Полный жизненный цикл развития человека. Плоские ресничные черви примеры

Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н.

К90 Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов выс­ших учебных заведений. - М.: ТЦ «Сфера», 2001. -464с.

ISBN 5-89144-162-4

В учебном пособии по курсу возрастной психологии (пси­хологии развития) отражен полный жизненный цикл, ко­торый проходит человек. Рассматриваются возрастные за­кономерности развития в младенчестве, раннем и дошколь­ном детстве, младшем школьном и подростковом возрас­тах, юности, молодости, зрелости и поздней зрелости. Про­слежены варианты развития личности в зависимости от ее направленности. Теоретический и фактический материал представлен в традициях психологической школы Л.С. Вы­готского, А.Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина.

Пособие адресовано студентам психологических факуль­тетов педагогических институтов и университетов, но мо­жет быть полезно и более широкому кругу читателей - школьным учителям, родителям, молодежи, интересующей­ся психологией.

ISBN 5-89144-162-4 ООО «ТЦ Сфера», 2001

Предисловие

Человек живет в пространстве времен: в прошлом, в настоящем, в будущем, в параллельном времени. Порой он оказывается вообще вне времени. При этом, в каком бы времени он ни находился, в каждый момент времени в нем присутствуют (он присутствует?) все три цвета време­ни. Настоящее без примеси прошлого и будущего вызывает страх, ужас. Строго говоря, каждый момент человеческой жизни представляет собой элементарную, разумеется, вир­туальную единицу вечности. Если бы это было не так, у человека никогда бы не возникло представления о вечнос­ти. Значит, человек все претерпеваемые, освоенные и пре­одоленные им виды времени, как, впрочем, и освоенные им виды пространства носит с собой. Их виртуальность не должна смущать. Они воспринимаются реальнее, чем сама реальность. Правда, вечность люди все же догадались пода­рить богам. О. Мандельштам когда-то говорил о простран­ства внутреннем избытке. Равным образом, в человеке при­сутствует и внутренний избыток времени, даже, возмож­но, в большей степени, чем пространства. Когда человек не умеет его укрощать, избыток превращается в дефицит времени. Но этот же избыток времени собирается в «мгно­вении - длении», в «вечном мгновении»; благодаря ему возникают «состояния абсолютной временной интенсив­ности» (Г.Г. Шпет), возникает «настоящее будущее поле» (Л.С. Выготский), или «мир чудовищной актуальности» (М.К. Мамардашвили), когда «меньше года длится век» (Б.Л. Пастернак). М.М. Бахтин такие состояния называл «вневременным зиянием между двумя моментами време­ни». Время имеет не только астрономическое, но и энергийное измерение: силы притяжения прошлого и будуще­го не равны. Есть «цепь, связывающая с прошлым, и луч - с будущим» (В.В. Кандинский). Бл. Августин говорил о том, что только через напряжение действия будущее может стать настоящим. Без напряжения действия будущее навсегда ос­танется там, где оно есть. Августин, конечно, имел в виду потребное будущее: непотребное приходит само, становясь таким же настоящим.

Начнем с определения этого биологического понятия. Спорофит — это бесполое поколение растений. Оно не просто размножается без участия гамет. В этом процессе участвуют специализированные клетки спорофита — споры.

Жизненный цикл

Для высших споровых растений характерен сложный жизненный цикл с чередованием поколений. Рассмотрим его на примере мха кукушкиного льна. В виде зеленого ковра он растет на влажном субстрате: лесной подстилке, крышах, подвалах и даже асфальте. Эта структура имеет листостебельное строение. Функцию корней у мха выполняют ризоиды, которые не имеют настоящих тканей. Они закрепляют растение в субстрате, обеспечивая дополнительное питание.

Зеленое листостебельное растение мха — это его половое поколение. Оно называется гаметофит. На нем формируются органы полового размножения, в которых содержатся половые клетки — гаметы. Их слияние происходит только при помощи воды, поэтому моховидные всегда растут только во влажных местах.

В результате оплодотворения на гаметофите развивается бесполое поколение растения. Оно представляет собой коробочку на сухой ножке. В ней развиваются споры. Попадая в почву, они прорастают и образуют зеленый листостебельный ковер. Такое чередование поколений и называют жизненным циклом: спорофит сменяется половым поколением и наоборот.


