Исчезающие деревни. Исчезнувшие поселения

Загадка исчезновения жителей эскимосской деревни Ангикуни до сих пор будоражит умы людей, интересующихся тайнами нашей планеты, хотя с тех пор прошло уже более 80 лет. Этому непостижимому явлению по сей день так и не нашлось никакого рационального объяснения.

Озеро Ангикуни

Событие это произошло 12 ноября 1930 г. Канадский охотник Джо Лабелль (Joe Labelle) промышлял пушнину на берегу озера Ангикуни. Озеро издавна славилось богатой рыбалкой, в нем в изобилии водились форель и щука. А в окрестных лесах было много пушных зверей. Вот почему эта отдаленная и труднопроходимая местность притягивала к себе охотников и рыбаков.

Однако не каждый решался отправиться туда за добычей — об этой местности издревле ходили зловещие легенды. Старожилы рассказывали, что на озере обитают злые духи, которые время от времени напоминают о себе местным жителям.

Но на дворе стоял двадцатый век, легенды уходили в прошлое, а жизнь шла своим чередом, и самые выносливые из охотников добирались и в этот отдаленный уголок Канады. В их числе был и Джо Лабелль, который уже не один раз возвращался с озера с богатой добычей.

Он хорошо знал окрестности и всегда перед обратной дорогой останавливался передохнуть и согреться в местной рыбацкой деревне, которая, как и озеро, носила название Ангикуни. Местные жители из племени инуитов (эта этническая группа входит в более крупную группу эскимосов) были очень доброжелательны и гостеприимны. Они всегда были готовы накормить и обогреть путника.

Семья эскимосов. Фото 1917 года

Ноябрь выдался в тот год очень морозным, охотник сильно устал и замерз. Из последних сил он катил на лыжах по знакомой дороге. На подступах к деревне он издали крикнул приветствие, оповещая рыбаков о своем прибытии. Каково же было его удивление, когда он не услышал в ответ не только людских голосов, но даже и собачьего лая.

Лабелль с трудом добрался до деревни и зашел в первый попавшийся дом. Печь была растоплена, на столе стоял котелок с еще теплой мясной похлебкой. Но в доме никого не было, не было и собак на дворе. Охотник зашел в соседний дом, потом еще в один, и еще...

Он обошел всю деревню, но везде была та же странная картина — ни души, но такое ощущение, что люди покинули дома вот только что, перед его приходом. Причем покинули в спешке, бросив дела. Где-то на очаге готовился ужин, где-то нетронутая еда стояла на столе, в других домах была брошена начатая работа — заготовка шкурок, раскроенная меховая куртка.

Но самым странным было то, что покидая дома, люди не захватили с собой ни оружие, ни теплую одежду, ни запас продовольствия. Ведь в этих суровых краях никто и никогда не покидал дом налегке. Второй необъяснимой деталью было то, что вокруг домов не было видно ни единого следа людей. А ведь следы должны были четко отпечататься на снегу.

Охотник, несмотря на смертельную усталость, так был поражен увиденным, что не стал останавливаться в покинутой деревне. Зрелище внезапно и таинственным образом опустевшего поселения было шокирующим. Ужас придал охотнику сил, и он смог проделать путь длиною в несколько миль до ближайшего отделения связи. Добравшись до телеграфа, Лабелль сообщил о необъяснимом происшествии в канадскую полицию.

Через несколько часов отряд конной полиции добрался до деревни Ангикуни. По пути к ним присоединились еще трое охотников, оказавшихся неподалеку от озера. Адманд Лоран и двое его сыновей, услышав от полицейских о происшествии, рассказали, что накануне были очевидцами странного явления.

Два дня назад во время стоянки они заметили на небе невиданный светящийся объект, который медленно двигался в сторону озера Ангикуни. Он менял форму, принимаю то вид цилиндра, то заостренного веретена. Охотники уверяли, что светящийся объект не был похож ни на что, виденное ими ранее — это не могло быть ни северное сияние, ни облако, ни какое-либо другое атмосферное явление, характерное для этих мест.

Фото этих эскимосов часто публикуют в статьях о тайне озера Ангикуни. Хотя к самой пропавшей деревне они не имеют отношения, это просто обычные эскимосы тех лет.

Прибывшие на место полицейские тщательно обследовали деревню. Они обнаружили еще несколько странных и зловещих деталей, которые ускользнули от внимания выдохшегося и перепуганного Джо Лабелля. Местное кладбище на краю поселения было разорено.

Все без исключения могилы были разрыты, а тела погребенных исчезли. Это не могло быть делом рук местных жителей — инуиты с трепетом относились к своим усопшим, и нарушение покоя кладбища было древним табу. Но это разорение не могли совершить и животные — могилы были разрыты аккуратно, погребальные камни были сложены в ровные ряды.

