. Чтобы воспитать элиту, нужно воспитать народ, воспитать общество, вкладывать в него ресурсы.

Если мы не воспитаем собственный народ, его будут воспитывать другие. Поэтому в такой важной сфере как образование важно восстанавливать и развивать собственные научные и педагогические школы, продвигать свои методологические наработки. Это будет вызывать сопротивление со стороны сторонников глобальных стандартов образования, но не нужно этого бояться, потому что одновременно с этим, это будет привлекать живой международный интерес. Русское образование вполне может стать образцом, таким же, как русская наука и русская литература. Опора на собственные культурные разработки и на свой способ мышления при учете общемировых тенденций и достижений в науке и технике позволит сохранить суверенитет в XXI веке.

Общественная солидарность, неразрывность интересов элиты и народа обеспечит структуризацию общества по модели большой семьи. Вряд ли верно расхожее мнение о том, что общество состоит из индивидов или из так называемых «малых групп» (то есть соседи, коллеги на работе, друзья по увлечению). Нет. Общество опирается не на малые группы, а на семью.

Семья — структурная единица стабильного, здорового социума, главный элемент солидарного общества. Сохранение народа, культуры, языка, государства — все это осуществляется при посредстве семьи, поскольку именно с семьей связан механизм передачи опыта по цепи поколений. Если взглянуть на этот процесс со стороны, можно дать ему точное название: традиция. Не какая-то конкретная, а традиция как метод связи поколений в режиме общего делания.

Семья — механизм передачи традиции. Как это происходит? Родители вкладываются в детей: финансируют их образование, передают семейные традиции, фотографии, реликвии, правила поведения и хорошего тона, навыки любимой профессии. Тогда возникают династии учителей, военных, врачей, спортсменов, строителей, священников. Но то же самое относится и ко всему народу, ко всей России: мы сохраняем и передаем будущим поколениям историю, язык, культуру, религию, профессиональный и житейский опыт. Передаем — понимая, чувствуя, что «семья» — это не только мы и наши дети, но и будущие поколения, которые нас не увидят, но непременно о нас узнают.

Семья важна и с духовной, религиозной точки зрения. Семья — это первый в жизни человека опыт любви. Именно поэтому Иоанн Златоуст говорил о семье, что она — малая церковь. В семье человек учится любви, а через любовь, которая есть Бог, человек спасается. Семья — это школа любви, а значит — школа спасения.

Без стремления к любви как высшей ценности ни семья, ни общество не смогут существовать в истории. Если традиция — это путь, по которому идет общество, то любовь — это конечная цель данного пути. Она дает силы и желание жить, наполняет жизнь смыслом в каждый момент истории.

Вот почему, говоря об обществе, можно утверждать: общество — это тоже большая семья, «семья семей». Поэтому обществу угрожает то же самое, что угрожает и семье: крайности ювенальной юстиции, однополые браки, утверждение трансгуманизма, любые попытки дать искаженное определение понятию «человек». Человек нуждается в заботе, самосовершенствовании, духовном развитии, но не в том, чтобы была изменена его природа. Поскольку природа эта создана по образу и подобию Божественной, изменять ее в любом другом направлении значит изменять самому Богу.

Сегодня борьба за будущее — это борьба за антропологию. Это борьба за определение того, что есть «человек». Сюда входят вопросы о биотехнологиях, прогрессе человеческой природы, искусственном бессмертии.

Серьезным вызовом видится бурное развитие медицинских и генетических технологий. Футурологи уже предсказывают скорое расслоение человечества на две расы. Одним предрекается величие сверхлюдей, другим — судьба подчиненных. Представители глобальных элит мечтают за счет дорогостоящих технологий трансформировать свои тела так, что смерть для них отодвинется на многие десятилетия. А для абсолютного большинства людей это будет невозможным.

Такая страшная перспектива противоречит и христианскому взгляду на человека. Чтобы избежать воплощения антиутопии в жизнь, нужно отказаться от эгоизма и равнодушия к чужой беде. Нужно, чтобы передовые биотехнологии прежде всего служили не тем, кто больше готов заплатить, но тем, кто рискует покинуть мир слишком рано.

И здесь, в становлении солидарной медицины будущего, ценен опыт нашей страны, так как именно Россия была пионером в создании системы бесплатного общедоступного здравоохранения.

Глобальные вызовы — будь то проблема лишних людей в век роботизации или разделение человечества с помощью биотехнологий — могут быть преодолены только в одном случае: при опоре на солидарность людей.