«>

Спора и семя: черты отличия

Среди высших растений различают еще одну систематическую группу — семенных растений. В процессе эволюции они произошли от споровых и значительно превзошли их в видовом разнообразии. Благодаря чему это произошло. Дело в том, что семена имеют запас питательных веществ, которые позволяют зародышу развиваться независимо от условий окружающей среды. А у группы цветковых они формируются внутри плодов, что создает дополнительную защиту.

Спорофит развивается иначе. Клетки бесполого размножения лишены запаса питательных веществ и зародыша, а внутреннее содержимое защищено лишь оболочкой. А прорастают споры только при наличии влаги.

Споровые растения

Какие организмы в природе размножаются при помощи спор? Прежде всего, это мхи, плауны, хвощи и папоротники. Их объединяют в группу высших споровых растений. У мхов в жизненном цикле преобладает гаметофит. А у остальных представителей — бесполое поколение. Их спорофит состоит из корней и побегов. А вот в строении этих вегетативных органов существуют значительные отличия.


Папоротники имеют подземное видоизменение побега — корневище. На поверхности видны только пышные и раскидистые листья растения. На их нижней стороне невооруженным глазом можно рассмотреть небольшие бугорки. Это группы спорангиев, в которых созревают клетки бесполого размножения.

Что такое спорофит у плаунов? Это многолетнее травянистое растение с ползучими стеблями, на которых спирально расположены мелкие листья. Под землю от него отрастают придаточные корни. Некоторые листья, находящиеся на верхушке побегов, видоизменяются в чешуйки. На их верхней стороне формируются спорангии.

Спорофит хвоща также представляет травянистый побег, состоящий из корневища и листьев. Он бывает двух видов: весенний и летний. Первый является спороносным. Он лишен хлорофилла и имеет бледно-розовый цвет. Летний побег зеленого цвета с клиновидными листьями. Функцию фотосинтеза у него выполняет стебель.

Гаметофиты плаунов, хвощей и папоротников развиваются отдельно от растений бесполого поколения. Они имеют вид плоских зеленых пластинок. В этом заключается их основное отличие от мхов, спорофит которых анатомически связан с особями полового поколения.

Какие организмы размножаются спорами

У грибов клетки бесполого размножения со временем формируются на плодовых телах в спорангиях. В их жизненном цикле также наблюдается чередование способов размножения. При этом спорообразование чаще всего происходит при наступлении неблагоприятных условий. Дело в том, что эти клетки продолжительное время могут сохранять жизнеспособность, несмотря на низкие и высокие показатели температуры, давления, солености и т. п.

То же самое можно сказать и о спорах бактерий. У некоторых видов они развиваются даже после длительного кипячения или обезвоживания. Когда условия становятся благоприятными, споры выходят из плотных оболочек, начинают питаться и размножаться.

Для водорослей бесполый способ размножения является основным. Одноклеточная хламидомонада при этом теряет жгутики, после чего делится на 4, а иногда и 8 спор. Каждая из них выходит из оболочки в воду и быстро растет. Уже через сутки молодые хламидомонады способны к спорообразованию. Такая особенность обеспечивает стабильность данного вида.

Итак, из нашей статьи вы узнали, что такое спорофит. Это бесполое поколение растений, которое размножается при помощи специализированных клеток.

В жизнен цикле кажд раст-я, имеющего половое размнож-е, существ смена ядерных фаз гаплоидной и диплоидной. Переход от гаплоидн сост-я к диплоидн происход в рез-те полов пр-са при образ-и зиготы; от диплоидн к гаплоидн - в рез-те мейоза обычно при спорообраз-и. Оплодотворение и мейоз взаимосвязаны, это две стороны жизнен пр-са, поддерживающие постоянство числа хромосом.


Соотнош гаплоидн и диплоидн фаз варьирует у разных групп. У всех грибов и ряда водорослей зигота - единствен диплоидная к-ка; она сразу же делится мейотически, восстанавливая гаплоидн сост-е организма.

У высш раст-й и ряда водорослей происх чередован поколений - бесполого (спорофита) и полового (геметофита). На диплоидн спорофите за счет мейотич деления образ гаплоидн споры. Из споры развив гаплоидн гаметофит, производящий гаметы. При их слиянии в зиготе восстанавливается диплоидн набор хромосом. Из зиготы развив диплоидн спорофит.

Если спорофит и гаметофит морфологически одинаковы, то происх изоморфное чередование поколений, если различны - гетероморфное. У водорослей существ обе формы, у высш раст-й - только гетероморфное.