Еще одна шокирующая находка ждала полицейских в сотне метров от деревни. Они обнаружили под снегом трупы ездовых собак, которые, по предварительному осмотру, умерли от голода. Это представлялось невероятным. Ведь покинутые дома были полны запасов еды. А эскимосы всегда считали ездовых собак своим главным богатством, и скорее голодали бы сами, чем дали бы им умереть с голоду.

Эта необъяснимая история стала сенсацией года, газеты во всем мире наперебой выдвигали все новые и новые версии случившегося. Официальная версия канадской полиции не устраивала никого. Она гласила, что племя инуитов, руководствуясь какими-то своими практическими или религиозными представлениями, решило перекочевать на другую стоянку.

Но это не объясняло ни одну из загадок исчезновения людей. Почему они не захватили вещи, оружие, продовольствие? Почему они дали умереть собакам? Почему не осталось никаких следов?

Рационального объяснения этой загадке не смог предложить никто. Самой распространенной гипотезой стало мнение о похищении инуитов инопланетянами. Как бы неправдоподобно это не звучало, но только такая гипотеза сводила концы с концами. И только она могла увязать исчезновение людей с появлением накануне странного летающего объекта, который никто и никогда не видел в этой местности ни до, ни после загадочного происшествия.

Платонова Наталья

Данная работа по краеведению отражает историю деревни Терешок Починковского района Смоленской области. В Терешке находится уникальная деревянная церковь, которой около 200 лет. Материал был собран у местных жителей, также обращались к архивным документам.

Скачать:

Предварительный просмотр:

  1. Введение……………………………………………………стр.2
  2. Основная часть:

Глава 1. Деревня – это наша Родина……………………стр.5

Глава 2. Причины исчезновения деревень……………..стр.7

Глава 3. История села Терешок

И храма Святителя Николая…………………………….стр.9

Глава 4.Семья священника И.А. Солнцева…………….стр.10

Глава 5. Деятельность храма в XX веке………………..стр.12

  1. Заключение…………………………………………....стр.13
  2. Список используемой литературы…………………....стр.14
  3. Приложения……………………………………………..стр.15

«Моя деревня! Хорошо, когда ты есть. Там дорожки к твоему незабвенному детству, все вокруг до кочки и кустика родное и близкое. И даже когда уже нет деревни, все равно все тебе помнится, все тебе дорого. Там похоронены твои родные и близкие».

Ф.И.Меженцев

Введение

Много страданий, много горя и бед выпало на долю России и ее народа в ушедшем ХХ веке. В вихре исторических событий рушился привычный уклад, гибли миллионы наших сограждан, менялась эпоха. В России изменился строй в результате Великой Октябрьской Социалистической революции, знаменательные вехи в истории страны: НЭП, индустриализация, коллективизация. Неизгладимый след в памяти народа оставили гражданская и Великая Отечественная войны, послевоенные лихолетья и распад Советского Союза. Но, вспоминая ушедший век, нам есть чем гордиться. Великая Победа в 1941-1945 годах – наша. Первый шаг человека в космосе – наш. Мы знаем, какой ценой досталось нам каждое свершение, сколько жизней, судеб, сколько в них трагедий и драматизма.

Почти не слышна на этом фоне трагедия тысяч обыкновенных деревень и сёл, как-то незаметно исчезнувших с нашей земли и географических карт. Мне эта тема интересна, потому что таких населенных пунктов в нашем крае насчитывается несколько десятков. Как и почему это произошло? Что выиграла страна, потеряв эти «неперспективные» деревни и села?

Актуальность темы исследования обусловлена исчезновением сёл и деревень, как населённых пунктов; сокращением количества сельских жителей; возрождением православной церкви на селе.

Цель работы - обоснование практической значимости исследовательской деятельности по изучению истории родного края для дальнейшего её использования в учебно-воспитательном процессе.

В работе решались следующие задачи:

1. Собрать материал об истории села и её уникальной деревянной церкви;

2.Изучить и собрать сведения об истории церкви и её настоятелях.

Объектом исследования являются исчезающая деревня Терешок Починковского района и храм Святителя Николая, который не закрывался в советское время.

Предметом исследования является поиск путей, направленных на расширение и углубление базовых знаний и умений, на развитие способностей познавательного интереса в пределах своего родного края.

Гипотеза исследования – если я соберу материал об исчезающей деревне, то тем самым я восстановлю ещё одну страницу истории нашего района, сделаю шаг к тому, что будущее поколение будет хранить и помнить прошлое своей малой родины, будет гордиться и своим селом и его жителями, и тем, что они здесь родились и живут.

