Художественные особенности поэзии А. Твардовского

30.03.2013 34099 0

Уроки 81-82
Жизнь и творчество Александра Трифоновича
Твардовского. Своеобразие лирики

Цели : рассмотреть особенности лирики крупнейшего эпического поэта ХХ века, отметив искренность исповедальной интонации поэта; изучить традиции и новаторство в поэзии Твардовского; развивать навыки анализа поэтического текста.

Ход уроков

Нельзя понять и оценить поэзию Твардовского, не почувствовав, в какой мере вся она, до самых своих глубин, лирична. И вместе с тем она широко, настежь открыта окружающему миру и всему, чем этот мир богат, – чувствам, мыслям, природе, быту, политике.

С. Я. Маршак. Ради жизни на земле. 1961

Твардовский, как человек и художник, никогда не забывал о своих согражданах… никогда не являлся поэтом только «для себя» и «про себя», всегда чувствовал свою задолженность перед ними; он и за перо брался только в том случае, если верил, что он может сказать о жизни самое главное, то, что он знает лучше, подробней и достоверней всех.

В. Дементьев. Александр Твардовский. 1976

А я лишь смертный. За свое в ответе,

Я об одном при жизни хлопочу:

О том, что знаю лучше всех на свете,

Сказать хочу. И так, как я хочу.

А. Т. Твардовский

I. Биографические истоки творчества Твардовского.

Быть читателем поэзии – дело достаточно тонкое и эстетически деликатное: прямой смысл поэтического высказывания не лежит на поверхности, он складывается чаще всего из совокупности составляющих его художественных элементов: слова, образных ассоциаций, музыкального звучания.

В стихах Твардовского отражено то, что определяло содержание его духовной жизни, «меру личности», как сказал сам поэт. Его лирика требует сосредоточенности, раздумий, эмоционального отклика на поэтические чувства, выраженные в стихотворении.

– Что вы знаете о жизни и творчестве Александра Твардовского?

Возможно сообщение подготовленного ученика на тему «Основные этапы жизни и творчества А. Т. Твардовского».

II. Основные темы и идеи лирики Твардовского.

1. Прослушав лекцию, запишите её в виде плана , перечислив основные темы и идеи лирики поэта.

Среди поэтов ХХ века особенное место занимает А. Т. Твардовский. Его лирика привлекает не только образной точностью, мастерством слова, но и широтой тематики, важностью и непреходящей актуальностью поднимаемых вопросов.

Большое место в лирике, особенно в ранней, занимает «малая родина», родная Смоленская земля. По Твардовскому, наличие «малой, отдельной и личной родины имеет огромное значение». С родным Загорьем «связано все лучшее, что есть во мне. Более того – это я сам как личность. Эта связь всегда дорога для меня и даже томительна».

В произведениях поэта часто возникают воспоминания детства и юности: лесная смоленская сторона, хуторок и деревня Загорье, беседы крестьян у отцовской кузницы. Отсюда пошли поэтические представления о России, здесь с отцовского чтения заучивались наизусть строки Пушкина, Лермонтова, Толстого. Стал сам сочинять. Пленили его «песни и сказки, что слышал от деда». В начале поэтического пути помощь оказал М. Исаковский, работавший в областной газете «Рабочий путь», – публиковал, советовал.

Ранние стихи «Урожай», «Сенокос», «Весенние строчки» и первые сборники – «Дорога» (1938), «Сельская хроника» (1939), «Загорье» (1941) связаны с жизнью села. Стихи богаты приметами времени, щедро наполнены конкретными зарисовками жизни и быта крестьян. Это своеобразная живопись словом. Стихи чаще всего повествовательные, сюжетные, с разговорной интонацией. Чьи поэтические традиции напоминает это (вспомнить особенности поэзии Некрасова)?

Автору удаются колоритные крестьянские типы («мужичок горбатый», «Ивушка»), жанровые сцены, юмористические ситуации. Наиболее известное – «Ленин и печник» – рассказ в стихах. Ранние стихи полны молодого задора, радости жизни.

Столбы, селенья, перекрестки,

Хлеба, ольховые кусты,

Посадки нынешней березки,

Крутые новые мосты.

Поля бегут широким кругом,

Поют протяжно провода,

А ветер прет в стекло с натугой,

Густой и сильный, как вода.

В военных и послевоенных сборниках «Стихи из записной книжки» (1946), «Послевоенные стихи» (1952) главное место занимает тема патриотическая – в самом важном и высоком значении этого слова: военные будни, долгожданная победа, любовь к родине, память о пережитом, память о погибших, тема бессмертия, антимилитаристический призыв – вот скромно очерченный круг проблем. По форме стихи разноплановы: это и зарисовки с натуры, и исповеди-монологи, и торжественные гимны:

Стой, красуйся в зарницах

И огнях торжества,

Мать родная, столица,

Крепость мира, Москва!

