Политический статус личности обществознание. Что такое политический статус личности

Политический статус личности – называют положение человека в политической системе общества, совокупность его политических прав и обязанностей, возможность оказать влияния на политическую жизнь страны.

Статус – совокупность прав и обязанностей, определяющих юридическое положение лица, государственного органа или международной организации. Политический статус личности во многом определяется общим конституционным статусом граждан государства, которые наделяются политическими правами, позволяющими участвовать в управлении государством в различных формах.

Политические права и свободы личности :

1. Право избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

2. Право на участие в политических партиях, движениях, объединениях.

3. Право быть государственным служащим (работником государственного аппарата), право быть назначенным на должность судьи, прокурора и т.д.

4. Проводить митинги, уличные шествия, демонстрации, пикетирования при условии предварительного уведомления властей.

5. Направлять личные и коллективные обращения (петиции) в государственные органы и должностным лицам.

Цель законодательных ограничений прав и свобод человека может быть только одна – обеспечение прав и свобод других и удовлетворение требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе.

Одним из главных критериев реального становления личности в качестве субъекта политических отношений является политическая активность - мера политической деятельности субъектов политики, показатель политизированности личности и общества.

Политическая культура – это передаваемый из поколения в поколение опыт политической деятельности, в котором соединены знания, убеждения и модели поведения человека и социальных групп.

На формирование политической культуры оказывают влияние следующие факторы:

1. Цивилизационный фактор исторического развития.

2. Национально-исторический фактор.

3. Социально-экономический фактор.

Функции политической культуры:

1. Познавательная. Формирование у граждан необходимых для участия в политической жизни страны знаний, убеждения и взглядов.

2. Интегративная. Достижение на базе общепринятых политико-культурных ценностей общественного согласия в рамках существующей политической системы.

3. Коммуникативная. Установление различного рода связей между участниками политического процесса на основе общих для них ценностей, а также передача политического опыта от поколения к поколению.

4. Нормативно-регулятивная. Формирование политических качеств, политическая социализация личности.

Типологизация политических культур С. Вербы и Г. Алмонда:

1. Патриархальная политическая культура . Характеризуется полным отсутствием у членов сообщества интереса к политическим институтам, глобальным политическим процессам. Носители этого типа политической культуры ориентированы на местные проблемы, безразличны к политике, установкам и нормам центральных властей.

2. Подданническая политическая культура . Отличается ориентацией субъектов на политическую систему, деятельность центральных властей. Носители подданнической культуры имеют собственное представление о политике, но не принимают активного участия в ней, ожидая от власти либо благ, либо приказа.

3. Гражданская политическая культура . Присуща современным развитым демократическим государствам. Носители данной культуры не только ориентированы на политическую систему, но и стремятся быть активными участниками политического процесса. Они подчиняются велениям власти, но при этом воздействуют на принятие решений государственными органами.

Политическая социализация – процесс усвоения личностью социально-политических знаний, норм, ценностей и навыков деятельности, предпочтительных для существующей политической системы. Политическая социализация необходима для успешного и устойчивого функционирования политической системы. В результате политической социализации человек принимает на себя определенную политическую роль.

Политическая роль – это нормативно одобренный образ политического поведения, ожидаемый от каждого, кто занимает данное положение.

Типы политических ролей :

1. Рядовой член общества, не оказывающий никакого влияния на политику, не заинтересованный в ней и являющийся почти исключительно объектом политики.

2. Человек, состоящий в общественной организации или в движении, косвенно включенный в политическую деятельности.

3. Гражданин, состоящий в выборном органе или являющийся активным членом политической организации, целенаправленно и по своей воле включенный в политическую жизнь общества, но лишь в той мере, в какой она отражается на внутренней жизни этой политической организации или органа.

4. Профессиональный политик, для которого политическая деятельность не только является главным занятием и источником существования, но и составляет смысл жизни.

5. Политический лидер – человек, способный изменять ход политических событий и направленность политических процессов.

Информация к сведению :

1. Это надо запомнить : политический статус личности, политические права и свободы личности, политическая культура, типология политических культур, политическая социализация, политическая роль, типы политических ролей.

Клименко А.В., Румынина В.В. Обществознание: Для школьников старших классов и поступающих в ВУЗы: Учебное пособие. М.: Дрофа, 2002 год. (Возможны другие издания). Раздел VII, пункт 13.

Человек и общество. Обществознание. Учебник для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений. В 2 частях. Часть 2. 11 класс. Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф., Лазебникова А.Ю. и др. М.:Просвещение – АО «Московские учебники», 2002 год. (Возможны другие издания). Глава V, параграф 25.

3. Дополнительная информация из интернет:

Политическая культура:

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0

Глава VIII. Право.

Категория «статус» (от лат. - положение, состояние) в ее применении к субъектам деятельности обозначает их место в системе общественных отношений. Общественные отношения многообразны. Это - экономические, социальные, политические, правовые, нравственные, религиозные и т. д.

Рассмотрение статуса личности, в том числе ее социально-политического статуса, требует особого методологического основания. Таковым основанием выступает понимание социального статуса личности как компонент в системе социальных отношений, социальной структуре общества.