Практическая значимость темы заключается в изучении поставленных задач, вопросов краеведения. Анализ результатов позволили выдвинуть следующие моменты значимости выполненной работы:

Приобретение навыков исследовательской работы;

Поэтапное формирование в работе навыков, умений;

Работа на уроках и внеклассных мероприятиях;

В работе использованы следующие методы:

  1. Работа с архивными документами;
  2. Изучение литературы;
  3. Анализ;
  4. Беседа;
  5. Поиск;
  6. Обобщение;
  7. Систематизация.

Глава 1. Деревня – это наша родина

Деревня – это целый мир, яркий, цельный, своеобразный, полный жизни, полускрытой от постороннего глаза. Чтобы познать её, нужны не часы и дни, а месяцы и годы.

Отчего так дышится легко, когда приезжаешь в деревню, отчего душе здесь вольнее, но и томительнее, чем в городе? Взамен скуке здесь – печаль, а радость здесь ярче и открытее. Мы часто не отдаем себе отчета в этом, принимая деревню скорее не умом, а сердцем. А ответ, кажется, прост – деревня – это наша прародина, близкая или дальняя. Но, приняв сердцем, нужно понять и умом – чем же так провинилась деревня, перед кем, и нет ли тут и нашей вины в том, что до нее, как до далекой матери или бабушки так редко доходят весточки нашего сыновнего внимания. И речью новой своей, и повадками, и заимствованными мыслями мы словно предаем ее, терпеливо и бессловесно, без выраженной укоризны ждущую нас и готовую каждую минуту приветить всякого, не считаясь ни с числом их, ни с происхождением. И так же по-матерински она ко всякому сердобольна и милостива, приветлива и хлебосольна, сострадательна и внимательна…

Но уходят люди, уходит традиционный быт, исчезают с ними вместе целые деревни…

Зарастают пашни, затягиваются бурьяном пожни, сравниваются ливнями и ветрами холмы на месте жилищ. Не звучит гармонь, не слышно песен вне стен домов культуры, прописавшихся теперь в основном в райцентрах и на центральных усадьбах, очагах уходящей русской деревенской культуры. А прежде было иначе - задушевная песня и меткое, красивое слово звучали в первую очередь там, где пашня и покос, звучали не официально, а от души того самого народа, хранителя языка и культуры. Но что видим мы сегодня: запустение, уход русского народа из деревни. И так по всей России. Глядеть, быть безучастными свидетелями этого трагического явления – неужели таков наш удел, людей, проживающих на этой земле? Сегодня мы все – здесь, и нам решать, как быть русской деревне. Никто, никакая столица, никакой «чужой дядя» помочь нам не могут и не желают. Нет сегодня проблемы деревни в средствах массовой информации: шоубизнес, деньги, проблемы миллиардеров и склоки власти – вот то, что сегодня интересует «их», навязывается и нам.

А что с деревней?

Результаты переписи, проведенной в 2010 году, показали, что больше трети российских деревень – мёртвые, либо находятся на грани исчезновения. В Починковском районе около 50 деревень исчезли с лица земли, а ещё около десятка находятся на грани исчезновения. В оставшихся жилых домах проживают старые или пожилые люди, которые вынуждены жить здесь. Практически, большая трудоспособная часть населения, уезжает на заработки или устраивается работать в крупных городах. Это ли не настоящая трагедия для нас?

Мне, как жителю сельской глубинки, очень близки, понятны переживания простых крестьян о разорении сёл и деревень. И я не хочу, чтобы такое произошло с моей родной деревней. К сожалению, если своей деревне я ещё могу чем-то помочь, то десяткам других деревень Починковского района уже никто не поможет. Поэтому я считаю своим долгом сделать всё, чтобы память о них и их жителях не исчезла. Перед вашими глазами пройдёт судьба деревни с интересным прошлым, полным жизни, праздника, счастья, но угасшим по чьему- то злому замыслу или недальновидной политике.

