Особенности китайской партийной системы ее конституционное оформление. Партийная система китая

PR политических партий в современной России

Обладая огромными возможностями в формировании общественного мнения, средства массовой информации играют важную роль в реализации задач паблик рилейшнз. Считается даже...

Особенности функционирования и развития современных политических партий

Политика как общественное явление

Важнейшими субъектами политических отношений в демократических странах являются политические партии. Они прошли долгий путь формирования и эволюции. В разнообразных формах группировки, фракции, клики существовали уже в ранних государствах...

Политическая система современной Сербии

В современных демократических государствах (или в государствах стремящихся к демократии) политическая жизнь может протекать по разному...

Политические деятели: дань моде или веленье времени

В украинской политике существует понятие «партия власти». Партия власти -- это, как правило, специально учреждённая партия, призванная поддерживать в парламентах курс действующего президента или премьер-министра...

Политические партии

Политическая партия (от лат. партис - часть чего-либо) - это организованная группа единомышленников...

Политические партии и общественно-политические движения: общее и особенное

Политические партии современных государств

Политические партии, их признаки и функции

Слово «партия» латинского происхождения и переводится как «часть». Задолго до формирования современных политических партий так называли группы, соперничающие между собой в сфере власти, либо во влиянии на власть...

Политические учения древности

Политические учения Древнего Китая (Конфуций, даосизм, легизм) Лао-цзы (VI в. до н. э.) - считается основателем даосизма, одного из наиболее влиятельных течений древнекитайской философской и общественно-политической мысли...

Политический PR структура и функции

От степени умения и желания работать со СМИ нередко зависит успех деятельности различных предпринимательских структур, органов власти, отдельных руководителей, политиков...

Политический строй Германии

Согласно Основному закону, функция политических партий - содействовать формированию политической воли народа. Выдвижение кандидатов на политические посты и организация предвыборной борьбы приобретают, таким образом...

Современное понимание демократии

Для защиты прав и свобод личности, народ сам формирует правительство, которое состоит из политических партий. Политические партии - это свободные организации, которые являются связующим звеном между народом и государством...

Современные политические партии и общественно-политические движения

Политической партией надо называть организованную группу людей, разделяющих общую политическую программу и стремящихся законным путем прийти к власти, поставив своего президента и сформировав свое правительство...

Феномен многопартийности в политической системе КНР

Помимо Коммунистической партии Китая, занимающей руководящее положение, существуют ещё 8 партий, называемых демократическими. К ним относятся: Демократическая Лига Китая, Революционный комитет Гоминьдана Китая...

Международный информационно-аналитический журнал «Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык». № 3 (06). Сентябрь 2015 (http://ce.if-mstuca.ru)

УДК 321 ББК 66.3(4/8) Б24

А. В. Баринкова Иркутск, Россия Е. В. Кремнёв Иркутск, Россия

ПАРТИЙНАЯ СИСТЕМА КНР В ТИПОЛОГИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ:

ОДНОПАРТИЙНОСТЬ ИЛИ НЕКОНКУРЕНТНАЯ МНОГОПАРТИЙНОСТЬ?

В статье рассматриваются основные типологии партийных систем и даётся анализ партийной системы КНР. Особое внимание уделено рассмотрению Народного политического консультативного совета Китая как особого органа системы многопартийного сотрудничества и политической консультации.

Ключевые слова: партийная система, однопартийная система, многопартийная система, система многопартийного сотрудничества и политической консультации, Народный политический консультативный совет Китая.

Barinkova Alyona Vadimovna Irkutsk, Russia Kremnyov Evgeny Vladimirovich

PARTY SYSTEM OF CHINA IN THE TYPOLOGY ASPECT:

ONE-PARTY SYSTEM OR NON-COMPETITIVE MULTIPARTY SYSTEM?

The article discusses the basic typology of party system and analyses the party system of China. Particular attention is paid to the Chinese People"s Political Consul-

© Баринкова А. В., Кремнёв Е. В., 2015

tative Conference as a special body of multi-party cooperation and political consultation.

Key words: party system; one-party system; multiparty system; multi-party cooperation and political consultation; Chinese People"s Political Consultative Conference.

На сегодняшний день существует немало типологий партийных систем, однако большинство из них были созданы еще во второй половине ХХ века, к тому же все наиболее распространённые типологии основаны на сформировавшихся в тот период партийных системах стран Европы и Америки, партийные системы стран Азии были исключены из изучения. Тем не менее, впоследствии данные типологии также были взяты за основу для изучения азиатских партийных систем. Между тем, партийная система КНР окончательно сформировалась к началу 80-х гг. ХХ века и уже тогда значительно отличалась не только от партийных систем Европы и Америки, но и от партийной системы СССР. В незначительной степени на неё повлияли и глобализационные процессы, к которым Китай присоединился с тех пор и продолжает активно присоединяться по сей день [Жеребцова, 2013].

Современное состояние партийной системы КНР можно описать через следующие характеристики:

1) официально существует 9 политических партий - КПК и 8 демократических партий;

2) Коммунистическая партия Китая является правящей, демократические - участвующими в политической жизни;

3) степень участия демократических партий в политической жизни страны строго определена законодательством;

4) идеологические разногласия между партиями отсутствуют;

5) оппозиция отсутствует и запрещена;

6) важным звеном партийной системы является Народный политический консультативный совет Китая, в который входят демократические партии, общественные организации и беспартийные деятели;

7) основу системы составляют сотрудничество между всеми участниками партийной жизни и консультации, а не конкуренция и борьба.

Указанные характеристики, совмещающие однопартийность и многопартийность, делают партийную систему КНР в некотором роде уникальной. Эти характеристики не в полной мере укладываются в существующие в настоящий момент типологии, что не позволяет однозначно типологизировать их как тот или иной вид партийной системы, которые были описаны в политологической науке в ХХ веке. В связи с этим, партийные идеологи КПК выводят свою формулу партийной системы КНР, называя её «системой многопартийного сотрудничества и политических консультаций под руководством Коммунистической партией Китая» [Пу Синцзу, 2003]. Данная формула закреплена как один из основных политических институтов в Конституции КНР [Конституция]. Подчеркивая отличие этой системы от других (в том числе в ответ на критику западных политологов и общественно-политических деятелей), китайские идеологи указывают на то, что она эффективно выполняет возложенные на неё функции, т. е. обладает рациональностью, что для китайцев является одним из основных критериев оценки, в том числе и общественно-политических явлений [Звездина, 2013].

В качестве основной задачи нашей статьи мы ставим попытку вписать партийную систему КНР в основные типологии партийных систем мира, чтобы определить ее место среди этих систем.

1. Место партийной системы КНР в типологии по количественным критериям

В основу классификации партийных систем Девюрже положен количественный критерий. В многопартийной системе, которую описывал М. Девюр-же, одного существования нескольких партий недостаточно, чтобы считать систему таковой, так как «многопартийность предполагает, что различные секто-

ры политической деятельности независимы и отдалены друг от друга, и только полностью тоталитарная концепция действительно четко устанавливает зависимость между проблемами» [Девюрже, 2002]. Таким образом, партийная система КНР согласно данной типологизации не может считаться многопартийной.

Однако однопартийная система в классификации М. Девюрже может существовать в трех видах: партиома с тоталитарной коммунистической партией, партиома с тоталитарной фашистской партией, партиома с единственной демократической партией, названная еще «потенциальной демократией», т. е. однопартийная система, эволюционирующая к многопартийной.

Коммунистическая партия Китая является правящей, при этом не является единственной партией в стране, а следовательно, не настолько тоталитарной, какой описывает коммунистическую партию в однопартийной системе Девюр-же. При полном подчинении всей политической жизни в Китае Коммунистической партии, факт существования не только демократических партий, но и успешно функционирующего Народного политического консультативного совета, делает эту систему не однозначно однопартийной. К тому же под такой однопартийной системой с тоталитарной коммунистической партией Девюрже понимает партийную систему СССР, где никогда не существовало никакой другой партии, кроме коммунистической. Проводимые НПКСК консультации Коммунистической партии КНР с различными демократическими партиями, а также встречи на высоком уровне и регулярные собеседования под председательством ЦК КПК с участием руководителей демократических партий и беспартийных деятелей являются немаловажным фактором взаимодействия КПК и демократических партий. Кроме того, КПК подчеркивает, что «политические консультации и демократический надзор являются важной составной частью партийно-государственной системы, это одно из главных средств КПК для более эффективного управления государством» [У Чжихуа, 2003], поскольку совместные дискуссии являются мощным инструментом в поисках путей решений задач [Макеева, 2012].

Таким образом, классификация Девюрже не учитывает феномен существования партийных систем, подобных китайской. Тем не менее, в данной классификации можно было бы выделить четвертый подтип однопартийной системы, который учел бы специфику КПК и всей партийной системы в целом, то есть подтипы однопартийной системы и вся классификация по количественным критериям в целом может выглядеть следующим образом:

1. Однопартийные системы:

Однопартийная система с тоталитарной фашистской партией;

Однопартийная система с единственной демократической партией;

Однопартийная система с тоталитарной коммунистической партией по типу СССР;

Однопартийная система с коммунистической партией по типу КНР.

