Межпредметные интеграции необходимое условие современного образования. Межпредметная интеграция

Межпредметная интеграция: цели, задачи, принципы.

Межпредметная интеграция – необходимое условие

современного образования.

В 21 веке становится очевидным, что главная ценность личности - это способность к развитию, наличие познавательного потенциала. Потребность познавать – главная составляющая духовности человека наряду с потребностью творить добро и сострадать. «Человек разумный – и только он в состоянии оптимально определить будущее человечества, а не предопределить его гибель своей деятельностью» (В.Вернадский). Процесс познания бесконечен, а «современные достижения» науки – это лишь достижения конкретного отрезка времени, имеющие продолжение в будущем.

Излишняя категоричность учебников порою гасит познавательный интерес ребёнка, создавая впечатление, что открытия уже невозможны. Бурное развитие принципов и методов обучения, модернизация программ и учебников, появление новых типов образовательных учреждений не избавило современную школу от преобладания информативности над развитием. Развивающее обучение предполагает критический взгляд на добываемые знания, их личностную оценку, а также воображение как следствие суждений о знаниях и их оценки. Без развития воображения всякие разговоры о творчестве несостоятельны. Принципы развивающего обучения приводят к вопросу об их реализации в ежедневной школьной практике. Практика уже ответила на этот вопрос, обратившись к интегрированию.

Другая сторона вопроса заключается в том, что принятие Базисного плана жёстко ограничило максимально допустимую нагрузку учащегося, став тем самым на защиту его физического и психического здоровья, тем временем объём требуемых знаний, умений и навыков растёт. Углубляется несоответствие объёмов знаний количеству времени, предусмотренного для их усвоения. Оптимально решить данную проблему позволяет использование межпредметной интеграции.

Таким образом, межпредметная интеграция сегодня – важнейший фактор развития образования, многообразна практика её применения, все реально существующие варианты трудно охватить.

Психологические и философские основы межпредметной

интеграции.

Научные основы данной педагогической технологии берут начало в трудах И.П.Павлова и И.М.Сеченова. Далее учёные-психологи, проанализировав особенности мышления и памяти, пришли к выводу, что обучение должно быть построено так, чтобы формировать у учащихся способность воспроизводить ранее усвоенные знания для лучшего запоминания нового материала. Предметы или явления, взаимосвязанные в природе, связываются и в памяти человека. Межпредметные связи дают возможность взглянуть на предмет с разных сторон и прочнее запомнить на основе межсистемных ассоциаций весь предмет или явление действительности.

Важнейшими характеристиками запоминания являются приёмы смысловой группировки учебного материала и выделение смысловых опорных пунктов, смыслового соотношения того, что усваивается в связи с чем-либо уже известным. Следовательно, овладение приёмом переноса знаний одного предмета при усвоении другого вносит в аналитико-синтетическую деятельность учащихся большую целенаправленность, повышает эффективность самостоятельных методов работы, обеспечивает лучшую организацию мыслительной деятельности и, наконец, вырабатывает логическую последовательность в решении как общих, так и частных задач.

Объективной основой интеграции научного знания является единство картины мира. Кроме того, наблюдается общность методов исследования, применяемых в сфере получения знаний. Философской основой межпредметной интеграции является принцип системности. Традиция системно-целостного рассмотрения процесса обучения разработана в 60-70-е годы Ю.К.Бабанским, А.М.Даниловым и др., и понимание личности как продукта целостного педагогического процесса вошло в педагогику.

Интеграция как цель и средство обучения.

Интегрирование (от лат.) – восстановление; состояние связанности отдельных дифференцированных частей и функций системы в одно целое, а также процесс, ведущий к этому. Исследователи трактуют интеграцию обучения по-разному. Ю.М.Колягин, например, считает, что применительно к системе обучения понятие «интеграция» принимает два значения: как цель и как средство обучения.

Интеграция как цель обучения должна дать ученику те знания, которые отражают связанность частей мира как системы, призвана научить ребёнка с первых шагов обучения представлять мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны. Интеграция как средство обучения направлена на развитие эрудиции обучающегося, на обновление существующей узкой специализации в обучении. В то же время интеграция не должна заменить обучение классическим учебным предметам, она должна лишь соединить получаемые знания в единую систему.

Сложность проблемы заключается в том, как динамически развиватьинтеграцию от начала к концу обучения. Если в начале целесообразно усвоить «немного обо всём», затем – синтез разрозненных знаний и умений, то к концу обучения необходимо знать «всё о немногом», то есть это узкая специализация, но на новом интегративном уровне.

Анализируя литературу по данной проблеме, можно сформулировать следующее определение интеграции: интеграция – это естественная взаимосвязь наук, учебных дисциплин, разделов и тем учебных предметов на основе ведущей идеи и ведущих положений с глубоким, последовательным, многогранным раскрытием изучаемых процессов и явлений. Следовательно, необходимо не соединять разные уроки, а восполнять материал одного предмета материалом другого, объединяя отобранные части в единое целое. Причём, при любых комбинациях материала, идея предмета, которой посвящён урок, должна оставаться ведущей, основной.

Уровни интеграции.

Само понятие интегрированного урока остаётся спорным. Таковым можно считать урок, решающий конкретные и перспективные задачи и представляющий собою новое сложное единство, лежащее в качественно иной плоскости, чем те два или предмета, на основе которых он спланирован. Поэтому ни присутствие нескольких учителей, ни механическое объединение материала учебных дисциплин не являются показателями уровня интегрированности. Уровень этот определяется тем кругом задач, которые можно выполнить только благодаря интеграции. В первую очередь это интенсификация познавательного интереса и процесса выработки общеучебных умений и навыков.

На 1-ом уровне интеграции учебный материал интегрируется внутри одного конкретного предмета. Не заучивание, а исследование учебного материала даёт возможность перехода от предметного образования к комплексному, когда из разных частей учебного материала создаётся единое целое.