Тема войны – одна из центральных в творчестве Твардовского. Погибшие на войне сделали все для освобождения родины («Все отдав, не оставили / Ничего при себе»), поэтому и дано им «горькое», «грозное право» завещать оставшимся беречь в памяти прошедшее, завершить в Берлине долгий путь и никогда не забыть, какой ценой долгожданная победа была завоевана, сколько было отдано жизней, сколько разрушено судеб.

А. Т. Твардовский пишет о великом солдатском братстве, рожденном в годы испытаний. Великолепный образ Василия Теркина сопровождал бойцов на фронтовых дорогах. Жизнеутверждающе звучит мысль о необходимости «счастливым быть» всем, кто из братьев-воинов остался в этой войне жив.

Можно сказать, что память о войне так или иначе живет в каждом послевоенном стихотворении. Она стала частью его мироощущения.

Ученик читает наизусть.

Я знаю, никакой моей вины

В том, что другие не пришли с войны,

В том, что они – кто старше, кто моложе –

Остались там, и не о том же речь,

Что я их мог, но не сумел сберечь, –

Речь не о том, но все же, все же, все же…

– Что дало право литературоведу сказать, что память о войне в стихотворении «Я знаю, никакой моей вины…» «выходит наружу с огромной, пронзительной силой боли, страдания и даже какой-то собственной вины перед теми, кто навсегда остался на далеком берегу смерти»? Обратите внимание, что в самом стихотворении нет высокой лексики, нет и «далекого берега смерти», о котором пишет исследователь.

В произведениях о войне А. Т. Твардовский отдает дань уважения доле вдов и матерей погибших солдат:

Вот мать того, кто пал в бою с врагом

За жизнь, за нас. Снимите шапки, люди.

В позднем творчестве А. Т. Твардовского можно увидеть целый ряд тем, которые принято называть «философскими»: размышления о смысле человеческого бытия, о старости и молодости, жизни и смерти, смене людских поколений и радости жить, любить, работать. Многое в сердце человека, в его душу заложено в детстве, в родном краю. Словом благодарности начинается одно из стихотворений, посвященных родине:

Спасибо, моя родная

Земля, мой отчий дом,

За все, что о жизни знаю,

Что в сердце ношу своем.

Твардовский – тонкий лирик-пейзажист. Природа в его стихах предстает в пору пробуждения жизни, в движении, в ярких запоминающихся образах.

Ученик читает наизусть:

И, сонная, талая, И с ветром нежно-зеленая

Земля обвянет едва, Ольховая пыльца,

Листву прошивая старую, Из детских лет донесенная,

Пойдет строчить трава. Как тень, коснется лица.

И сердце почует заново,

Что свежесть поры любой

Не только была, да канула,

А есть и будет с тобой.

«Снега потемнеют синие», 1955

– «Жизни выстраданной сласть», свет и тепло, добро и «горькое недобро» воспринимаются поэтом как непреходящие ценности бытия, наполняющие каждый прожитый час смыслом и значением. Вдохновенный труд дает человеку, по мнению Твардовского, чувство достоинства, осознание своего места на земле. Немало строк посвящено писательскому труду: друзьям и врагам, людским достоинствам и порокам, открывающимся в сложную пору исторического безвременья. Как истинно русский поэт Твардовский мечтает о свободном творчестве, независимом от политиков, трусливых редакторов, двоедушных критиков.

…За свое в ответе,

Я об одном при жизни хлопочу;

О том, что знаю лучше всех на свете,

Сказать хочу. И так, как я хочу.

Поэт подчеркивал свое единство со всеми людьми:

Просто – мне дорого все, что и людям,

Все, что мне дорого, то и пою.

Таким А. Т. Твардовский и остался до последнего, «контрольного» часа своей жизни.

2. Прочитайте статью «Лирика» в учебнике (с. 258–260), дополните материалом свой план.

3. Проверка и обсуждение получившихся планов лекции.

III. Практическая работа.

Анализ стихотворения «Я убит подо Ржевом». (Класс заранее разбит на группы. Вопросы предварительно распределены.)

Карточки с заданиями

1. «Тот, кто провел на фронте несколько лет и уцелел физически и морально, хранит в душе не только память об опасностях, горьких утратах и невзгодах, которые несет с собой война. Он помнит и другое: напряженное ощущение ясно осознанной цели, фронтовую дружбу, товарищеское единство, ту слитность чувств, которых потом, в мирной жизни, ему на первых порах даже как-то не хватало».

С. Я. Маршак. «Ради жизни на земле». 1961

– Как в стихотворении «Я убит подо Ржевом» отразились «горькие утраты и невзгоды» войны, «товарищеское единство», «слитность чувств», которые хранил в душе поэт, познавший «глубину всенародно-исторического бедствия и всенародно-исторического подвига»?