И сегодня общество должно стремиться к тому солидарному идеалу, идеалу, очень близкому и понятному для христиан, где царит единство и братство, где люди считают друг друга братьями и сестрами. В наиболее совершенной и возвышенной форме этот идеал был реализован в общине первых христиан, о которой св. апостол и евангелист Лука говорит так «Умножества же уверовавших было одно сердце и одна душа» (Деян. 4:32).

Кажется, стремление к такому идеалу не должно вызывать споров. Но XXI век грозит подвергнуть сомнению даже те ценности, которые на протяжении столетий выглядели незыблемыми.

«Что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его?» — задавался вопросом святой царь-псалмопевец Давид. Сегодня, через три тысячи лет после того, как были сказаны эти слова, нам снова предстоит ответить на этот вопрос.

Ведь уже слышатся голоса, что современные технологии способны создавать искусственный интеллект и искусственные органы. Что в скором времени удастся так модернизировать наш разум и наше тело, так изменить отношения в обществе, что возникнут новые существа, превосходящие людей. Не случайно идеология этого процесса носит название трансгуманизм — то есть существование по ту сторону человека, за пределами человечности.

Вера в технологию сегодня — то же, чем была вера в прогресс. Это тоже своеобразная квазирелигия. Это вера человека в то, что с помощью науки и технологий можно достичь совершенства и бессмертия, полной власти над своим телом, над природой, над жизнью. Но это невозможно. Потому что источник совершенствования находится внутри человека, а не снаружи. Все это ведет в сторону от магистрального христианского пути. В конечном счете — в сторону расчеловечивания, гипертрофированной индивидуализации, а значит, и разрушению социума и концу истории.

Для нас, православных — и в то же время для всего русского социума — признание и отличия между людьми уравновешивается осознанием их сходства. Сходство, повторю, не менее важно, чем отличие.

В этом одна из причин той важнейшей роли, которую мы отводим общественному диалогу, ради которого и собрались сегодня на наш Собор.

Всемирный русский народный собор в течение четверти века ведет серьезный диалог с представителями различных политических партий, в том числе присутствующих в этом зале. С представителями разных национальных и религиозных общин, представителями науки и культуры. Особенно важен диалог с молодежью и старшим поколением. Иными словами, диалог объединяющий все части нашего общества одним солидарным стремлением — любовью к нашей Родине.

Революции всегда претендуют на создание нового человека, стремятся сломать традиционное, христианское в нем — «перековать» человека. Отсюда борьба революционеров с традицией, религией, культурой. Но это тупиковый путь, он ведет к отрицанию и дроблению. Революции совершаются на отрицании, на сломе, а стремление к вечной жизни ничего не отрицает, но все пронизывает собой. Это — стремление к любви и к Богу.

Если мы в XXI веке хотим быть процветающей страной; страной, которую уважают другие страны; страной, у которой есть будущее, если мы хотим избежать революционных катастроф и гражданского противостояния — мы не должны забывать свой исторический опыт, отказываться от своей исторической судьбы. Если все мы будем руководствоваться общей целью, то любые, даже самые сложные вызовы будут преодолены, и наши потомки смогут с благодарностью говорить о достижениях нашего народа в грядущем столетии и жить в мире друг с другом.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

В преддверии Дня народного единства традиционно проводится Всемирный Русский Народный Собор. О том, что нас объединяет, а что сегодня разобщает и как нейтрализовать высвобождающуюся при этом энергию разрушения, которая 100 лет назад уже обернулась революцией, говорят соборяне.

Что нас всех объединяет?

:

Плюрализм взглядов присущ человеческому обществу - каждому народу, в том числе и русскому. Главный вопрос в том, что нас всех объединяет. Когда я слушал выступления на Соборе, я понял, что при всем различии точек зрения все мы - единомышленники. Потому что отталкиваемся от единой системы ценностей - нравственной. Если, сохрани Бог, мы ее лишимся, тогда народ потеряет единство и страну будет уже не удержать никакими законами и силой.

Значение Собора заключается в том, чтобы при всем разнообразии подходов мы могли ощутить сами и свидетельствовать людям: в глубинных основах своего бытия наш народ един. Если кто-то и не осознаёт этой целостности и противится ей, то очевидно, что эти очень незначительные разногласия не могут сокрушить веками складывающегося фундамента нашей народной жизни.

Совместными усилиями мы можем на нем ныне и впредь утверждать духовную и нравственную жизнь нашего многонационального общества для того, чтобы спасались души и укреплялось государство Российское.