На 2-ом уровне происходит объединение понятийно- информационной сферы разных предметов с целью наилучшего запоминания сведений, сопутствующего повторения, введения в тему дополнительного материала.

3-й уровень связан с задачами сравнительно-обобщающего изучения и выражается в выработке у школьников умения сопоставлять и противопоставлять явления и объекты.

На 4-ом уровне интеграции школьники сами начинают сопоставлять факты, суждения, устанавливать связи и закономерности, применяют выработанные учебные умения. Цель интегрированного преподавания в том и заключается, чтобы научит детей видеть мир целостным и свободно ориентироваться в нём.

Нестандартные формы интегрированных уроков.

Интегрирование – это не только особая комбинация учебного материала, но и способ организации учебной деятельности, предполагающий анализ учебного материала с различных позиций, вычленение главного, операции с известным в новом аспекте, решение учебных задач, выполнение заданий творческого характера. Интегрирование позволяет направить урок в русло сотрудничества, где мнения могут быть противоречивы, но любое мнение уважаемо всеми, даже если с ним не согласны. Это помогает развить одно из ценнейших достоинств: умение слушать другого, вникать в его доказательства, сравнивать чужую точку зрения со своей. «Чувство приобщённости к тем, кто размышляет о предмете, исследуемом на занятии, - одна из главных составляющих мотивационной сферы урока. Это чувство способно развить самую человеческую из всех страстей – страсть к познанию» (В.А.Сухомлинский)

Комплексность подачи учебного материала раздвигает рамки урока, превращает интегрирование в процесс, соединяющий воедино обучение, воспитание и развитие. Урок любой формы и любого типа может быть построен как интегрированный, где интеграция понимается как способ решения учебной задачи, способ действий на уроке с целью создания устойчивого интереса к предмету.

С учётом того или иного распределения обязанностей между учителем и учениками интегрированные уроки имеют самые различные формы, в том числе и нестандартные. Вот некоторые из них:

Урок обмена знаниями, когда ребята делятся на группы и каждая из них сообщает другим о своих изысканиях на заданную тему. Наиболее эффективна такая форма при совпадении тем учебных предметов.

Урок взаимопроверки. Идёт работа в группах и парах, требуется большая подготовка учащихся. При всех видах деятельности ощущается острая необходимость в объективных и точных критериях оценки, чтобы, проверяя знания одноклассников, каждый школьник имел удобную и всем известную шкалу (систему) показателей для оценки.

Урок творческого поиска: дети самостоятельно ищут решение поставленной проблемы.

Урок-издание газеты или альманаха. Группам учащихся и отдельным ученикам даются задания творческого поискового характера по определённым темам, а результаты работы и составляют содержание предполагаемого издания.

Уроки, основанные на имитации деятельности или организации: «Суд», «Следствие», «Патентное бюро», «Учёный совет» и др.

Уроки, основанные на формах, жанрах, методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия.

Уроки, напоминающие публичные формы общения – «Пресс-конференция», «Аукцион», «Бенефис», «Митинг», «Панорама», «Телемост», «Рапорт», «Живая газета», «Устный журнал» и др.

Уроки с использованием традиционных форм внеклассной работы: КВН, «Поле чудес», «Клуб знатоков»» и др.

Уроки, трансформирующие традиционные способы организации урока: лекция-парадокс, экспресс-опрос, урок-зачёт, урок-консультация, урок-практикум, урок-семинар.

Уроки, опирающиеся на фантазию: урок-сказка, урок-сюрприз и др.

Для начальной школы наиболее характерны уроки-праздники, путешествия, сказки, КВН, уроки с элементами ролевых игр, экскурсии.

Решение задач современной школы с помощью метода

межпредметной интеграции.

Основными задачами современной школы являются под готовка молодого человека к жизни, показ многообразия духовной сферы, удовлетворение познавательных и эстетических потребностей. Ни одна стабильная учебная программа не в состоянии включить всё это в себя. Ликвидировать эти недостатки, дополнить, расширить имеющиеся знания учащихся, стимулировать их познавательную активность – первостепенная задача интегрированного подхода в учебно-воспитательном процессе. Именно интегрированный подход позволяет использовать силу эмоционального воздействия на ребёнка, органично соединить логические и

эмоциональные начала, построить систему научного и эстетического просвещения на широком привлечении воспитательного потенциала урока, на всестороннем развитии субъекта образовательного процесса – ученика. Интеграция представляет собой процесс непрерывного взаимодействия субъективного и объективного, внутреннего и внешнего, образного и понятийного, интеллектуального и эмоционального, рационального и интуитивного, аналитического и синтетического, то есть гармонизации научного и художественного способов познания мира в образовательном процессе.

Фактически в процессе интегрирования стираются границы между обучением и воспитанием, развиваются способности каждого ребёнка, учитель практически и целенаправленно реализует следующие педагогические идеи:

1. демократизация и гуманизация образовательного процесса, его направленность не только на усвоение суммы знаний, но и на развитие творческих способностей личности, на формирование высоких духовно-нравственных ценностей и активной личностной позиции;

2. обеспечение непрерывности и преемственности образовательно- воспитательного процесса на всех ступенях развития;

3. создание равных условий для раскрытия и совершенствования природного интеллектуального и художественно-эстетического потенциала каждого ребёнка;

Наряду с интеллектуальными задачами урока при использовании межпредметной интеграции можно решать более сложные задачи:

1. формировать представление о гармоническом единстве мира и месте человека в нём;

2. формировать нравственные качества, нравственно-эстетическую оценку предметов и явлений, воспитывать внимательное и участливое отношение к окружающему;

Как показывает практика, межпредметные связи в школьном обучении и разнообразные формы более глубокого и широкого явления – интеграции разнопредметных учебных дисциплин - являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и в жизни общества. Эти связи играют важную роль в повышении практической и научно-теоретической подготовки учащихся, существенной особенностью которой является овладение школьниками обобщенным характером познавательной деятельности. Обобщенность же дает возможность применять знания и умения в конкретных ситуациях, при рассмотрении частных вопросов, как в учебной, так и во внеурочной деятельности, в будущей производственной, научной и общественной жизни выпускников средней школы.