2. Уже в записях «С Карельского перешейка» обозначаются мотивы, определившие неповторимое своеобразие поэтических произведений Твардовского о Великой Отечественной войне: «Сжималось сердце при виде своих убитых. Причем особенно грустно и больно, когда лежит боец в одиночку под своей шинелькой, лежит под каким-то кустом, на снегу. Где-то еще идут ему письма на полевой почте, а он лежит. Далеко уже ушла его часть, а он лежит. Есть уже другие герои, другие погибшие, и они лежат, и он лежит, но о нем уже реже вспоминают».

Сопоставьте страницу фронтовой прозы поэта со стихотворением «Я убит подо Ржевом». Что объединяет давнюю дневниковую запись и поэтическое произведение?

3. «Созданный Твардовским монолог павшего воина «Я убит подо Ржевом» – это накаленное страстным поэтическим пафосом слово от имени «мертвых, безгласных», – свидетельство огромного богатства лирического «я» поэта, его душевной широты, человечности, присущей ему способности быть «чувствилищем своего народа» (Горький), выразителем его переживаний и дум».

Л. К. Швецова. «А. Т. Твардовский». 1971

В подлинно художественном произведении форма и содержание взаимообусловлены. Как бы подчеркивая эту мысль, А. Твардовский пишет: «Форма первого лица в «Я убит подо Ржевом» показалась мне наиболее соответственной идее единства живых и павших «ради жизни на земле». (О стихотворении «Я убит подо Ржевом», 1969.)

– Почему в монологе павшего воина «я» органично переплетается с «мы» «мертвых, безгласных»? Проследите по тексту, какие обращения используют «мертвые, павшие», взывая к живым. Выпишите эти обращения. О чем говорит изменение характера обращений от начала к концу стихотворения?

4. Своеобразие языка стихотворения «Я убит подо Ржевом» – «в обычном для Твардовского непринужденном сочетании… прозаизмов, конкретных примет реального, хотя несколько обобщенного солдатского языка… и высоких поэтизмов».

А. В. Македонов. «Творческий путь Твардовского». 1981

Подтвердите эту мысль критика примерами из художественного текста.

IV. Итог уроков.

– Как бы вы теперь ответили на вопрос: «В чем своеобразие лирики Твардовского»?

Пусть это стихотворение станет для вас завещанием поэта:

К обидам горьким собственной персоны

Не призывать участье добрых душ.

Жить, как живешь, своей страдой бессонной, –

Взялся за гуж – не говори: не дюж.

С тропы своей ни в чем не соступая,

Не отступая – быть самим собой.

Так со своей управиться судьбой,

Чтоб в ней себя нашла судьба любая

И чью-то душу отпустила боль.

Домашнее задание.

Продолжите самостоятельное знакомство с лирикой А. Т. Твардовского. Подготовьте презентацию понравившихся стихов:

1. Что бы вы изобразили на обложке сборника стихотворений Твардовского?

2. Какие произведения включили бы в него? По какому принципу сделали бы подборку?

3. Напишите вступительное слово к этому сборнику.

Работа может быть выполнена в группе, в результате может получиться миниатюрная книга стихов. Тогда в ходе защиты проекта на следующем уроке слово предоставляется художнику, составителю сборника, редактору.

Одной из значимых и вместе с тем противоречивых фигур в советской литературе стал А. Т. Твардовский, стихи и поэмы которого отличают близость к народной речи и фольклору, особая индивидуальность и неповторимость. и Великая Отечественная война, память о воинах, павших в боях за Родину, - вот, пожалуй, наиболее важные аспекты творчества поэта. Он стал свидетелем раскулачивания, утверждения и развенчивания тоталитарной системы Сталина, участником финской и Великой Отечественной войн. Богатый жизненный опыт и опора на действительность делают произведения Александра Трифоновича необычайно популярными у читателей.

Особенности лирики

При работе над произведениями Твардовский опирался на лучшие фольклорный традиции, учитывал особенности русского характера. Вот почему его стихотворения просты и понятны каждому читателю. Да и лирический герой, как правило, - это выходец из народа, изначально вызывающий у автора уважение и любовь. Сам поэт считал, что главной в его творчестве является актуальная во все времена тема памяти. В лирике Твардовского она находит отражение в размышлениях о родной семье, раскулаченной и высланной, когда будущий поэт был еще совсем юным. Например, в стихотворении «Братья» мы слышим нотки страдания и тоски по близким людям, с которыми он вынужден был жить в разлуке. Но особенно ярко находит воплощение тема памяти в лирике Твардовского о войне.

Фронтовая хроника

Каждому известно, что поэт участвовал в финской кампании конца 30-х годов. А после начала Великой Отечественной отправился на фронт в качестве корреспондента, но всегда был на передовой. Поэт в полной мере познал все трудности полевой солдатской жизни и рассказывал о ней своим читателям.

