Политический статус личности обществознание. Что такое политический статус личности
Политический статус личности – называют положение человека в политической системе общества, совокупность его политических прав и обязанностей, возможность оказать влияния на политическую жизнь страны.
Статус – совокупность прав и обязанностей, определяющих юридическое положение лица, государственного органа или международной организации. Политический статус личности во многом определяется общим конституционным статусом граждан государства, которые наделяются политическими правами, позволяющими участвовать в управлении государством в различных формах.
Политические права и свободы личности :
1. Право избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
2. Право на участие в политических партиях, движениях, объединениях.
3. Право быть государственным служащим (работником государственного аппарата), право быть назначенным на должность судьи, прокурора и т.д.
4. Проводить митинги, уличные шествия, демонстрации, пикетирования при условии предварительного уведомления властей.
5. Направлять личные и коллективные обращения (петиции) в государственные органы и должностным лицам.
Цель законодательных ограничений прав и свобод человека может быть только одна – обеспечение прав и свобод других и удовлетворение требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе.
Одним из главных критериев реального становления личности в качестве субъекта политических отношений является политическая активность - мера политической деятельности субъектов политики, показатель политизированности личности и общества.
Политическая культура – это передаваемый из поколения в поколение опыт политической деятельности, в котором соединены знания, убеждения и модели поведения человека и социальных групп.
На формирование политической культуры оказывают влияние следующие факторы:
1. Цивилизационный фактор исторического развития.
2. Национально-исторический фактор.
3. Социально-экономический фактор.
Функции политической культуры:
1. Познавательная. Формирование у граждан необходимых для участия в политической жизни страны знаний, убеждения и взглядов.
2. Интегративная. Достижение на базе общепринятых политико-культурных ценностей общественного согласия в рамках существующей политической системы.
3. Коммуникативная. Установление различного рода связей между участниками политического процесса на основе общих для них ценностей, а также передача политического опыта от поколения к поколению.
4. Нормативно-регулятивная. Формирование политических качеств, политическая социализация личности.
Типологизация политических культур С. Вербы и Г. Алмонда:
1. Патриархальная политическая культура . Характеризуется полным отсутствием у членов сообщества интереса к политическим институтам, глобальным политическим процессам. Носители этого типа политической культуры ориентированы на местные проблемы, безразличны к политике, установкам и нормам центральных властей.
2. Подданническая политическая культура . Отличается ориентацией субъектов на политическую систему, деятельность центральных властей. Носители подданнической культуры имеют собственное представление о политике, но не принимают активного участия в ней, ожидая от власти либо благ, либо приказа.
3. Гражданская политическая культура . Присуща современным развитым демократическим государствам. Носители данной культуры не только ориентированы на политическую систему, но и стремятся быть активными участниками политического процесса. Они подчиняются велениям власти, но при этом воздействуют на принятие решений государственными органами.
Политическая социализация – процесс усвоения личностью социально-политических знаний, норм, ценностей и навыков деятельности, предпочтительных для существующей политической системы. Политическая социализация необходима для успешного и устойчивого функционирования политической системы. В результате политической социализации человек принимает на себя определенную политическую роль.
Политическая роль – это нормативно одобренный образ политического поведения, ожидаемый от каждого, кто занимает данное положение.
Типы политических ролей :
1. Рядовой член общества, не оказывающий никакого влияния на политику, не заинтересованный в ней и являющийся почти исключительно объектом политики.
2. Человек, состоящий в общественной организации или в движении, косвенно включенный в политическую деятельности.
3. Гражданин, состоящий в выборном органе или являющийся активным членом политической организации, целенаправленно и по своей воле включенный в политическую жизнь общества, но лишь в той мере, в какой она отражается на внутренней жизни этой политической организации или органа.
4. Профессиональный политик, для которого политическая деятельность не только является главным занятием и источником существования, но и составляет смысл жизни.
5. Политический лидер – человек, способный изменять ход политических событий и направленность политических процессов.
Информация к сведению :
1. Это надо запомнить : политический статус личности, политические права и свободы личности, политическая культура, типология политических культур, политическая социализация, политическая роль, типы политических ролей.
Клименко А.В., Румынина В.В. Обществознание: Для школьников старших классов и поступающих в ВУЗы: Учебное пособие. М.: Дрофа, 2002 год. (Возможны другие издания). Раздел VII, пункт 13.
Человек и общество. Обществознание. Учебник для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений. В 2 частях. Часть 2. 11 класс. Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф., Лазебникова А.Ю. и др. М.:Просвещение – АО «Московские учебники», 2002 год. (Возможны другие издания). Глава V, параграф 25.
3. Дополнительная информация из интернет:
Политическая культура:
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0
Глава VIII. Право.
Категория «статус» (от лат. - положение, состояние) в ее применении к субъектам деятельности обозначает их место в системе общественных отношений. Общественные отношения многообразны. Это - экономические, социальные, политические, правовые, нравственные, религиозные и т. д.
Рассмотрение статуса личности, в том числе ее социально-политического статуса, требует особого методологического основания. Таковым основанием выступает понимание социального статуса личности как компонент в системе социальных отношений, социальной структуре общества.