С помощью многосторонних межпредметных связей и разноуровневой интеграции не только на качественно новом уровне решаются задачи обучения, развития и воспитания учащихся, но также закладывается фундамент для комплексного видения, подхода и решения сложных проблем реальной действительности. Именно поэтому межпредметные связи являются важным условием и результатом комплексного подхода в обучении и воспитании школьников.

Достаточно давно в мировой философии и пе­дагогике сложилось представление о том, что образование и воспитание должны быть построены на непреходящих идеа­лах и ценностях, в качестве которых могут выступать прове­ренные многовековой практикой принципы гуманизма . Гуманизм - это совокупность идей, утверждающих, что каждая личность уникальна и значима.

Именно идеи гуманизма отвечают современным требовани­ям к образованию. Они легли в основу новой парадигмы - гуманизации образования, ориентированной на та­кие общечеловеческие идеалы, как Природа, Мир, Красота, Доб­ро, Общение, Справедливость и др.

Гуманизация образования - это образовательная парадигма, которая предполагает, что обучение и воспитание ученика с це­лью развить его личность построено с учетом высших духовных ценностей человечества.

Такой подход к обучению определяет ученика как высшую ценность современного образования и поэтому направлен на развитие всех сфер его личности. Следовательно, сегодня - главной задачей школы является создание условий для разви­тия индивидуальности учащегося. Конечная цель обучения и воспитания должна состоять в том, чтобы каждый человек умел действовать самостоятельно, свободно общаться, применять знания в комплексе, был способным к творчеству и ответственным за все происходящее в мире. Достичь подобного результата можно лишь при помощи развивающих технологий , которые построены на интегративной основе. Ведущей среди них является проблемно-интегративное обучение .



Проблемно-интегративное обучение - это обучение, в кото­ром приобретение, закрепление и применение знаний и спосо­бов действий происходит одновременно с их интеграцией в процессе решения учебных проблем. Под интеграцией пони­мают объединение отдельных частей системы в единое целое.

В истории науки долгое время господствовали процессы диф­ференциации. В каждой из областей познания, посвященной де­тальному изучению своей части сложных объектов природы, был собран огромный фактический материал, разработаны методы исследований и, в конечном итоге, заложен мощный фундамент для их дальнейшего развития. Такая разобщенность наук повлия­ла на систему образования, превратив ее в структуру, состоящую из многих учебных предметов. Однако ни одна научная область не способна самостоятельно справиться с глобальными проблемами, требующими комплексных решений. Именно поэтому на совре­менном историческом этапе появилось множество интегративных научных отраслей (физическая химия, биологическая химия, геохимия, геофизика, экологическая химия и др.). Этим наукам присущи комплексные методы исследования. В отличие от узкона­правленных методов, они более эффективны и позволяют глубже проникать в сущность природных процессов и явлений, способст­вуя дальнейшей интеграции наук. Так, М.Г. Гольдфельд в своей ра­боте «Химическая картина природы и межпредметные связи в курсе химии» (Журнал Всесоюзного химического общества им. Д.И. Менделеева. Т. XXVIII. 1983. № 5. С. 17-28) пишет:

«Интеграция естественных наук на основе их математизации, взаимопроникновения, стирания границ между отраслями есте­ствознания путем создания множества пограничных областей на стыке двух, а иногда и трех, наук и заполнение, таким образом, су­ществовавших ранее белых пятен в общей картине мира - такова генеральная тенденция современного естествознания».

Комплексные методы познания позволили глубже проник­нуть в сущность природных процессов и явлений, способствуя дальнейшей интеграции наук.

Сегодня интеграционные процессы интенсивно идут во всех сферах жизни современного общества - науке, технике, производстве - в том числе, в системе образования. Особенно глубоко интеграция затронула естественнонаучное образова­ние в основной школе. Так, предметы естественнонаучного профиля были объединены в образовательную область «Есте­ствознание», появились различные интегративные курсы для начальной и средней школы. В итоге ведущим подходом к организации и управлению предметным обучением стал интегративный подход.

Интегративный подход к обучению - это совокупность мер, применяемых ко всему учебно-воспитательному процессу и на­правленных на интеграцию содержания, средств, методов и форм обучения.

Интегративный подход предполагает синтез - переход от от­дельных единиц обучения (знаний, умений и т. д.) к многослож­ной системе. Причем синтез в обучении происходит как на уров­не специфического материала по предмету (вутрипредметная интеграция), так и на уровне знаний из нескольких учебных дис­циплин (межпредметная интеграция).

Внутрипредметная интеграция в обучении нарастает по ме­ре усвоения школьниками предметного материала. Основным механизмом и средством интеграции при этом выступают внутрипредметные связи. Системность и целенаправленность их при­менения во многом помогает школьникам понимать материал и обеспечивает осознанность и эффективность изучения хи­мии. Например, первоначально учитель раскрывает понятие «химический элемент» на атомно-молекулярном уровне как совокупность атомов одного вида. Этим определением ученики оперируют до тех пор, пока изучение химии не перейдет на уровень электронных представлений о строении атома. В результа­те произойдет качественное развитие понятия «химический элемент», которое будет определено как совокупность атомов с одинаковым зарядом ядра.

В то же время изучение любого предмета невозможно без установления взаимосвязей с учебным материалом смежных дисциплин. Для химии таковыми являются предметы естественнонаучного цикла: биология, география, физика и др. Об­ращение к содержанию других курсов не только позволяет обу­чать своему предмету с большей отдачей, но также помогает решить одну из насущных проблем, хорошо знакомую многим учителям, - сокращение учебного времени в связи с перехо­дом на базовые программы обучения. Наиболее ощутимым следствием этого стало резкое усугубление ряда взаимосвязан­ных негативных явлений в образовательной практике. В связи с возрастанием учебной нагрузки затруднилось понимание и усвоение материала, что снизило качество предметных зна­ний учащихся. С другой стороны, из-за нехватки времени ис­чезла возможность усиливать интерес школьников к химии как учебной дисциплине, науке и возможной сфере будущей профессиональной деятельности.