Военная лирика Твардовского разнопланова. Это и публицистические стихотворения, являющие собой призывы к борьбе с ненавистным врагом («Бойцу Южного фронта», «Партизанам Смоленщины»). И небольшие сюжетные стихотворения, напоминающие «новеллы» о героических подвигах («Рассказ танкиста») или солдатском быте («Армейский сапожник»). Наконец, стихи-размышления, проникнутые болью за судьбу народа и всей страны («Две строчки»). Но главное, что их объединяет, - осознание автором личной ответственности за сохранение памяти о тех, кто отдал свои жизни ради освобождения Родины. Эта мысль никогда не покидала Александра Трифоновича как человека, и стала главным девизом поэта-Твардовского.

«Я убит подо Ржевом»: лирический герой и основная мысль

Стихотворение, написанное спустя несколько месяцев после окончания войны, сначала имело название «Завещание воина». Это не случайно, так как повествование в нем ведется от лица солдата, погибшего в боях за Ржев. Лирический герой - это обобщенный образ воина-освободителя, который, обращаясь ко всем оставшимся в живых, отмечает: «Вы должны были, братья, устоять…» Таким образом, даже после смерти русского солдата беспокоит судьба товарищей и страны. И ни в одной строчке нет укора за то, что он погиб, а другие остались живы. Ведь эта жертва не напрасна.

Такова военная лирика Твардовского. Перед лицом огромной беды конкретное размывается и становится общим. А такие противоположные ценности, как гибель и вечное бессмертие, утрата и незабвенный подвиг, переплетаются настолько, что оказываются неотделимы друг от друга.

«Книга про бойца»

Самым известным произведением А. Т. Твардовского стала поэма «Василий Теркин», создававшаяся в годы войны. В ней предстает образ бравого солдата, прошагавшего вместе с автором весь боевой путь с 42-го по 45-й годы и воплотившего в себе лучшие качества русского человека. Теркин всегда оказывается в центре событий, попадает в различные передряги, но никогда не унывает, не теряет надежды и веры, находит выход из самой сложной ситуации. При этом герой не раз испытывает боль и горечь, может даже заплакать - подчеркивает Твардовский.

Стихи поэмы также звучат то весело и бойко, то наполняются горечью и невыразимым чувством потери, как в главе «Переправа»: «Люди теплые, живые / Шли на дно…» И красной нитью через всю поэму проходит тема памяти о тех, кто навсегда остался лежать на полях сражений. Поэтому долг каждого человека - никогда не забывать о той великой цене, которую заплатил советский народ за мирное будущее.

Поэмы А. Т. Твардовского

Коллективизация и раскулачивание («Страна Муравия»), Великая Отечественная война и героизм народа («Василий Теркин»), «оттепель» при Хрущеве («За далью - даль»), развенчивание культа личности и тоталитаризма («По праву памяти») - главные этапы исторического развития страны в 20-60-х годах XX века стали частью судьбы самого Твардовского и нашли отражение в его поэмах. Автор воссоздает на страницах произведений прошлое, чтобы еще раз напомнить современникам: каждый из нас ответственен за то, что происходит с народом и страной. Наиболее ярко эта мысль воплотилась в его последней поэме.

«По праву памяти»

Произведение долгое время находилось под запретом. Его композиция, состоящая из 3 частей, знакомит читателя с жизнью самого поэта, его юношескими мечтами и надеждами. А главное - Александр Трифонович открыто говорит о трагедии, постигшей деревню в 30-е годы. Именно тогда был раскулачен и сослан его отец-труженик. Так тема памяти в лирике Твардовского отчасти превращается в сыновнее покаяние не только перед своей семьей, но и перед всем русским крестьянством. Подобно приговору, звучат в поэме слова, адресованные «вождю народов» и так называемым «молчальникам»: «… забыть велят безмолвно… Но это было явной болью / Для тех, чей был оборван век». Автор вспоминает людей, которых знал лично, что делает произведение достоверным.

Поэма в первую очередь посвящена молодежи и звучит как вечное напоминание о том, что историю нельзя делить на отрезки. Что в ней все взаимосвязано, и прошлое может повториться в настоящем или будущем. Именно поэтому уже в названии поэмы заявляется как основная тема памяти.

В лирике Твардовского, таким образом, большое значение приобретает актуальная во все времена проблема: необходимо знать и любить свою семью и свою Родину и обязательно нужно помнить о пережитом. Только так можно двигаться вперед, избегая повторения страшных ошибок прошлого.

Первые стихи Твардовского появились в печати в 1925 г. Но все, что написано поэтом до 1929 г., сам он считал беспомощным и не включал позже в собрание сочинений.