Глава 2. Причины исчезновения деревень

В марте 1965 года выходит Постановление ЦК КПСС «О неотложных мерах по развитию сельского хозяйства страны». Была принята попытка вдохнуть жизнь в сельское хозяйство. Произошли изменения в жизни колхозников, а именно: они получили возможность сдавать государству сверхплановый продукт по более высоким ценам. Каждый месяц крестьяне стали получать своего рода заработную плату как аванс в счет будущих колхозных договоров. Они обрели право на пенсию, социальное страхование, прекращен натиск на личное подсобное хозяйство. Начинается прокладка дорог, электрификация. Однако результаты оказались довольно скромными, продолжался массовый отток людей из деревни. Вместо того, чтобы прокладывать к отдаленным населенным пунктам дороги, линии электропередач, средства связи, тогдашние руководители страны предпочли объявить их «бесперспективными», перевозя оттуда коровники, птичники, свинофермы, закрыв там медпункты, школы, магазины. Курс на массовую ликвидацию таких деревень уходит корнями в борьбу с хуторской системой 30-х годов, достигает рассвета в 70-е годы. Социологи в союзе с чиновниками Агропрома доказывали, что курс на агропромышленную интеграцию, концентрацию сельскохозяйственного производства неизбежно ведет к концентрации местожительства работников на Центральной усадьбе. Лишь «перспективные» деревни могут быть социально обустроены. Так началась политика «укрупнения колхозов», которая привела уничтожению сотни маленьких «неперспективных деревень». На местах цветущих садов, зеленеющих огородов, дышащих полной жизнью домов, остались несколько покосившихся избушек без окон и дверей, заросшие бурьяном улицы, разрушенные фундаменты. А ведь когда-то здесь была большая деревня. В оставшихся без хозяев пустых домах печально смотрят на мир глаза-окна. От их взгляда становится тоскливо на душе, сердце готово выпрыгнуть из груди. И, кажется, что вот-вот услышишь мольбу: «Не проходи мимо, остановись, поговори с нами».

Стены пустых домов помнят и лица своих хозяев, их разговоры, радости, печали, прощание с родной деревней, звонкие голоса бегающих по деревенской улице детей… А сейчас здесь тишина. В таких деревнях, кажется, даже птицы поют тоскливее. Посаженные людьми черёмухи, яблони как будто раньше времени постарели – согнулись, высохли. В такое время даже на красоту родного края не обращаешь внимание. Всё побеждает черно-белый цвет.

Заброшенные деревни невозможно восстановить. Сердца уехавших из этих деревень людей до сих пор кровоточат… Вынужденное прощание с родной деревней навсегда оставили в их сердцах глубокие шрамы. Таким образом, последствия большой политики видны и сейчас, задевают жизни тысячи людей.

Оживут ли вновь исчезнувшие деревни, невозможно предсказать. Скорее всего, уже никогда не зазвучит гармонь на окраине деревни, не запоёт рожок пастуха, не зазвучат звонкие голоса детей… Эти деревни мы уже потеряли… Но есть ещё время спасти десятки маленьких деревень, для которых мы можем что-то сделать. Так давайте же действовать, а не смотреть равнодушно, как один за другим затихают наши деревни…

Судьбы деревень складывались по-разному: одни исчезали естественным путём, другие были насильно перевезены в наиболее крупные населённые пункты. Особенно пострадала деревня 1960-70 годы XX века. Основными причинами исчезновения населённых пунктов стали:

- Естественный отток населения;

- Коллективизация;

- Укрупнение колхозов;

- Отсутствие дорог, водопроводов, электрификации.

Глава 3. История села Терешок и храма Святителя Николая

Ни одна историческая эпоха не проходит бесследно. Всегда остаются документальные свидетельства тех или иных событий, на основании которых и пишется история.

Село Терешок входит в состав Стодолищенского сельского поселения. До 1917 года оно принадлежало Рославльскому уезду Смоленской губернии. В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля значение слова «ТЕРЕШОК», встречающегося на Смоленщине, преподносится, как «мотылёк, бабочка». Как село, отмечено на карте Смоленского наместничества 1775 года.

В документах генерального межевания второй половины XVIII века, сохранившихся в Российском государственном архиве древних актов, село Терешок имело ещё одно название – Васильевское.

По сведениям 1859 года, в 25 верстах от уездного города Рославля при речке Терешке располагалось село Терешок из 9 дворов, в которых жили 30 мужчин и 49 женщин. Рядом находилось владельческое сельцо Сафирополь (Гута) при колодце в один двор с 16 мужчинами и 17 женщинами. Во владельческой деревне Прилеповке (Петропавловское) в 10 дворах жили 30 мужчин и 36 женщин.

По сведениям 1872 года, селом Терешок владели Воеводская и Римский-Корсаков. После революции исчезла усадьба Сафирополь. Около 10 лет нет уже и Прилеповки. Сейчас в Терешке живёт всего несколько семей. Но стоит, на удивление, из тёсаных брёвен храм Святителя Николая, наполненный радужным светом благодаря сохранившимся кое-где витражам.

Слева от храма видны старые липы, вокруг заросли кустарника, в середине которых – небольшие холмики прямоугольной формы. Это старинное кладбище. Нахожу маленькую стелу. Вот всё, что осталось от некрополя XIX века. Утрачены могилы дворянок Ольги Дмитриевны Римской-Корсаковой (1813-1854) и Варвары Феодоровны Римской-Корсаковой (1841-1873) и многие другие.