Прежде всего следует подчеркнуть, что обладание социальным статусом - неотъемлемое свойство каждой личности. Любой из нас, представляя свою профессию, национальность, пол, возраст, образование, занимает ту или иную ступеньку на социальной лестнице. Причем использование слова «ступенька» здесь - не случайно. Статус имеет иерархический характер.
Специфика социального статуса личности определяется ее включенностью именно в социальные отношения. Социальные отношения очень разнообразны. Комплексный характер социальных отношений находит свое отражение в структуре социального статуса личности,
складывающегося как совокупность соответствующих «подстатусов»:
социально-экономического, социально-культурного, социально-
политического.
Социально-экономический статус есть результат взаимодействия экономической и социальной систем общества. Это производственный, собственно экономический аспект деятельности. Его субъектами выступают промышленные предприятия, экономические ведомства, территориальные органы хозяйственного управления, банки, предприятия торговли и т. д. Подобные организации оказывают огромное влияние на социальную структуру общества. Оно осуществляется посредством характера и содержания труда, в который вовлечены люди.
Отношения в сфере культуры в ее общем понимании охватывает все общество, все его среды и системы. Однако при рассмотрении проблемы статуса личности применяется узкий подход к явлению, берется важнейшая часть культуры - сфера воспитательной и просветительной деятельности. Ее субъектами являются образовательные организации, средства массовой информации, воспитательные, культурно-просветительные, спортивные учреждения и т д. Будучи включенным в подобные организации, человек наследует, сохраняет, распространяет, осваивает общезначимые результаты, достигнутые обществом на данном этапе его развития. Связи, возникающие в процессе развития индивида, его нравственного и умственного совершенствования составляют социально-культурный статус личности. С этой точки зрения учитываются показатели образования, духовного облика людей, их приобщения к культурному наследию.
В свою очередь каждый индивид не только объективно включен в политическую систему общества. Удовлетворяя или недостаточно удовлетворяя свои потребности и интересы, он субъективно стремится прямо или косвенно приобщиться к управлению общественными процессами, устанавливает для этого связи с политическими институтами общества. Характер и совокупность подобных взаимосвязей и определяют социально-политический статус личности.
Определение социально-политического статуса личности позволяет сделать некоторые выводы. Во-первых, следует подчеркнуть тесную взаимосвязь всех подстатусов индивида. Высокие показатели социально-экономического статуса данной личности скорее всего будут способствовать достижению ею высоких показателей социально-политического статуса, и наоборот. А высокие показатели социально-культурного статуса являются непременным условием, своеобразным фундаментом подобного взаимовлияния социально-экономического и социально-политического статусов.
Структурными компонентами социально-политического статуса
личности являются:
1. Социально-политическое положение
определяется сложившейся
системой политических отношений, в которую включены субъект политики
и его взаимосвязи в обществе. Формируемые в ней политические отношения
имеют объективный характер и складываются на продолжительный период
времени в ходе совместной политической деятельности. Социально-
политическое положение личности можно выяснить, опираясь на ряд
объективных показателей: характер включения человека в управление
общественными процессами, механизм связи с политическими институтами
общества, социально-политическую роль в обществе, политические права и
обязанности которые он имеет, степень политического влияния, уровень
авторитета.
2. Социально-политическая позиция
как объективная сторона статуса
личности политика проявляется как его внутреннее самоопределение,
осознание, оценочное отношение к собственной Я-концепции, социально-
политическому положению и результатам своей политической деятельности.
Эта позиция проявляется не только в политической деятельности, но и в
поведении, взаимоотношениях, во всех реальных и формальных сторонах
политики. Социально-политическая позиция
- это выбор индивидом
предпочитаемого социально-политического положения и путей его дос
тижения.
3. СЩ^тш^ш^ШЩ1ЙВ&Ш^1ф^Я^^!то мотивация политической
деятельности
определяют направленность и заинтересованность в
выполнении различных обязанностей в сфере политики. При этом
профессионализм,
или профессиональная компетентность политика
определяют его успешность в выполнении политических функций.
Социально-политический статус становится одновременно и элементом
психологической структуры личности политика, и его социальной моделью,
признаваемой обществом. В частности, каждый представитель какого-либо
демократического государства, открытого общества, имея общий образ
жизни и реализованность политических прав и свобод, подчиняясь
демократическим принципам и традициям поведения, ориентациям и
установкам, соответственно оценивает свою жизнь и деятельность, жизнь и
деятельность людей, находящихся в условиях тоталитарных, закрытых
обществ. Все это оказывает огромное политически-регулирующее воз
действие на жизнь конкретного субъекта политики.
Зачастую одно и то же социально-политическое положение в обществе по-разному воспринимается, переживается, оценивается разными людьми. Этим объясняется различием в позициях, порой существующее у людей, обладающих одинаковыми социально-политическими показателями. Здесь сказывается в частности, духовность личности, ее мировоззренческие
установки, многообразные влияния со стороны иных социальных групп и политических организаций, социально-психологические особенности личности и т. д.
Социально-политическая ориентация личности имеет ряд сторон:
а) ретроспективную,
складывающуюся по поводу политического
прошлого человека,
б) ситуативную, обусловленную существующим положением;
в) перспективную,
связанную с планами развития социально-
политических показателей статуса личности.