Прежде всего следует подчеркнуть, что обладание социальным статусом - неотъемлемое свойство каждой личности. Любой из нас, представляя свою профессию, национальность, пол, возраст, образование, занимает ту или иную ступеньку на социальной лестнице. Причем использование слова «ступенька» здесь - не случайно. Статус имеет иерархический характер.

Специфика социального статуса личности определяется ее включенностью именно в социальные отношения. Социальные отношения очень разнообразны. Комплексный характер социальных отношений находит свое отражение в структуре социального статуса личности,


складывающегося как совокупность соответствующих «подстатусов»:
социально-экономического, социально-культурного, социально-

политического.

Социально-экономический статус есть результат взаимодействия экономической и социальной систем общества. Это производственный, собственно экономический аспект деятельности. Его субъектами выступают промышленные предприятия, экономические ведомства, территориальные органы хозяйственного управления, банки, предприятия торговли и т. д. Подобные организации оказывают огромное влияние на социальную структуру общества. Оно осуществляется посредством характера и содержания труда, в который вовлечены люди.

Отношения в сфере культуры в ее общем понимании охватывает все общество, все его среды и системы. Однако при рассмотрении проблемы статуса личности применяется узкий подход к явлению, берется важнейшая часть культуры - сфера воспитательной и просветительной деятельности. Ее субъектами являются образовательные организации, средства массовой информации, воспитательные, культурно-просветительные, спортивные учреждения и т д. Будучи включенным в подобные организации, человек наследует, сохраняет, распространяет, осваивает общезначимые результаты, достигнутые обществом на данном этапе его развития. Связи, возникающие в процессе развития индивида, его нравственного и умственного совершенствования составляют социально-культурный статус личности. С этой точки зрения учитываются показатели образования, духовного облика людей, их приобщения к культурному наследию.



В свою очередь каждый индивид не только объективно включен в политическую систему общества. Удовлетворяя или недостаточно удовлетворяя свои потребности и интересы, он субъективно стремится прямо или косвенно приобщиться к управлению общественными процессами, устанавливает для этого связи с политическими институтами общества. Характер и совокупность подобных взаимосвязей и определяют социально-политический статус личности.

Определение социально-политического статуса личности позволяет сделать некоторые выводы. Во-первых, следует подчеркнуть тесную взаимосвязь всех подстатусов индивида. Высокие показатели социально-экономического статуса данной личности скорее всего будут способствовать достижению ею высоких показателей социально-политического статуса, и наоборот. А высокие показатели социально-культурного статуса являются непременным условием, своеобразным фундаментом подобного взаимовлияния социально-экономического и социально-политического статусов.

Структурными компонентами социально-политического статуса


личности являются:

1. Социально-политическое положение определяется сложившейся
системой политических отношений, в которую включены субъект политики
и его взаимосвязи в обществе. Формируемые в ней политические отношения
имеют объективный характер и складываются на продолжительный период
времени в ходе совместной политической деятельности. Социально-
политическое положение личности можно выяснить, опираясь на ряд
объективных показателей: характер включения человека в управление
общественными процессами, механизм связи с политическими институтами
общества, социально-политическую роль в обществе, политические права и
обязанности которые он имеет, степень политического влияния, уровень
авторитета.

2. Социально-политическая позиция как объективная сторона статуса
личности политика проявляется как его внутреннее самоопределение,
осознание, оценочное отношение к собственной Я-концепции, социально-
политическому положению и результатам своей политической деятельности.
Эта позиция проявляется не только в политической деятельности, но и в
поведении, взаимоотношениях, во всех реальных и формальных сторонах
политики. Социально-политическая позиция - это выбор индивидом
предпочитаемого социально-политического положения и путей его дос­
тижения.

3. СЩ^тш^ш^ШЩ1ЙВ&Ш^1ф^Я^^!то мотивация политической
деятельности
определяют направленность и заинтересованность в
выполнении различных обязанностей в сфере политики. При этом
профессионализм, или профессиональная компетентность политика
определяют его успешность в выполнении политических функций.
Социально-политический статус становится одновременно и элементом
психологической структуры личности политика, и его социальной моделью,
признаваемой обществом. В частности, каждый представитель какого-либо
демократического государства, открытого общества, имея общий образ
жизни и реализованность политических прав и свобод, подчиняясь
демократическим принципам и традициям поведения, ориентациям и
установкам, соответственно оценивает свою жизнь и деятельность, жизнь и
деятельность людей, находящихся в условиях тоталитарных, закрытых
обществ. Все это оказывает огромное политически-регулирующее воз­
действие на жизнь конкретного субъекта политики.

Зачастую одно и то же социально-политическое положение в обществе по-разному воспринимается, переживается, оценивается разными людьми. Этим объясняется различием в позициях, порой существующее у людей, обладающих одинаковыми социально-политическими показателями. Здесь сказывается в частности, духовность личности, ее мировоззренческие


установки, многообразные влияния со стороны иных социальных групп и политических организаций, социально-психологические особенности личности и т. д.

Социально-политическая ориентация личности имеет ряд сторон:

а) ретроспективную, складывающуюся по поводу политического
прошлого человека,

б) ситуативную, обусловленную существующим положением;

в) перспективную, связанную с планами развития социально-
политических показателей статуса личности.