Гаметофит - гаплоидн многоклеточн фаза в жизнен цикле раст-й и водорослей, развивающаяся из спор и производящая половые к-ки, или гаметы.

Развив из гаплоидн спор. На гаметофите в спец-х органах гаметангиях развив половые к-ки, или гаметы. Гаметангии, производящие мужск гаметы, наз антеридии, а гаметангии, производящие женск гаметы - архегонии. Оплодотворение женск гамет (яйцеклеток)у наземн раст-й, как правило, происходит в архегонии, после чего из оплодотворен яйцеклетки, или зиготы, развив диплоидн спорофит, котор первое время завис от гаметофита. В разных группах раст-й и водорослей гаметофит развит в различн степени.


Спорофит - диплоидн многоклеточн фаза в жизнен цикле раст-й и водорослей, развивающаяся из оплодотворен яйцеклетки, или зиготы и производящая споры.

В отличие от мхов, практически все тело цветкового растения, за исключением пыльцы и семяпочки, явл спорофитом.

Развив из оплодотворен яйцеклетки, или зиготы. На спорофите в спец-х органах – спорангиях — в рез-те мейоза развив гаплоидн споры. У многих раст-й (разноспоровые плауны и разноспоровые папоротники, а также голосеменные и цветковые) спорангии делятся на два типа: макро- и микроспорангии. Макроспорангии производят макроспоры, а микроспорангии - микроспоры. Из макроспор развив женск гаметофиты, а из микроспор - мужские.

В разн группах раст-й и водорослей развит в различн степени. У цветков раст-й, голосеменных и сосудистых споровых (плауны, хвощи и папоротники) спорофит значит-но крупнее гаметофита. Собственно, все, что мы обычно называем раст-ем, и есть его спорофит. Гаметофиты семенных раст-й большую часть жизни проводят в оболочке споры (микроспоры - это пыльца, а макроспоры нах в семязачатках), а у сосудистых споровых гаметофит - маленькое, но самостоят-е многоклеточн раст-е. У мхов, напротив, в жизненном цикле доминирует гаметофит. Спорофит быстро усыхает и состоит только из ножки и колпачка-спорангия со спорами.

В учебном пособии по курсу возрастной психологии (психологии развития) отражен полный жизненный цикл, который проходит человек. Рассматриваются возрастные закономерности развития в младенчестве, раннем и дошкольном детстве, младшем школьном и подростковом возрастах, юности, молодости, зрелости и поздней зрелости. Прослежены варианты развития личности в зависимости от ее направленности. Теоретический и фактический материал представлен в традициях психологической школы Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина.
Пособие адресовано студентам психологических факультетов педагогических институтов и университетов, но может быть полезно и более широкому кругу читателей - школьным учителям, родителям, молодежи, интересующейся психологией.