2. Двухпартийные системы:

Американский бипартизм;

Английский бипартизм;

Латиноамериканский дуализм.

3. Многопартийные системы (существуют три и более партии).

2. Место партийной системы КНР в типологиях по смешанным количественно-качественным критериям

2.1. Типология по критериям поляризации и фрагментации

Дж. Сартори помимо количественного критерия для анализа партийных систем предложил использовать еще и качественные критерии поляризации и фрагментации (под полюсом партийной системы Сартори понимал притяжение родственных по идеологии партий, под фрагментацией - разделение партиомы на полюса и отдельные партии). Это позволило ему выделить семь типов партийных систем: однопартийная система, гегемонистская система, система с доминирующей партией, двухпартийная система, система ограниченного плюрализма, система крайнего плюрализма, атомизированная система .

К последним четырем системам партиома КНР не может быть отнесена, поскольку не обладает большинством признаков, приписываемых Сартори такого

рода системам. К однопартийной системе ее не позволяет отнести формальный количественный признак. Отметается и система с доминирующей партией, где не должны нарушаться демократические процедуры, регулярно проводятся выборы, все партии получают равные возможности для коммуникации с избирателями. В такой системе одна из партий, не создавая себе каких-либо искусственных преимуществ, регулярно, чаше всего абсолютно, побеждает на выборах, однако в государстве без каких-либо препятствий могут формироваться новые партии, которые выдвигают свои программы и могут сменить у власти доминирующую партию.

Таким образом, в классификации Дж. Сартори партийная система КНР ближе всего оказывается к гегемонистской, потому как в гегемонистской пар-тиоме допускается существование других, так называемых «подчиненных» партий. Но при условии, что гегемонии партии, находящейся у власти, не может быть брошен вызов. Особенностями таких систем являются: отсутствие формальной и фактической конкуренции за вхождение во власть, исключение возможности чередования правящих партий. «Гегемонистская партия остается у власти, нравится это или нет» , однако долгое, бессменное правление партии-гегемона ведет к срастанию ее с государственными структурами, бюрократизации и коррупции, что без смены политической системы может привести к изменению системы партийной.

Главное препятствие тому, чтобы однозначно назвать партийную систему КНР гегемонистской состоит в том, что, по мнению Сартори, партии в такой системе могут быть оппозиционными. В гегемонистской системе существуют свободные выборы, но механизм воздействия партии-гегемона на общество столь силен, что партии-конкурентки практически не имеют шансов на победу. В этом и состоит основное различие между просто однопартийной и гегемо-нистской системой: в первой у правящей партии нет соперниц, во второй они номинальны, но при определённых условиях могут стать реальными [Исаев, 2008].

Между тем, Коммунистической партии Китая не может быть брошен вызов от демократических партий, отсутствует как формальная, так и фактическая конкуренция за власть, исключена возможность чередования партий. Демократические партии в КНР не представляют собой ни коалицию правящих партий, не относятся к партиям оппозиционного характера, однако им предоставлена собственная роль в политических процессах в КНР при признании ими руководящей роли Компартии. Следует отметить, что, по мнению некоторых исследователей, сегодня их политическая роль значительно ниже, чем в первые годы после прихода к власти коммунистов: тогда представители демократических партий и общественных кругов занимали гораздо больше государственных должностей. В настоящее время некоммунисты занимают гораздо меньше высоких постов, несмотря на то, что их представители есть среди заместителей председателя верховного народного суда, генерального прокурора, министров, замов губернаторов провинций, а также члены руководства демократических партий заседают в Постоянном комитете ВСНП.

Вместе с тем, аналитики отмечают, что политическая роль демократических деятелей возросла с начала 80-х гг., в основном благодаря внедрению практики предварительного консультирования с представителями демократических партий и общественных организаций до принятия важнейших государственных решений [Сосковец, 2008]. Более того, у них запрашивается мнение по документам, намечаемым для обсуждения и принятия на съездах КПК или пленумах ЦК КПК, проектам решений по крупным вопросам политики и кадровым назначениям, проектам важнейших законов и других нормативных актов. В некоторых случаях демократические деятели инициируют важные политические изменения, например, усиление парламентской и научной дипломатии, и экономические проекты общегосударственного значения, например, создание экономической зоны освоения дельты реки Янцзы. Это указывает на поиск руководства КПК путей взаимодействия с социальными слоями, не воспринимающими полностью коммунистическую идеологию, но разделяющими идею «социализма с китайской спецификой», т. е. развитием различных форм собствен-

ности под государственным контролем. Но, конечно, в основном и главном работа КПК с демократическими партиями и беспартийными демократическими деятелями является важнейшей составной политики сплочения китайского народа, лежащей в основе стабильного развития страны, недопущения антинародных эксцессов типа «культурной революции».

Политические консультации перед принятием решения или в процессе принятия решения - один из основополагающих принципов в современной политике. Члены различных демократических партий под руководством Коммунистической партии КНР участвуют в выработке и осуществлении важных курса, политики, законов и постановлений государства; принимают участие в консультациях по важным вопросам государственной политики и по кандидатурам руководителей государственных органов; принимают участие в управлении делами страны, то есть, несмотря на то, что фактически правящей партией является КПК, демократические партии в составе НПКСК уже принимают участие в управлении страной, но при этом конкурентная борьба за власть в этой системе полностью исключена.

Таким образом, классификация по критериям поляризации и фрагментации требует выделить подтип, который учел бы особенности партийной системы КНР - гегемонистская система без оппозиционных партий. И тогда классификация по критериям поляризации и фрагментации может выглядеть следующим образом:

1) однопартийная система;

2) гегемонистская система с оппозиционными партиями;

3) гегемонистская система без оппозиционных партий;

4) система с доминирующей партией;

5) двухпартийная система;

6) система ограниченного плюрализма;

7) система крайнего плюрализма;

8) атомизированная система.

2.2. Типология по степени политического влияния партий

По мнению Ж. Блонделя, в качестве критериев типологизации можно брать число партий, их силу, место в идеологическом спектре, природу их поддержки, организацию и тип лидерства. Данная типология отличается от остальных в первую очередь тем, что не предполагает существования однопартийных систем, поскольку, по мнению Блонделя, для существования системы партии нужно взаимодействовать с другими участниками партийной жизни, а именно -партиями. Единственной же партии в стране взаимодействовать не с кем, следовательно, и системой ее назвать нельзя. Таким образом, он выделяет двухпартийные системы, системы «двух с половиной» партий, многопартийные системы с доминирующей партией, многопартийные системы без доминирующей партии.

Оспаривая Блонделя, можно констатировать, что однопартийные системы могут существовать как совокупность единственной партии, управляющей профессиональными, молодежными, кооперативными, женскими, творческими, даже юношескими и детскими организациями, также органами государственной власти. Партия в этом случае подменяет национальные и групповые цели своей партийной целью [Адилханян, 2014]. Оставаясь же в рамках его типологии, партийная система КНР также может расцениваться как система благодаря существованию других политических партий кроме КПК и сложному механизму их взаимодействия посредством НПКСК и консультаций. Между тем, для многопартийных систем, как и во всех предыдущих типологиях, одним из обязательных условий для этого является обязательное наличие конкуренции и состязательности между партиями, а в КНР отсутствует какая бы то ни была конкуренция, а роли всех партий строго определены.

В отличие от Сартори, который многопартийную систему с доминирующей партией не классифицирует с точки зрения идеологии партий, существующих в данной системе, Блондель выделяет многопартийную систему с доминантной социалистической партией и разделенным правым спектром и многопартийную систему с доминантной правой партией и разделенным левым спектром. Учи-

тывая тот факт, что в партийной системе КНР доминирующей партией является КПК, и кроме нее существует 8 демократических партий, то партийную систему КНР, основываясь на критериях Блонделя и введя критерий неконкурентности, можно назвать многопартийной системой с доминирующей коммунистической партией и консультирующим правым сектором. Таким образом, типология партийных систем по степени политического влияния партий может выглядеть следующим образом:

1) двухпартийные системы;

2) системы «двух с половиной» партий:

Система с основными партиями слева и справа и значимая партия в центре;

Система с основными партиями в центре и справа и значимая левая партия;

3) многопартийные системы с одной доминирующей партией:

С доминантной социалистической партией и разделенным правым спектром;

С доминантной правой партией и разделённым левым спектром;

С доминантной коммунистической партией и консультирующим правым сектором;

Многопартийные системы без доминирующей партии.

3. Место партийной системы КНР в типологиях по качественным критериям

3.1. Типология по критериям состязательности, возможности смены правящей партии и показателю идеологизированности

Если обратиться к типологиям, основанным на сугубо качественных характеристиках, то здесь следует рассмотреть классификацию Дж. Лаполам-бара и М. Вайнера. Они ввели три взаимосвязанных критерия, различающих партиомы по оси «демократия - тоталитаризм»:

1) по степени открытой и честной состязательности партийные системы делятся на:

Конкурентные;

Неконкурентные;

2) по возможности смены правящей партии у кормила власти партийные системы делятся на:

Оборотные;

Гегемонистские;

3) по показателю идеологизированности партийных систем партийные системы делятся на:

Идеологические;

Прагматические.