4. Социально-политический престиж - это оценка положения личности в политической системе, но даваемая уже общественным мнением. Она имеет сравнительный характер и, если высока, наделяет соответствующее явление особой привлекательностью, вызывает у людей стремление приобщиться к нему. Это один из действенных регуляторов поведения.

Оценки социально-политической престижности даются, во-первых, на основании понимания социальной и политической значимости данного вида деятельности (законодательной, исполнительной, судебной, военно-политической, внутриполитической, внешнеполитической и т. д.); во-вторых, - на основании определенной системы ценностей, установок, идеалов, сло­жившейся в обществе. На их формирование влияет, кроме того, многообразная совокупность факторов, как формальных, так и неформальных. Сюда относятся официальная позиция государства и проводимая им на деле политика, целенаправленная деятельность различных политических и социальных сил, награды, премии, звания, а также уважение в обществе, признание авторитета и др. Санкции, воздействующие на динамику социально-политических престижных оценок, могут иметь и негативную направленность, снижающую их уровень.

Итак, каждая личность занимает определенное место в политической системе общества, приобретая тем самым социально-политический статус. Это ее соотносительное положение в политической системе общества, характеризующееся соответствующей ролью, правами и обязанностями, осознаваемое индивидом в качестве его социально-политической позиции и получающее престижную оценку в общественном мнении.

Политический статус личности – положение человека в политической системе общества, совокупность его политических прав и обязанностей, возможность оказывать влияние на политическую жизнь страны.

Все граждане демократических государств обладают целым рядом политических прав и свобод, позволяющих активно участвовать в политической деятельности.

Политическими ролями личности могут быть следующиими:

рядовой член общества, не оказывающий ни какого влияния на политику;
человек, состоящий в общественной организации или в движении;
гражданин, состоящий в выборном органе, который является активным членом политической организации;
профессиональный политик;
политический лидер.

Процесс освоения индивидом социально политических знаний норм, ценностей и навыков деятельности, в результате, которого он принимает на себя определенную политическую роль – политическая социализация личности.

Политическая социализация происходит как объективно, так и целенаправленно.

Типы участия личности в политике: бессознательное (поведение человека в толпе), полусознательное (политический конформизм), сознательное (способность изменить свою роль и свое положение).

Назначение:

воспроизводство политической системы общества, его норм, ценностей, отношений;
передача новым поколениям политического опыта, воплощённого в нормах политической культуры;
приобретение личностью новых, ранее неизвестных политических знаний за счёт его собственной деятельности, усвоение нового, ранее неизвестного политического опыта.

Условия и факторы политической социализации:

Внешние объективные условия и факторы, косвенно влияющие на процесс формирования качеств личности (историческая обстановка, экономическая ситуация).
Широкая социальная среда (общественное политическое сознание и организация общества).
Непосредственная социальная среда (конкретная ситуация, ближайшее окружение индивида).
Биогенетические и психологические особенности индивида.
Природно-географические условия.
Социальный статус (положение индивида).

Структуры, оказывающие влияние на политическую социализацию личности:

Органы государства - политическое образование в учебных заведениях, политические союзы, партии, общественные движения и организации.
Средства массовой информации - не ставят в качестве главной цели политическую социализацию индивида
Семья - имеет монополию на ребёнка в ранние годы жизни, прививает определённые нравственные качества, без которых не может существовать политическая жизнь.
Школа, сверстники - оказывают влияние через обучение, преподавание, неформальные связи.

Тема : Политический статус личности.

Повторительно-обобщаюшее 2-х часовое занятие по разделу "Политика"

Цель: способствовать становлению осознанного демократического политического выбора и готовности к творческой реализации типичных для рядового гражданина политических ролей в соответствии с требованиями современности.

Задачи учителя :

  1. Создать условия для усвоения знаний о политическом статусе личности, о формах политического участия и политической культуре;
  2. Активизация гражданской позиции учащихся;
  3. Способствовать формированию стремления и готовности утверждать в своей практической деятельности демократические ценности и нормы;

Задачи учащихся:

  1. Усвоение основных понятий и терминов темы;
  2. Осознание роли активной гражданской позиции человека в демократическом обществе.

а) определять и правильно употреблять в устной и письменной речи основные понятия и термины темы (политические ценности, политический статус, политические роли, демократическая политическая культура, популизм, политическое участие);

б) называть и перечислять социально-политические явления и объекты, их существенные свойства;

в) сравнивать и объяснять политические процессы и явления.

институтов и механизмов демократической власти в России.

: урок усвоения новых знаний

Урок с разнообразными видами занятий.

групповая

Технология проведения урока: проблемное обучение.

Средства обучения: ИКТ (презентация Power Point), дидактические материалы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Двухчасовое занятие для 11 класса

Тема : Политический статус личности.

Цель: способствовать становлению осознанного демократического политического выбора и готовности к творческой реализации типичных для рядового гражданина политических ролей в соответствии с требованиями современности.