Предисловие
Человек живет в пространстве времен: в прошлом, в настоящем, в будущем, в параллельном времени. Порой он оказывается вообще вне времени. При этом, в каком бы времени он ни находился, в каждый момент времени в нем присутствуют (он присутствует?) все три цвета времени. Настоящее без примеси прошлого и будущего вызывает страх, ужас. Строго говоря, каждый момент человеческой жизни представляет собой элементарную, разумеется, виртуальную единицу вечности. Если бы это было не так, у человека никогда бы не возникло представления о вечности. Значит, человек все претерпеваемые, освоенные и преодоленные им виды времени, как, впрочем, и освоенные им виды пространства носит с собой. Их виртуальность не должна смущать. Они воспринимаются реальнее, чем сама реальность. Правда, вечность люди все же догадались подарить богам. О. Мандельштам когда-то говорил о пространства внутреннем избытке. Равным образом, в человеке присутствует и внутренний избыток времени, даже, возможно, в большей степени, чем пространства. Когда человек не умеет его укрощать, избыток превращается в дефицит времени. Но этот же избыток времени собирается в «мгновении - длении», в «вечном мгновении»; благодаря ему возникают «состояния абсолютной временной интенсивности» (Г.Г. Шпет), возникает «настоящее будущее поле» (Л.С. Выготский), или «мир чудовищной актуальности» (М.К. Мамардашвили), когда «меньше года длится век» (Б.Л. Пастернак). М.М. Бахтин такие состояния называл «вневременным зиянием между двумя моментами времени». Время имеет не только астрономическое, но и энергийное измерение: силы притяжения прошлого и будущего не равны. Есть «цепь, связывающая с прошлым, и луч - с будущим» (В.В. Кандинский). Бл. Августин говорил о том, что только через напряжение действия будущее может стать настоящим. Без напряжения действия будущее навсегда останется там, где оно есть. Августин, конечно, имел в виду потребное будущее: непотребное приходит само, становясь таким же настоящим.
Все сказанное позволяет поверить в идею В. Хлебникова о существовании «Государства Времен». Если это кому-то покажется слишком торжественным или невероятным, пусть попробует возразить Л. Керролу по поводу того, что «время - действующее лицо». Ведь лицо выше государства! А раз лицо, то с ним, как минимум, следует быть вежливым, что и делают авторы настоящей книги, посвященной возрастной психологии, т.е. развитию человека во времени. Вне категории развития психология как наука едва ли возможна, поскольку человек никогда не равен самому себе. Он либо больше, либо меньше самого себя. Ему непрерывно приходится преодолевать не только пространственные, социальные, но и «хронологические надолбы и рвы» (Г. Адамович), выбираться из «хронологической провинции» (С.С. Аверинцев).
В свете сказанного вся психология должна была бы быть возрастной, точнее, психологией развития. Этому мешает то, что мы весьма смутно представляем себе, что такое возраст, что такое возрастная норма и есть ли она вообще. «Норма развития», действительно, звучит странновато, так как норма родственна границе, пределу, стандарту, наконец. Но ведь то, на что способно человеческое тело, никто еще не определил, и никто не опроверг это давнее утверждение Спинозы. Значительно продуктивнее говорить о развитии как норме.
Мы, конечно, знаем, что есть время астрономическое, есть время содержательное, мерой которого являются наши мысли и действия, есть время психологическое, в котором присутствует весь человек со всем своим прошлым, настоящим и будущим, есть время духовное, доминантой которого являются представления человека о вечности, о смысле, о ценностях. Психологическое и духовное время перпендикулярны непрерывному астрономическому и дискретному событийному времени. На этой перпендикулярной оси (осях) строится высокий ли, низкий ли внутренний человек. Высота зависит от того, окажется ли человек на пересечении множества времен или запутается в их сетях. В первом случае он сможет сам выбрать осмысленный вектор своего дальнейшего движения, роста, развития, деятельности; но втором - окажется заложником, пленником внешних обстоятельств. Конечно, в развитии человека немалую роль играет случай, судьба, но еще большую собственное усилие. Далеко не каждому выпадает оказаться в нужное время, в нужном месте. Мне уже приходилось извлекать полезные для психологии уроки из творчества О. Мандельштама. Приведу еще один из эссе поэта «Разговор о Данте»: «Дант никогда не вступает в единоборство с материей, не приготовив орган для ее уловления, не вооружившись измерителем для отсчета конкретного капающего или тающего времени. В поэзии, в которой все есть мера, и вращается вокруг нее и ради нее, измерители суть орудия особого свойства, несущие особую активную функцию. Здесь дрожащая компасная стрелка не только потакает магнитной буре, но и сама ее делает». Подобные орудия, функциональные органы, новообразования создает и человек. В этом, собственно, и состоит суть развития. О. Мандельштам, например, умел слышать время. Он описал его шум. Человек всегда находится в живом, жизненном времени, которое отличается от хронологического времени жизни. Жизненное время определяет и жизненное пространство, жизненный мир человека, которому в книге уделено большое внимание. Зависимость, разумеется, взаимная. Художник Р. Пуссет-Дарт назвал одну из своих композиций: «Время есть разум пространства. Пространство есть плоть времени». Вместе они составляют хронотоп (термин А.