По второму и третьему критериям, кроме того, возможны еще четыре субкатегории (подтипа) партийных систем:

Гегемонно-идеологическая;

Гегемонно-прагматическая;

Оборотно-идеологическая;

Оборотно-прагматическая .

Партийную систему КНР можно отнести к неконкурентной партиоме, по причине того, что в ней отсутствует открытая и равная партийная борьба, оппозиционным партиям чинятся всевозможные искусственные препятствия (они изначально запрещены в КНР), а у правящей партии преимущества закреплены Конституцией, где она называется «правящей». По второму критерию (возможность смены правящей партии у кормила власти) партийная система КНР не относится ни к оборотной (потому как ни одна партия не имеет реальной возможности прийти к власти, совершить смену правящей партии), ни к гегемо-нистской партийной системе (в которых партия-гегемон стремится не допустить остальные партии к управлению страной, используя для этого вполне демократические процедуры выборов, коалиционной политики, избирательных технологий и т. д.) снова по причине того, что ее исключительное правление закреплено Конституцией.

Третьим критерием у Лаполамбара и Вайнера является показатель идеологизированности партийных систем. Партийная система КНР не относится ни к идеологической из-за отсутствия между партиями больших идеологических

разногласий, ни к прагматической по причине того, вся система достаточно идеализирована. Однако партийную систему КНР можно назвать гегемонно-идеологической в связи с тем, что КПК, безусловно, является партией-гегемоном, выступает носителем идеологии, подчеркивает свою идеологизиро-ванность, идеологизируя все отношения в партийной системе, что входит в концепцию «мягкой силы», которая «считается в КНР одним из компонентов комплексной мощи государства» [Леконцева, 2010].

3.2. Типология по критерию агрегации интересов

Партийные системы, по мнению Г. Алмонда, разделяются на:

1) состязательные:

Конфликтные;

Примирительные;

Партийная система с эксклюзивной политической партией;

Партийная система с инклюзивной политической партией [Алмонд, 2002].

Опираясь на данные критерии партийную систему КНР можно назвать авторитарной системой с инклюзивной политической партией, так как независимый протест и политическая активность в подобного рода системе вне официальных каналов запрещается. В КНР существование политических партий и общественных организаций строго регламентировано, а выдвижение автономных требований допускается только в ограниченном масштабе - либо в рамках партии, либо со стороны связанных с ней групп. Все предложения, критика и т. д. выдвигаются и выслушиваются либо в рамках съездов КПК, демократических партий, съездов ВСНП или же НПКСК и т. д.

Таким образом, анализируя партийную систему КНР в рамках различных подходов западных политологов и дополняя типологии в соответствии с присущими только партиоме КНР уникальными признаками, её можно типологи-зировать как:

Однопартийную систему с коммунистической партией по типу КНР;

Гегемонистскую систему без оппозиционных партий;

Многопартийную систему с доминантной коммунистической партией и консультирующим правым сектором;

Неконкурентную гегемонно-идеологическую систему;

В результате, спорным остается лишь вопрос об отнесенности партиомы КНР к однопартийным или многопартийным системам в силу неоднозначности присущих ей характеристик, что делает очевидным необходимость разработки подходов, которые учли бы феномен партийной системы КНР.

Библиографический список

1. Адилханян И. Л. Идеологическая мотивированность китайского политического партийного дискурса предметной области коррупции [Текст] / И. Л. Адилханян // Вестник Иркутского государственного лингвистического университета. Сер. Филология. - Иркутск, 2014. - № 1 (26). - С. 14-20.

2. Алмонд Г. Сравнительная политология сегодня: Мировой обзор [Текст] / Г. Алмонд, Дж. Пауэлл, К. Стром, Р. Далтон / Сокр. пер. с англ. А. С. Богдановского, Л. А. Галкиной; Под ред. М. В. Ильина, А. Ю. Мельвиля. М.: Аспект Пресс, 2002. 537 с.

3. Девюрже М. Политические партии [Текст] / Пер. с франц. Академический проект. М.: Академический проект, 2002. 560 с.

4. Жеребцова Е.В. Глобализация и миграция: поиск путей гармонизации межэтнических отношений [Текст] / Е. В. Жеребцова, Т. В. Воронченко // Материалы международного симпозиума «Миграционные мосты Забайкалья: задачи, проблемы, перспективы развития», Чита: Экспресс-издательство, 2013. С. 13-35.

5. Звездина Ю. В. Труд как концепт культуры: Китай и Россия / Ю. В. Звездина, И. В. Ерофеева // Русистика в Китае: традиции и инновации: сборник материалов Международной научно-практической конференции (г. Цицикар, КНР, 23-26 октября 2013 г.) / Забайкал. гос. ун-т (Чита, РФ), фонд «Русский мир», цицикарский университет (г. Цицикар, КНР); сост. Л. В. Воронова. - СПб: Златоуст, 2013. - 448 с. - С. 227-234.

6. Исаев Б.А. Теория партий и партийных систем [Текст] / Б. А. Исаев. М.: Аспект Пресс, 2008. 367 с.

7. Конституция КНР 1982 г. (с изм. 1988, 1993, 1999, 2004 гг.) [Электронный ресурс]. - http://chinalawinfo.ru/constitutional_law/constitution.

8. Леконцева К. В. Институты Конфуция как инструмент «гибкой власти» Китая / К. В. Леконцева // Вестник Забайкальского государственного университета. Чита: ЗабГУ, 2010. № 7 (64). С. 27-31.

9. Макеева С. Б. Влияние глобализации на процесс реализации внешнеполитической стратегии КНР по отношению к мировому сообществу [Текст] / С. Б. Макеева // Развитие стран в условиях глобализации: технологические, экономические, социальные и экологические проблемы: материалы Международной научно-практической интернет-конференции. -Тернополь (Украина): Крок, 2012. - С. 120-122.

10. Сосковец Л. И. Социально-политическая система КНР [Текст] / Л. И. Сосковец. Томск: Издательство Томского политехнического университета, 2008. 177 с.

11. Political Parties and Political Development [Текст] / Ed. Ьу J. Lapolambara, М. Weiner. - Princeton, N.J.: Princeton University Press, 1966. - 487 p.

12. Sartori О. The Typology of Party System [Текст] / O. Sartori. - New York: Mass Politics. Studies in Political Sociology, 1977. - 328 p.

13. ГЙМШ (Пу Синцзу). Ш^ФНШ^Ж [Текст] / -2003. - 423 Ж.

14. М&Ф (У Чжихуа). [Текст] / 2003. - 438 Ж.

Тема 5. Партийная система КНР: проблемы реформирования.

1. Политическая динамика и эволюция Единого фронта.


  1. Политическая динамика и эволюция Единого фронта. В ходе вооруженной борьбы КПК и социалистического строительства в стране сформировался широкий патриотический Единый фронт, в который входят различные демократические партии и народные организации, все лица, поддерживающие преобразования, а также патриоты, выступающие за объединение Китая.
Организационной формой Единого фронта явился Народный политический консультативный совет Китая (НПКСК) . Согласно действующей Конституции КНР, он призван сыграть «важную роль в политической и общественной жизни страны, во внешних дружественных связях, в борьбе за осуществление модернизации, за сохранение единства и сплоченности страны».

Функционирующим в сезонном порядке органом НПКСК является Всекитайский комитет НПКСК , призванный проводить курс «долговременного сосуществования компартии с демократическими партиями и беспартийными деятелями, а также осуществлять политику «взаимного контроля» участников Единого фронта». С этой целью ВК НПКСК должен проводить политические диалоги с КПК по политическим и социально-экономическим вопросам, вносить в высший орган государственной власти предложения и замечания по обсуждаемым вопросам.

Эти функции Единого фронта (называвшегося до 1965 г. «народно-демократическим фронтом») не осуществлялись во время «культурной революции» (1966-1976 гг.). Сессии ВК НПКСК в период с января 1965 по февраль 1978 г. не созывались.

Политическая и организующая роль КПК проявлялась через органы Единого фронта, в который непременно включались все демократические партии. С сентября 1949 г. по декабрь 1954 г. вместо единого устава всех организаций, входящих во Фронт, действовал организационный статут НПКСК. В декабре 1954 г. на первом заседании Всекитайского комитета НПКСК он был заменен Уставом НПКСК, а Общая программа НПКСК заменялась Конституцией 1954 г. В первом Уставе НПКСК подчеркивалась необходимость усиления руководящей роли КПК в Едином фронте по мере его укрепления и развития. После принятия этого Устава все демократические партии решениями их центральных органов объявили программным документом каждой партии его «общие положения».