В первых сборниках «Дорога», «Загорье», «Сельская хроника» Твардовский пишет о новой деревне, о людях села. Он обраща­ется к теме крестьянского труда, передает его поэзию. В стихах 1930-х годов Твардовский создает обобщенный образ человека из народа, воплощающего в себе духовную красоту, высокую мораль (цикл стихов о Даниле, «Ивушка», «Не стареет твоя кра­сота…»).

Уже в сборниках 1930-х годов проявляется своеобразная по­этическая манера Твардовского. Основу его поэзии составляют традиции народно-поэтического творчества: установка на раз­говорный язык, не осложненный метафорами и поэтическими фигурами; использование меткого народного слова, пословиц, поговорок, введение в стих устойчивых поэтических оборотов фольклора. Из народной поэзии вошли в творчество Твардов­ского некоторые постоянные мотивы, например мотив дороги, Дома, испытания героя на пути к счастью или к цели. Можно говорить и о более глубоком влиянии народно-поэтического твор­чества на поэзию Твардовского. Это сказывается в тех мировоз­зренческих принципах, которые положены в основу образа ге­роя и определяют его характер: традиционные крестьянские ценности, народная мораль, народное отношение к труду. Та­кие качества и определили подлинную народность поэзии Твар­довского.

В поэзии 1930-х годов развиваются такие черты, как повествовательность, событийность, которые позже приведут Твар­довского к жанру баллады («Отец и сын», «Баллада о товари­ще», «Баллада об отречении»). В годы Великой Отечественной войны в поэзии Твардовского сливаются публицистический на­кал, лирическая эмоциональность, эпический взгляд на собы­тия. Стихи военной поры объединены в сборники «Возмездие» и «Фронтовая хроника». Военная поэзия Твардовского тематически не отличалась от творчества других поэтов. Основные темы - непокоренная Родина («Партизанам Смоленщины»), высокое мужество и патриотизм советского солдата («Когда пройдешь путем колонн…», «Граница», «Новогоднее слово»), священная месть («Возмездие»).

Тема войны, памяти о погибших за свободу Родины остается одной из главных в творчестве Твардовского и в послевоенный период («Я убит подо Ржевом…»).
И у мертвых, безгласных
Есть отрада одна:
Мы за родину пали,
Но она - спасена…

Послевоенные стихи Твардовского наполняются философским осмыслением времени. Поэт говорит о смысле жизни и творче­ства («Нет, жизнь меня не обделила…», «Признание»), о чести человека, о связи человека с природой («Разговор с Падуном», «Снега потемнеют синие…»).К концу 1960-х годов Твардовский многое понял и переос­мыслил:
…вольно или невольно
Было, вышло не то, не так.

Историю советской страны он воспринимает как суровый опыт, который должны учесть будущие поколения. Он судит себя и своих сверстников с высоких нравственных позиций, понима­ет, что долг поэта говорить правду, «как бы ни была горька». Твардовский считает необходимым, чтобы каждый человек сде­лал все, чтобы исправить ошибки в жизни. В стихотворении «Час мой утренний, час контрольный…» поэт уверен, что можно еще повернуть историю:
Но еще не бездействен ропот
Огорченной твоей души.
Приобщая к опыту опыт,
Час мой, дело свое верши.

Введение в Чехословакию в 1968 г. советских танков болью ото­звалось в лирике Твардовского. Он воспринял этот акт как наступ­ление на свободу, как крушение всех надежд («В чем хочешь чело­вечество вини…», «Маркс, Энгельс, Ленин, знать бы вам…»).

Твардовский ощущает свою трагическую вину за то, что про­исходит в нашей стране. Он лирически анализирует собствен­ную биографию, а через нее - биографию всего поколения, поднимается до философского осмысления «жестокой судьбы»:
Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны,
В том, что они - кто старше, кто моложе -
Остались там, и не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь, -
Речь не о том, но все же, все же, все же…

Чувство сопричастности общей судьбе было неотъемлемой частью мышления поэта в его поздней лирике. Его стихи - это разговор с самим собой, наедине.

Обобщающие темы позднего творчества - я и мир, я и путь жизни, я и смерть, я и народ. Это опыт познания через самопо­знание. В лирическом цикле «Памяти матери» поэт в воспомина­ниях путешествует с матерью по дорогам ее жизни и всего наро­да. Мотив связи времен организует весь цикл и сливается с мо­тивом Дома, истоков. Память присуща не только человеку, но и природе. В стихотворениях «Как неприютно этим соснам в пар­ке…», «Газон с утра из-под машинки…», «Береза» память при­роды - это метафора связи всего в мироздании, выражение един­ства. Поэт обостренно чувствует конец личного бытия отдельно­го человека, отмеренность срока жизни. Но общность всего в мире, текучесть времени позволяют преодолеть эту конечность, обрести продолжение в потомках, в шелесте деревьев, в метель­ной круговерти. Трагизм неизбежного конца просветляется соз­нанием ненапрасности жизни («Прощаемся мы с матерями…», «Время, скорое на расправу»).