4. Социально-политический престиж - это оценка положения личности в политической системе, но даваемая уже общественным мнением. Она имеет сравнительный характер и, если высока, наделяет соответствующее явление особой привлекательностью, вызывает у людей стремление приобщиться к нему. Это один из действенных регуляторов поведения.
Оценки социально-политической престижности даются, во-первых, на основании понимания социальной и политической значимости данного вида деятельности (законодательной, исполнительной, судебной, военно-политической, внутриполитической, внешнеполитической и т. д.); во-вторых, - на основании определенной системы ценностей, установок, идеалов, сложившейся в обществе. На их формирование влияет, кроме того, многообразная совокупность факторов, как формальных, так и неформальных. Сюда относятся официальная позиция государства и проводимая им на деле политика, целенаправленная деятельность различных политических и социальных сил, награды, премии, звания, а также уважение в обществе, признание авторитета и др. Санкции, воздействующие на динамику социально-политических престижных оценок, могут иметь и негативную направленность, снижающую их уровень.
Итак, каждая личность занимает определенное место в политической системе общества, приобретая тем самым социально-политический статус. Это ее соотносительное положение в политической системе общества, характеризующееся соответствующей ролью, правами и обязанностями, осознаваемое индивидом в качестве его социально-политической позиции и получающее престижную оценку в общественном мнении.
Политический статус личности – положение человека в политической системе общества, совокупность его политических прав и обязанностей, возможность оказывать влияние на политическую жизнь страны.
Все граждане демократических государств обладают целым рядом политических прав и свобод, позволяющих активно участвовать в политической деятельности.
Политическими ролями личности могут быть следующиими:
рядовой член общества, не оказывающий ни какого влияния на политику;
человек, состоящий в общественной организации или в движении;
гражданин, состоящий в выборном органе, который является активным членом политической организации;
профессиональный политик;
политический лидер.
Процесс освоения индивидом социально политических знаний норм, ценностей и навыков деятельности, в результате, которого он принимает на себя определенную политическую роль – политическая социализация личности.
Политическая социализация происходит как объективно, так и целенаправленно.
Типы участия личности в политике: бессознательное (поведение человека в толпе), полусознательное (политический конформизм), сознательное (способность изменить свою роль и свое положение).
Назначение:
воспроизводство политической системы общества, его норм, ценностей, отношений;
передача новым поколениям политического опыта, воплощённого в нормах политической культуры;
приобретение личностью новых, ранее неизвестных политических знаний за счёт его собственной деятельности, усвоение нового, ранее неизвестного политического опыта.
Условия и факторы политической социализации:
Внешние объективные условия и факторы, косвенно влияющие на процесс формирования качеств личности (историческая обстановка, экономическая ситуация).
Широкая социальная среда (общественное политическое сознание и организация общества).
Непосредственная социальная среда (конкретная ситуация, ближайшее окружение индивида).
Биогенетические и психологические особенности индивида.
Природно-географические условия.
Социальный статус (положение индивида).
Структуры, оказывающие влияние на политическую социализацию личности:
Органы государства - политическое образование в учебных заведениях, политические союзы, партии, общественные движения и организации.
Средства массовой информации - не ставят в качестве главной цели политическую социализацию индивида
Семья - имеет монополию на ребёнка в ранние годы жизни, прививает определённые нравственные качества, без которых не может существовать политическая жизнь.
Школа, сверстники - оказывают влияние через обучение, преподавание, неформальные связи.
Тема : Политический статус личности.
Повторительно-обобщаюшее 2-х часовое занятие по разделу "Политика"
Цель: способствовать становлению осознанного демократического политического выбора и готовности к творческой реализации типичных для рядового гражданина политических ролей в соответствии с требованиями современности.
Задачи учителя :
- Создать условия для усвоения знаний о политическом статусе личности, о формах политического участия и политической культуре;
- Активизация гражданской позиции учащихся;
- Способствовать формированию стремления и готовности утверждать в своей практической деятельности демократические ценности и нормы;
Задачи учащихся:
- Усвоение основных понятий и терминов темы;
- Осознание роли активной гражданской позиции человека в демократическом обществе.
а) определять и правильно употреблять в устной и письменной речи основные понятия и термины темы (политические ценности, политический статус, политические роли, демократическая политическая культура, популизм, политическое участие);
б) называть и перечислять социально-политические явления и объекты, их существенные свойства;
в) сравнивать и объяснять политические процессы и явления.
институтов и механизмов демократической власти в России.
: урок усвоения новых знаний
Урок с разнообразными видами занятий.
групповая
Технология проведения урока: проблемное обучение.
Средства обучения: ИКТ (презентация Power Point), дидактические материалы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Двухчасовое занятие для 11 класса
Тема : Политический статус личности.
Цель: способствовать становлению осознанного демократического политического выбора и готовности к творческой реализации типичных для рядового гражданина политических ролей в соответствии с требованиями современности.