В 1956 г. руководство компартии, определившее принципы взаимоотношений КПК с демократическими партиями, выдвинуло упомянутый выше курс на «длительное сосуществование и взаимный контроль», что фактически позволило КПК установить жесткий контроль над демократическими партиями, дабы не допустить возникновения какой-либо оппозиции правящей партии в Китае.

Сложившаяся ситуации объективно способствовала созданию условий, приведших к утрате демократическими партиями самостоятельной политической роли под предлогом борьбы против установления многопартийной системы буржуазного типа, увеличения численности демократических партий до уровня, позволяющего играть контролирующую политическую роль. Парадоксальным представляется признание факта того, что превращение демократических партий в организационный придаток КПК привело к изменению не только форм деятельности, но и самой сущности Единого фронта, высший орган которого Всекитайский совет НПКСК – свел собственную деятельность к участию членов своего Постоянного бюро в заседаниях Постоянного комитета ВСНП. Не случайно во время «культурной революции» деятельность НПКСК вместе со входящими в его структуру демократическими партиями была парализована.

После «культурной революции» и принятия Конституции 1978 г. в китайской печати стала подчеркивать важность «уважения политических свобод демократических партий», однако от них по прежнему требовалось действовать в «тесном взаимодействии с КПК», «способствовать совершенствованию работы КПК в правительстве».

2. Проблемы реформирования Единого фронта на современном этапе.

В декабре 1982 г. сессия ВК НПКСК приняла действующий поныне Устав НПКСК, в котором были учтены важные политические перемены, произошедшие в стране после смерти Мао Цзэдуна, устранения приближенной к нему группы партийных работников, принятия Конституции 1982 г. Устав закреплял новую политическую ориентацию на отказ от установок «культурной революции», построение модернизированной державы, объединение Китая.

В соответствии с действующим Уставом 1982 г. ВК НПКСК формируется из представителей КПК, демократических партий и общественных объединений, беспартийных деятелей, соотечественников с Тайваня, из Сянгана и Аомыня, а также приглашенных лиц . Единый фронт открыт для вступления в его члены всем партиям и организациям, одобряющим Устав, но при этом требуется и согласие ВК НПКСК.

По Уставу 1982 г. изменился статус и порядок деятельности демократических партий Китая (Революционный комитет Гоминдана, Демократическая лига Китая, Ассоциация демократического национального строительства Китая, Китайская ассоциация содействия развитию, Крестьянско-рабочая демократическая партия Китая, Чжигундан, Общество 3 сентября, Лига демократической автономии Тайваня). Китайские исследователи считают, что все это – легальные политические партии, пользующиеся конституционной защитой. В преамбуле действующей Конституции закреплено существование демократических партий, которые, как сказано, должны рассматривать Конституцию в качестве основного критерия своей деятельности, обязаны защищать достоинство конституции и гарантировать её претворение в жизнь.

Такого положения не содержалось в Конституции КНР 1954 г. и в последовавших за ней Конституциях 1975 и 1978 гг., носивших на себе печать «культурной революции», не было даже упоминания о демократических партиях. Закрепление впервые их статуса в действующей Конституции КНР явилось существенным прогрессом.

Каждая партия самостоятельно принимает свой Устав, разрабатывает организационные принципы, определяет структуру, разрешает свои внутрипартийные дела . При этом дискутируется вопрос о том, что демократические партии самостоятельны только в организационном плане, в политическом они находились под руководством компартии. Политическое руководство КПК реализовывалось посредством «демократических консультаций», политико-воспитательных мероприятий, выполнения авангардной роли членами КПК. В 50 - начале 60-х гг. ХХ в. такая роль выполнялась «нераскрытыми» членами КПК, работавшими в демократических партиях.

С конца 70-х гг. закладывались основы такого сотрудничества и взаимодействия. За десять лет (1978-1988 гг.) КПК созвала 35 консультативных совещаний с демократическими партиями и беспартийными деятелями, которые в свою очередь предложили свои консультативные услуги по 3300 вопросам. Именно этот период был насыщен серьезными политическими переменами в Китае. За десять лет было реабилитировано около 6 млн. человек, неоправданно обвиненных и осужденных в годы «культурной революции», а также 540 тыс. членов КПК и других лиц, заклейменных как «правые» в 1957 г. Более 500 тыс. бывших офицеров и солдат Гоминдановской армии, перешедшие на сторону Народно-освободительной армии Китая, получили обратно конфискованное у них в годы «культурной революции» имущество, включая недвижимую собственность.

Деятельность Единого фронта перешла из политической сферы в области экономики и культуры, из крупных и средних городов – в уездные центры, из континентального Китая – в зарубежные страны и государственные образования.

После выдвижения в 1982 г. по инициативе Дэн Сяопина концепции «одно государство, две системы», и с началом реализации этой концепции образовались две организации Единого фронта: в континентальном Китае, действующая на основе принятия «политических принципов социализма» и организация соотечественников Тайваня, Сянгана и Аомыня, а также зарубежных китайцев, поддерживающих объединение страны.

В этой время ЦК КПК, руководимый Дэн Сяопином, объявил о том, что класс капиталистов больше не существует в Китае и классовые отношения претерпели существенные изменения. ЦК КПК принял решение о перенесении центра тяжести деятельности партии в область модернизации на основе «четырех принципов» (социалистического пути, руководства КПК, демократической диктатуры народа, марксизма-ленинизма и идей Мао Цзэдуна) и новых политических установок по вопросам экономического развития, проведения реформ и открытия Китая для внешнего мира. Наступил новый период в деятельности Единого фронта.

Многопартийное сотрудничество под руководством КПК стало главной формой деятельности и демократических партий и всего Единого фронта . На расширенном заседании Совета Председателя ВК НПКСК (октябрь 1989 г.) было принято решение, указывавшее, что демократические партии являются дружественными партиями, тесно сотрудничающие с КПК. Политические консультации и «демократический контроль» как формы взаимодействия органов КПК и Единого фронта подлежали институционализации, внедрению в структуру современной политической жизни страны.

Однако при этом вновь отвергалась возможность создания многопартийной системы западного, буржуазно-демократического образца, не допускалось и мысли о возникновении оппозиционных партий, способных стать правящими взамен компартии.

Существо «демократических консультаций» КПК с демократическими партиями подробно не раскрывается в партийных документах. В общих чертах китайские политологи характеризуют консультации как «предварительные обсуждения» на встречах ответственных работников партаппарата КПК и демократических партий важных вопросов в ходе подготовки решений.

С начала 90-х гг. в печатных органах Единого фронта стала обосновываться необходимость институционализации многопартийного сотрудничества, а именно: включения в преамбулу Конституции положения о политических консультациях и демократическом контроле как основных функциях НПКСК, замены Устава НПКСК законом, четком определяющим содержание, формы и процедуры консультаций и контроля. Деятели Единого фронта также предлагали законодательно обязать Госсовет и местные народные правительства реагировать на запросы органов НПКСК. Они полагали, что назрело время принять закон о многопартийном сотрудничестве, либо закон о политических партиях, в которых содержались бы положения, определяющие характер межпартийных отношений, сферу деятельности каждой партии, обеспечивающие специфические интересы демократических партий.

Некоторые китайские политологи предлагали включить в Конституции КНР положения о «многопартийном сотрудничестве под руководством КПК», другие считают, что в Конституции должны быть перечислены названия всех разрешенных демократических партий и определен их статус. Третьи настаивали на конституционных гарантиях участиях демократических партий в государственных органах различных ступеней, увеличения численности представителей демократических партий в ВСНП и местных собраниях народных представителей и даже в создании фракции различных политических партий в этих органах.

Судя по имеющимся данным в конце 90-х гг. назрела необходимость совершенствования форм и характера взаимодействий КПК с демократическими партиями. В этой связи деятели Единого фронта выражали мнение, что контроль демократических партий как одна из предлагаемых их функций явно не эффективен. Поэтому они предлагали создать в рамках НПКСК специальный орган контроля или надзора.

Обсуждались и пути совершенствования форм консультаций КПК с демократическими партиями . В их числе – проведение «демократических консультативных совещаний», информационных конференций. Деятели Единого фронта предлагали возродить закрепленное в Конституции 1954 г. Верховное государственное совещание, ликвидированное во время «культурной революции».

Такое совещание созывалось Председателем КНР по своему усмотрению, он председательствовал на Совещании и кроме лиц, указанных в ст. 43 Конституции, приглашал на него тех, кого считал необходимым пригласить. Такая прерогатива Председателя являлась «одним из сильных элементов единоличной формы правления». В последующих Конституциях статья о верховном государственном совещании была исключена. Между тем такой политический институт потенциально представлял возможность эффективной координации многопартийного сотрудничества и консультации между различными политическими силами общества. Поэтому в условиях роста партийно-авторитарной тенденции он фактически переродился в новый политический институт расширенных совещаний при председателе ЦК КПК.