А. Ухтомского), являющийся результатом и условием развития сознательной и бессознательной жизни. Хронотоп, как и все живое, упорно сопротивляется концептуализации. Его образ дал С. Дали в своих растекшихся часах на картине «Упорство памяти». Он же его и прокомментировал: «...это не только фантастический образ мира; в этих текучих сырах заключена высшая формула пространства - времени. Этот образ родился вдруг, и, полагаю, именно тогда я вырвал у Иррационального одну из его главных тайн, один из его архетипов, ибо мои мягкие часы точнее всякого уравнения определяют жизнь: пространство-время сгущается, чтобы, застывая, растечься камамбером, обреченным протухнуть и взрастить шампиньоны духовных порывов - искорки, запускающие мотор мироздания».
Приведенные образы времени, пространства, хронотопа не так-то просто имплантировать в тело психологии, в том числе и в тело психологии развития. Развитие человека нелинейно, не поступательно. О. Мандельштам писал, что «Прообразом исторического события - в природе служит гроза. Прообразом же отсутствия событий можно считать движение часовой стрелки по циферблату». Это полностью относится и к развитию культуры, в которой, согласно Ю.М. Лотману, сочетаются постепенные и взрывные процессы. Это же относится и к развитию отдельного человека. Оно, если происходит, событийно, в нем имеются незапланированные грозовые события, взрывы, взлеты, падения, новые рождения, описанные авторами кризисы. Сказанное столь же несомненно, сколь и трудно поддается изучению, поскольку траектория развития каждого человека уникальна, неповторима, непредсказуема. В этом сложность и прелесть науки о развитии человека; она вопреки всему все же возможна, что хорошо демонстрирует книга, которую предстоит прочесть читателю. Наука о психическом развитии человека представлена в ней как итог (разумеется, не последний) усилий многих поколений ученых, которые понимали драматичность и трагичность человеческого развития, вынося это понимание за скобки изложения своих результатов. Авторы настоящей книги последовали их примеру. Трагедия и драма - это все же прерогатива искусства. Впрочем, читатель с ним встретится в книге. Но многое ему придется самому вчитывать в эпическое изложение хода развития, представленное в ней.
Это можно делать так, как это сделал я, в настоящих заметках. Можно (и нужно) делать это по-своему. Полезно попробовать в описаниях авторов узнать самого себя. Со своей стороны скажу, что такое узнавание в психологии развития достигается легче, чем в академической общей психологии.
В книге представлены не только детство и юность. В ней представлена и зрелость, что в нашей литературе встречается не часто. При ее чтении следует помнить, что достижения каждого возраста обладают непреходящей ценностью. Мой учитель - выдающийся детский психолог А. В. Запорожец заботился об амплификации детского развития и не советовал проявлять неразумную торопливость, ускорять переход ребенка с одной стадии развития на другую. Нужно помнить и завет П.А. Флоренского о том, что гений - это сохранение детства на всю жизнь, а талант - это сохранение юности на всю жизнь.
Доктор психологических наук,
профессор, академик РАО
В.П. Зинченко
РАЗДЕЛ I. ПРОБЛЕМЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Глава 1. Жизнь и деятельность
Достоянием отечественной психологии стал деятельностный подход, согласно которому психика развивается в результате деятельности (жизнедеятельности). Под деятельностью понимается активнее взаимодействие индивида со средой, направленное на удовлетворение его потребностей. Этот подход подразумевает, таким образом, неразрывную связь индивида со средой и его активное взаимодействие с ней как необходимое условие развития психики.
Деятельностный подход в психологии разрабатывался Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым, С.Л. Рубинштейном, П.Я. Гальпериным, А.В. Запорожцем, Д.Б. Элькониным, А.Р. Лурией и другими исследователями. Представления многих известных зарубежных психологов (К. Левина, Ж. Пиаже, Э. Эриксона, А. Маслоу и др.) основываются также на неразрывной связи индивида и среды и подразумевают его активное взаимодействие с ней.
Деятельностный подход оказался весьма плодотворным в возрастной психологии, исследующей сложные процессы развития психики в онтогенезе*. Наибольший вклад в его становление внесен исследованиями, посвященными именно возрастному развитию. Не менее продуктивным он стал в филогенетических** исследованиях и зоопсихологии (А.Н. Леонтьев, К.Э. Фабри). Отметим, что исторический подход к развитию психического, изучение закономерностей филогенетических преобразований позволяет лучше понять и онтогенез психики, особенности ее развития на различных возрастных этапах.
* Онтогенез - процесс индивидуального развития.
** Филогенез - процесс исторического развития вида.