Задачи учителя :

  1. Создать условия для усвоения знаний о политическом статусе личности, о формах политического участия и политической культуре;
  2. Активизация гражданской позиции учащихся;
  3. Способствовать формированию стремления и готовности утверждать в своей практической деятельности демократические ценности и нормы;

Задачи учащихся:

  1. Усвоение основных понятий и терминов темы;
  2. Осознание роли активной гражданской позиции человека в демократическом обществе.

В соответствии с новыми подходами в образовании, основанными на необходимости формирования компетенций современного человека, работника, гражданина, и, в то же время, не отступая от общепринятой схемы целеполагания, считаю целесообразном на данном уроке выделить следующие группы целей, формирующих :

1. Когнитивные компетенции (познавательные):

а) определять и правильно употреблять в устной и письменной речи основные понятия и термины темы (политические ценности, политический статус, политические роли, демократическая политическая культура, популизм, политическое участие);

б) называть и перечислять социально-политические явления и объекты, их существенные свойства;

в) сравнивать и объяснять политические процессы и явления.

2. Операционные компетенции (развивающие):

Операционные компетенции (развивающие):

а) совершенствовать умение самостоятельно добывать знания (работа с документами, СМИ, материалами Интернета);

б) систематизировать и творчески перерабатывать знания (заполнение таблиц, подготовка и презентация проектов, анализ и обобщение данных);

в) отрабатывать навыки ведения дискуссии, умение аргументировано изложить свою позицию (беседа, диспут);

г) проявлять коммуникативные умения работы в команде, создание коллективных проектов.

3.Ценностные компетенции (воспитательные):

а) продолжить выработку активной гражданской позиции;

б) формировать чувство ответственности за будущее своей страны;

в) формировать потребность высказывать свои суждения о ценности, уровне и значении социально-политических институтов и механизмов демократической власти в России.

Тип урока по образовательной цели : урок усвоения новых знаний

Тип урока по способу проведения: урок с разнообразными видами занятий.

Форма организации учебно-познавательной деятельности учащихся: групповая

Технология проведения урока: проблемное обучение.

Средства обучения: ИКТ (презентация Power Point), дидактические материалы.

План урока:

  1. Политические роли.

Формы и виды политического участия.

Политический статус личности.

  1. Роль избирателя.

Ход урока:

I. Орг.момент:

Здравствуйте, уважаемые молодые люди – ученики 11 класса, коллеги и гости урока.

Меня зовут Ирина Дашиевна и прежде чем, перейти к уроку, несколько слов о том, что мы будем делать на этом занятии.

ЧТО мы будем делать? /СЛАЙД 2/

  • Узнаем о имеющихся в нашем обществе условиях и формах политического участия граждан;
  • Индивидуализируем вопрос о политическом статусе личности, определим для себя свою гражданскую ответственность в деле демократизации общества.

КАК мы будем это делать? /СЛАЙД 3/

  • Всё это мы будем делать в командах, разделившись на группы.
  • Творчески подходя к заданиям, мы будем решать задания, дискутировать и заявлять свою позицию.

И, наконец, зачем нам всё это? /СЛАЙД 4/

  • Чтобы почувствовать себя причастными к жизни своего государства, своего народа, чтобы понять: от вас, граждан России, сегодня многое зависит в нашей стране.

Итак, начнем , тема, по поводу которой мы с вами встретились – бесспорно, одна из самых актуальных тем сегодняшнего дня. Давайте запишем ее в тетрадь:

ТЕМА: Политический статус личности

Учитель : Политическая жизнь динамична и изменчива. В ней участвуют люди, социальные группы. В сфере политики у личности появляются права и обязанности, выраженные в правовых актах и характеризующие правовое положение личности в обществе.

  1. Проблемная беседа.

Цель: выяснить место и роль личности в системе политико- властных отношений, формы участия личности в политическом процессе .

Перечислите политические права и свободы гражданина?

Предполагаемые ответы учеников: СЛАЙД 5

  • право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления;
  • объединяться в общественные организации, в том числе и в политические партии;
  • проводить митинги, уличные шествия, демонстрации, пикетирования при условии предварительного уведомления властей;
  • направлять личные и коллективные обращения (петиции) в государственные органы и должностным лицам.

В связи с этими правами у человека появляются политические роли, назовите их?

Предполагаемые ответы учеников:

Избиратель, депутат, член партии, участник митинга и т.д.

СЛАЙД 6

Для общей характеристики всех этих политических ролей используется понятие

«политическое участие».

Политическое участие- это степень вовлечения личности в политические отношения.

СЛАЙД 7

Перед вами классификация М. Вебера, который в 20-е гг. ХХ в. определил три степени вовлечения в политику:

  1. Политики «по случаю» - это люди, принявшие участие в политической жизни во время выборов, референдумов, избирательных кампаний ит.п.
  2. Политики «по совместительству» - это люди, проявившие себя в политической жизни, принявшие участие в политике по необходимости, которая не стала главным делом их жизни.
  3. Профессиональные политики – это активные участники политической жизни, профессионально занимающиеся политикой, которая стала их основным занятием и источником существования

У вас есть рабочие листы, выполним задание № 1 – 30 сек.

  1. Практикум – заполнение таблицы (задание 1).