Народ в России сегодня раздробляем эгоизмом, который внедрялся в сознание последние 30 лет. Каждый стал для себя непререкаемым авторитетом. Отсутствие авторитетов - это сегодня главная беда. Почему-то слова Патриарха или Президента вдруг стали казаться необязательными, не говоря уже о наставлениях других старших. Разобщает, прежде всего, беззаветная любовь каждого к самому себе.

А объединяет стремление перед лицом надвигающихся угроз и опасностей найти нечто общее и осознать, что мы живем в одной стране и у нас здесь есть по крайней мере одна совместная задача: самосохраниться.

Надо закрыть страшную страницу нашей истории

, депутат VI созыва , президент Национального агентства малоэтажного и коттеджного строительства (НАМИКС):

Объединяют нас всех вера, патриотизм, желание сделать более сильными, во всех смыслах здоровыми и процветающими нашу страну, родную область, свою семью.

А разъединяет чувство несправедливости. Когда люди видят то, что возмущает их совесть, в душах копится протест, который, к сожалению, современными дельцами информационных войн может быть использован для того, чтобы вновь развернуть нашу историю в скорбное русло рек крови.

За последние 100 лет в нашей стране совершались страшные злодеяния: сколько невиновно убиенных! А сколько душ и жизней искалечено из-за того, что десятилетиями из умов и сердец, из самого уклада жизни русских людей вытравляли веру. Нам еще многие поколения теперь придется отрабатывать родовые грехи.

Всем нам надо, во-первых, знать свою историю. Во-вторых, осознать то, что произошло, назвать зло злом и осудить его всем нравственно вменяемым обществом. В-третьих, покаяться, если мы принимали ложь за правду, чтобы то, чем обернулись эти «благие намерения», никогда не повторилось.

Закрыть эту страшную страницу в истории страны надо вынесением трупа Ленина из самого центра главной площади столицы нашей Родины. Это и будет символизировать окончание той страшной и кровавой лжи, которая была идеологией государства.

Покаяние - это не только внутренняя перемена, у него обязательно должно быть и деятельное выражение. Важно каждому на своем месте делать то, что должно. Участвуй в восстановлении монастырей и храмов, выручай нуждающихся, усыновляй сирот, посещай брошенных больных и стариков. Если можешь, помоги делом; нет - хотя бы утешь. Это в силах любого человека.

Если наши сердца станут более открытыми и мы перестанем замыкаться в своих каменных коробках и потребительских интересах, жизнь всего нашего общества изменится. Это и будет жизнеспособное единство народа.

Довлеющая сейчас атомарность существования мертвит. Отчуждаются друг от друга даже внутри семей. Когда приоритетами становятся собственное сытое брюхо, комфорт и развлечения, на ближнего наплевать. Он может даже мешать, особенно если это младенец, инвалид или старик, за которыми нужен уход. Аборты - это расписка семьи и в целом общества в отказе от будущего.

«Государство - это семейство семей», и укреплять его можно, утверждая и укрепляя семью

Кто-то из великих сказал: «Государство - это семейство семей», - и укреплять его можно, прежде всего утверждая семью.

Так что начинать надо с себя, с покаяния и очищения собственной души, с гармонизации отношений внутри семьи, а потом уже выходить на следующие уровни: трудового коллектива, общественных организаций, групп по интересам, социальных страт, - всюду надо продвигать созидательные импульсы, которые через нравственное осмысление текущего момента обращаются в конкретные добрые дела в нем. Каждый на своем месте призван приносить благие плоды своего покаяния, а не вредить, калечить и разрушать.

Одно дело, когда предприниматель ведет бизнес честно, выплачивая налоги, уважая своих сотрудников, производя нужное людям и осознавая то, к каким качественным необходимым сдвигам ведет его деятельность в родном районе, регионе, государстве, мире в целом. Другое - когда занимается мошенничеством, рейдерством, эксплуатацией и обманом сотрудников.

Один хлебопек выпекает вкусный и полезный для здоровья хлеб. А другой по поганой рецептуре, экономя на качественных ингредиентах, выбрасывает на рынок то, что при отменно налаженном им сбыте только травит людей. Врач может вкладывать всю свою душу в то, чтобы вылечить каждого своего пациента, но на его месте может оказаться и вымогатель, который будет по договоренности с фармацевтами только подсаживать людей на дорогостоящие процедуры и препараты. И депутаты выбраны писать полезные законы, которые упрощают и облегчают жизнь людей, но не исключено, что кто-то лоббируют такие, которые просто выгодны кому-то.