Купить дешевые лекарства от гепатита С

Сотни поставщиков везут Софосбувир, Даклатасвир и Велпатасвир из Индии в Россию. Но доверять можно лишь немногим. В их числе интернет-аптека с безупречной репутацией Главное Здоровье . Избавьтесь от вируса гепатита С навсегда всего за 12 недель. Качественные препараты, быстрая доставка, самые дешевые цены.

Имеет второе название – двуустка кошачья или сибирский сосальщик. Занимаются этой проблемой инфекционисты. Об этом мы и поговорим в сегодняшней статье.

Описторхоз – заразное заболевание, патогеном которого являются трематоды: двуустка кошачья или двуустка сибирская.

Очагами возникновения инфекционной патологии чаще всего являются территории Таиланда, Индии, Лаоса, некоторые страны СНГ.

Цикл жизни описторхоза в человеке требует два промежуточных хозяина и один окончательный. Окончательным хозяином служит человек. Пресноводный моллюск битиниида является первым промежуточным хозяином. Вторым или дополнительным – рыбы семейства карповых, которые водятся в реке.

Хвостатые личинки покидают тело моллюска и выходят в воды водоема. Они активно плавают и стараются попасть в тело второго дополнительного хозяина. Чаще всего им становится речная рыба. Проникнув в ее мышцы церкарии инцистируются. Данная стадия развития называется метацеркарией.

Заражение сосальщиками происходит достаточно легко и стремительно. После инвазии трематоды способны начать процесс размножения уже через пару недель.

Схема цикла жизни

Заразный материал выходит из организма человека или животного с испражнениями. Попадая в водное пространство, проникает в организмы моллюска. В течение 30 дней в моллюске развиваются жизненные этапы личинок печеночного сосальщика. В конечном итоге они становятся церкариями и способны выйти в воду и поселиться во втором промежуточном хозяине – рыбе семейства карповых.

В теле рыбы церкарии покрываются двойной оболочкой и утрачивают хвосты, превращаясь в цисты (метацеркарии). Человек, поедая зараженную цистами рыбу в сыром виде либо рыбные блюда, приготовленные с нарушениями технологии, заражается описторхозом. В организме окончательного хозяина первый шар цист растворяется под воздействием сока желудка, второй подвергается растворению щелочами, находящимися в двенадцатиперстной кишке.

Из цисты выходит молодой описторхис. Он начинает перемещаться по просвету желчных путей в сторону печени. Оказавшись в органе, укрепляется внутри желчного протока посредством брюшной присоски и на протяжении месяца дозревает до половозрелой особи. Откладывает яйца, которым для последующего этапа жизни необходимо оказаться в водоеме с пресной водой.

Концентрированные соленые растворы, высокий температурный режим, замораживание – все эти моменты профилактики описторхоза следует применять при приготовлении рыбы и блюд из нее. Но если патогены глистной инвазии поразили организм человека, важно знать, как эта инфекция протекает.

Схема жизненного цикла описторхоза состоит из следующих этапов:

  • Яйцо гельминта.
  • Мирацидий в теле первого промежуточного хозяина.
  • Церкария свободноживущая личинка.
  • Метацеркарий в теле второго промежуточного хозяина.
  • Половозрелый описторхоз.
  • Яйцо описторхоза.

Различают острую и хроническую стадии заболевания, характеризующихся специфическими признаками.

Если не лечить болезнь, клиническая картина будет выглядеть таким образом:

  • Резкая гипертермия.
  • Аллергические высыпания на коже.
  • Приступы рвоты.
  • Жидкий стул.
  • Мышечные боли.
  • Увеличение лимфатических узлов.
  • Острая болезненность в животе.

При наличии такой симптоматики следует посетить врача и непременно указать, что на протяжении последних четырех недель было употребление рыбы. Это позволит врачу правильно диагностировать состояние и назначить соответствующую терапию.

При запущенном течении недуга и неадекватном лечении описторхоз переходит в хроническую стадию. Симптоматика на этом этапе зависит от того, какой орган поражен глистами трематодами.

Если двуустка кошачья поселилась в желчных протоках и желчном пузыре развивается картина холецистита:

  • Болевые ощущения в правом подреберье.
  • Тяжесть в боку справа.
  • Тошнота и рвота.
  • Боли в области живота.

При поражении панкреаса пациент жалуется на:

  • Сильные боли в левом подреберье, отдающие в левую лопатку.
  • Вздутие живота.
  • Нарушение аппетита.

При хронической стадии глистной инвазии нарушаются функции:

  • Пищеварительного тракта – уменьшается выработка секреции желудка, недостаточно переваривается пища, появляется изжога.
  • ЦНС – развивается депрессия, общая слабость, раздражительность.
  • Сердечной деятельности – боли в области сердца, аритмия, повышение артериального давления.
  • Дыхательной системы – возникает клиника бронхита, пневмонии.
  • Иммунного фона – ослабление иммунитета и развитие аллергических состояний.