Цель задания: применить знания и навыки в новой ситуации.

СЛАЙД 8

Формы политического

Участия

Виды политического участия

Прямое

участие/

представительное

По количеству участвующих

Периодичность участия

Участие в выборах

Обсудим: называйте форму политического участия и виды, в которых участие может осуществляться.

Ответы учеников: 1и 3, 2 и 4, 3 и 6 группы

Молодцы, самостоятельно раскрыли виды, роли и формы политического участия

/Автономные и мобилизационные виды/

  1. Практическая работа – задачи, работа с текстом.

Цель практической работы : формировать навыки групповой работы, закрепить полученные знания через решение познавательных задач, применить знания, полученные ранее, для дальнейшего обобщения и систематизации.

Сейчас мы обобщим наши выводы и возможно дополним, выполняя практическую работу в группах.

Рабочий лист, задание № 2 – 40 сек. СЛАЙД 9 (Вебер для 5 гр.)

ОБСУЖДЕНИЕ СЛАЙД 10

1 группа

Задание

(В процессе обсуждения учащиеся приходят к ответу - в первом описании речь идёт о постоянном, во втором - о разовом, в третьем - об эпизодическом политическом участии.)

2 группа СЛАЙД 11

  1. Участник фестиваля искусств.
  2. Участник мирной демонстрации

Ответы: 1,3,5,

3 группа СЛАЙД 12

Задание : Определите политические роли этого гражданина и права, лежащие в основе их исполнения? (государственный служащий, автор коллективного обращения в государственные органы, избиратель, организатор и участник митинга, член политической партии)

4 группа: СЛАЙД 13

≪ ≫ .

Задание:

5 группа: СЛАЙД 14

Задание:

СЛАЙД 15

6 группа:

Задание: На основании изложенных фактов сделайте вывод о причинах абсентеизма -уклонения от участия в политике.

Ответы учеников

  1. Определение термина.

Цель задания : активизировать восприятие учебной информации, стимулировать самостоятельность умственной деятельности учащихся.

Итак, осмысливая все сказанное, давайте определим понятие «политический статус личности» - это….

Предполагаемый ответ:

Запись в тетрадь : СЛАЙД 16

Политический статус – место человека в политической системе общества, совокупность его прав, свобод и обязанностей, возможность оказывать влияние на политическую жизнь общества.

СЛАЙД 17

  1. Учебная дискуссия

Цель: стимулировать познавательную деятельность учащихся, оценить эффективность усвоения учениками предшествующего материала.

Давайте подискутируем, перед вами два тезиса от каждой группы приведите несколько аргументов подтверждающих или опровергающих ту или иную точку зрения:

  1. Образованный человек всегда отличается высокой политической культурой.
  2. Политическая культура не нужна, так как при любом политическом режиме все решает властвующая элита.

Аргументы детей

Завершение:

Мы все хотим жить хорошо. Никто из нас не хочет жить плохо. Человек рожден для счастья, как птица для полета. О чем мечтает каждый из нас? Что в этой жизни вам нужно больше всего?

Вывод: Мы все очень разные, но желания у нас общие. Мы все стремимся к счастливой и благополучной жизни.

От кого и от чего зависит наша счастливая и благополучная жизнь? (От нас самих, от общества, в котором мы живем, от государства, от той власти, которая управляет государством).

Учитель: Проблема абсентеизма – это не только Российская проблема. Разные страны по-разному пытаются решить ее.

Касаемо избирательного права, как основного нашего политического права, например, в ряде демократических стран (Италия, Бельгия и др.) существует обязательное участие в выборах. Избирателей, не пришедших в день выборов на избирательный участок, привлекают к ответственности, в том числе и к уголовной. За уклонение с них взыскивается штраф.

В других странах поднимают возрастной ценз, считая молодежь неспособной к принятию важных решений.

  1. Прием: «Поле идей». СЛАЙД 18

Цель: активизация гражданской позиции

А теперь я попрошу вас подумать и ответить на такой вопрос: что лично я могу сделать для развития демократической политической культуры?

Запишите ответ на цветные листы и приклейте пожалуйста свой ответ на этот ватман.

Ну что ж, прекрасно, как много светлых идей. Всех их объединяет одно – любовь к Родине, уже осознаваемая вами ответственность каждого из нас за то, как развивается наша страна и наше общество.

Домашнее задание:

  1. составить схему «Политическая культура».
  2. * На основе социологического исследования, проведённого учёными в середине 90-х годов, выявлены группы населения, различающиеся по отношению к политике.

Интерес к политике постоянен, пользуются различными источниками информации, чтобы быть в курсе происходящих событий.

18,5%

Давно выбрали политические силы и лидеров, которым доверяют, и следят в основном за их деятельностью

4,8%

Политикой интересуются от случая к случаю, в основном заняты собственными делами.

44,5%

Политикой не интересуются, участия в политической жизни не принимают и не собираются принимать.

15,8%

Затрудняются определить свою позицию.

4,6%

На основе своего социологического исследования подготовьте ответы на вопросы:

  1. Изменилось ли отношение к политике в наше время?
  2. Возросло или уменьшилось количество людей, интересующихся политикой?
  3. Определите позиции каждой из групп на начало нынешнего столетия.
  4. Аргументируйте свою точку зрения.