За алтарём храма Святителя Николая покоятся его пастыри. На стеле – надпись:

Глава 4. Семья Священника И.А. Солнцева

Священник Иван Андреевич Солнцев был сыном псаломщика села Горенова Рославльского уезда. Сначала он учился в Рославльском уездном духовном училище, затем в 1863 году окончил Смоленскую духовную семинарию с аттестатом второго разряда. Учительствовал в Сычёвском и бельском уездах. 6 августа 1866 года рукоположен священником в село Терешок и дополнительно выполнял обязанности законоучителя при Борщёвском министерском двухклассном училище. Из его воспоминаний:

«Мой Терешок, когда я поступил сюда священником, был не Терешок, а «Теремок»; церковь маленькая, ветхая, селения редкие, кругом лес. Живёшь, бывало, и свету не видишь. Но вот прошла железная дорога, и мой приход стал оживляться: крестьяне занялись рубкою леса, стали приготовлять деревянные изделия и отправлять их по железной дороге. Благодаря этому быт прихожан улучшился, а вместе с тем поправилось и моё материальное положение».

У священника была большая семья – две дочери и четверо сыновей. Старшая дочь Анна Ивановна вышла замуж за священнослужителя Нила Михайловича Белкина. Он начинал служить в Терешке, и там же рукоположен в священники. В 1896 году Нил Белкин был законоучителем в Стодолищенской земской школе. Екатерина Ивановна вышла замуж за Николая Гурьевича Панкова, учителя, музыканта, действительного члена Русского общества пчеловодов.

В 1894 году Мария Клавдиевна Тенишева купила хутор Флёново и организовала сельскохозяйственную школу, первым заведующим которой стал Н.Г. Панков. Вместе с ним в качестве учителя работала и его жена.

Разные судьбы у сыновей отца Иоанна. Иван Иванович был армейским офицером, Константин Иванович – священником.

Александр Иванович Солнцев – выпускник Нежинского лицея, художник-самоучка, деятельный участник Талашкинского содружества умельцев-промысловиков княгини М.К. Тенишевой. Уезжая из Терешка, он зарисовал на память могилу отца. Этот рисунок сто лет спустя помог правнукам, проживающим в разных городах, найти тропинку к родине прадеда.

С 1900 по 1918 Александр Иванович преподавал древние языки и историю в гимназии К.И. Мая в Санкт-Петербурге. Основным девизом гимназии было изречение основоположника современной педагогики Яна Амоса Коменского «Сперва любить – потом учить». По свидетельству бывшего ученика гимназии, академика Д.С. Лихачёва, А.И. Солнцев – автор первой советской азбуки.

Сергей Иванович Солнцев в 1900-1904 годах учился в Петербургском университете на юридическом факультете. В 1909 году направлен за границу для повышения экономического образования. В 1912 году защищает кандидатскую диссертацию

Нет смысла скрывать, что заброшенные деревни и другие населенные пункты являются объектом исследования для многих увлеченных кладоискательством (и не только) людей. Здесь есть где разгуляться и любителям чердачного поиска, и «прозвонить» подвалы заброшенных домов, исследовать колодцы и мн. др. Конечно, вероятность того, что до вас побывали в данном населенном пункте ваши коллеги или местные жители очень высока, но, тем не менее, «выбитых мест» не бывает.


Причины, которые приводят к опустению деревень

Прежде чем начинать перечисление причин хотелось бы более подробно остановиться на терминологии. Существует два понятия - покинутые населенные пункты и исчезнувшие населенные пункты.

Исчезнувшие населенные пункты - географические объекты, на сегодняшний день, полностью прекратившие свое существования вследствие военных действий, техногенных и природных катастроф, времени. На месте таких пунктов сейчас можно наблюдать лес, поле, водоем, все что угодно, но не стоящие заброшенные дома. Данная категория объектов также интересна кладоискателям, но сейчас речь не о них.

Заброшенные деревни как раз и относятся к категории покинутых населенных пунктов, т.е. поселки, деревни, хутора и т.д., покинутые жителями. В отличие от исчезнувших населенных пунктов, покинутые в большей части сохраняют свой архитектурный облик, строения и инфраструктуру, т.е. находятся в состоянии, близком ко времени, когда населенный пункт был покинут. Итак, люди ушли, почему? Спад экономической активности, что мы можем наблюдать сейчас, когда люди из деревень стремятся переехать в город; войны; катастрофы различного характера (Чернобыль и его окрестности); прочие условия, делающие проживание в данном регионе неудобным, невыгодным.