Важно. Для уточнения окончательного диагноза данной патологии, специалисты проводят диагностические обследования с целью дифференцирования с другими болезнями. К ним относятся вирусный гепатит, аллергозы, трихинеллез и иные глистные инвазии, вызванные плоскими червями.

Определить хроническую фазу описторхоза представляется возможным посредством ультразвукового и рентгенологического исследования. При этом врач увидит состояние желчного пузыря, диффузные изменения ткани печени и нарушен ли отток желчи. При хроническом течении описторхоза формирование желчных камней явление редкое. Но, к сожалению, данная форма гельминтоза способна спровоцировать злокачественные новообразования таких органов как желудок, печень, поджелудочная железа.

Развитие и рост печеночного гельминта происходит при заражении личинками описторхиса моллюсков и пресноводных рыб, которые числятся промежуточными хозяевами. А также при наличии дефинитивного хозяина, которым является человек либо животные, питающиеся карповой рыбой из пресноводных водоемов.

Внимание. Чтобы яйцо не погибло, оно должно попасть в пресную воду, осесть в улитке. В яйце развиваются личинки. Они покидают яйцо и выходят в водоем. Через кожу рыб личинки проникают в их мышцы. Съедая такую рыбку человек либо животное становится инфицированными описторхозом.

Предупредить возникновение описторхоза возможно. Чтобы не заразиться печеночным сосальщиком, необходимо:

  • Проводить приготовление рыбных блюд, не нарушая технологию термической обработки либо процесса засолки рыбы.
  • Не употреблять сырую пресноводную рыбу.
  • Не загрязнять водоемы и прилегающие к ним территории остатками рыб, испражнениями людей и животных.
  • Упорядочить коммунальные хозяйства в прибрежных зонах.
  • Уничтожать моллюсков биологическими и химическими средствами.

Длительность жизни параита от самого начала до развития половозрелой стадии при благоприятных условиях составляет не более четырех месяцев. Окончательный и завершающий этап происходит в организме дефинитивного хозяина. Их общее количество насчитывает более 30 видов млекопитающих.

Полезное видео

И напоследок небольшое видео:

Source: ot-parazita.ru Самое интересное:

ДЕШЕВЫЕ ЛЕКАРСТВА ОТ ГЕПАТИТА С

Сотни поставщиков везут лекарства от гепатита С из Индии в Россию, но только компания IMMCO поможет вам купить софосбувир и даклатасвир (а так же велпатасвир и ледипасвир) из Индии по самой выгодной цене и с индивидуальным подходом к каждому пациенту!

Традиционно принято разделять жизненный цикл на следу­ющие периоды:

1) пренатальный (внутриутробный);

2) детство;

3) отрочество;

4) зрелость (взрослое состояние);

5) преклонный возраст, старость.

В свою очередь каждый из периодов состоит из нескольких стадий, имеющих ряд характерных особенностей.

I. Пренатальный период включает три стадии:

1) предзародышевая стадия длится две недели, соответствует разви­тию оплодотворенной яйцеклетки до внедрения ее в стенку матки и образования пупочного канатика;

2) зародышевая (эмбриональная) стадия длится с начала третьей недели после оплодотворения до конца второго месяца развития. На этой стадии происходит анатомическая и физиологическая диф­ференциация различных органов;

3) стадия плода начина­ется с третьего месяца развития и завершается к моменту родов. В это время происходит развитие систем организма, которые позволяют ему выжить после рождения. Способ­ность к выживанию в воздушной среде плод приобретает в начале седьмого месяца, поэтому, начиная с этого времени, плод уже называется ребенком.

II. Период детства включает стадии:

1) стадия новорожденности и младенчество (от рождения до 1 года);

2) стадия раннего детства (или «первое детство» с 1 года до 3 лет) -

период развития функциональной независимости и речи;

3) стадия дошкольного детства (или «второе детство», от 3 до 6 лет) характеризуется развитием личности ребенка и когнитивных процессов;

4) стадия младшего школьного дет­ства (или «третье детство», с 6 до 11-12 лет) соответствует включению ребенка в социальную группу и развитию интел­лектуальных умений и знаний.