Понятно, что потом, а возможно, еще и при этой жизни каждый за все ответит.

Не в силе Бог, а в правде

:

Прежде всего, нужно говорить правду. Какая бы она ни была горькая, неудобная, но она необходима. Блаженны алчущие и жаждущие правды (Мф. 5: 6). Мы должны говорить правду о самих себе, о тех отношениях, которые возникают в нашем обществе. От этой открытости и прямоты зависит воспитание подрастающего поколения, а значит, и будущее России.

Сегодня, несмотря на многообразие мнений, высказанных на Соборе, все были едины в отношении системы нравственных ценностей. Основаны они на заповедях Христовых и объединяют всех нас вне зависимости от политических воззрений, научных пристрастий и т.д. Нравственные ценности - это тот скрепляющий общество цемент, из которого отлит и фундамент, хранящий незыблемым здание нашей страны.

Надо как можно определеннее говорить о том, во что мы веруем, а главное - самим жить в соответствии со своими убеждениями. Если мы будет не только словом, но и делом утверждать то, что проповедуем, тогда исполнятся слова святого благоверного князя Александра Невского: «Не в силе Бог, а в правде».

Нравственные ценности - это скрепляющий общество цемент

Сегодня во времена информационных войн могут, конечно, основываясь и на каких-то отдельных правдивых фактах, нагнетать негатив, но, знаете, пчела может залететь и в отхожее место, но в улей несет все-таки нектар. Поэтому, даже когда мы оказываемся в каких-то сложных ситуациях, мы должны стараться извлечь и из этих отрицательных процессов, прежде всего, урок, который бы нас вразумлял для созидания, а не программировал на разрушение.

Гасить энергию разрушения надо, прежде всего, в себе самом, участвуя в Таинствах церковных. Другого способа взять под контроль свою внутреннюю АЭС нет. Когда человек научится управлять внутри себя теми страстями, которые его разрывают и ввергают в социальную агрессию или, наоборот, в апатию, изменится и общество вокруг, а в совместном соработничестве идеал созидания станет для нас достижимым.

Будем действовать в духе любви

Объединяет народ вера и ныне в плане социального устройства - стремление к развитию гражданского общества. Церковь, консолидируя всех в рамках работы Всемирного Русского Народного Собора, встала во главе этих чаяний народа.

Сегодня мы пожинаем плоды страшной трагедии, целью которой было опрокинуть нашу страну в безбожие, - последствия этого эксперимента над русскими людьми и разделяют общество.

Бог и намерения целует. Он силен устранить любые беззакония и уврачевать расколы. Главное - действовать в заповеданном нам Господом духе любви (см.: Ин. 13: 34).

Какое общество мы строим?

, философ, политолог, профессор МГУ им. М.В. Ломоносова:

Реально объединяет народ проводящийся Собор. Здесь собраны представители разных политических школ, направлений, партий. Это чудо, которое мы можем из года в год наблюдать.

В прошлом году я проводил сюда французского мыслителя, очень известного политика (кстати, друга Владимира Владимировича Путина) Ивана Бло - так он глазам своим не поверил! В Европе сегодня ничего подобного и представить себе нельзя: чтобы Церковь объединила вокруг себя все политические силы страны - это просто невозможно, противоречит всем принципам так называемой толерантности. А у нас это воспринимается как нормальное явление, и этому даже никто не удивляется. Это и есть основа того, во что можно верить как в воплощаемое единство.

Когда общество социально расслоено и в основе своей несправедливо, энергию разрушения в нем нейтрализовать невозможно. Она будет только нарастать. Бороться с самой энергией разрушения глупо. Надо переконструировать социальную конструкцию. Это можно сделать. Всюду экономика построена на несправедливости. Но для того, чтобы этой энергии не дать выйти из берегов, снося все плотины общественных институтов, во всем мире действует, например, прогрессирующая система налогообложения, когда государство получает реальный шанс решать свои проблемы не за счет и без того нищих и обездоленных граждан, а благодаря богатым. Им это не нравится, но это делать надо. Даже в западных странах олигархия это понимает. У нас ничего подобного пока еще нет. Хотя здесь, на Соборе, об этом говорилось.

Нынешняя социальная модель устойчива, но эта устойчивость дорогого стоит. Просто все знают, что в случае реформ будет только хуже. У нас люди столько раз убеждались в том, что любые перестройки ведут к ухудшению жизни, что они боятся перемен. Но стабильность отлажена только на ближайший горизонт времени. На сколько-нибудь дальнюю перспективу уже сейчас закладывается чудовищный риск. Если сегодня ничего не менять, то завтра будет поздно.