Как искать заброшенные деревни?

Естественно, прежде чем отправляться сломя голову на место поиска необходимо подготовить теоретическую базу, говоря простыми словами, вычислить эти самые предполагаемые места. В этом нам поможет ряд определенных источников и инструментов.

На сегодняшний день, из наиболее доступных и достаточно информативных источников является Интернет :

Второй довольно популярный и доступный источник - это обычные топографические карты. Казалось бы, как они могут быть полезны? Да, очень просто. Во-первых, на достаточно известных картах Гентштаба уже отмечены и урочища, и нежилые деревни. Тут важно понимать одно, что урочище - это не только заброшенный населенный пункт, но и просто любая часть местности, отличная от остальных участков окружающей местности. И еще, на месте урочища уже давно может не быть никакой деревни, ну да ничего, походите с металлоискателем среди ямок, пособираете металломусор, а там глядишь и повезет. С нежилыми деревнями тоже не все просто. Они могут оказаться не совсем нежилыми, а использоваться, скажем, под дачи или могут быть заселены незаконно. В этом случае не вижу смысла что-либо предпринимать, проблемы с законом никому не нужны, а местное население может быть достаточно агрессивно.

Если сравнивать ту же карту Генштаба и более современный атлас можно заметить некоторые отличия. Например, была деревня в лесу на Генштабе, к ней вела дорога и вдруг дорога на более современной карте пропала, скорее всего, жители оставили деревню и стали заморачиваться с ремонтом дорог и т.п.

Третий источник - местные газеты, местное население, местные музеи. Больше общайтесь с аборигенами, интересные темы для разговора всегда найдутся, а между делом можно спросить и об историческом прошлом данного региона. О чем могут поведать местные жители? Да много о чем, местоположение усадьбы, барского пруда, где есть заброшенные дома или даже заброшенные деревни и т.д.

Местные СМИ тоже достаточно информативный источник. Тем более сейчас даже самые провинциальные газеты стараются/пытаются обзавестись собственным сайтом, где старательно выкладывают отдельные заметки или даже целые архивы. Журналисты много куда ездят по своим делам, берут интервью, в том числе и у старожилов, которые в ходе рассказов любят упоминать различные интересные факты.

Не брезгуйте ходить в провинциальные краеведческие музеи. Мало того, что их экспозиции бывают зачастую интересны, так работник музея или экскурсовод может вам также рассказать много интересного.

Солдаты еле слышно ступали по земле, держа аркебузы наготове. Взвившийся дым костра, увиденный час назад, стал сигналом - их зовут на помощь. Когда отряд прибыл на место, уже стемнело. Хлюпающая под ногами вода отзывалась в мертвой тишине подобно звукам грома. Заходя в незапертые дома, военные видели зажженные свечи и недавно приготовленную еду - было очевидно, что жители поселка Роанок собирались ужинать. Но ужин не состоялся.

116 человек - мужчин, женщин и детей - исчезли, как будто их никогда не было. С ними пропали и домашние животные: военные не обнаружили ни одной курицы или собаки. В поисках объяснения такого странного исчезновения обитателей поселка командир отряда дошел до конца зловещей деревни и дал команду остановиться. Подняв голову, солдаты увидели на дереве возле дома священника, в ярких отблесках пламени факела, вырезанные на коре слова - непонятные и оттого еще более страшные…


- Вскоре командир английского отряда сообщил губернатору Джону Уайту весть об исчезновении поселка. Но представитель власти отказался в это поверить и распорядился провести дополнительные поиски. В 1590 году на североамериканский остров Роанок прибыло четыре поисковые экспедиции, - поведал в интервью «АиФ» Джеймс Харт, вице-президент общества «Пропавшая колония». - Последней руководил Уолтер Рейлиф, уполномоченный королевы Елизаветы I .

Но никаких следов таинственно исчезнувшего поселения так и не удалось найти – ни крови, ни волос, ни лоскутков одежды, ничего. Попытки найти в соседних лесах свежие могилы тоже не увенчались успехом. Трупов и могил тоже не удалось обнаружить. Племя местных индейцев-кроатонов, находившихся в дружественных отношениях с колонистами, тоже обыскали. Безрезультатно.

Поселение словно растворилось в воздухе. Уайт послал королеве депешу, о том, что, видимо, поселенцев забрал дьявол. Позже Рейлиф уже искал жителей деревни самостоятельно, перекопав практически всю землю в окрестности, но спустя 14 лет вынужден был забросить поиски. Бесследная пропажа всех колонистов Роанока стала одной из самых загадочных страниц в истории человечества.

Куда пропали люди?