Задачи учителя :
- Создать условия для усвоения знаний о политическом статусе личности, о формах политического участия и политической культуре;
- Активизация гражданской позиции учащихся;
- Способствовать формированию стремления и готовности утверждать в своей практической деятельности демократические ценности и нормы;
Задачи учащихся:
- Усвоение основных понятий и терминов темы;
- Осознание роли активной гражданской позиции человека в демократическом обществе.
В соответствии с новыми подходами в образовании, основанными на необходимости формирования компетенций современного человека, работника, гражданина, и, в то же время, не отступая от общепринятой схемы целеполагания, считаю целесообразном на данном уроке выделить следующие группы целей, формирующих :
1. Когнитивные компетенции (познавательные):
а) определять и правильно употреблять в устной и письменной речи основные понятия и термины темы (политические ценности, политический статус, политические роли, демократическая политическая культура, популизм, политическое участие);
б) называть и перечислять социально-политические явления и объекты, их существенные свойства;
в) сравнивать и объяснять политические процессы и явления.
2. Операционные компетенции (развивающие):
Операционные компетенции (развивающие):
а) совершенствовать умение самостоятельно добывать знания (работа с документами, СМИ, материалами Интернета);
б) систематизировать и творчески перерабатывать знания (заполнение таблиц, подготовка и презентация проектов, анализ и обобщение данных);
в) отрабатывать навыки ведения дискуссии, умение аргументировано изложить свою позицию (беседа, диспут);
г) проявлять коммуникативные умения работы в команде, создание коллективных проектов.
3.Ценностные компетенции (воспитательные):
а) продолжить выработку активной гражданской позиции;
б) формировать чувство ответственности за будущее своей страны;
в) формировать потребность высказывать свои суждения о ценности, уровне и значении социально-политических институтов и механизмов демократической власти в России.
Тип урока по образовательной цели : урок усвоения новых знаний
Тип урока по способу проведения: урок с разнообразными видами занятий.
Форма организации учебно-познавательной деятельности учащихся: групповая
Технология проведения урока: проблемное обучение.
Средства обучения: ИКТ (презентация Power Point), дидактические материалы.
План урока:
- Политические роли.
Формы и виды политического участия.
Политический статус личности.
- Роль избирателя.
Ход урока:
I. Орг.момент:
Здравствуйте, уважаемые молодые люди – ученики 11 класса, коллеги и гости урока.
Меня зовут Ирина Дашиевна и прежде чем, перейти к уроку, несколько слов о том, что мы будем делать на этом занятии.
ЧТО мы будем делать? /СЛАЙД 2/
- Узнаем о имеющихся в нашем обществе условиях и формах политического участия граждан;
- Индивидуализируем вопрос о политическом статусе личности, определим для себя свою гражданскую ответственность в деле демократизации общества.
КАК мы будем это делать? /СЛАЙД 3/
- Всё это мы будем делать в командах, разделившись на группы.
- Творчески подходя к заданиям, мы будем решать задания, дискутировать и заявлять свою позицию.
И, наконец, зачем нам всё это? /СЛАЙД 4/
- Чтобы почувствовать себя причастными к жизни своего государства, своего народа, чтобы понять: от вас, граждан России, сегодня многое зависит в нашей стране.
Итак, начнем , тема, по поводу которой мы с вами встретились – бесспорно, одна из самых актуальных тем сегодняшнего дня. Давайте запишем ее в тетрадь:
ТЕМА: Политический статус личности
Учитель : Политическая жизнь динамична и изменчива. В ней участвуют люди, социальные группы. В сфере политики у личности появляются права и обязанности, выраженные в правовых актах и характеризующие правовое положение личности в обществе.
- Проблемная беседа.
Цель: выяснить место и роль личности в системе политико- властных отношений, формы участия личности в политическом процессе .
Перечислите политические права и свободы гражданина?
Предполагаемые ответы учеников: СЛАЙД 5
- право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления;
- объединяться в общественные организации, в том числе и в политические партии;
- проводить митинги, уличные шествия, демонстрации, пикетирования при условии предварительного уведомления властей;
- направлять личные и коллективные обращения (петиции) в государственные органы и должностным лицам.
В связи с этими правами у человека появляются политические роли, назовите их?
Предполагаемые ответы учеников:
Избиратель, депутат, член партии, участник митинга и т.д.
СЛАЙД 6
Для общей характеристики всех этих политических ролей используется понятие
«политическое участие».
Политическое участие- это степень вовлечения личности в политические отношения.
СЛАЙД 7
Перед вами классификация М. Вебера, который в 20-е гг. ХХ в. определил три степени вовлечения в политику:
- Политики «по случаю» - это люди, принявшие участие в политической жизни во время выборов, референдумов, избирательных кампаний ит.п.
- Политики «по совместительству» - это люди, проявившие себя в политической жизни, принявшие участие в политике по необходимости, которая не стала главным делом их жизни.
- Профессиональные политики – это активные участники политической жизни, профессионально занимающиеся политикой, которая стала их основным занятием и источником существования
У вас есть рабочие листы, выполним задание № 1 – 30 сек.
- Практикум – заполнение таблицы (задание 1).
Цель задания: применить знания и навыки в новой ситуации.