Практически «многопартийное сотрудничество» осуществляется следующим образом. При возникновении проблем в межпартийных отношениях Отдел Единого фронта ЦК КПК созывает ответственных работников демократических партий на совещание, в результате которого публикуется соответствующий директивный документ ЦК КПК. Демократические партии до последнего времени высказывались против чрезмерного контроля КПК на их деятельностью, отношения к ним как к придаткам парткомов КПК и их отделов Единого фронта. После массовых выступлений в 1989 г. подобные взгляды стали рассматриваться как проявление «буржуазно-либеральных воззрений».

Между тем демократические партии в 80-90 гг. объективно были призваны играть активную роль в проведении в жизнь принципа «одно государство, две системы», служащего инструментом мирного воссоединения страны. Так, перед демократическими партиями стояла важная задача «наведения мостов в отношениях КНР и Тайванем (Китайской республикой), укрепления контактов с подлежащими объединению с КНР Сянганом и Аомынем. Демократические партии в частности, вели активную работу с ветеранами тайваньской партии Гоминдан, их родственниками, представителями молодого поколения тайваньской интеллигенции, со многими политическими организациями на Тайване, а также с зарубежными экономическими партнерами КНР из числа лиц китайской национальности. В первой половине 80-х гг. ХХ в. только при содействии одной из демократических партий – Ассоциации демократического национального строительства Китая – в г. Гуаньчжоу были привлечены капиталы зарубежных китайцев на общую сумму 1млрд ам. долл. для строительства спидвея, современной гостиницы «Китай», предприятий обрабатывающей промышленности.

Деятельность 190 тыс. членов 8 демократических партий благоприятствовала проведению в КНР мероприятий по мирному объединению страны в рамках политики «одно государство, две системы». Многие члены этих партий, особенно китайцы Сянгана и Аомыня, а также бывшие военнослужащие и политические деятели Гоминдана, проживающие на Тайване, в силу различных социально-исторических причин имеют широкие связи в Китае и за его пределами и пользуются большим влиянием, которое играет позитивную роль и после присоединения в КНР бывших капиталистических анклавов – Сянгана и Аомыня – на правах особых административных районов.

В настоящее время демократические партии с их международными связями играют важную роль в деле расширения внешнеполитических и внешнеэкономических контактов КНР, оживления межпарламентских связей ВСНП и его Постоянного комитета с высшими органами власти зарубежных государств. Представители демократических партий входили в состав 11 делегаций ВСНП, которые например, в 1988 г. посетили 18 зарубежных стран и Европарламент, присутствовали на 4 международных конференциях.

В начале XXI в. огромное значение в жизни Единого фронта явилось выход в свет двух важных программных документов ЦК КПК, качающихся деятельности этого массового общественно-политического движения Китая. Первый документ «Мнение ЦК КПК о дальнейшем усилении строительства системы многопартийного сотрудничества и политических консультаций под руководством КПК» (март 2005 г.), второй «Мнение ЦК КПК об усилении работы НПКСК», опубликованный весной 2006 г. В этих документах подтверждена преемственность нынешнего руководства КПК в проведении партийной политики, касающейся НПКСК и демократических партий. В них подчеркивалось, что бесспорной предпосылкой взаимодействия с этими организациями является руководящая роль КПК. Также присутствуют новые характеристики демократических партий и НПКСК, новые требования к ним в раскрытии ещё большей их значимости в политической жизни страны. Отмечается их особая роль в строительстве социализма с китайской спецификой и строительстве социалистического, гармоничного общества.

Первый из названных документов полностью посвящен насчитывающему уже более полувека сотрудничеству КПК и демократических партий. Система многопартийного сотрудничества названа в документе «кристаллизацией политической мудрости КПК и китайского народа», а демократические партии характеризуются как «партий, принимающие участие в политической жизни, сочетающие в себе прогрессивность и широту охвата, отдающие все силы делу социализма с китайской спецификой». Во втором документе также много места отведено демократическим партиям как важной составной части НПКСК.

В обоих документах звучит требование об усилении роли демократических партий в политической жизни страны, необходимости широкой представительности их в составе НПКСК и его руководящих органов, а также необходимости уважать и гарантировать их права в открытом высказывании мнений от имени своей партии, в выдвижении предложений и т.д.

Документы ЦК КПК стали «новыми вехами в процессе развития Единого фронта и многопартийного сотрудничества», определяющими и направляющими деятельность Единого фронта. Их опубликование имело целью содействовать активизации деятельности организаций Единого фронта, поднятию их роли в общественно-политической жизни страны, большему вовлечению широких общественных масс в процесс выполнения задач, стоящих перед КНР.

В ноябре 2005 г. состоялось Всекитайское совещание заведующих отделами Единого фронта. В выступлении председателя ВК НПКСК Цзя Циньлиня подчеркивалось, что задачей Единого фронта на современном этапе должно стать содействие процессу социально-экономической модернизации в стране, мобилизации широких масс членов Единого фронта на проведение глубоких исследований, активного выдвижения предложений, большого сплочения, укрепления и расширения рядов Единого фронта, смены старого поколения, сохранения политической преемственности, воспитания и выдвижения деятелей из числа беспартийных и т. д.

Говоря о задачах, стоящих перед ВК НПКСК в 2006 г. Цзя Цинлинь отметил, что главным в выполнении своих функций у НПКСК будет концентрация сил для осуществления программы 11 пятилетки, в частности, таких задач, как строительство новой социалистической деревни, создание «социалистического гармонического общества», строительства ресурсноэкономического общества, создание условий для бережного отношения к окружающей среде, продвижение реформы финансовой, налоговой и банковской системы.

С начала XXI в. от членов ВК НПКСК, входящих в его состав лиц и специальных комитетов получено 4600 предложений, из которых рассмотрены и приняты 4496. Работа с предложениями является одной из важнейших функций, выполняемых НПКСК. За последний период не только возросло количество предложений, но также повысилось их качество, уровень, актуальность и конкретность, в результате чего предложения НПКСК выполняют важную роль в содействии КПК и правительству в большей демократичности и научности при принятии решений, а также в содействии согласованному социально-экономическому развитию. Более 44%, относились к области экономики, 29% - к области науки, образования, культуры, здравоохранения, 26% - к сфере политики, законодательства, социальных гарантий.

Наибольшее количество предложений НПКСК в 2005 г. было направлено Министерству финансов – 941, Комитету по развитию и реформам – 856, Министерству науки и техники – 179, Народному банку Китая – 114, Министерству кадров – 87, Канцелярии Госсовета по делам Тайваня – 61 предложение. Ряд предложений НПКСК после многократных обсуждений и согласований с соответствующими органами был учтен при составлении проекта 11 пятилетки. Среди вопросов, предлагаемых НПКСК – уменьшение налогов на крестьян, проблемы развития образования на селе, упорядочение финансовой системы, создание справедливых условий для развития экономики необщественных форм собственности, экономии природных ресурсов, решение проблем, связанных с привлечением молодежи, обучающихся за рубежом, к служению родине, расширение преподавания китайского языка за рубежом.

Развитие представительских функций демократических партий объективно повышает их политический статус в китайском обществе и на международной арене. Но пока совершенно очевидно, что рано говорить о достижении ими полноправного с КПК политического уровня. В этой связи представляется лишенным достаточных оснований утверждение некоторых китайских политологов утверждение о принадлежности демократических партий Китая к числу правящих только на том основании, что представители этих партий занимают номенклатурные должности в государственном аппарате. Действительно, в начале 80-х гг. такая практика, прерванная в конце 50-х гг., возобновилась. В 1983 г. из 19 заместителей Председателя ПК ВСНП 7 являлись членами демократических партий, 42 члена демократической лиги Китая занимали руководящие должности в местных народных правительствах различного уровня, 21 член Китайской ассоциации содействия развитию демократии возглавлял посты вице-губернаторов провинций и вице-мэров городов, 34 члена этой партии были руководителями функциональных подразделений народных правительств и городов центрального подчинения. В 1990 г. 84 представителя демократических партий и беспартийных деятеля занимали руководящие посты в центральных и местных органах государственной власти. В ходе политической реформы руководство КПК поставило вопрос о выдвижении представителей демократических партий на руководящие посты в органы государственного управления различных уровней.

Однако члены демократических партий участвуют в деятельности государственного управления КНР не как представители определенных партий, а на личностной основе. Например, они не могут быть отозваны своими партиями и заменены новыми её членами.

Таким образом, можно с уверенностью отметить, что поскольку до сих пор не проведена легитимация многопартийного сотрудничества, демократические партии Китая не являются правящими политическими партиями. Не являются они и партиями в научном смысле, поскольку представляют лишь различные социальные группы и располагают в них определенным политическим влиянием, но фактически не имеют даже политических программ. Система «многопартийного сотрудничества» должна быть закреплена в Конституции КНР, а затем на основе конституционных принципов принят закон о политических партиях, содержащий конкретные установления об их характере, задачах, политической компетенции, сфере деятельности. Для придания им определенного политического веса все партии должны иметь свои программы и уставы.