СЕЙЧАС Роанок - популярный туристический центр Северной Каролины (США), а легенда об исчезнувшем поселке позволяет привлекать сюда туристов со всего мира. В театре идет пьеса Пола Грина «Пропавшая колония» (кстати, всегда с аншлагом), в киосках продаются красочные буклеты Роанока за 20 долларов, на улицах множество лотков с бейсболками с вопросом: «Куда пропали люди?». Посетив небольшой островной музей, можно увидеть немногочисленные предметы исчезнувшей деревни, преимущественно, это домашняя утварь.

Роанок нашел свое отражение в романе Стивена Кинга «Буря столетия»: по сюжету жители поселка исчезли, отказавшись добровольно отдать дьяволу одного из своих детей. Возле знаменитого дерева с вырезанной надписью всегда толпы туристов. Хотя, по историческим сведениям, слова менялись здесь уже трижды. Уолтер Рейлиф сообщал, что на дереве была надпись: «Оно выглядит не так, как…».



А в 1670 году монахиня Эмили Вэйн свидетельствует, что там были выцарапаны слова - «Зло неизбежно», ныне на дереве просто надпись «Cro»… Ходят слухи, что настоящую надпись почти полностью уничтожили: командир экспедиции - Рейлиф решил, что в сообщении зашифровано «одно из имен сатаны». Некоторые исследователей считают, что надпись и вначале была «Кро» - видимо, колонисты хотели показать, что к их исчезновению приложили руку живущие рядом индейцы-кроатоны, но Уолтер Рейлиф со страха все перепутал.



По словам канадского профессора Пьера Моренье, исследовавшего обычаи североамериканских индейцев, у местных аборигенов существовал культ бога Кроатона (в есть которого названо племя индейцев, соседнего с Роаноком острова). Индейцы верили, что Кроатон жил среди них, хотя был невидим и мог вселяться в любое тело. Туземцы приносили богу еду, ложили ее на жертвенный алтарь и наблюдали, как она медленно исчезала в воздухе.

Вероятно, речь идет о массовой галлюцинации, хотя верования кроатонов отличаются многими мистическими явлениями. Имя бога Кроатона переводится как «Жнец душ». Говорят, раз в год к нему присылали «помощника», помещая в запертую хижину с алтарем, а на утро его уже не было.

Колонистов загипнотизировал индейский шаман?



ВЕРСИЙ о причинах исчезновения Роанока множество. Предполагают, что жители бежали, спасаясь от неизвестной болезни, стали жертвами пиратов, захвативших их в плен, уплыли в Англию на шхуне, но погибли во время шторма, попали в «черные дыры». Самая последняя гласит, что индейский шаман загипнотизировал колонистов, и под влиянием гипноза они ушли в море, где и утонули. Непонятно только, зачем это понадобилось индейцам?

На территории исчезнувшей колонии периодически ведутся раскопки. Но даже National Geographic не удалось найти каких-либо предметов, проливающих свет на загадочное событие.



Пресс-ассистент National Geographic Сара Элисон-Ласт, однако, считает, что свидетельства материальной культуры и событий того времени деревни должны сохраниться, а существующие версии пока легко опровергнуть: пираты никогда не доплывали в эту местность, хлипких шхун у колонистов не было (в 1587 году они прибыли на остров на трех кораблях, которые в день исчезновения находились в порту). Индейцы тоже не могли застать их врасплох: поселенцы были хорошо вооружены, поэтому внезапное исчезновение деревни продолжает оставаться загадкой и будоражить умы ученых и туристов.

Недавно я размещал фоторепортаж из обычной Белорусской деревни ( и ). А теперь посмотрим, что происходит с российским селом.

Блоггер deni_spiri поездил по Ярославской, Псковской и Смоленской области и сделал такой вот репортаж, от которого сердце разрывается.

______________

Деревни, которых нет

Речь пойдёт о нескольких, затерявшихся в Ярославской области, полностью вымерших деревенях.
Дома стоят там в русском стиле с трёхскатной крышей и светёлками. Все добротные и большие, украшенные резными карнизами и наличниками. Внутри, к сожалению, избушки начисто разграблены. Радовали лишь огроменные русские печи с лежанками. Погода стояла под стать брошенным домам. Было пасмурно, моросил дождь. Удалённость от цивилизации в совокупности с погодой создавало чувство обречённости и безысходности. Одним словом, было захватывающе интересно пройтись по главной улице, заходя в мёртвые дома, смотрящие на тебя пустыми глазницами окон.

Продвигаемся по рытвинам и лужам к самому крупному двору. Там виднеются главный дом, банька, сарайчики.
По пути натыкаемся на такой вот колоритный колодец...