Прежде всего, надо перебирать социальную конструкцию общества. Мы даже в этот трагический юбилей не проговариваем, какое общество мы ныне строим. Ведь стыдно сказать, какое строим… Олигархическое в чистом виде.

Для начала надо посмотреть на позитивный опыт нивелирования социального неравенства у наших западных партнеров - немного поучиться этому у них, хотя бы чуточку. Но это минимум.

У нас самих был колоссальный опыт построения социального государства - правда, социалистического типа, - где эти конфликты были в принципе невозможны. Многое из того, что у нас было - широчайших набор социальных гарантий, - нельзя отбрасывать! А сейчас все эти самые ценные наработки напряженнейшего столетия нашей страны демонтируются год за годом.

Поэтому я лично считаю, что тот стабильный мир, который сейчас достигнут, шатко устроен на лжи. Правда заключается в том, что надо думать о будущем и не умалчивать о том, какое у нас общество сейчас и какое будет завтра.

Как дорасти до монархии

Больше всего разъединяет и раздражает людей социальная несправедливость. Это главная причина смут и нестроений. Чтобы страна жила более-менее нормально и народ был един, надо, прежде всего, прекратить коррупцию, поскольку она больше всего поляризует общество, заряжает его на неравенство, а отсюда - и недовольство народа.

Хотя, с другой стороны, некоторым выгодно спекулировать на идеях неравенства - через СМИ людей просто «заводят». Это если говорить в целом об обществе.

Для христиан же очевидно, что святая и благочестивая жизнь сближает, потому что рождает любовь, а грех отдаляет друг от друга, ибо сказано: по причине умножения беззакония во многих охладеет любовь (Мф. 24: 12).

Россия на протяжении веков являла и являет собой чудо многонациональной семьи народов, научившихся жить в согласии. Во многом это заслуга державного православного русского народа. Православие несет мир. Это в католичестве была возможна «проповедь» с мечом в руках. Мы же исповедуем Христа Распятаго (ср.: 1 Кор. 1: 23).

Нужно воцерковлять народ. Всех - от президента до машиниста… Особенно важно донести истины веры до преподавателей

Все вернется на круги своя. Россия была и остается империей - даже после революции Помазанника Божиего просто сменяли один за другим диктаторы. Любая власть в той или иной мере несет отрицательный характер. Мир катится вниз, к антихристу. Все, что в Священном Писании сказано, сбудется. Власть, сама будучи инструментом насилия, должна сдерживать зло.

Известно, когда евреи захотели себе царя, Господь им сказал: отвергли Меня, чтоб Я не царствовал над ними (1 Цар. 8: 7). Но для России ничего лучше царя во главе народа придумать невозможно. Свободно наша страна жила только при Ельцине, но худшего времени в ее истории, наверное, не было: при таком попустительстве сразу же начинается анархия и сплошное воровство.

Сегодня сызмальства дети воспитываются преимущественно в атеистической среде. Надо воцерковлять народ. Всех - от президента до машиниста, от министра до шахтера… Особенно важно донести истины веры до преподавателей.

До монархии народ должен дорасти - сначала принять Бога, понять, что жизнь дарована Им и будет Суд над каждым за то, как мы распорядились этим даром в меру отпущенной каждому ответственности, и вечность неизбежна. Если люди это вновь осозна ют, они, конечно, будут жить по-другому.

Противостоять злу можно только любовью

Объединяют вера и те нравственные ценности, которые прививались русскому народу на протяжении многих поколений. При советской безбожной власти эти ценности пытались из людей выбить. Но, слава Богу, это не удалось! Наша задача сейчас их укреплять и преумножать.

Противостоять злу можно только любовью, она в силах даже энергию разрушения обратить на делание добра. Церковь сейчас активно участвует в жизни общества, обращая народ к исполнению воли Божией, чтобы всем нам жить в мире нравственно, духовно и благочестиво.

Консолидированный ответ

Корнилий, митрополит Русской православной старообрядческой церкви:

Как и во все времена, наш народ объединяет православная вера, которая была десять веков назад принесена на Русь, как мы говорим, «первым старообрядцем» князем Владимиром. Мы, старообрядцы, его чтим. Вера всегда была залогом единства здесь, на земле, и спасения в вечности для русского народа. Объединяет всех нас также любовь к нашему общему Отечеству, молитва наших небесных покровителей - святых. Их жития являются для нас великим примером.