Эти и другие недостатки образовательной практики застави­ли мастеров педагогики искать наиболее эффективные средства организации познавательной деятельности учащихся и управле­ния ею. В итоге было доказано, что возникшую проблему можно решить путем укрупнения дидактических единиц и интеграции содержания курса химии и материала других дисциплин. Фор­мируя системы понятий и обобщенных умений, выделяя при по­мощи схем-конспектов главную идею урока, можно упаковать программный материал в информативно емкие блоки, структу­рированные вокруг фундаментальных понятий, ведущих идей, законов и теорий курса, что облегчит усвоение обобщенных предметных и общепредметных знаний. Такой прием позволяет минимизировать содержание предметного обучения и более продуктивно решать задачи естественнонаучного образования в школе. Важнейшие из них:

· формирование научного мировоззрения, экологической и валеологической (наука о здоровье и здоровом образе жизни) культуры личности;

· осознанное усвоение системных научных знаний об окру­жающем мире, месте и роли в нем человека, в том числе и знаний по химии;

· формирование гуманистических и экологических ценно­стей личности;

· овладение комплексом научных методов познания;

· формирование навыков безопасного обращения с вещест­вами и материалами как основы сохранения природы, здо­ровья и жизни человека;

· формирование опыта активной познавательной деятель­ности проблемно-творческого характера с применением научных методов исследования природы;

· развитие представлений о науке и научных достижениях как результате творческой деятельности человека, о роли науки в существовании и развитии общества в гармонии с природой;

· развитие интеллектуально-творческих способностей, на­выков самообразования.

Установление взаимосвязей со смежными дисциплинами расширяет объем опорных знаний, необходимых для понимания и осознанного усвоения программного материала по химии. Интеграция с теми предметами, которые кажутся школьникам достаточно привлекательными, позволяет успешно повышать интерес к химии и развивать мотивацию ее изучения: например, интеграция с прикладными дисциплинами раскрывает возможности практического применения приобретаемых химических знаний.

Таким образом, в современных условиях развития школьного образования одной из ведущих идей обучения является межпредметная интеграция (взаимосвязь содержаний нескольких учебных курсов). Механизмом ее осуществления выступают межпредметные связи, которые в комплексе с внутрипредметными связями (механизмом внутрипредметной интеграции) являются одним из методологически важных средств обучения химии и способом ее внедрения в образовательную область «Естествознание». Практическим приложением идеи межпредметной интеграции является принцип межпредметности.

Принцип межпредметности, или интеграции, - это принцип обучения, кото­рый ориентирует на целенаправленное и систематическое применение межпредметных связей в образовательной прак­тике школы для эффективного достижении целей и решения задач обучения.

Тема: «Интеграция учебного процесса на уроках музыки»

План выступления

    Что такое интеграция? Интеграция в образовательной системе. Формы интеграции.

    С какими учебными дисциплинами возможна интеграция на уроке музыки?

    1. Интеграция-соприкосновение (элементы межпредметной интеграции на уроке музыки)

      Интеграция как система работы (с литературой и ИЗО)

    Научное обоснование

    Заключение. Выводы.

Главная задача учителя - помочь ребенку познать мир и познать себя с тем, чтобы найти свое место в мире. Музыка - это не только учебная дисциплина эстетического цикла, не только предмет внеклассных, факультативных занятий и форма эстетизации школьных праздников и развлекательных мероприятий, но это и одухотворяющий компонент всей учебной школьной деятельности, который может быть использован в любом школьном уроке. Формирование у учащихся целостной картины этого мира невозможно без интеграции как ведущей идеи в реализации содержания образования.
Что же такое интеграция? Вот как это понятие трактуется в логическом словаре-справочнике Н. И. Кондакова: «Интеграция - это объединение в целом каких-либо частей, элементов». Философский словарь дает следующее определение: «Интеграция - это сторона процесса развития, связанная с объединением в целое ранее разнородных частей, элементов». Однако в приведенных определениях даны лишь общие характеристики понятия, нас же интересует его образовательный аспект, поэтому приведу еще одну цитату: «Интеграция в образовательной системе - это подчинение единой цели воспитания и обучения однотипных частей и элементов содержания, методов и форм на определенной ступени обучения». Применительно к музыкальному обучению понятие «интеграция» может иметь несколько значений:
создание у школьника целостного представления о музыкальном мире (здесь интеграция рассматривается как цель обучения ). Результат такой интеграции - ученик получает те знания, которые позволяют ему увидеть связь между отдельными музыкальными понятиями, представить музыкальный мир как единое целое;
нахождение общей платформы сближения предметных знаний (здесь интеграция - средство обучения ). На стыке уже имеющихся предметных знаний дети получают все новые и новые представления о музыкальном мире, систематически дополняя их и расширяя (двигаясь в познании по спирали);
развитие у учащихся музыкального интегративного мышления (здесь интеграция - результат обучения ). Учащийся, сравнивая, делая логические выводы, мыслит данный музыкальный объект в разносторонней сфере представлений и музыкальных понятий, устанавливая связи между различными формами мыслительных понятий.
Интеграция на уроках музыки осуществляется на нескольких уровнях. Во-первых - это внутрипредметная интеграция, когда исходная проблема не теряется из поля зрения учащихся, расширяется и углубляется круг связанных с ней знаний. Например, это интеграция между освоением теории и истории музыки, которые объединены логикой познания музыкального языка в историческом срезе развития музыкальных стилей. Второй уровень интеграции - межпредметная интеграция. Это объединение нескольких учебных предметов вокруг определенной стержневой темы или главных понятий.
Для интегрированных уроков характерны следующие формы (по Р. М. Чумичевой и Л. Л. Редько) организации содержания интегрированного блока: пластообразная, спиралевидная, взаимопроникающая, контрастная, индивидуально-дифференцированная (творческая). Рассмотрю некоторые из них на примере уроков музыки.
Пластообразная форма организации содержания интегрированного блока. Суть данной формы - наслоение различных видов деятельности, содержание которых пронизано одной ценностью или объектом познания. Например, в 5 классе тема урока «Кюй Махамбета Утемисова «Жумыр-Кылыш», образ борьбы раскрывается в музыке через интонации и ритмы кюя; в литературе - с стихах Махамбета; в истории - в жизненном пути Махамбета (история восстания в Букеевской орде 1836г. Махамбет - один из руководителей), изобразительном искусстве тема борьбы раскрывается в образах казахских батыров. Подход к отбору содержания предполагает осмысление учителем закономерности в чередовании пластов образовательного процесса с целью дать возможность каждому ученику быстрее познать изучаемое.
Спиралевидная форма организации содержания интегрированного блока. Особенность данной формы в том, что содержание, способы деятельности, в которую включен учащийся, будут постепенно нарастать, количественно и качественно изменяться. Познание объекта при такой организации может осуществляться или от частного (детали) к общему (целому) или от общего к частному. Спираль - это основное понятие, изучаемое на уроке. Например, в 5 классе занятии «Музыка стран Кавказа», оценить красоту кавказских мелодий можно на основе восприятия красоты одного музыкального произведения и прийти к пониманию красоты культуры Кавказа в произведениях музыкального, литературного, изобразительного искусства.
Взаимопроникающая форма организации содержания интегрированного блока. Содержание этой формы строится на основе одного вида деятельности, например, игровой, в которую органично вплетаются другие: познавательные, слушание музыки, восприятие живописи и т. д. Известны такие виды уроков, как урок-спектакль, урок-сказка, урок-расследование и т. п. Проникновение одной деятельности в другую обусловливается необходимостью расширения данного содержания или его закрепления. Также эта форма используется и при блочной подаче материала.
Интеграция на уроках музыки вносит в музыкальное обучение новизну и оригинальность. Имеет определенные преимущества для учащихся: формирует познавательный интерес, способствует созданию целостной картины мира, позволяет систематизировать знания, способствует развитию воображения, внимания, памяти, мышления учащихся.