А так же на вездесущий телефон-автомат. Кто будет по нему звонить? Да и звонил ли когда-то? Вряд ли.

Вид главный дом и его двор.

Типичный русский дом пятистенок.

Светёлка на чердаке, украшена резным карнизом.

Рядом сарай, который приказал долго жить.

Пройдём к рядом стоящему дому, уже издали манящему своими ярким декором.

С другой стороны.

Рядышком за деревцем спрятался другой домишка.

Старый скромный дом, он умирает...

И тоскливо смотрит на белый свет пустыми глазницами окон.

В виде утеплителя в окнах использовали стопы газет.

А посреди деревни стоит карскас стула. :)

Заглянем же внутрь этих домов.

Из интересного: квадратистый сундучило,

Старинная фотография бывших хозяев этого дома,

и зелёный буфет.

Внутри меня встретил Снеговик из бумаги и ваты.

Лесенка сбоку печи, чтобы взбираться на лежанку.

Полная разруха.

В деревне ещё достаточно много крепкостоящих домов, но все они брошены.

А до некоторых просто не хотелось идти.

При самом хорошем раскладе на возрождение российского села потребуется не менее 50 лет.
Пойдём глядеть теперь другую деревню.

Огромный непропорциональный "мезонин" вот вот раздавит сам дом.

Удивительно, но на фасаде инициалы владельца дома "М И"

В этой деревне состояние домов похуже. Видать была заброшена раньше.

Вот этот домик мне особо приглянулся.

И снова интересные наличники.

Внутри домов полный бардак.

И забытый большущий пёсик.

Главная причина того, что люди уезжают из деревень, отсутствие работы - незанятость.

Ну и в заключении ещё об одной деревне.
Дом на четыре окна почти-что вровень с землёю, украшен резьбой.

Когда-то этот дом гордился такой табличкой.

Заглянем внутрь...

Огроменная печка.

Рядом с печкою кроватка с комодными ящиками.

Колоритные такие ящички.

А здесь снова пример русского дома.
Скромный дом на три окна по фасаду, со светёлкой, углы и перевязи обшиты тесом.

Внутри...

Предметы детского быта.

Кукла Вуду.

Амбар.

Столик со скамейками для пикничка на свежем воздухе.

Спряталась от людских глаз.

Колодец опустел.

Фрагмент забора посреди поля.

WC

Что-то очень существенное сломалось в нашем государстве.

В прошлом году мы отдыхали на озере Сапшо (о чём есть тоже пост), где свободное время посвящали поездкам по округе. Вот в округе мы и находили эти вымирающие или уже полностью вымершие посёлки. Сегодня речь пойдёт о смоленских деревнях, жители которых покинули свои дома. Покинули старушки, уйдя в мир иной, покинуло и среднее поколение, уехав в города, а молодое так и не родилось. Причины этого, как правило, отсутствие каких-либо жизненных перспектив.

Село в Смоленской области встретило нас заброшенным храмом.

И заколоченным домами.

Пробираться до домов было весьма затруднительно, потому как высота травы местами достигала человеческого роста.

Тишина и забвение тут.

Здесь лишь ветер, гуляющий по пустым домам, и природа, отвоёвывающая с каждым годом земли, скрывая в своих объятиях следы жизнедеятельности людей.

Некоторые дома были заброшены очень и очень давно и уже превратились в "скелетов".

Время атакует!

До многих домов я так и не дошёл.

В этой деревне каждый дом имеет свой внутренний дворик, с воротами, калиткой и множеством хозпостроек.

Пробираясь сквозь высоченную и жгучую крапиву, заходим внутрь двора.

Всё как положено - загончик для свинок и коровок, банька, сарайчик...

Внутри сарайчиков.

Баньку уже никто не истопит.

Заглянем внутрь этих домишек.

Всё, конечно, давно разворовали и дома встречают голыми стенами.

Обязательно русская печь с лежанкой.

Есть тут и безликий Памятник павшим в Великую Отечественную.
Такой же умирающий, как сама деревня.


Выше мы уже посмотрели на деревни Ярославской и Смоленской области. Посмотри же чем нас встретили деревни псковщины.

А встречают они нас всё теми же покинутыми домами. Брошенные и пустые стоят они никому не нужные.

Вначале общий внешний обзор некоторых домишек, а затем зайдём внутрь дворов и самих домов.

В деревне доживают свой век пять старушек. Чем и как они там живут сложно представить. Хотя, вот такие залётные туристы, как мы, покупают у них ягоды. Купили сразу трёхлитровую банку клюквы с прилегающих к деревне болот. Правда, туристов там немного...

Одинокая жительница села - кошечка под навесом на воротах.