В рамках Единого фронта мог бы повышаться уровень политического участия демократических партий таким образом, чтобы Всекитайский комитет НПКСК увеличил бы норму представительства демократических партий в органах государственной власти и управления КНР, а собрания народных представителей выработали бы соответствующие политические установки и правовые нормы, предусматривающие повышение роли демократических партий, в том числе их рядовых членов.

Политическое участие демократических партий могло бы развиваться в ходе развертывания демократического процесса. В рамках Единого фронта сложилась бы система взаимных консультаций различных демократических партий, которая была бы задействована при проведении избирательных кампаний, при формировании делегаций, выезжающих за рубеж и т.д. Китайские политологи отстаивают мысль о необходимости предоставления демократическим партиям права направления запросов в органы государственного управления.

3. Общественные организации в КНР.

В Китае существует два вида гражданских организаций - общественные организации и гражданские непроизводственные объединения . Общественные организации представляют собой некоммерческие союзы, добровольно образованные гражданами, которые осуществляют деятельность, направленную на реализацию общих интересов своих членов в соответствии с уставными положениями объединения. Эти общественные организации включают в себя общины-землячества, деловые ассоциации, различные благотворительные фонды, союзы ученых, исследователей, адвокатов, общества дружбы их функцией является представление в системе социально-политических взаимоотношений государства, общества и частных лиц общих для определенных групп интересов и проведение деятельности, направленной на реализацию этих интересов. К числу таких общественных организаций относятся:

- Всекитайская федерация профсоюзов , основанная в 1925 г. Является самой массовой общественной организацией трудящихся, включающей более 150 млн. человек. В условиях рыночного реформирования в стране именно на профсоюзы возлагается роль связующего звена между правительством, предприятиями и трудящимися. При содействии профсоюзов и их участии были разработаны 1264 законодательных и нормативных актов, призванных защитить права трудящихся на предприятиях с различной формой собственности. В последнее время почти в 2,5 тыс. профсоюзных организациях созданы и действуют службы юридической помощи.

- Всекитайская федерация женщин . Призвана сплачивать и воспитывать широкие массы женщин, проводить в жизнь основную линию партии, выявлять активную роль в строительстве социалистической материальной и духовной культуры. Основные функции ВФЖ определяются таким образом: представлять и защищать интересы женщин, способствовать установлению равенства между мужчинами и женщинами. Высший орган власти этой организации – Всекитайский съезд женщин, созывающийся один раз в пять лет. Согласно статистическим данным сегодня из 19 отраслей народного хозяйства Пекина в 4 из них – гостиничном деле, общественном питании, финансах, образовании – доля женщин среди сотрудников превышает 50%. А число женщин-руководителей, по данным 2000 г. превышает 36,2% от общего числа руководителей по всей стране. Следует отметить также участие женщин Китая в предпринимательской деятельности. Среди тех, кто занимается бизнесом пятая часть – это женщины, а среди индивидуальных предпринимателей – 41%.

- Коммунистический союз молодежи Китая – массовая организация молодежи страны, руководимая КПК. Основан в 1922 г., основная цель деятельности «сплачивая широкую молодежь и отводя главную роль экономическому строительству, в великой практике построения социализма с китайской спецификой готовить молодежь быть достойными преемниками коммунистических идеалов, целеустремленными, нравственными, культурными и дисциплинированными».

- Всекитайская федерация студентов – объединенная организация союзов учащихся ВУЗов, аспирантуры, и средних школ.

- Всекитайская федерация промышленников и торговцев . Народная палата Китая, своего рода мост и связующее звено между КПК и Госсоветом, с одной стороны и деятелями негосударственного сектора, с другой. Насчитывает в своих рядах около 2 млн. человек.

- Всекитайское научно-техническое общество . Массовая организация научно-технических работников Китая, важная часть государства, продвигающая развитие науки и техники. В стране насчитывается 167 филиалов ВНТО, численность членов – 4,3 млн. человек.

- Всекитайская федерация работников литературы и искусства – народная организация, объединяющая всекитайские союзы работников литературы и искусства, союзы творческой интеллигенции разных провинций, автономных районов, городов центрального подчинения и всекитайских союзов работников литературы и искусства, народных промыслов.

- Китайский комитет содействия развитию международной торговли. Всекитайская народная организация внешнеэкономической торговли, состоящая из влиятельных представителей, предприятий и коллективов торгово-экономических кругов Китая. В стране имеются 18 отраслевых филиалов при данном Комитете, в которые входят 70 тыс. коллективных членов. Кроме того, в стране создано 600 местных филиалов, за рубежом – 16 контор.

- Всекитайская федерация эмигрантов, возвратившихся из-за границы , основана 12 октября 1956 г. В своей деятельности руководствуется основными принципами Конституции КНР, наравне с защитой интересов китайского народа, согласно закону, защищает также права и интересы эмигрантов, возвратившихся из-за границы, их родственников и проживающих за границей соотечественников.

- Союз китайских писателей . Основан 23 июля 1949 г. Союз придерживается линии на служение народу и делу социализма, претворят в жизнь курс «пусть расцветают сто цветов, пусть соперничают сто школ», прилагает силы на развития и процветание социалистической литературы с китайской спецификой, прилагает усилия в борьбе за строительство социалистической модернизации страны.

- Союз юристов Китая . Основан в 1949 г., его цели: сплачивать юридических работников всех национальностей страны, ставя во главу угла экономическое строительство, придерживаться четырех основных принципов и линии на реформу и открытость, претворять в жизнь принцип единства теории и практики, вести исследования по теории и практике социалистической законности, вносить вклад в укрепление социалистической демократии и законности Китая.

- Китайское народное общество дружбы с заграницей . Основано в 1953 г. целью является укрепление взаимопонимания и дружбы китайского народа с другими народами мира, стимулирование обмена в области экономики, культуры, науки и техники, образования.

- Китайская ассоциация инвалидов , основана в 1983 г. состоит из инвалидов и сотрудников инвалидной службы. Исполняет функции правительства, обслуживания и управления, представляет общие интересы инвалидов, защищает их законные права, сплачивает и воспитывает их,

- Фонд памяти Сунн Цинлин , основан в мае 1982 г. Цель Фонда: наследовать и развивать дело культуры и образования, науки и техники, благосостояния детей и юношества, которому посвятила свою жизнь Сунн Цинлин, способствовать здоровому росту детей и юношества, укреплять международные дружеские связи, защищать мир во всем мире.

- Всекитайская ассоциация журналистов . Основана в 1931 г., своей целью ставит сплочение журналистов разных национальностей всей страны, претворение в жизнь основной линии партии, проведении курса на служение социализму, служение народу. Защищает законные права и интересы журналистов, стимулирует социальный прогресс, борется за дело строительства социализма с китайской спецификой.

- Всекитайская федерация возвратившихся с Тайваня соотечественников , основана в 1981 г. в своей деятельности руководствуется Конституцией КНР. Цели Федерации: под знаменем патриотического Единого фронта укреплять и поддерживать связи с тайваньскими соотечественниками, укреплять земляческие связи, активно способствовать великому единению нации, вносить вклад в мирное воссоединение Тайваня с континентом по принципу «одна страна – две системы».

- Общество выпускников военной академии «Хуанпу» . Основано в 1984 г. цель общества – развивать дух «Ханпу», налаживать связи с сокурсниками, способствовать воссоединению Родины и возрождению китайской нации.

- Китайское научное общество народной дипломатии основано в 1949 г. своими задачами ставит изучение международных проблем и внешней политики, осуществление международных обменов, развертывание народной дипломатии.

- Китайское общество Красного креста . Основано в 1907 г., преследует цели охраны человеческой жизни и здоровья, развития духа гуманизма, стимулирования дела мира и прогресса.

- Китайское общество идейно-политической работы среди рабочих и служащих основано в 1983 г. Его цель: претворять основную линию партии на начальном этапе социализма, тесно увязывать теорию и практикой реформы и открытости и социалистической модернизации, вести изучение идейно-политической работы, служить повышению идейно-моральных качеств рабочих и служащих, служить развитию общественно-производительных сил.

- Ассоциация лиц, обучающихся в Европе и Америке . Основана в 1913 г. Её цели: наследовать традиции патриотизма, сплачивать вернувшихся на родину студентов, обучавшихся в Европе и Америке, налаживать широкие связи с сокурсниками, родственниками и друзьями за рубежом, делиться знаниями и укреплять дружбу, сообща вносить вклад в дело возрождения китайской нации и воссоединения Родины.

Второй группой общественных объединений в КНР являются гражданские непроизводственные объединения , создающиеся на предприятиях, в учреждениях, в рамках общественных организаций, отдельными гражданами или другими общественными кругами на основе негосударственной формы собственности и занятые некоммерческой деятельностью. К таким институтам, как правило, принадлежат гражданские школы гражданские госпитали, службы социальной помощи, центры услуг гражданских общин, центры профессионального обучения, общественные исследовательские институты, публичные библиотеки, различные спортивные общества. В КНР, согласно официальным данным на 2006 г. зарегистрировано более 230 тыс. народных организаций.
Литература.