СЛАЙД 8
Формы политического Участия | Виды политического участия |
|||
Прямое участие/ представительное | По количеству участвующих | Периодичность участия |
||
Участие в выборах | ||||
Обсудим: называйте форму политического участия и виды, в которых участие может осуществляться.
Ответы учеников: 1и 3, 2 и 4, 3 и 6 группы
Молодцы, самостоятельно раскрыли виды, роли и формы политического участия
/Автономные и мобилизационные виды/
- Практическая работа – задачи, работа с текстом.
Цель практической работы : формировать навыки групповой работы, закрепить полученные знания через решение познавательных задач, применить знания, полученные ранее, для дальнейшего обобщения и систематизации.
Сейчас мы обобщим наши выводы и возможно дополним, выполняя практическую работу в группах.
Рабочий лист, задание № 2 – 40 сек. СЛАЙД 9 (Вебер для 5 гр.)
ОБСУЖДЕНИЕ СЛАЙД 10
1 группа
Задание
(В процессе обсуждения учащиеся приходят к ответу - в первом описании речь идёт о постоянном, во втором - о разовом, в третьем - об эпизодическом политическом участии.)
2 группа СЛАЙД 11
- Участник фестиваля искусств.
- Участник мирной демонстрации
Ответы: 1,3,5,
3 группа СЛАЙД 12
Задание : Определите политические роли этого гражданина и права, лежащие в основе их исполнения? (государственный служащий, автор коллективного обращения в государственные органы, избиратель, организатор и участник митинга, член политической партии)
4 группа: СЛАЙД 13
≪ ≫ .
Задание:
5 группа: СЛАЙД 14
Задание:
СЛАЙД 15
6 группа:
Задание: На основании изложенных фактов сделайте вывод о причинах абсентеизма -уклонения от участия в политике.
Ответы учеников
- Определение термина.
Цель задания : активизировать восприятие учебной информации, стимулировать самостоятельность умственной деятельности учащихся.
Итак, осмысливая все сказанное, давайте определим понятие «политический статус личности» - это….
Предполагаемый ответ:
Запись в тетрадь : СЛАЙД 16
Политический статус – место человека в политической системе общества, совокупность его прав, свобод и обязанностей, возможность оказывать влияние на политическую жизнь общества.
СЛАЙД 17
- Учебная дискуссия
Цель: стимулировать познавательную деятельность учащихся, оценить эффективность усвоения учениками предшествующего материала.
Давайте подискутируем, перед вами два тезиса от каждой группы приведите несколько аргументов подтверждающих или опровергающих ту или иную точку зрения:
- Образованный человек всегда отличается высокой политической культурой.
- Политическая культура не нужна, так как при любом политическом режиме все решает властвующая элита.
Аргументы детей
Завершение:
Мы все хотим жить хорошо. Никто из нас не хочет жить плохо. Человек рожден для счастья, как птица для полета. О чем мечтает каждый из нас? Что в этой жизни вам нужно больше всего?
Вывод: Мы все очень разные, но желания у нас общие. Мы все стремимся к счастливой и благополучной жизни.
От кого и от чего зависит наша счастливая и благополучная жизнь? (От нас самих, от общества, в котором мы живем, от государства, от той власти, которая управляет государством).
Учитель: Проблема абсентеизма – это не только Российская проблема. Разные страны по-разному пытаются решить ее.
Касаемо избирательного права, как основного нашего политического права, например, в ряде демократических стран (Италия, Бельгия и др.) существует обязательное участие в выборах. Избирателей, не пришедших в день выборов на избирательный участок, привлекают к ответственности, в том числе и к уголовной. За уклонение с них взыскивается штраф.
В других странах поднимают возрастной ценз, считая молодежь неспособной к принятию важных решений.
- Прием: «Поле идей». СЛАЙД 18
Цель: активизация гражданской позиции
А теперь я попрошу вас подумать и ответить на такой вопрос: что лично я могу сделать для развития демократической политической культуры?
Запишите ответ на цветные листы и приклейте пожалуйста свой ответ на этот ватман.
Ну что ж, прекрасно, как много светлых идей. Всех их объединяет одно – любовь к Родине, уже осознаваемая вами ответственность каждого из нас за то, как развивается наша страна и наше общество.
Домашнее задание:
- составить схему «Политическая культура».
- * На основе социологического исследования, проведённого учёными в середине 90-х годов, выявлены группы населения, различающиеся по отношению к политике.
Интерес к политике постоянен, пользуются различными источниками информации, чтобы быть в курсе происходящих событий. | 18,5% |
Давно выбрали политические силы и лидеров, которым доверяют, и следят в основном за их деятельностью | 4,8% |
Политикой интересуются от случая к случаю, в основном заняты собственными делами. | 44,5% |
Политикой не интересуются, участия в политической жизни не принимают и не собираются принимать. | 15,8% |
Затрудняются определить свою позицию. | 4,6% |
На основе своего социологического исследования подготовьте ответы на вопросы:
- Изменилось ли отношение к политике в наше время?
- Возросло или уменьшилось количество людей, интересующихся политикой?
- Определите позиции каждой из групп на начало нынешнего столетия.
- Аргументируйте свою точку зрения.
Социологическое исследование можно провести как индивидуально, так и группой
7.Подведение итогов урока.