Основание для интеграции - это синкретизм человеческого восприятия, ассоциативное свойство человеческой памяти и мышления. Межпредметная интеграция целесообразна для создания целостной картины мира в мировоззрении развивающейся гармоничной личности.

Элементы межпредметной интеграции на уроке музыки. С какими дисциплинами она возможна?

Музыка и физика . Казалось бы, какая тут может быть связь? На самом деле - прямая! Что такое звук? - колебание упругого тела. Что может быть таким упругим телом и как заставить его колебаться? С этими вопросами мы соприкасаемся при знакомстве с устройством и историей развития музыкальных инструментов. Ребята с интересом ищут ответы на них, отождествляя себе с древними учеными, изобретателями. Благодаря каким наблюдениям стало возможно создание щипковых, смычковых, духовых, клавишных инструментов?

Зачем струнным инструментам корпус, почему электронным он не нужен? Отчего звук становится выше или ниже? Почему на струнных смычковых инструментах можно играть без смычка, а на струнных щипковых нельзя играть смычком? Почему у музыкальных инструментов и у людей разные голоса? Почему несколько звуков, взятые одновременно могут «звучать», а могут «резать слух»? Затрагивая эти вопросы, мы имеем дело с физикой.

Чем отличается музыкальный звук от шумового? Чем отличается скрипка, которая стоит миллионы долларов от скрипки, ценой в несколько тысяч тенге? Таких вопросов можно поставить множество. А, главное, что они заставляют детей удивляться, казалось бы, привычным вещам. Кто может удивиться понятию «струнный щипковый музыкальный инструмент »? Его предком был лук со стрелами, созданный человечеством еще в эпоху мезолита (7 тыс. лет до нашей эры). Пуская стрелу, человек заметил, что тетива звучит, но слишком тихо. Так родилась идея музыкального инструмента. Как сделать так, чтоб она звучала громче? Люди знали, что в пещере или пустом доме любой звук становится громче. Прошло еще более тысячелетия, прежде чем люди догадались совместить эти два знания: построить «пустой дом» для струны - корпус. Получился музыкальный инструмент, издающий всего один звук. Необходимо было придумать, как изменять высоту звука? Так появился гриф.

Перед знакомством с органной музыкой Баха, мы подробно изучаем устройство органа. Как накачивается воздух в трубы органа; как влияет размер, форма и материал, из которого изготовлена труба на её тембр; как управляет органист звучанием этого инструмента; почему орган невозможно перевезти на другое место. Изучив устройство этого инструмента, ребята с удивлением понимают, что слушатель в зале филармонии на самом деле находится внутри музыкального инструмента, ведь само здание является резонатором звука, «пустым домом» для органа. И т.д.

Музыка и математика? А вот с математикой музыку связать практически невозможно. Первым, кто пытался это сделать, был Пифагор, но, надо признать, и последним. Его система математического объяснения музыки не выдерживает никакой критики (она несовершенна, не объясняет музыкальных феноменов). Конечно, в музыкальной теории есть своего рода «математика». Но она весьма специфична и не связана с «чистой» математикой школьного учебного цикла. Современные учёные утверждают, что математика и музыка - два полюса человеческой деятельности.

Музыка и история переплетены очень тесно. Нельзя изучать музыкальное произведение в отрыве от эпохи и культуры, в которой оно было создано. Оно будет прослушано, но не услышано. На уроке музыки мы неизменно соприкасаемся и историей мира и историей Казахстана с мыслями и судьбами народов разных времен.