III.Отрочество подразделяется на два периода:

1) под­ростковый (или пубертатный) период соответствует по­ловому созреванию и продолжается с 11-12 лет до 14-15лет. В это время под влиянием конституционных сдвигов у подростка формируется новое представление о себе;

2) юно­шеский (ювенильный) период с 16 до 20-23 лет представ­ляет переход к зрелости, с биологической точки зрения уже взрослый, но социальной зрелости еще не достиг: юности свойственно чувство психологической независимости, хотя человек еще не взял на себя никаких социальных обяза­тельств. Юность выступает как период принятия ответствен­ных решений, определяющих всю дальнейшую жизнь че­ловека, выбор профессии и своего места в жизни, выбор смысла жизни, формирование своего мировоззрения и са­мосознания, выбор спутника жизни.

При переходе от одной возрастной стадии развития к другой выделяют критические периоды, или кризисы, когда происхо­дит разрушение прежней формы отношений человека с окружа­ющим миром и формирование новой системы взаимоотноше­ний с миром и людьми, что сопровождается значительными психологическими трудностями для самого человека и его соци­ального окружения.


Выделяют малые кризисы (кризис 1 года, кризис 7 лет, кризис 17-18 лет) и большие кризисы (кризис новорожденности, кризис 3-х лет, подростковый кризис 13- 14 лет). При больших кризисах перестраиваются отношения ребенка и общества. А малые кризисы проходят внешне спокой­нее, связаны с нарастанием умений и самостоятельности чело­века. В период критической фазы дети трудновоспитуемы, про­являют упрямство, негативизм, строптивость, непослушание.

IV.Зрелость разделяют на ряд стадий и кризисов. Стадия ран­ней зрелости, или молодость (с 20-23 лет до 30- 33 лет), соответствует вступлению человека в интенсивную личную жизнь и профессиональную деятельность, периоду «станов­ления», самоутверждения себя в любви, сексе, карьере, се­мье, обществе.

В зрелые годы выделяются свои кризисные периоды: кризис 33-35 лет - когда, достигнув определенного социального: семейного положения, человек с тревогой начинает думать: ужели это все, что может дать мне жизнь? Неужели нет ничего лучшего?» И некоторые начинают лихорадочно менять что-то в своей жизни: работу, супруга, место жительства, хобби и пр. Затем наступает недолгий период стабилизации от 35 до 40- 43 лет, когда человек закрепляет все то, чего он достиг, уверен в своем профессиональном мастерстве, в своем авторитете, имеет приемлемый уровень успеха в карьере и материального достат­ка, нормализуется здоровье, положение в семье, сексе.

Вслед за периодом стабильности наступает критическое де­сятилетие 45-55 лет , когда человек начинает чувствовать при­ближение среднего возраста, когда появляются первые призна­ки ухудшения здоровья, потери красоты и физической формы, отчуждения в семье и в отношениях с повзрослевшими детьми, приходит опасение, что уже ничего лучшего не получишь в жиз­ни, в карьере, в любви; в результате возникает чувство усталос­ти от надоевшей действительности, депрессивные настроения, от которых человек прячется либо в мечтах о новых любовных победах, либо в реальных попытках «доказать свою молодость» через любовные интриги или взлет карьеры. Завершающий пе­риод длится с 55 до 65 лет - период физиологического и психо­логического равновесия, снижения сексуального напряжения, постепенного отхода человека от активной трудовой и социаль­ной жизни. О возрасте с 65 до 75 лет говорят как о первой старо­сти. После 75 лет возраст считается преклонным - человек пе­реосмысливает всю свою жизнь, осознает свое «Я» в духовных раздумьях о прожитых годах, и либо принимает свою жизнь как неповторимую судьбу, которую не надо переделывать, либо осоз­нает, что жизнь прошла неверно, зря.

В преклонном возрасте (старости) человеку предстоит преодолеть три подкризиса: первый из них заключается в пе­реоценке собственного «Я» помимо его профессиональной роли, которая у многих людей вплоть до ухода на пенсию остается главной. Второй подкризис связан с осознанием ухудшения здо­ровья и старения тела, что дает возможность человеку вырабо­тать у себя в этом плане необходимое равнодушие.

В результате третьего подкризиса у человека исчезает само­озабоченность, и теперь он без ужаса может принять мысль о смерти.

Оказавшись перед лицом смерти, человек переживает ряд стадий (стадии отрицания, гнева, «торга», депрессии, принятия смерти).