От констатации фактов социалистического строительства через постижение души народной на войне Твардовский при­шел к философскому пониманию жизни и судьбы человека и страны.

Ему недоставало еретичества,
чтобы стать гением.
Ф. Абрамов

Александр Трифонович Твардовский родился на Смоленщине в тысяча девятьсот десятом году. Долгими зимними вечерами в семье любили читать

вслух Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Толстого. Интерес к литературе, знакомство с классикой рождали в мальчике желание писать самому. В тысяча

девятьсот двадцать пятом году появляются первые стихи начинающего поэта. С тысяча девятьсот двадцать восьмого года Твардовский работает в

Смоленске корреспондентом, происходит его становление как поэта. Для стиля поэта стало характерным говорить просто, доступно, эмоционально и

образно. Уже в 1931 году в Москве, в издательстве "Молодая гвардия" вышла поэма "Путь к социализму", первое крупное произведение Твардовского.
1929-1933 годы были наиболее трудными для поэта. Внутренние проблемы собственного становления художника столкнулись с внешними

обстоятельствами. Тяжелой была судьба его семьи, раскулаченной в ходе одного из типичных "перегибов". Душевные переживания этого периода

выльются много позже в поэму "По праву памяти" (1966--1969 гг.). А пока юный поэт отстаивает "завет первоначальных дней", его ответом на жизненные

испытания стала поэма "Страна Муравия". Она повествует об эпохе коллективизации на селе, о "великом переломе", когда, преодолевая мучительные

сомнения, в колхозы пошел середняк.
О чем бы ни писал Твардовский, в центре внимания поэта -- образ простого человека-труженика.
В суровые годы Великой Отечественной войны лирика Твардовского созвучна поэзии большинства авторов: ратный подвиг солдат и героизм тыла,

когда даже дети не оставались в стороне от этих событий. Вершиной творчества этого периода является поэма "Василий Теркин" -- своеобразный

памятник духу русского человека на войне:

Взвод на правом берегу
Жив-здоров назло врагу!
Лейтенант всего лишь просит
Огоньку туда подбросить.
А уж следом за огнем
Встанем, ноги разомнем.
Что там есть, перекалечим,
Переправу обеспечим...

Вскоре после войны Твардовский пишет поэму-воспоминание "Дом у дороги". Это взволнованный рассказ поэта, обращенный ко всем живущим, не

забывать прошлого, его уроков. Эта поэма о силе, стойкости и выносливости русского человека, о любви, подвергшейся тяжелым испытаниям, о святости

и чистоте воинского долга солдата. В следующей поэме "За далью -- даль" поэт путешествует не только в пространстве от Москвы до Владивостока, но и

во времени, осмысливая путь, пройденный страной и ее народом, вспоминает тревожную юность. Органическая связь прошедшего и настоящего

помогает лучше понять современность. Поэт скажет: "Кто прячет прошлое ревниво, тот вряд ли с будущим в ладу". Поэт отмечает в новейшей истории

России три этапа: коллективизацию, войну, послевоенное строительство. И на каждом из этих этапов муза "тревог и потрясений" с особой поэтической

силой и искренностью воплощала самое важное, сокровенное в сознании и чувствах миллионов народных масс.
Стихи Твардовского при их кажущейся "простоте и легкости" требуют напряженного внимания. Лирический герой часто сливается с образом автора, их

На новостройках в эти годы
Кипела главная страда:
Вставали в заревах заводы,
Росли под небо города.
И в отдаленности унылой
За той большой страдой село,
Как про себя ни гомонило,
Уже угнаться не могло.

Поэзия Твардовского -- своеобразная поэтическая энциклопедия времени, его лирическая, эпическая, временами драматическая история. Великие

события отразились в его творчестве в форме прямого их изображения и как отдельные переживания, размышления.

Земля родная, что же сталось.
Какая странная судьба:
Не только юность, но и старость --
Туда же, в город, на хлеба.
Туда на отдых норовила
Вдали от дедовских могил...
Давно, допустим, это было,
Но ты-то сам когда там был?

Своеобразие пути Твардовского отразило жизнь страны и ее народа в самые драматические периоды ее истории.

Перед лицом ушедших былей
Не вправе ты кривить душой, --
Ведь эти были оплатили
Мы платой самою большой...

Поражает уже в ранних стихах Твардовского их полная самобытность, отсутствие подражания и литературности. Поэзия подъема и трудностей

становления государства, духовные искания и переживания личности, культурный и духовный рост простого труженика -- все это отразилось в

многогранной поэзии Твардовского.

Забыть, забыть велят безмолвно,
Хотят в забвенье утопить
Живую боль.
И чтобы волны
Над ней сомкнулись.
Быль -- забыть!