Музыка и география . Плавая в музыкальном океане, учащиеся знакомятся с произведениями народов разных стран. Изучая музыку стран Кавказа, Средней Азии и т.д., мы находим эти страны на карте, размышляем, на каком транспорте и за какое время туда можно довраться. Слушая музыку, мы прикасаемся к мировоззрению других народов, а, следовательно, целесообразно стремление понять, где и в каких экономических и политических условиях они живут и т.д.

Музыка и биология. Связь с биологией возникает на уроках пения. Вокалисты знают, что для постановки голоса необходимо хорошо представлять себе работу голосового аппарата для того, чтобы правильно брать дыхание, держать нужную осанку, ощущать направление звука и т.д.

Музыка и информатика . Возможности информатики обширны. С ней возможна интеграция на любом предмете. Существует масса обучающих программ по музыке, открывающих возможность не только познанию и отработке слуховых навыков, но и творчеству (создание аранжировок, игра на виртуальном синтезаторе). Однако, по техническим причинам такое преподавание музыки в наших условиях пока невозможно.

Музыка и языки (казахский, английский)

На уроке музыки учащиеся обогащают свои знания языков (русского, казахского, конечно, в большей степени, хотя мы соприкасаемся и с английским). В программе по музыке - много казахских музыкальных произведений. Названия произведений требуют перевода на русский язык. Разучивание песен на казахском/английском также сопровождается переводом на русский язык. Во время работы над репертуаром тексты песен на казахском языке, как правило, запоминаются сами собой, что обогащает словарный запас школьников.

Все вышеперечисленные предметы соприкасаются с музыкой лишь частично . Это только моменты урока, вводимые в зависимости от их целесообразности. Наиболее тесная и систематическая взаимосвязь моих уроков прослеживается с литературой и ИЗО. Искусствам свойственно перетекать друг в друга. Человеческое мышление опирается в своей основе на ассоциации. И человеческое восприятие синкретично : звук -цвет -слово -жест.

Музыка + литература + ИЗО

В планировании своих уроков я опираюсь на две аксиомы: «восприятие синкретично» и «восприятие - это сотворчество»

Наукой доказано, что эмоциональный отклик и мыслительные процессы неразрывны

Голос связан с речью, а речь – материальная основа мышления . «Существует известный афоризм: "У хорошего певца хорошая дикция, у плохого певца и дикция плохая". Это указывает на тесную связь дикции с правильным голосообразованием". (Н.Малышева) К.С.Станиславский часто говорил: "Хорошо сказанное слово - уже пение, а хорошо спетая фраза - уже речь". Голос и слух едины в совместном развитии. Связь между слухом и голосом двухсторонняя: не только голос не может формироваться без участия слуха, но и слух также не может развиваться без участия голосовых органов. В пении, так же как и в обычной речи, необходимо наличие аппарата как создающего, так и воспринимающего звуки. Известно, что ребенок, полностью потерявший слух в раннем детстве (до года) в результате заболевания органов слуха, становится не только глухим, но и немым.
Слуховые восприятия осуществляются через деятельность голосовых органов, слушая речь, музыку или пение, мы "про себя", а иногда и вслух, повторяем их и только после этого воспринимаем.

Доказана связь слуха и зрения биофизиком П.П.Лазоревым в 1905 году. На музыкальное восприятие влияет то, что человек в этот момент воспринимает зрением (образы, освещение). На свету звуки кажутся сильнее. Человек описывает музыку в зрительных образах: светлая, прозрачная, мрачная, солнечная, блестящая, яркая, сильная, темная, тусклая. Известны примеры "цветового" восприятия музыки у великих композиторов: Н.А.Римского-Корсакова, А.Н.Скрябина, когда зрительные впечатления придают слуховым ярко выраженный эмоциональный характер: композитор пишет не только то, что слышит, но и то, что видит.
Творчество невозможно без воображения, а основа воображения - внутренний слух и внутреннее зрение (способность “внутри себя”, “мысленно” увидеть то, чего глазами в данный момент не видишь). Развитие воображения, образного и ассоциативного мышления возможно методом синтеза искусств, перекодирования содержания одного вида искусства в другое:

музыка живопись, дизайн

музыка скульптура

музыка движение, хореография

музыка театр

музыка литература, поэзия и т.д.

Передать настроение музыки предлагаю школьникам в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, материала, орнамента, конструирования, слов, строк, театральной композиции, движения и т.д.

Индивидуально-дифференцированная (творческая) интеграция на уроке музыки.

Восприятие – это сотворчество. И каждый человек индивидуален. Одним из наиболее важных аспектов эффективного формирования познавательной деятельности учащихся является учет их семантики в процессе познания. Общеизвестно, что внутренний образ обладает особыми возможностями для кодирования/декодирования информации. Поэтому я стремлюсь к доминированию на своих уроках индивидуального творческого отношения ученика к миру. Я не приклеиваю штампа к музыкальному сочинению: «Ребята, здесь композитор хотел выразить то-то и то-то; или, эту музыку следует воспринимать так-то и так-то». Я стараюсь лишь настроить на восприятие, и тогда каждый ребенок услышит в музыке что-то созвучное его индивидуальности. Я не ограничиваю школьников в выборе формы творческого отклика, главное – увлечь их этой работой.

Опираясь на синкретизм восприятия, я стремлюсь на уроке к синтезу искусств. Деятельность учащегося организую как единство слушания музыки, исполнения, создания; выполнение эвристических, творческих заданий-откликов личного музыкального восприятия. Серия творческих заданий включает в себя: рисунки, стихи, сочинения, танцевальные номера, музыкальные кроссворды, рефераты, создание семантических образов и семантически-когнитивных карт с их творческой защитой, музыкальная импровизация и исполнение музыкальных произведений, создание откликов в виде подбора репродукций, фотографий, стихов, слайдов к прослушанной музыке (показываю творческие работы учащихся) .

Даю детям право выбора для создания своего произведения искусства. Я не требую, чтобы это был обязательно шедевр. Главное, отклик должен выражать то, что ученик «услышал». Так, слушая Пятую симфонию Бетховена, один мальчик перечеркал лист бумаги разноцветными карандашами. Показывая свою работу, он сказал: «То, что я нарисовал, было в душе у композитора». Он не смог подобрать слова «смятение» и «напряжение», но его отклик очень точно выражало музыкальный образ.