А если говорить о разобщении, то это дело диавола, который действует по своей тактике: «разделяй и властвуй». Это он и чинит расколы, раздоры, рознь, подогревая взаимную ненависть и злобу. Мы должны не поддаваться этим бесовским козням, а стараться миром и любовью все покрывать, прощать друг другу немощи и ошибки.

На этот год приходится столетие трагических событий в нашей стране. Как сказал на днях при открытии мемориала памяти жертв политических репрессий «Стена скорби» Владимир Владимирович Путин, важно «знать, помнить, осудить; и только потом - простить». Зло надо осудить, а ослепленных им прощать. Даже Господь, на Кресте Распинаемый, когда Ему гвозди в руки забивали, молился: Отче! прости им, ибо не ведают, что творят (Лк. 23: 34).

Зло необходимо осудить, а ослепленных им - прощать

Энергия разрушения действует в человечестве после грехопадения. Как ее гасить? Любовью, молитвой, творением добрых дел. Это то, что может нас всех объединить и просто необходимо сейчас нашему народу. Только на примере добродетелей и возможно воспитание следующих поколений.

А еще, конечно, надо знать свою историю. Молодежь, к сожалению, сейчас уже знает очень мало о 20-30-х годах прошлого века. Так же как и о более ранней истории, допустим XVII века, когда произошел раскол. Александр Исаевич Солженицын писал, что без раскола XVII века не было бы революции 1917 года. Вот так история «аукается». Так что и нам надо знать и помнить, что происходило в прошлом, чтобы это не повторилось.

Гордыня, незнание собственной истории, отступление от истинного Православия - в корне многих бед.

Раскол XVII века во многом сейчас уже уврачеван, и дальнейшие шаги в этом направлении сближения сторон предпринимаются. Сказать, что полностью он преодолен, нельзя. Поскольку мы не причащаемся вместе. Но встречаемся на таких собраниях, как нынешний Собор, обсуждаем наши общие проблемы, чаяния, заботы. На многие вызовы современности мы можем дать консолидированный ответ.

Страна сейчас едина

профессор, заведующий кафедрой отечественной средневековой и новой истории исторического факультета ЯрГУ им. П. Г. Демидова:

Русский народ объединяют любовь, уверенность в будущем, великая история, русский язык, глубочайшая культура и - главное - Православие.

А разъединяют соблазны, перед которыми человек не в силах устоять: урвать себе получше местечко под солнцем, денег побольше, положеньице повыше…

Еще, конечно, не дремлют те силы, которые ставят себе целью русский народ разобщать. Боятся они наших просторов да широты русской души. Как говорил Государь Александр III, у России есть только два союзника: ее армия и флот.

К сожалению, сегодня и в научном сообществе некоторые прельщаются грантами и выстраивают свои изыскания так, как это выгодно тем, кто наше общество пытается расколоть. Но я думаю, что таких иуд все-таки меньшинство.

Русский народ преодолевал и татаро-монгольское иго, и Смутное время - так что и нынешнее переживет. Смотрите, страна сейчас едина, помогает угнетаемым собратьям Сербии, Сирии, Украины. Я с оптимизмом смотрю в будущее.

Вспомним о победах!

, актер, кинорежиссер, телеведущий:

Надо вновь вернуться к просвещению в культуре, образовании и науке. Невежество и ложь разобщают. Пока, кроме драмы разрушения, я ничего сколько-нибудь масштабного в поле нашей современной культуры, к сожалению, не вижу.

Особое внимание в этом деле просвещения надо уделять, конечно, постижению своей истории, особенно недавней. Пора открыть все архивы. Народ должен знать правду. Художники на основе исторической достоверности, а не ее намеренных искажений призваны создавать произведения искусства, а не проплаченные однодневки. Важен совместный творческий поиск истины творцами и их зрителями, читателями.

Русский народ - державная нация нашей многонациональной страны, мы должны взять на себя культуросозидающую ответственность. Надо убрать из лексикона это неопределенное ни к чему не обязывающее слово: россиянин - и вновь называть себя русскими. Вспомним заветы наших предков: «Мы русские! С нами Бог!» Как сказал недавно Никита Сергеевич Михалков, мы увязли в борьбе, постоянно говорим о ней, а надо вспомнить о победах!