  1. Гудошников Л.М. и др. Китай после «культурной революции» М., 1979. 358 с.

  2. Гудошников Л.М., Асланова Р.М. Политическая система КНР (структура основных институтов власти). М., ЭИ. №1. 1996.

  3. Егоров К.А. КНР: политическая система и политическая динамика. М., 1993. 206 с.

  4. Степанова Г.А. Система многопартийного сотрудничества в КНР. М.,1999. 212 с.

  5. КНР в 2006 г.: политика, экономика, культура. Ежегодник / РАН. Институт Дальнего Востока. М., 2007. 516 с.

  6. Многопартийность на Тайване / Под ред. Гудошникова Л.М. М., 1999.

  7. Общественные объединения КНР (80 – начало 90-х гг.) в 2 томах. Отв. Ред. Ф.Б. Белолюбский, Л.М. Гудошников. М., 1992.

  8. Степанова Г. Народный Политический Консультативный Совет Китая на современном этапе // ПДВ. 2001. №5. С.32-41.

Структура института политических партий в Китае такова(см. рис.2):

Рисунок 2. Структура института политических партий КНР

Демократические партии - это дружественные партии, сплоченные и сотрудничающие с КПК, это партии, участвующие в управлении государством, а не оппозиционные партии. Они участвуют в государственной власти, в консультациях по основным политическим установкам страны и кандидатурам государственных руководителей, в управлении государственными делами, в разработке и проведении в жизнь курса и политики страны, ее законов и законоположений.

В Китае КПК и демократические партии имеют общие цели борьбы. Национальные реалии Китая и природа государства определили руководство КПК как главную предпосылку и коренную гарантию осуществления многопартийного сотрудничества. КПК и все демократические партии руководствуются Конституцией как основной нормой своей деятельности, несут ответственность за поддержание авторитета Конституции и обеспечения ее соблюдения.

Теперь рассмотрим подробнее, какие партии существуют в КНР, и какое влияние в государстве они имеют.

Коммунистическая партия Китая

Коммунистическая партия Китая создана 1 июля 1921 года. Она является правящей партией Китая и представляет интересы всего китайского народа, руководящее ядро для социалистического дела Китая.

После образования Нового Китая в 1949 г. под руководством КПК китайский народ, преодолев многочисленные трудности, добился превращения Китая из бедной и отсталой полуколониальной, полуфеодальной страны в социалистическое государство, стоящее на начальной стадии мощи и процветания.

Руководство Компартии - это главным образом идейно-политическое руководство. КПК концентрирует волю народа и воплощает ее в своей позиции и политических установках, которые затем в соответствии с законодательной процедурой утверждаются Всекитайским Собранием народных представителей, становясь государственными законами и решениями. КПК не подменяет правительство, ее деятельность протекает в сфере, допускаемой Конституцией и законами, т. е. КПК не полномочна превышать Конституцию и законы. Перед законом члены КПК и беспартийные граждане равны.

По статистике в 2005 году число подавших заявления о вступлении в КПК составило 17,67 миллиона, всего было принято в партию 2,47 миллиона, в том числе 1,98 миллиона человек в возрасте моложе 35 лет. Всего ряды КПК насчитывают 70,80 миллиона членов. Имеется 3,52 миллиона низовых первичных парторганизаций, 170 тысяч низовых партийных комитетов, 210 тысяч орг. отделов, 3,14 миллиона парт. Ячеек.

С другой стороны, в период с декабря 2004 года по ноябрь 2005 года комитеты по контролю над дисциплиной всех ступеней приняли к рассмотрению 147539 персональных дел, касающихся нарушения дисциплины, были сделаны выводы по 148931 делу, вынесены дисциплинарные взыскания по 115143 делу, что составило 1,7 промилле от всех членов партии. В том числе 44836 членам было поставлено на вид, 32289 членам были вынесены строгие предупреждения, 3173 человек были сняты с партийных должностей, 10657 человек оставлены в партии с испытательным сроком, 24188 человек исключены из партии, 15177 человек, 0,2 промилле всех членов партии переданы правовым органам за противозаконные действия.

Таким образом, коммунистическая партия КНР ведет свою деятельность в русле социализма. Несмотря на то, что эта партия является правящей в КНР, ее деятельность не должна противоречить Конституции КНР. Источник данных материалов: агентство Синьхуа (25 марта 2006 г.)

Демократические партии

В Китае, помимо Компартии, правящей партии, имеются еще 8 политических партий, которые участвуют в политическом управлении и именуются демократическими партиями:

  • · Революционный комитет Гоминьдана Китая
  • · Демократическая лига Китая
  • · Ассоциация демократического национального строительства Китая
  • · Ассоциация содействия развитию демократии в Китае
  • · Рабоче-крестьянская демократическая партия Китая
  • · Чжигундан Китая (Партия стремления к справедливости)
  • · Общество Цзюсань («3 сентября»)
  • · Тайваньская лига демократического самоуправления.

После образования КНР все демократические партии признали «Общую программу», Конституцию, Общую программу Устава Народного политического консультативного совета Китая своей политической программой, активно включились в работу народной власти и народной политической консультации и сыграли свою роль в укреплении диктатуры народной демократии, успешном осуществлении социалистического преобразования и быстром развитии дела социалистического строительства. После вступления страны в новый период социалистической модернизации характер демократических партий, претерпев коренное изменение, стали политическими союзами тех или иных групп социалистических тружеников и патриотов, поддерживающих социализм. Они являются близкими дружественными партиями, которые под руководством КПК и совместно с ней прилагают усилия в деле социалистического строительства. Они активно участвуют в политической жизни государства и сделали важный вклад в осуществление политики реформ и открытости, а также в дело социалистической модернизации. Демократические партии представляют собой как важную силу патриотического единого фронта Китая, так и важную силу в охране стабильности и сплоченности государства, в содействии социалистической модернизации и объединению Родины.

Восемь демократических партий

Революционный комитет Гоминьдана Китая (РКГК), 1 января 1948 года учрежден в Сянгане демократически настроенным крылом гоминьдана и другими демократами патриотической ориентации. В настоящее время за исключением Тайваня и Тибета в 30 провинциях, автономных районах и городах центрального подчинения имеются организации РКГК на провинциальном уровне. Всего имеется 60 тысяч членов, более 2800 низовых организаций. В свое время на посту председателя РКГК находились Ли Цзишэнь, Хэ Сяннин, Чжу Юньшань, Ван Куньлунь, Цю У,Чжу Сюефань, Ли Пээйяо. В настоящее время председателем РКГК является Хэ Лули.

Демократическая лига Китая (ДЛК). Ее предшественником было «Товарищество единого строительства государства», созданное в ноябре 1939 года. В октябре 1941 года в Сянгане стала выходить газета «Гуанминбао», был опубликован Манифест об официальном учреждении Товарищества. С сентября 1944 года товарищество переименовано в Демократическую лигу Китая. Сначала товарищество состояло из коллективных членов, потом в нее стали принимать частных лиц по заявкам. В лигу входят главным образом деятели в области культуры, образования и научные работники высшего и среднего разряда. На октябрь 1997 года в ДЛК состояло 131300 человек, в провинциях, автономных районах и городах центрального подчинения имеется 30 организаций Лиги, 334 комитета провинциального и уездного уровня, 7477 низовых организаций.

Единая лига по строительству. Председателями Центрального комитета лиги 9-го созыва были Фэй Сяотун (скончался), Цянь Вэйчан, Тань Цзячжэнь, Су Буцин (скончался), Дин Шисунь. В настоящее время председателем является Цзян Шушэн.

Ассоциация демократического национального строительства (АДНС) была учреждена в Чунцине 16 декабря 1945 года. Состоит преимущественно из лиц предпринимательских кругов. В 30 провинциях, автономных районах и городах центрального подчинения, а также в ряде больших и средних городов имеются организации АДНС. Костяком являются бизнесмены. Председателем Центрального комитета АДНС 1-го и 2-го созывов был Хуан Яньпэй; председателем ЦК АДНС 3-го и 4-го созывов был Ху Цзюевэнь; председателем ЦК АДНС 5-го и 6-го созывов был Сунь Цимэн, в настоящее время председателем ЦК АДНС является Чэн Сывэй.

Ассоциация содействия развитию демократии (АСРД) была учреждена 30 декабря 1945 года в Шанхае. В нее в основном входят представители интеллигенции, подвизающейся в области образования, культуры, издательства, научного исследования. На июнь 1997 года в 29 провинциях, автономных районах, городах центрального подчинения были созданы местные организации АСРД, насчитывается 5298 низовых организаций, 65 тысяч членов. Почетным председателем АСРД является Лэй Цзецюн, в данный момент председателем является Сюй Цзялу.