Цель: оценить работу учащихся на уроке.
Благодарю за работу.
Предварительный просмотр:
ГРУППА 1
Рабочий лист учащегося
Задание № 1
Заполните таблицу поставив любой знак правильно ответа (Ѵ, например):
Формы политического Участия | Виды политического участия |
|
Прямое участие | Представительное |
|
Реакция граждан на импульсы, исходящие от политической системы | ||
Участие в выборах | ||
Участие в деятельности политических партий, организациях, движениях |
Задание № 2
а) Избранный в городскую думу, он приложил все усилия для того, чтобы выполнить требования избирателей об изменении режима работы крупнейших промтоварных магазинов.
б) Однажды он принял участие в выборах районных советников и долго вспоминал об этом, удивляясь своей активности.
в) Всякий раз с приближением президентских выборов он переживал, читал аналитические статьи в газетах, не пропускал на одной серьёзной политической дискуссии в телевизионной студии. Выборы проходили, и его интерес к политике падал.
Задание . Каким видам политического участия соответствует каждая из приведённых характеристик?
ГРУППА 2
Рабочий лист учащегося ______________________________________________________ 11 «б» класс
Задание № 1
Формы политического Участия | Виды политического участия /по количеству участвующих/ |
||
Массовое | Групповое | ||
Реакция граждан на импульсы, исходящие от политической системы | |||
Участие в выборах | |||
Участие в деятельности политических партий, организациях, движениях |
Задание № 2
Укажите, какие из ниже перечисленных положений характеризуют политический статус личности:
- Депутат Государственной Думы.
- Владелец частного Дома моделей.
- Руководитель политической партии.
- Участник фестиваля искусств.
- Участник мирной демонстрации
ГРУППА 3
Рабочий лист учащегося ______________________________________________________ 11 «б» класс
Задание № 1 : Заполните таблицу: 1) графу с неуказанным видом политического участия; 2) поставьте любой знак правильно ответа (Ѵ, например):
Формы политического Участия | Виды политического участия /периодичность участия/ |
||
Разовое участие | Периодическое | ||
Реакция граждан на импульсы, исходящие от политической системы | |||
Участие в выборах | |||
Участие в деятельности политических партий, организациях, движениях |
Задание № 2
Некий двадцатидвухлетний россиянин, известный как автор обращения коллектива государственных служащих в вышестоящий государственный орган с предложениями по реорганизации своего учреждения, во время избирательной компании мэра города организовал митинг и выступил на нём в защиту предвыборной программы одного из кандидатов, члена той партии, к которой принадлежал сам, а затем на избирательном участке проголосовал за него.
Задание : Определите политические роли этого гражданина и права, лежащие в основе их исполнения?
ГРУППА 4
Рабочий лист учащегося ______________________________________________________ 11 «б» класс
Задание № 1 : Заполните таблицу поставив любой знак правильно ответа
(Ѵ, например):
Формы политического Участия | Виды политического участия |
|
Прямое участие | Представительное |
|
Обращения граждан, встречи с политическим лидером | ||
Участие в митингах, пикетах и т.д. | ||
Деятельность политических лидеров |
Задание № 2
Свободное и добровольное политическое участие граждан, преследующих свои личные или групповые интересы, называется автономным участием. Его противоположностью является участие мобилизованное, имеющее принудительный характер. Например, в СССР под угрозой каких-либо санкций граждане были обязаны участвовать в праздничных демонстрациях, чтобы показать всенародное единство и одобрение проводимой политической линии. Мобилизованное участие доминирует в тоталитарных и авторитарных политических режимах, а автономное -в режимах демократических. ≪ Только в условиях демократии, -подчеркивает современный американский политолог С. Верба, -политическое участие становится действенным механизмом, при помощи которого гражданин передает информацию о своих интересах, предпочтениях, потребностях и оказывает давление на тех, кому данная информация адресована ≫ .
Задание: Охарактеризуйте автономное и мобилизационное политическое участие. Опираясь на обществоведческие знания и свой личный опыт подтвердите или опровергните мнение американского политолога С.Верба
ГРУППА 5
Рабочий лист учащегося ______________________________________________________ 11 «б» класс
Задание № 1 : Заполните таблицу: 1) графу с неуказанным видом политического участия; 2) поставьте любой знак правильно ответа (Ѵ, например):
Формы политического Участия | Виды политического участия /по количеству участвующих/ |
||
Массовое | Групповое | ||
Обращения граждан, встречи с политическим лидером | |||
Участие в митингах, пикетах и т.д. | |||
Деятельность политических лидеров |
Задание № 2
Вы, наверное, не раз убеждались в том, что, располагая равными правовыми возможностями, люди по-разному вовлекаются в политику. В зависимости от степени участия в ней ученые выделяют пять типов личности:
1. Личность активиста / характерна высокая политическая активность, постоянный интерес к политическим проблемам и информированность о них/.
2. Личность, принимающая эпизодическое участие в политике /проявляет интерес к политике, хорошо информирована, но в силу определенных личных обстоятельств
(отсутствие свободного времени, болезнь и пр.) участвует лишь в выборах и отдельных политических акциях/.