Социологическое исследование можно провести как индивидуально, так и группой

7.Подведение итогов урока.

Цель: оценить работу учащихся на уроке.

Благодарю за работу.

Предварительный просмотр:

ГРУППА 1

Рабочий лист учащегося

Задание № 1

Заполните таблицу поставив любой знак правильно ответа (Ѵ, например):

Формы политического

Участия

Виды политического участия

Прямое

участие

Представительное

Реакция граждан на импульсы, исходящие от политической системы

Участие в выборах

Участие в деятельности политических партий, организациях, движениях

Задание № 2

а) Избранный в городскую думу, он приложил все усилия для того, чтобы выполнить требования избирателей об изменении режима работы крупнейших промтоварных магазинов.

б) Однажды он принял участие в выборах районных советников и долго вспоминал об этом, удивляясь своей активности.

в) Всякий раз с приближением президентских выборов он переживал, читал аналитические статьи в газетах, не пропускал на одной серьёзной политической дискуссии в телевизионной студии. Выборы проходили, и его интерес к политике падал.

Задание . Каким видам политического участия соответствует каждая из приведённых характеристик?

ГРУППА 2

Рабочий лист учащегося ______________________________________________________ 11 «б» класс

Задание № 1

Формы политического

Участия

Виды политического участия

/по количеству участвующих/

Массовое

Групповое

Реакция граждан на импульсы, исходящие от политической системы

Участие в выборах

Участие в деятельности политических партий, организациях, движениях

Задание № 2

Укажите, какие из ниже перечисленных положений характеризуют политический статус личности:

  1. Депутат Государственной Думы.
  2. Владелец частного Дома моделей.
  3. Руководитель политической партии.
  4. Участник фестиваля искусств.
  5. Участник мирной демонстрации

ГРУППА 3

Рабочий лист учащегося ______________________________________________________ 11 «б» класс

Задание № 1 : Заполните таблицу: 1) графу с неуказанным видом политического участия; 2) поставьте любой знак правильно ответа (Ѵ, например):

Формы политического

Участия

Виды политического участия

/периодичность участия/

Разовое участие

Периодическое

Реакция граждан на импульсы, исходящие от политической системы

Участие в выборах

Участие в деятельности политических партий, организациях, движениях

Задание № 2

Некий двадцатидвухлетний россиянин, известный как автор обращения коллектива государственных служащих в вышестоящий государственный орган с предложениями по реорганизации своего учреждения, во время избирательной компании мэра города организовал митинг и выступил на нём в защиту предвыборной программы одного из кандидатов, члена той партии, к которой принадлежал сам, а затем на избирательном участке проголосовал за него.

Задание : Определите политические роли этого гражданина и права, лежащие в основе их исполнения?

ГРУППА 4

Рабочий лист учащегося ______________________________________________________ 11 «б» класс

Задание № 1 : Заполните таблицу поставив любой знак правильно ответа

(Ѵ, например):

Формы политического

Участия

Виды политического участия

Прямое

участие

Представительное

Обращения граждан, встречи с политическим лидером

Участие в митингах, пикетах и т.д.

Деятельность политических лидеров

Задание № 2

Свободное и добровольное политическое участие граждан, преследующих свои личные или групповые интересы, называется автономным участием. Его противоположностью является участие мобилизованное, имеющее принудительный характер. Например, в СССР под угрозой каких-либо санкций граждане были обязаны участвовать в праздничных демонстрациях, чтобы показать всенародное единство и одобрение проводимой политической линии. Мобилизованное участие доминирует в тоталитарных и авторитарных политических режимах, а автономное -в режимах демократических. ≪ Только в условиях демократии, -подчеркивает современный американский политолог С. Верба, -политическое участие становится действенным механизмом, при помощи которого гражданин передает информацию о своих интересах, предпочтениях, потребностях и оказывает давление на тех, кому данная информация адресована ≫ .

Задание: Охарактеризуйте автономное и мобилизационное политическое участие. Опираясь на обществоведческие знания и свой личный опыт подтвердите или опровергните мнение американского политолога С.Верба

ГРУППА 5

Рабочий лист учащегося ______________________________________________________ 11 «б» класс

Задание № 1 : Заполните таблицу: 1) графу с неуказанным видом политического участия; 2) поставьте любой знак правильно ответа (Ѵ, например):

Формы политического

Участия

Виды политического участия

/по количеству участвующих/

Массовое

Групповое

Обращения граждан, встречи с политическим лидером

Участие в митингах, пикетах и т.д.

Деятельность политических лидеров

Задание № 2

Вы, наверное, не раз убеждались в том, что, располагая равными правовыми возможностями, люди по-разному вовлекаются в политику. В зависимости от степени участия в ней ученые выделяют пять типов личности:

1. Личность активиста / характерна высокая политическая активность, постоянный интерес к политическим проблемам и информированность о них/.

2. Личность, принимающая эпизодическое участие в политике /проявляет интерес к политике, хорошо информирована, но в силу определенных личных обстоятельств

(отсутствие свободного времени, болезнь и пр.) участвует лишь в выборах и отдельных политических акциях/.