Пусть вновь на слуху будут достижения каждого в своей области. Давайте так вдохновлять друг друга на свершения! Какие подвиги совершают на службе омоновцы, военные, стражи порядка - народу нужны герои! Если мы переведем фокус общественного внимания от неудач и проблем к тому хорошему и правильному, что каждодневно нашими честными и работящими людьми делается, то мы и нашим детям, и молодежи откроем совершенно другую страну, где можно строить, творить, созидать, изобретать. А главное - где, ничего не изобретая, просто нужно рожать детей. Иначе через десятилетия все созданное и завоеванное потом и кровью будет никому не нужно.

Поющая нация непобедима

, прозаик, доктор исторических наук, председатель Союза писателей России:

Я только что закончил большую работу о русской исторической народной духовной песне. Считаю, что песня очень объединяет русский народ. Надо в конце концов заняться нашими песнями. А то с утра до ночи из всех динамиков и со всех экранов на всю страну голливудские «шедевры» раздаются - они как раз и разобщают нацию, просто нацелены на это. О чем только не трезвонят эти шоу-деятели, не понимая, что главные ценности сосредоточены в нашей собственной культуре. Вся сила духа народа в русской песне. А где она, современная русская песня?! Она-то и способна консолидировать народ! В ней вся душа наша изливается и мощью играет. Давайте петь! Поющая нация непобедима.

Объединяет нас Бог

Сейчас, как и 100 лет назад, как и тысячелетия прежде, разъединяет человечество грех, который коренится в любом. А объединяет нас всех, вне зависимости от национальности и прочих различий, Бог, вход Кому в свое сердце каждый открывает покаянием. Во Христе мы все родные друг другу.

Записала Ольга Орлова

В Барнауле с начала эпидемиологического сезона зарегистрировали 3675 человек, в том числе 654 ребенка. Всем подлежащим детям введен иммуноглобулин, установлено медицинское наблюдение.

Диагноз «клещевой энцефалит» комиссионно подтвердили у 23 жителей края, в том числе у 5 детей в возрасте до 14 лет.

При исследовании клещей, снятых с лиц, пострадавших от их присасывания, специалистами вирусологической лаборатории ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Алтайском крае» наличие вируса клещевого энцефалита выявлено в 2,8%.

С третьей декады августа, как и в предыдущие годы, активизировались клещи рода Дермацентор, являющиеся переносчиками возбудителей сибирского клещевого тифа.

Высокая активность клещей рода Дермацентор ожидается до конца сентября. Одиночные активные клещи возможны и в октябре при условии теплой, сухой осени.

На сегодняшний день зарегистрировано 394 человека, переболевших в 2019 г. сибирским клещевым тифом, из них 76 детей.

Чаще всего заражение сибирским клещевым тифом происходит при посещении жителями края окрестностей сельских населенных пунктов, лесополос, опушек леса и т.д. Больше всего клещей вдоль лесных тропинок, в низинах (грибных местах), старых вырубках.

Несмотря на то что период осенней активности клещей менее продолжителен, чем весенний, и численность клещей в осенний период значительно ниже, чем весной, вероятность пострадать от присасывания клещей сохраняется.

В связи с этим специалисты Управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю напоминают о необходимости ношения при выездах на природу защитной одежды, регулярном проведении само- и взаимоосмотров, применении репеллентов.

При присасывании клеща необходимо своевременно обращаться за медицинской помощью в травмпункты медицинских организаций по месту жительства для решения вопроса о необходимости введения иммуноглобулина.

Иммуноглобулин следует вводить в течение 96 часов с момента присасывания клеща и при установленном факте, что клещ заражен вирусом клещевого энцефалита.

Для исследования клеща на наличие вируса клещевого энцефалита его необходимо поместить в ёмкость, закрытую плотной тканью, и живым привезти в вирусологическую лабораторию ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Алтайском крае» по адресу: г. Барнаул, ул. М. Горького, 28, телефон 8 (3852) 50–40–34. Исследование проводится в течение 1 дня.

Также можно провести исследование фрагментов клеща на возбудителя клещевого боррелиоза.

При обнаружении антигена клещевого энцефалита в исследуемом клеще пострадавшему следует обратиться в пункт серопрофилактики для введения иммуноглобулина. Как и в предыдущие годы, противоклещевой иммуноглобулин вводится детям до 14 лет бесплатно в г. Барнауле в травмпункте детской поликлиники № 9, в районах края – в детских поликлиниках по месту жительства. Взрослые обслуживаются через страховые компании: застрахованные – по страховым полисам, незастрахованные лица – за личные средства в пунктах серопрофилактики в медицинских организациях по месту жительства.

При получении положительного результата лабораторного исследования клеща на зараженность боррелиями необходимо обратиться к врачу по месту жительства для решения вопроса о неспецифической профилактике.