3. Личность политического наблюдателя с различным уровнем компетентности, не всегда проявляющая интерес к политике и лично не участвующая в ней.
4. Пассивная личность с нейтральным, безразличным отношением к политике.
политике, не интересующаяся ею и мало что о ней знающая. Такая личность не является субъектом политики.
Задание: Сравните современную классификацию с классификацией М.Вебера. Находите ли вы сходство и различие?
ГРУППА 6
Рабочий лист учащегося ______________________________________________________ 11 «б» класс
Задание № 1 : Заполните таблицу: 1) графу с неуказанным видом политического участия; 2) поставьте любой знак правильно ответа (Ѵ, например):
Формы политического Участия | Виды политического участия /периодичность участия/ |
||
Разовое участие | Периодическое | ||
Обращения граждан, встречи с политическим лидером | |||
Участие в митингах, пикетах и т.д. | |||
Деятельность политических лидеров |
Задание № 2
Политическая компетентность напрямую связана с образованием. По данным социологов, более образованные люди более активны в политическом отношении. Причем влияние фактора образования оказывается выше, чем уровень доходов или профессия.
Интерес к политике во многом связан с удовлетворением потребностей человека. Потребности, как вы знаете, образуют иерархию. Низшими считаются социально-экономические (материальные) потребности. Затем следуют потребности в безопасности (правовой защите), социальной и политической идентичности (отождествлении себя с определенной социальной группой). Высшими же потребностями считаются стремление к самоутверждению (повышению своего социального статуса) и самореализации (реализации в политической сфере своих творческих способностей и ценностных ориентации).
В обществе, в котором не удовлетворены самые первичные потребности человека, политическое участие будет определяться отнюдь не стремлением к творческой самореализации, а неудовлетворенными социально-экономическими потребностями и
потребностью в правовой защищенности. Не случайно включение в политику большинства российских граждан происходит под лозунгами повышения жизненного уровня, социальной защиты, борьбы с преступностью.
Творчески подходя к заданиям, будем решать задания, дискутировать и заявлять свою позицию.
Чтобы почувствовать себя причастными к жизни своего государства, своего народа.
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА И СВОБОДЫ ГРАЖДАНИНА право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления; объединяться в общественные организации, в том числе и в политические партии; проводить митинги, уличные шествия, демонстрации, пикетирования при условии предварительного уведомления властей; направлять личные и коллективные обращения (петиции) в государственные органы и должностным лицам. 5
ПОЛИТИЧЕСКИЕ РОЛИ ИЗБИРАТЕЛЬ ДЕПУТАТ ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЛИДЕР ЧЛЕН ПАРТИИ УЧАСТНИК МИТИНГА Политическое участие- это степень вовлечения личности в политические отношения
Формы политического участия Виды политического участия По количеству участвующих Периодичность участия Реакция граждан на импульсы, исходящие от политической системы Участие в выборах Участие в деятельности политических партий, организациях, движениях Обращения граждан, встречи с политическим лидером Участие в митингах, пикетах и т.д. Деятельность политических лидеров
КЛАССИФИКАЦИЯ М. ВЕБЕРА Политики «по случаю» - это люди, принявшие участие в политической жизни во время выборов, референдумов, избирательных кампаний ит.п. Политики «по совместительству » - это люди, проявившие себя в политической жизни, принявшие участие в политике по необходимости, которая не стала главным делом их жизни. Профессиональные политики – это активные участники политической жизни, профессионально занимающиеся политикой, которая стала их основным занятием и источником существования.
1 ГРУППА а) Избранный в городскую думу, К. приложил все усилия для того, чтобы выполнить требования избирателей об изменении режима работы крупнейших промтоварных магазинов. б) Однажды И. принял участие в выборах районных советников и долго вспоминал об этом, удивляясь своей активности. в) Всякий раз с приближением президентских выборов В. переживал, читал аналитические статьи в газетах, не пропускал на одной серьёзной политической дискуссии в телевизионной студии. Выборы проходили, и его интерес к политике падал. Задание. Каким видам политического участия соответствует каждая из приведённых характеристик?
2 ГРУППА Укажите, какие из ниже перечисленных положений характеризуют политический статус личности: 1. Депутат Государственной Думы. 2. Владелец частного Дома моделей. 3. Руководитель политической партии. 4. Участник фестиваля искусств. 5. Участник мирной демонстрации
3 ГРУППА Некий двадцатидвухлетний россиянин, известный как автор обращения коллектива государственных служащих в вышестоящий государственный орган с предложениями по реорганизации своего учреждения, во время избирательной компании мэра города организовал митинг и выступил на нём в защиту предвыборной программы одного из кандидатов, члена той партии, к которой принадлежал сам, а затем на избирательном участке проголосовал за него. Задание: Определите политические роли этого гражданина и права, лежащие в основе их исполнения?