Цель урока:

Эпиграф:

А.Т. Твардовский

Методические приёмы:

Ход урока

I . Проверка домашнего задания

II. Слово преподавателя

Творчество Твардовского всегда опиралось на народную традицию, его стихи внешне просты, демократичны, понятны читателю. Своей задачей поэт считал художественное постижение народной жизни, народной души, поэтому главный герой лирики поэта — человек из народа.

Просмотр содержимого документа
«Урок 4. Лирика А.Т. Твардовского»

Урок 4. Лирика А.Т. Твардовского

Цель урока: показать эволюцию лирики Твардовского, особенности лирического героя, гражданское мужество поэта.

Эпиграф:

«Вся суть в одном- единственном завете...»

А.Т. Твардовский

Методические приёмы: лекция с элементами беседы, анализ стихотворений.

Ход урока

I . Проверка домашнего задания

Чтение лирических стихотворений Твардовского, их краткий анализ с точки зрения традиции. Отмечаем, что любимыми поэтами Твардовского были Пушкин и Некрасов. Их влияние, особенно некрасовское, очевидно. Заметны есенинские интонации («Сельское утро», «Размолвка»).

II. Слово преподавателя

Творчество Твардовского всегда опиралось на народную традицию, его стихи внешне просты, демократичны, понятны читателю. Своей задачей поэт считал художественное постижение народной жизни, народной души, поэтому главный герой лирики поэта - человек из народа.

Его стихи 30-х годов, составившие «Сельскую хронику», как позже определил сам поэт, были продиктованы «восторженной и безграничной верой в колхозы». Но все же «Сельская хроника» выделялась среди произведений тех лет уважительным отношением к людям, вниманием и любовью к ним. И в жанровом отношении стихи приближены к народной традиции. Например, стихотворение «Не стареет твоя красота» напоминает величальную песню:

Честь великая рядом с тобой

В поле девушке стать молодой.

Всюду славят тебя неспроста -

Не стареет твоя красота.

А в стихотворении «Катерина» интонации причитания, плача:

А куда ж ты, Катя, уходишь от нас...

Главным настроением стихотворений является оптимизм, даже если речь идет об отпевании (стихотворение «Ивушка».)

Твардовский замечал, конечно, многочисленные страдания и беды, которые принесла народу коллективизация. Порой в его произведениях звучали совсем не идиллические мотивы. Стихотворение «Братья» (1933) завершалось вопросом: «Что ж ты, брат? / Как ты брат? / Где ж ты, брат? / На каком Беломорском канале?». Однако преобладает оптимистичный тон:

Счастлив я.

Отрадно мне

С мыслью жить любимой,

Что в родной моей стране

Есть мой край родимый.

«Станция Починок», 1936

Стихотворения, составившие фронтовую хронику (а Твардовский участвовал и в финской, и в Великой Отечественной войнах), разнообразны по жанру. Это и публицистические стихотворные призывы - «Настанет срок народ-герой / Сметет врага с земли родной, И слава первого удара - она навеки за тобой»), «Партизанам Смоленщины» («Эй, родная, смоленская, / Сторона деревенская, / Эй, веселый народ, / Бей! / Наша берет!»), и сюжетные «новеллы» о героях войны и их подвигах («Рассказ танкиста», «Дом бойца»), и картины солдатского быта («Спичка», «Армейский сапожник»). Эти стихотворения сыграли свою роль в годы войны. Но непреходящее значение имеет лирика военных лет, тяготеющая к напряженному раздумью, к углубленности, лаконичности формы. Таково стихотворение «Две строчки» (1943) - воспоминание о финской «кампании»:

Среди большой войны жестокой,

С чего - ума не приложу, -

Мне жалко той судьбы далекой,

Как будто мертвый, одинокий,

Как будто это я лежу,

Примерзший, маленький, убитый

На той войне незнаменитой,

Забытый, маленький, лежу.

Твардовский в эти, да и последующие годы видел предназначение поэта в сохранении памяти, в продолжении общего дела, за которое отданы жизни солдат, чувствовал «навечное обязательство живых перед павшими за общее дело, невозможность забвенья, неизбывное ощущение как бы себя в них, а их в себе». Это стало главным мотивом его послевоенной лирики.

III. Чтение и анализ стихотворений

Читаем стихотворение «Я подо Ржевом» (желательно иметь тексты на каждой парте). Написано оно сразу после войны, в 1945-46 годах и первоначально имело другое название - «Завещание воина». Однако первая строка стихотворения стала «крылатой», стала символом трагически и просто оборвавшихся жизней. Твардовский в статье «О стихотворении «Я убит подо Ржевом» пишет, в частности, о двух запомнившихся ему эпизодах: о поездке под Ржев, где шли тяжелые бои, осенью 1942 года; и о встрече с офицером-фронтовиком, приехавшим на сутки в Москву, чтобы похоронить жену, после чего вернуться на фронт. Впечатления поездки под Ржев «были за всю войну из самых удручающих и горьких до физической боли в сердце». Такие впечатления, такие встречи легли в основу этого стихотворения.