Снятых клещей при невозможности доставки на исследование сожгите. Клещей нельзя давить руками, так как возбудитель заболевания через микротравмы может попасть в организм человека.

При самостоятельном удалении клеща необходимо соблюдать следующие рекомендации:

– захватить клеща пинцетом или обернутыми чистой марлей пальцами как можно ближе к его ротовому аппарату и держа строго перпендикулярно поверхности укуса повернуть тело клеща вокруг оси, извлечь его из кожных покровов;

– место укуса продезинфицировать любым пригодным для этих целей средством (70% спирт, 5% йод, одеколон);

– после извлечения клеща необходимо тщательно вымыть руки с мылом.

Эпидемиологическая ситуация по заболеваниям, передающимся с укусом клещей, и мониторинг учета иксодовых клещей находится на постоянном контроле Управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю.

Актер Андрей Мерзликин направил Губернатору Алтайского края Александру Карлину письмо со словами благодарности за поддержку его выступления на Всемирном русском народном соборе «».

«Дорогие жители Алтайского края! Уважаемый Александр Богданович! Хочу выразить благодарность за те добрые слова в свой адрес, которые я получил в поддержку моей речи на Всемирном русском народном соборе, темой которого в этот раз стал вопрос сохранения русской культуры. Высокая оценка того, что в своем выступлении я использовал творческое наследие Василия Макаровича Шукшина , цитаты из его жизни, размышления о Родине, крестьянстве, для меня дорога, так как считаю их высшей степенью проявления любви к России. Благодарю лично Вас, Александр Богданович, за тот опыт общения и возможность реализовать на алтайской земле наш проект «Шукшин. Человек Земли» . При вашей поддержке мы обрели новый том в сборнике рассказов, на этот раз письменное наследие великого писателя, письма к матери, друзьям, размышления о профессии, о кино, о искусстве... и открыли для себя нового Шукшина. Пронзительного, искреннего и ностальгирующего по малой родине. Опыт работы над спектаклем стал и моим личным опытом жизни. Мировоззрение писателя повлияло и на меня и во многом теперь помогает руководствоваться в жизни критериями, которыми жил и сам Василий Макарович. Уверен, у нас еще не раз будет возможность объединить наши усилия для сохранения памяти писателя и в его лице сохранения одного из столпов русской культуры», - подчеркнул Андрей Мерзликин.

Напомним: Всемирный русский народный собор прошел 1 ноября в Зале церковных соборов кафедрального соборного храма Христа Спасителя в Москве. XXI Всемирный русский народный собор «Россия в XXI веке: исторический опыт и перспективы развития » провел Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл . В его пленарной части приняли участие представители всех ветвей власти, лидеры партий, общественных объединений, высшее духовенство традиционных религий, деятели науки, образования и культуры, делегаты русских общин из ближнего и дальнего зарубежья. Одним из наиболее ярких и содержательных выступлений, по мнению Губернатора Александра Карлина, стала речь актера Андрея Мерзликина .


Последние новости Алтайского края по теме:
Актер Андрей Мерзликин поблагодарил Губернатора Алтайского края за поддержку его речи на Всемирном русском народном соборе

Актер Андрей Мерзликин поблагодарил Губернатора Алтайского края за поддержку его речи на Всемирном русском народном соборе - Барнаул

Актер Андрей Мерзликин направил Губернатору Алтайского края Александру Карлину письмо со словами благодарности за поддержку его выступления на Всемирном русском народном соборе «Россия в XXI веке:
09:28 07.11.2017

4 ноября в России ежегодно отмечают День народного единства. В адрес жителей Алтайского края Губернатор Александр Карлин направил следующее поздравление: «Дорогие жители Алтайского края!
04.11.2017 Администрация Алтайского края Губернатор Алтайского края принял участие в XXI Всемирном русском народном соборе.
03.11.2017 Администрация Алтайского края Губернатор, Председатель Правительства Алтайского края Александр Карлин вошел в первую группу рейтинга, показав лучший результат среди глав субъектов Сибирского федерального округа.
03.11.2017 Портал Вечерний Барнаул Портал «АльфаНовости» опубликовал аналитический материал, в котором автор попытался разобраться в сути появления в последний год целого ряда публикаций в изданиях «Сибирской медиа группы» («СМГ») против правящей в Алтай
03.11.2017 НовостиАлтая.рф В узком сегменте медиа-пространства Алтайского края, скорее интересном собственно самим журналистам, пишущим на политические темы,
03.11.2017 Альфа новости по-русски