3. Личность политического наблюдателя с различным уровнем компетентности, не всегда проявляющая интерес к политике и лично не участвующая в ней.

4. Пассивная личность с нейтральным, безразличным отношением к политике.

политике, не интересующаяся ею и мало что о ней знающая. Такая личность не является субъектом политики.

Задание: Сравните современную классификацию с классификацией М.Вебера. Находите ли вы сходство и различие?

ГРУППА 6

Рабочий лист учащегося ______________________________________________________ 11 «б» класс

Задание № 1 : Заполните таблицу: 1) графу с неуказанным видом политического участия; 2) поставьте любой знак правильно ответа (Ѵ, например):

Формы политического

Участия

Виды политического участия

/периодичность участия/

Разовое участие

Периодическое

Обращения граждан, встречи с политическим лидером

Участие в митингах, пикетах и т.д.

Деятельность политических лидеров

Задание № 2

Политическая компетентность напрямую связана с образованием. По данным социологов, более образованные люди более активны в политическом отношении. Причем влияние фактора образования оказывается выше, чем уровень доходов или профессия.

Интерес к политике во многом связан с удовлетворением потребностей человека. Потребности, как вы знаете, образуют иерархию. Низшими считаются социально-экономические (материальные) потребности. Затем следуют потребности в безопасности (правовой защите), социальной и политической идентичности (отождествлении себя с определенной социальной группой). Высшими же потребностями считаются стремление к самоутверждению (повышению своего социального статуса) и самореализации (реализации в политической сфере своих творческих способностей и ценностных ориентации).

В обществе, в котором не удовлетворены самые первичные потребности человека, политическое участие будет определяться отнюдь не стремлением к творческой самореализации, а неудовлетворенными социально-экономическими потребностями и

потребностью в правовой защищенности. Не случайно включение в политику большинства российских граждан происходит под лозунгами повышения жизненного уровня, социальной защиты, борьбы с преступностью.

Творчески подходя к заданиям, будем решать задания, дискутировать и заявлять свою позицию.

Чтобы почувствовать себя причастными к жизни своего государства, своего народа.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА И СВОБОДЫ ГРАЖДАНИНА право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления; объединяться в общественные организации, в том числе и в политические партии; проводить митинги, уличные шествия, демонстрации, пикетирования при условии предварительного уведомления властей; направлять личные и коллективные обращения (петиции) в государственные органы и должностным лицам. 5

ПОЛИТИЧЕСКИЕ РОЛИ ИЗБИРАТЕЛЬ ДЕПУТАТ ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЛИДЕР ЧЛЕН ПАРТИИ УЧАСТНИК МИТИНГА Политическое участие- это степень вовлечения личности в политические отношения

Формы политического участия Виды политического участия По количеству участвующих Периодичность участия Реакция граждан на импульсы, исходящие от политической системы Участие в выборах Участие в деятельности политических партий, организациях, движениях Обращения граждан, встречи с политическим лидером Участие в митингах, пикетах и т.д. Деятельность политических лидеров

КЛАССИФИКАЦИЯ М. ВЕБЕРА Политики «по случаю» - это люди, принявшие участие в политической жизни во время выборов, референдумов, избирательных кампаний ит.п. Политики «по совместительству » - это люди, проявившие себя в политической жизни, принявшие участие в политике по необходимости, которая не стала главным делом их жизни. Профессиональные политики – это активные участники политической жизни, профессионально занимающиеся политикой, которая стала их основным занятием и источником существования.

1 ГРУППА а) Избранный в городскую думу, К. приложил все усилия для того, чтобы выполнить требования избирателей об изменении режима работы крупнейших промтоварных магазинов. б) Однажды И. принял участие в выборах районных советников и долго вспоминал об этом, удивляясь своей активности. в) Всякий раз с приближением президентских выборов В. переживал, читал аналитические статьи в газетах, не пропускал на одной серьёзной политической дискуссии в телевизионной студии. Выборы проходили, и его интерес к политике падал. Задание. Каким видам политического участия соответствует каждая из приведённых характеристик?

2 ГРУППА Укажите, какие из ниже перечисленных положений характеризуют политический статус личности: 1. Депутат Государственной Думы. 2. Владелец частного Дома моделей. 3. Руководитель политической партии. 4. Участник фестиваля искусств. 5. Участник мирной демонстрации

3 ГРУППА Некий двадцатидвухлетний россиянин, известный как автор обращения коллектива государственных служащих в вышестоящий государственный орган с предложениями по реорганизации своего учреждения, во время избирательной компании мэра города организовал митинг и выступил на нём в защиту предвыборной программы одного из кандидатов, члена той партии, к которой принадлежал сам, а затем на избирательном участке проголосовал за него. Задание: Определите политические роли этого гражданина и права, лежащие в основе их исполнения?