4 ГРУППА: ≪ Только в условиях демократии, -подчеркивает современный американский политолог С. Верба, -политическое участие становится действенным механизмом, при помощи которого гражданин передает информацию о своих интересах, предпочтениях, потребностях и оказывает давление на тех, кому данная информация адресована≫. Задание: Охарактеризуйте автономное и мобилизационное политическое участие. Опираясь на обществоведческие знания и свой личный опыт подтвердите или опровергните мнение американского политолога С.Верба
5 ГРУППА. ПОЛИТИЧЕСКОЕ УЧАСТИЕ СОВРЕМЕННАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ПО М.Веберу 1. Личность активиста Политики «по случаю» 2. Личность, принимающая эпизодическое участие в политике Политики «по совместительству 3. Личность политического наблюдателя с различным уровнем компетентности, не всегда проявляющая интерес к политике и лично не участвующая в ней. Профессиональные политики 4. Пассивная личность с нейтральным, безразличным отношением к политике, не интересующаяся ею и мало что о ней знающая.
Абсентеизм – уклонение от участия в политике
ПОЛИТИЧЕСКИЙ СТАТУС – ЭТО место человека в политической системе общества; совокупность его прав, свобод и обязанностей; возможность оказывать влияние на политическую жизнь общества.
Образованный человек всегда отличается высокой политической культурой. Политическая культура не нужна, так как при любом политическом режиме все решает властвующая элита.
Что лично Я могу сделать для развития демократической политической культуры в России?
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: 1) Составить схему «Политическая культура». 2) Творческое задание. Социологическое исследование. Основной вопрос: возросло или уменьшилось число граждан, интересующихся политикой (по сравнению с результатами исследования ученых в 90-е гг.).
Каждая личность в обществе занимает определенное место и выполняет конкретные функции, обладая соответствующими правами и обязанностями. Тем самым она имеет определенный статус, который в зависимости от той социальной подсистемы, где функционирует личность, может быть социальным, правовым, политическим и т. д.
Социальный статус охватывает всестороннюю и обобщающую характеристику положения индивида: профессию, характер работы, должность, материальное положение, национальную принадлежность, семейное положение и пр. Обычно одна и та же личность имеет несколько статусов, принадлежа к различным социальным группам и институтам.
Политический статус (от лат. status - состояние) - это положение индивида в политической системе, которое характеризуется определенным набором прав, свобод и обязанностей и закрепляется юридически (например, в главе 2 Конституции РФ «Права и свободы человека и гражданина»).
Политический статус личности определяет ее политическую роль в обществе, т. е. поведение человека, связанное с его местом в данной политической системе и типичное для лиц данного статуса в этой системе. Совокупность ролей (например, политический лидер, партийный функционер, избиратель, участник политического митинга и т. п.) соответствует данному политическому статусу называется ролевой системой. Как и политические статусы, политические роли могут закрепляться формально (например, статус Президента РФ в Конституции), а могут носить и неформальный характер (участник митинга).
Основные политические права и свободы индивида неотчуждаемы и принадлежат каждому по факту рождения: право избирать и быть избранными в органы государственной власти; право объединяться в политические партии и иные общественные объединения; право проводить митинги, уличные шествия, демонстрации и иные публичные акции при условии предварительного уведомления (или с разрешения) властей; право петиций (обращений) в государственные органы и к должностным лицам. Таким образом, каждый человек имеет право принимать участие в управлении государством как непосредственно, так и через своих представителей, т. е. участвовать в процессе выработки, принятия и проведения в жизнь политического решения на любом этапе. Однако степень такого участия (соучастия) различна при различных политических режимах. Наибольшая степень вовлеченности личности в процесс государственного управления предоставляется демократией. Участие в демократическом политическом процессе является способом самоутверждения человека, формирования гражданской культуры («культуры общежития и соучастия»), навыков управленческой и самоуправленческой деятельности.
Из различных форм политического поведения личности, лежащих в основе соответствующих политических статусов и ролей, можно назвать следующие:
политический активизм;
конформизм (приспособление к политическим реалиям);
индифферентизм (безразличие, отгороженность от политики);
клиентеллизм (угодливость, услужливость по отношению к соответствующему политическому лидеру);
абсетеизм (сознательный отказ от участия в выборах).
Личность в политике - это субъект осознанной целенаправленной деятельности, выражающей и реализующей интересы политических сил в единстве с собственными интересами, интегрирующей их в единое целое (государственное, партийное, общественно-политическое, международно-политическое и др.). В отличие от других сфер общественной жизни, в которых личность может реализовывать свои интересы как индивидуальные, в политике личность осуществляет их как элемент каких-то общих, т. е. политических, интересов. Личность даже может не осознавать присущий ей политический статус (например, голосуя), но это, однако, не означает, что она им не обладает.
Высшей формой участия личности в политике является профессиональная политическая деятельность. М. Вебер классифицировал политику по трем видам. В зависимости от участия в каждой из них можно выделить три типа личности политика. Политика «по случаю» есть один из видов политического участия, при котором личность эпизодически совершает волеизъявление, порой не задумываясь о содержании, характере и направленности политического действия. Политика «по совместительству» осуществляется человеком в случае необходимости »и потребности, параллельно с другими видами его деятельности. Для этого типа политиков политическая деятельность не является основной. Политика профессиональная есть политика личности. Политик-профессионал - это прежде всего аналитик, специалист по технологии власти. Чем больше в обществе политиков-профессионалов, тем лучше для самого общества.