Рождение творческого отклика может быть индивидуальным и коллективным. Это, сближает ребят, даёт возможность творить, доставляя радость общения и созидания, эстетическое наслаждение в процессе выполнения задания и его представления. С целью углубления музыкального восприятия в пении, дополняю пение движениями: мы поем с ритмическим оформлением, с дирижированием (ребята сами рукой отмечают метрическую сетку песни во время исполнения), поем с выразительными жестами там, где это уместно.

Приобщение к мировым культурным традициям повышает адаптивные возможности человека в нестабильных условиях, способствует успешности его социализации, позволяет творчески подходить к решению проблем. Культура выступает как “фактор творческого жизнеустройства”. Декларируемая в настоящее время идея гуманизации и гуманитаризации образования может быть реализована, на мой взгляд, только посредством глубокого проникновения культуры и искусства в содержание образования. Это повлечёт за собой пересмотр методов и средств решения воспитательно-образовательных задач, расширение прав искусства в школе, предоставление ему достойного места в системе образования.

Интегративный подход к эстетическому воспитанию школьников помогает успешно решить ряд задач обучения и воспитания. Развиваются творческие способности ученика, его воображение, эстетические переживания, фантазия.

Таким образом, интеграция с другими учебными дисциплинами на уроках формируют у ребенка целостное восприятие окружающего мира, обеспечивают прочность и устойчивость знаний на основе расширения ассоциативных связей, развивают духовный мир ребенка, его воображение, эмоциональную сферу, воспитывают у него умение слушать серьезную музыку, воспринимать и понимать произведения искусства.

Литература:
1. Кондаков Н. И. Логический словарь-справочник М.: Наука, 1975.
2. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983.
3. Сухаревская Е. Ю. Технология интегрированного урока Изд-во Учитель, 2003.
4. Чумичева Р. М. Ребенок в мире культуры Ставрополь, 1998.

    Астафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. Л., 1973 г.

    Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы. М., 1983 г.

    Развивающее обучение: история, теория, практика (Материалы научно-практической конференции, октябрь 1998) М.: Начальная школа, 1998.

    Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. М., 1997 г.

    Выготский Л.С. Психология искусства.

    Пекерская Е.М. «Вокальный букварь»

    Белобородова В.К. Методика музыкального образования. М., “Академия”, 2002 г.

    Дмитриева А.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. М., “Академия”, 1998 г.

    Занков Л.В. Избранные педагогические труды. М., 1990 г.

    Смирнов М.С. Эмоциональный мир музыки. М., “ Музыка. ” 1990 г.

    Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.,1996 г.

    Усов М.В. Вопросы музыкальной педагогики. Выпуск 10. М., “Музыка”, 1991 г.

    "Артпедагогика и арттерапия в образовании".
    Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская.

    Современные технологии музыкотерапии.
    А.Гончаров .

Межпредметные связи как основа интеграции.