Кто лирический герой стихотворения?

(Повествование ведется от имени погибшего воина, этим подчеркивается связь, единство павших и живущих воинов. Герой близок автору преданностью Родине, верой в победу, самоотверженностью.)

В чем сила этого стихотворения?

(Автор с документальной точностью в первой же строфе указывает конкретное место гибели героя: подо Ржевом, в безымянном болоте, в расположении пятой роты, на левом фланге. Происшедшее описывается без лишнего пафоса, просто и страшно:

Я не слышал разрыва,

Я не видел той вспышки, -

Точно в пропасть с обрыва

И ни дна ни покрышки.

От человека не осталось ничего: «Ни петлички, ни лычки / С гимнастерки моей» нет и могилы - на поминки / Даже мать не придет». Но человек не исчез - он растворен в природе:

Я - где корни слепые

Ищут корма во тьме,

Я - где с облачком пыли

Ходит рожь на холме;

Я где крик петушиный

На заре по росе;

Я - где ваши машины

Воздух рвут на шоссе...

Он по ту сторону земной жизни, но и там его волнует, «Наш ли Ржев наконец?» Он призывает живых:

Вы должны были, братья,

Устоять, как стена,

Ибо мертвых проклятье

Эта кара страшна.

Он из тех, кто «Все отдав, не оставили / Ничего при себе». И нет укора тем, кто остался цел: «Я вам жизнь завещаю, - / Что я больше могу?» Так конкретное становится общим, лирическое и эпическое, смерть и бессмертие, подвиг и утрата соединяются.)

I V . Слово преподавателя

Память войны всю жизнь не оставляла Твардовского. В 1966 году написаны строки:

Я знаю, никакой моей вины

В том, что другие не пришли с войны.

В том, что они - кто старше, кто моложе -

Остались там, и не о том же речь,

Что я их мог, но не сумел сберечь, -

Речь не о том, но все же, все же, все же...

В этом трижды повторенном «все же» - и незатихающая боль утраты, и чувство вины, и ответственность за то, за что отданы жизни солдат.

В стихотворениях послевоенных лет звучит и гордость одержанной победы, и вера в будущее, в успехи в мирном труде. Даже полет Гагарина осмысляется поэтом как звено всей народной жизни и истории. В стихотворении «Космонавту» (1961) Твардовский вспоминает летчиков военных лет и заключает:

Так отразилась в доблести твоей

И доблесть тех, чей день погас бесценный

Во имя ваших и грядущих дней.

В стихотворениях «Новосел», в цикле «Памяти матери» происходит переосмысление роли, которую сыграла коллективизация и раскулачивание в судьбе страны, ставшие трагическим переломом в жизни миллионов людей. В стихотворениях цикла - чувство неисполненного долга, мотив внутреннего суда над собой. В конце 60-х годов трагические краски в лирике сгущаются, звучат мотивы подведения итогов, прощания. Но и тут поэт сохраняет иронический взгляд: «Справляй дела и тем же чередом / Без паники укладывай вещички».

Пересматривая критически свою жизнь, свое творчество, поэт имеет мужество признавать свои ошибки, мужество противопоставить свое «Я» официальному мнению. В стихотворении 1956 года «Моим критикам» он пишет:

Все учить вы меня норовите,

Преподать немудреный совет.

Чтобы пел я, не слыша, не видя,

Только зная: что можно, что нет...

Но нельзя не иметь мне в расчете,

Что потом, по прошествии лет,

Вы же лекцию мне и прочтете:

Где ж ты был, что ж ты видел, поэт?

Самостоянье творческой личности - в стихотворении «Вся суть в одном-единственном завете...» - эта строчка стала эпиграфом к уроку. Завет этот заключается в следующем: «О том, что знаю лучше всех на свете, / Сказать хочу. И так, как я хочу». Поэтическим и гражданским осмыслением трагических событий прошлого, связанных с периодом сталинщины, явилась поэма «По праву памяти», написанная в конце жизни (1966-1969). Она откровенна автобиографична, исповедальна и подводит итог многолетним трудным размышлениям поэта. Афоризмами стали строки:

Кто прячем прошлое ревниво,

Тот вряд ли с будущим в ладу.

Одна неправда нам в убыток,

И только правда ко двору!

Лирический герой Твардовского плоть от плоти своего народа, сын своего времени. Он переболел всеми болезнями духа, которыми переболело советское общество. Но он и не снимал своей вины за все - за простодушную наивность, за иллюзии, за колебания. И в этом чувстве вины, чувстве ответственности и проявляется мужество и свобода человека, гражданина, поэта.

V . Проверочная работа

Домашнее задание

Подготовка к сочинению по творчеству А.Т. Твардовского.