Крестьянско-рабочая демократическая партия Китая (КРП) была основана в августе 1930 года и является самой ранней из 8 демократических партий. КРП черпает своих членов главным образом из высшей и средней интеллигенции, занимающейся медициной и фармакологией. Сфера деятельности КРП охватывает большие и средние города и деятелей, пользующихся известностью. В настоящее время, за исключением Тайваня и Тибет, в 30 провинциях, автономных районах и городах центрального подчинения имеются местные организации КРП, число членов превышает 70600. На посту председателя КРП в свое время находились Дэн Яньда, Хуан Цисян, Чжан Боцзюнь, Пэн Цзэминь, Цзи Фан, Чжоу Гучэн, Лу Цзяси. В настоящее время почетным председателем является Лу Цзяси. Председателем является Цзян Чжэнхуа. ЦК КРП издает орган «Цяньцзинь лунтань».

Китайская партия Чжигундан, была учреждена в октябре 1925 года в Сан-Франциско по инициативе эмигрантской организации Чжигунцзунтан (США). В КПЧ в основном состоят видные эмигранты и реэмигранты. В настоящее время в Китае имеется 17 организаций КПЧ провинциального значения и две организации в городах центрального подчинения, число членов составляет 17000. На посту председателя КПЧ находились Чэнь Цию, Хуан Динчэн, Дун Иньчу, в настоящее время почетным председателем КПЧ является Дун Иньчу, председателем Ло Хаоцай.

Общество Цзюсань. Предшественником общества был Форум демократии и науки. 3 сентября 1945 года в память о победе Войны сопротивления китайского народа японским захватчикам и победы, одержанной в великой антифашистской войне, состоялось переименование общества в Общество Цзюсань (3 сентября), датой официального учреждения общества является 4 мая 1945 года. В Обществе Цзюсань состоят в основном представители научно-технической интеллигенции высших и средних разрядов. Постепенно Общество Цзюсань разрослось, за исключением Тайваня и Тибета, организации Цзюсань имеются в 30 провинциях, автономных районах и городах центрального подчинения. Кроме того, в 236 городах (уездных центрах) созданы комитеты или подготовительные комитеты Цзюсань, всего насчитывается 74 тысячи членов, научные работники, деятели вузов, медицинских кругов, инженеры составляют 86,6%. Среди членов Цзюсань 69 действительных членов Академии Наук и 14 членов Инженерной Академии Китая.

На посту председателя Цзюсань находились Сюй Дэхэн, Чжоу Пэйюань, Ван Цзиньчан. В настоящее время почетным председателем общества является У Цзепин, председателем Хан Цидэ. Общество выпускает орган «Демократия и наука».

Лига демократической автономии Тайваня (ЛДАТ), создана в Сянгане 12 ноября 1947 г. деятелями, проживающими на Тайване. В 1949 году Центральный Комитет ЛДАТ базировался в Шанхай, а позднее, в 1955 г. обосновался в Пекине. Члены ЛДАТ сосредоточены главным образом в 25 провинциях и городах, где проживает много выходцев с Тайваня. Среди членов лиги преобладают работники образования, науки и техники, медицины, экономисты, деятели искусства, культуры и журналистики. Члены ЛДАТ поддерживают связи с соотечественниками на Тайване и за рубежом. Почетным председателем ЦК ЛДАТ является Чай Цзыминь, председателем Линь Вэньи(женщина).

Краткое описание всех демократических партий представлены в таблице 5.

Название партии

Сокращенное название

Дата создания

Глава партии

Число членов

Орган партии

Революционный Комитет Гоминьдана Китая

Январь 1948 г.

Газета «Туаньцзе бао»

Демократическая лига Китая

Октябрь 1941 г.

Цзян Шушэн

Журнал «Цюньянь»

Ассоциация демократического национального строительства

Декабрь 1945 г.

Чэн Сывэй

Журнал «Цзинцзицзе»

Ассоциация содействия развитию демократии

Декабрь 1945 г.

Сюй Цзялу

Ежемесячник «Миньчжу»

Рабоче-крестьянская демократическая партия Китая

Август 1930 г.

Цзян Чжэнхуа

Более 70 тыс.

Журнал «Цяньцзинь Луньтань»

Китайская партия Чжигундан, (Партия стремления к справедливости)

Октябрь 1925 г.

Ло Хаоцай

Хань Цидэ Minzhu Yu

Журнал «Демократия и Наука»

Лига демократической автономии Тайваня

Ноябрь 1947 г.

Линь Вэньи

Таблица 5. Демократические партии КНР.

Таким образом, население КНР имеет возможность состоять не только в коммунистической партии, хотя она и является руководящей, а, значит, задает основное направление в политики государства, но и вступать в другие партии, например, в одну из демократических. Однако даже при вступлении в демократические партии, человек будет поддерживать основную политическую линию развития государства, т.к. демократические партии не являются в китайском правительстве оппозиционными, а поддерживают политическую линию Коммунистической Партии Китая.

Отсутствие в политической структуре КНР возможности выбрать другую кроме КПК правящую партию, а также отсутствие оппозиции в Госсовете приводит к тому, что при видимой демократии осуществляется принцип социализма. Поэтому политическое устройство КНР можно охарактеризовать именно как социалистическое.

Вся политическая власть в КНР сосредоточена в руках партийных структур КПК, принятые ими решения реализуются через государственные структуры. Члены КПК занимают ключевые посты в государственных органах, руководящих структурах других политических партий и общественных организаций. По состоянию на 2002 год было зарегистрировано 66,355 миллионов членов КПК.

Создаваемые в аппарате центральных и местных государственных органов, хозяйственных и культурных учреждений, негосударственных и других непартийных организаций в соответствии с Уставом КПК «партийные группы руководства» являются важным инструментом проведения партийной политики.

Имеет место практика принятия совместных решений партийными и государственными органами, а также руководящими структурами общественных (народных) организаций, прежде всего — Народный политический консультативный совет Китая (НПКСК). Действует система параллельного управления при определяющей роли КПК и партийного аппарата.

Основным организационным принципом построения КПК является принцип демократического централизма. В соответствии с этим принципом члены КПК обязаны подчиняться решениям партии и её органов; низовые парторганизации подчиняются вышестоящим, меньшинство подчиняется большинству; все партийные органы и организации подчиняются ЦК КПК.

Особенностью политической системы КНР является существование массового общественно-политического движения под названием Единого патриотического фронта различных демократических партий и общественных организаций, «объединяющего всех социалистических тружеников, поддерживающих социализм, и патриотов, поддерживающих объединение Родины» (Преамбула конституции). Организацией, координирующей и направляющей деятельность Единого фронта, является Народный политический консультативный совет Китая (НПКСК). НПКСК не является государственным органом и в то же время отличается от обычных общественных организаций. Этот орган (до 1949 года назывался Политическим консультативным советом) содействия демократии и осуществления взаимного контроля политических партий был создан в 1946 году в Чунцине. В Единый фронт помимо КПК входят и некоммунистические демократические партии, общественные (народные) организации, беспартийные демократы, представители этнических меньшинств, Тайваня, Гонконга, Макао. В конституции зафиксирован принцип «многопартийного сотрудничества и политических консультаций под руководством КПК». Её руководящая роль, согласно конституции, является залогом достижения главной задачи современности — «постепенно осуществить модернизацию промышленности, сельского хозяйства, национальной обороны, науки и техники и продвигать гармоничное развитие материальной, политической и духовной культуры».

Таким образом, Компартия не является единственной политической партией КНР. В стране существуют ещё 8 небольших партий, обозначаемых общим названием «демократические партии»:

— Революционный комитет Гоминьдана Китая: создан в 1948 году, объединяет 47 тысяч членов, большинство из которых — лица, имеющие исторические связи с Гоминьданом;

— Демократическая лига Китая: создана в 1941 году, объединяет 117 тысяч членов, большинство из которых — представители творческой интеллигенции, деятели образования, культуры и науки;

— Китайская ассоциация демократического национального строительства: создана в 1945 году; объединяет 60 тысяч членов, большинство из которых — представители интеллигенции;

— Китайская ассоциация содействия развитию демократии: создана в 1945 году; в неё входят 56 тысяч членов, большинство из которых — деятели культуры, науки и просвещения;

— Крестьянско-рабочая демократическая партия: создана в 1930 году, нынешнее название поучила в 1947 году; объединяет 55 тысяч членов — работников медицины и здравоохранения, науки, образования и культуры;

— Чжунго Чжигундан (Партия стремления к справедливости): создана в 1925 году; объединяет репатриантов и родственников китайцев, проживающих за рубежом;

— Общество «3 сентября»: создано в 1944 году, своё нынешнее название получило в 1945 году в честь победы над Японией; насчитывает 57 тысяч членов — учёных и специалистов в области естественных и технических наук;

— Лига демократического самоуправления Тайваня: создана в 1947 году; насчитывает 1 400 членов.

Кроме политических партий в КНР также действуют массовые общественные (народные) организации, общей численностью около 2000. Крупнейшими из них являются: Коммунистический союз молодёжи, Всекитайская федерация профсоюзов, Всекитайская федерация женщин, Всекитайская федерация молодёжи, Всекитайская ассоциация промышленников и торговцев, Всекитайская федерация студентов, Китайская народная ассоциация дружбы с иностранными государствами и др. Они также действуют под руководством КПК.