Изменения, происходящие в настоящее время в науке, на производстве, в социальной жизни, вызывают необходимость разработки новых подходов к системе обучения и воспитания учащихся. С этой целью обновляется содержание школьного образования, корректируются учебные планы, совершенствуются программы и учебники, методы и формы организации обучения. Вместе с тем следует отметить, что в имеющихся методических пособиях и рекомендациях для учителей не находят должного отражения современные достижения в дидактике и методиках преподавания основ наук. Предметная система обучения, в том числе в начальных классах, предусматривает автономное рассмотрение отдельных действительности и ориентирует учащихся на усвоение знаний в той или иной области, слабо связанных между собой. Между тем, начальное образование могло бы явиться первой ступенью, обеспечивающей межпредметную интеграцию как базу для дальнейшего развития ключевых знаний в последующих этапах общеобразовательной школы. Специфика учителя начальных классов такова, что он один обучает детей по нескольким дисциплинам. Чем это интересно? А тем, что каждый предмет представляет собой базовые знания из разных областей действительности. Так, например, природоведение объединяет 7 областей знаний, математику – 3 и т.д. При отборе учебного материала учитываются возрастные особенности младших школьный, а также современный уровень развития науки. Следовательно, объективно заложенные внутрипредметные связи могли бы способствовать и естественному установлению межпредметных связей в целях интеграции знаний при рассмотрении определённых объектов, явлений, процессов. Отметим, что проблема межпредметных связей – это не новая проблема для педагогики. Дидактическая важность этой проблемы всегда обосновывалась философскими взглядами на процессы дифференциации и интеграции научного знания на той или иной ступени общественного развития. Актуальность задачи использования межпредметных связей в учебном процессе в разные периоды подчёркивали Я.А.Коменский, Д.Локк, И.Гербарт, А.Дистверг, К.Д.Ушинский. Особый интерес в плане рассматриваемой проблемы представляют комплексные программы 20-х годов. «Отличительная черта новой программы – стремление провести комплексный метод. Этот метод состоит в том, что изучаются не изолированные учебные предметы, но выдвигаются так называемые центральные темы… Так, например, выдвигается тема «Наступление зимы»; при разработке этой темы ученики изучают природу и жизнь человека ранней зимой – наблюдают, записывают, читают, рисуют и лепят, производят математические вычисления… Предлагаемые программы дают центральные опорные темы и демонстрируют, как можно при разработке их связывать даваемые из различных областей знания воедино – связывать воедино так называемое трудоведение, обществоведение, природоведение, навыки языка, искусства, математические»1. Наряду с указанным достоинством (взаимосвязь учебных предметов и разных областей знаний) комплексные программы имели существенные недостатки (снижение значения теоретических знаний; идеализация опыта ребёнка; искусственные, надуманные связи между предметами пол их формальному сходству) и поэтому были заманены программами, предусматривающими самостоятельность учебных предметов. В современной педагогической литературе имеется более 30 определений категории «межпредметные связи», существуют различные подходы к их обоснованию к их обоснованию и классификации. Разработкой данной проблемы занимались такие известные учёные, как Г.И.Белинский, И.Д.Зверев, Д.М.Кирюшкин, П.Г.Кулагин, Н.А.Лошкарёва, В.Н.Максимова, Т.Ф.Федорец, В.Н.Фёдорова и другие, высказывающие свою точку зрения на дифинирование, функции, типы и виды межпредметных связей. На наш взгляд, наиболее точное определение категории «межпредметные связи» дано Г.Ф.Фёдорцом: «Межпредметные связи есть педагогическая категория для обозначения синтезирующих, интегративных отношений между объектами, явлениями и процессами реальной действительности, нашедших своё отражение в содержании, формах и методах учебно-воспитательного процесса и выполняющих образовательную, развивающую функции в их органическом единстве»2. Как видим, в данном определении обращается внимание на цель установления межпредметных связей. Исходя из этого, подчёркивается необходимость иного подхода к отбору содержания, выбора методов и форм обучения. Такого рода изменения в содержании и методах обучения могут обеспечивать качественно новый уровень в решении задач образования, развития и воспитания младшего школьника. Вместе с тем, анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме межпредметных связей показывает, что она в большей степени разработана на дидактическом уровне и в методике преподавания разных дисциплин в среднем и старшем звеньях средней школы, а в дидактике и в методиках начальных классов исследована крайне недостаточно. Так, если в программах для среднего и старшего концентров по различным учебным предметам существует раздел «межпредметные связи», то в программах начальных классов такого раздела нет ни в одном учебном предмете. Для того чтобы выявить понимание учителями начальных классов значения межпредметных связей в учебном процессе, а также оценить опыт их работы по установлению связи между предметами и выявить мнения относительно интегрированного подхода к начальному обучению, учителям была предложена следующая анкета: 1. Каково, на Ваш взгляд, значение межпредметных связей в учебном процессе? 2. Устанавливаете ли Вы межпредметные связи при обучении младших школьников? Если да, то, между какими предметами? 3. Ваше мнение о создании интегрированных курсов в начальных классах? Анализ материалов анкет показал, что большинство учителей осознают необходимость использования межпредметных связей в процессе обучения. Ими приводятся, например следующие аргументы: «возможность изучения материала по разным предметам как единого целого», «широкая возможность для развития речи учащихся, для расширения кругозора младших школьников», «развивается умственная деятельность», «усиливается желание учиться», «формируются нравственные качества» Данные ответы свидетельствуют о понимании учителями позитивной роли межпредметных связей в решении задач образования, развития и воспитания учащихся начальных классов. Правда, в ответах в основном указывалась лишь одна из названных выше функций. К сожалению, некоторые учителя вообще не смогли ответить на первый вопрос. Далее, преобладающее большинство опрошенных решают проблему межпредметных связей на уровне только двух учебных дисциплин. В итоге получилось достаточно много парных комбинаций, применяемых учителями, а именно – 13. Например, учителями объединяются чтение и русский язык, математика труд, физкультура и музыка, ИЗО и музыка, природоведение и чтение и др. Как уже отмечалось выше, никто из учителей не указал на установление связей между более, чем двумя предметами. Отвечая на третий вопрос, все учителя подчёркивали важность создания интегрированных курсов в начальных классах. И решение данной проблемы они правомерно связывают с новым характером подготовки преподавателей школ. Классическим примером предмета, предполагающего установление всевозможных типов и видов межпредметных связей и обеспечивающего интеграцию в начальных классах, является природоведение. Содержание курса природоведения может представлять собой органическое соотношение естественного, гуманитарного и художественного циклов. Установление межпредметных связей с предметами различных направлений позволяет подойти к формированию ведущей идеи курса – «взаимосвязь природы, человека и общества» - в её целостности и с позиции экологической проблематики. Обратимся к программе по природоведению с целью выявления межпредметных связей и анализа, содержания учебных тем с интегративных позиций. В данном случае мы солидарны с мнением Г.Ф.Фёдорца, утверждающего, что тематическое рассмотрение проблемы обеспечивает возможность осуществления межпредметных связей между темами самых различных учебных предметов. Этот подход позволяет избежать ограниченности двухсторонних связей и так называемый «цикловой координации» учебных дисциплин, когда связи искусственно ограничиваются рамками двух предметов или определённого цикла (естественно - математического, гуманитарного, художественно-эстетического и т.д.) 3. Проблема интеграции является актуальной для современной школы. Существуют разные подходы к решению данного вопроса. Ряд авторов предлагает специально разработанные интегрированные курсы для старшего, среднего и младшего школьного возраста. В таком случае возникает проблема подготовки учителя, владеющего знаниями по данным курсам, а также проблема создания учебно-методических комплектов. Иной подход – объединение отдельных учебных тем на межпредметной основе, который исключает систему в интегрированном обучении. Итак, проанализировав литературу и опыт работы учителей по проблеме межпредметных связей, мы пришли к следующим выводам. 1. Интеграция на основе межпредметных связей – это естественная взаимосвязь наук, учебных дисциплин, разделов, тем разных учебных предметов на основе ведущей идеи и ведущих положений с глубоким, последовательным и многогранным раскрытием изучаемых процессов и явлений. 2. При разработке системы интегрированных уроков ориентированных на установление межпредметных связей, учителю необходимо определить их цель, пересмотреть содержание изученного материала, выбрать методы, средства и формы организации обучения, адекватные постановленной цели, спрогнозировать результат. 3. Система интегрированных уроков межпредметного характера должна занимать большую часть годовой программы учебной дисциплины. 4. Многогранное раскрытие явлений и процессов, изучаемых, в частности в природоведении и основанное из взаимосвязи естественно - научных, гуманитарных и художественно-эстетических знаний, способствует формированию личности ребёнка, умеющий мыслить, чувствовать, сопереживать, действовать.