4 ГРУППА: ≪ Только в условиях демократии, -подчеркивает современный американский политолог С. Верба, -политическое участие становится действенным механизмом, при помощи которого гражданин передает информацию о своих интересах, предпочтениях, потребностях и оказывает давление на тех, кому данная информация адресована≫. Задание: Охарактеризуйте автономное и мобилизационное политическое участие. Опираясь на обществоведческие знания и свой личный опыт подтвердите или опровергните мнение американского политолога С.Верба

5 ГРУППА. ПОЛИТИЧЕСКОЕ УЧАСТИЕ СОВРЕМЕННАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ПО М.Веберу 1. Личность активиста Политики «по случаю» 2. Личность, принимающая эпизодическое участие в политике Политики «по совместительству 3. Личность политического наблюдателя с различным уровнем компетентности, не всегда проявляющая интерес к политике и лично не участвующая в ней. Профессиональные политики 4. Пассивная личность с нейтральным, безразличным отношением к политике, не интересующаяся ею и мало что о ней знающая.

Абсентеизм – уклонение от участия в политике

ПОЛИТИЧЕСКИЙ СТАТУС – ЭТО место человека в политической системе общества; совокупность его прав, свобод и обязанностей; возможность оказывать влияние на политическую жизнь общества.

Образованный человек всегда отличается высокой политической культурой. Политическая культура не нужна, так как при любом политическом режиме все решает властвующая элита.

Что лично Я могу сделать для развития демократической политической культуры в России?

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: 1) Составить схему «Политическая культура». 2) Творческое задание. Социологическое исследование. Основной вопрос: возросло или уменьшилось число граждан, интересующихся политикой (по сравнению с результатами исследования ученых в 90-е гг.).


Каждая личность в обществе занимает определенное место и выполняет конкретные функции, обладая соответствующими правами и обязанностями. Тем самым она имеет определенный статус, который в зависимости от той социальной подсистемы, где функционирует личность, может быть социальным, правовым, политическим и т. д.

Социальный статус охватывает всестороннюю и обобщающую характеристику положения индивида: профессию, характер работы, должность, материальное положение, национальную принадлежность, семейное положение и пр. Обычно одна и та же личность имеет несколько статусов, принадлежа к различным социальным группам и институтам.

Политический статус (от лат. status - состояние) - это положение индивида в политической системе, которое характеризуется определенным набором прав, свобод и обязанностей и закрепляется юридически (например, в главе 2 Конституции РФ «Права и свободы человека и гражданина»).

Политический статус личности определяет ее политическую роль в обществе, т. е. поведение человека, связанное с его местом в данной политической системе и типичное для лиц данного статуса в этой системе. Совокупность ролей (например, политический лидер, партийный функционер, избиратель, участник политического митинга и т. п.) соответствует данному политическому статусу называется ролевой системой. Как и политические статусы, политические роли могут закрепляться формально (например, статус Президента РФ в Конституции), а могут носить и неформальный характер (участник митинга).

Основные политические права и свободы индивида неотчуждаемы и принадлежат каждому по факту рождения: право избирать и быть избранными в органы государственной власти; право объединяться в политические партии и иные общественные объединения; право проводить митинги, уличные шествия, демонстрации и иные публичные акции при условии предварительного уведомления (или с разрешения) властей; право петиций (обращений) в государственные органы и к должностным лицам. Таким образом, каждый человек имеет право принимать участие в управлении государством как непосредственно, так и через своих представителей, т. е. участвовать в процессе выработки, принятия и проведения в жизнь политического решения на любом этапе. Однако степень такого участия (соучастия) различна при различных политических режимах. Наибольшая степень вовлеченности личности в процесс государственного управления предоставляется демократией. Участие в демократическом политическом процессе является способом самоутверждения человека, формирования гражданской культуры («культуры общежития и соучастия»), навыков управленческой и самоуправленческой деятельности.

Из различных форм политического поведения личности, лежащих в основе соответствующих политических статусов и ролей, можно назвать следующие:

политический активизм;

конформизм (приспособление к политическим реалиям);

индифферентизм (безразличие, отгороженность от политики);

клиентеллизм (угодливость, услужливость по отношению к соответствующему политическому лидеру);

абсетеизм (сознательный отказ от участия в выборах).

Личность в политике - это субъект осознанной целенаправленной деятельности, выражающей и реализующей интересы политических сил в единстве с собственными интересами, интегрирующей их в единое целое (государственное, партийное, общественно-политическое, международно-политическое и др.). В отличие от других сфер общественной жизни, в которых личность может реализовывать свои интересы как индивидуальные, в политике личность осуществляет их как элемент каких-то общих, т. е. политических, интересов. Личность даже может не осознавать присущий ей политический статус (например, голосуя), но это, однако, не означает, что она им не обладает.

Высшей формой участия личности в политике является профессиональная политическая деятельность. М. Вебер классифицировал политику по трем видам. В зависимости от участия в каждой из них можно выделить три типа личности политика. Политика «по случаю» есть один из видов политического участия, при котором личность эпизодически совершает волеизъявление, порой не задумываясь о содержании, характере и направленности политического действия. Политика «по совместительству» осуществляется человеком в случае необходимости »и потребности, параллельно с другими видами его деятельности. Для этого типа политиков политическая деятельность не является основной. Политика профессиональная есть политика личности. Политик-профессионал - это прежде всего аналитик, специалист по технологии власти. Чем больше в обществе политиков-профессионалов, тем лучше для самого общества.