Конституционный закон определение. Конституция рф как основной закон государства

Особенности Конституции РФ

Конституция Российской Федерации является основным законом государства, который наделен высшей юридической силой и который закрепляет и регулирует общественные отношения в сфере правового положения личности, институтов гражданского общества, организации государства, а также основ функционирования публичной власти.

Сущность Конституции заключается в том, что она призвана служить главным ограничителем для власти в ее взаимоотношениях с человеком и обществом.

Назначение Конституции состоит в закреплении основ конституционного строя, прав человека и гражданина, основ организации государства и основ осуществления публичной власти.

Замечание 1

Конституция РФ является основным законом общества и государства. Ей присущи свойства основного закона, и они обусловлены тем, что Конституция в самом обобщенном виде закрепляет основные итоги проводимых в стране экономических, политических, социально-культурных преобразований и итоги развития всей правовой системы.

Конституции как основному закону государства присущи следующие особенности:

    она регулирует самую широкую сферу общественных отношений, которые затрагивают интересы всех граждан;

    в ней находят закрепление основы политической организации общества и экономического устройства государства;

    она определяет основные направления судебной деятельности органов государства: законодательных и исполнительных;

    регламентирует вопросы внешнеполитической деятельности государства;

    ей присущ особый порядок принятия и изменения.

Юридическими свойствами Конституции являются характерные признаки, которые определяют качественное своеобразие этого документа (рис. 1).

Эти признаки следующие:

    выступает в качестве основного закона государства;

    наделена высшей юридической силой;

    составляет ядро всей правовой системы страны;

    обладает стабильностью.

Рисунок 1. Юридические свойства Конституции

Замечание 2

Итак, Конституция РФ - основной закон страны. Она обладает высшей юридической силой по отношению ко всем правовым актам. Ни один правовой акт, который принимается в стране: будь то федеральный закон, Указ Президента РФ, Постановление Правительства РФ, судебное решение и т.д., не могут противоречить основному закону государства, а если он противоречит, то приоритетное значение имеют нормы Конституции.

В семейном законодательстве учтены положения ст. 38 Конституции РФ о государственной защите семьи, материнства и детства, а также основных обязанностях родителей и детей.

Итак, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что Конституция РФ является основным источником конституционного, а также всех других отраслей российского права. Конституционные нормы обязательны для всех и носят учредительный характер.

Основные функции и свойства Конституции

Назначение Конституции проявляется в реализации конституционных норм. К основным функциям Конституции (рис. 2) относятся:

    учредительная – заключается в том, что законность государству, политическому строю и политической системе придает именно Конституция;

    организаторская – суть ее состоит в том, что в Конституции закреплен правовой порядок в стране;

    идеологическая – выражена в идеологической основе политики, проводимой государством;

    информационная – потому что является главным источником информации о стране, которая ее приняла;

    стабилизирующая – потому что в процессе принятия конституционных норм обеспечивается стабильное развитие страны в конкретном направлении;

    программная – в ней содержатся положения, которые будут реально возможны в будущем и станут широко распространены.

Рисунок 2. Основные функции Конституции РФ

Конституция, являясь основой нормативно-правовых отношений, обладает следующими свойствами:

  1. Основополагающий характер.
  2. Нормативность.
  3. Высшая юридическая сила.
  4. Особый порядок принятия.
  5. Учредительность.

Слово «конституция» происходит от латинского constitutio — установление, учреждение, устройство. В Древнем Риме отдельные акты императорской власти, которыми учреждались новые порядки, именовались конституциями. Однако современное значение этому термину стали придавать лишь в период возникновения буржуазных государств, когда с помощью конституции учреждались буржуазные порядки в той или иной стране. Первой писаной конституцией (т. с. представляющей единый основной закон с внутренней структурой, которому должны были соответствовать все другие правовые акты в стране) можно назвать Конституцию США, принятую в 1787 г. и действующую до сих пор. В Европе первыми писаными конституциями были Конституции Франции 1791 г. и Конституция Польши 1791 г. В настоящее время конституция — не только правовой акт. В ее содержании присутствуют ориентиры справедливости для всего общества.

В то же время конституции как любому нормативному правовому акту присущи следующие признаки: общеобязательность; формальная определенность; многократность применения ее норм к общественным отношениям определенного вида; защищенность принудительной силой государства.

Конституция обладает и особыми юридическими свойствами , отличающими ее от всех иных правовых актов. Это связано с тем, что в современных условиях конституция является основным законом государства и в отличие от других законов является актом правового учредительства. В ней весь уклад жизни общества и государства приобретает первоначальную правовую форму. Конституция как основной закон государства учреждает, юридически оформляет политическую форму существования общества, систему органов государственной власти, устанавливает порядок их формирования и способ функционирования, закрепляет права и свободы человека и гражданина.

В отличие от обычных законов основной закон государства должен быть стабильным и долговременным, поэтому нормы конституции имеют общий характер, а сама конституция принимается путем референдума (Россия, Франция, Греция, Испания), конвентом (США), учредительным собранием (Индия, Италия) или специально созываемым конституционным собранием страны. Конституция может быть октроирована, т. е. введена в одностороннем порядке актом исполнительной власти — главы государства.

Конституция РФ была принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. и вступила в силу 25 декабря 1993 г. после официального подсчета голосов Центральной избирательной комиссией РФ, которая признала референдум состоявшимся, а Конституцию — принятой. В связи с этим прекратила свое действие Конституция РФ. принятая 12 апреля 1978 г. Это был очень важный шаг в осуществлении конституционной реформы.

Но с принятием Конституции конституционная реформа в России не закончилась. Ее продолжением являются принятие предусмотренных Конституцией федеральных конституционных законов (некоторые уже приняты, например о Конституционном Суде РФ, о Правительстве РФ), приведение законодательства в соответствие с Основным законом, а также возможные и допустимые изменения самой Конституции.

Конституция РФ состоит из преамбулы и двух разделов.

Преамбула , т. е. вводная часть, не содержит правовых норм, однако она имеет существенное значение, так как в ней указаны основания и обстоятельства, послужившие поводом к принятию Конституции. Раздел 1, состоящий из девяти глав, является основной частью Конституции РФ. Раздел 2 включает заключительные и переходные положения.

В Конституции РФ получила закрепление новая концепция организации государственной власти, в основу которой положена идея разделения властей. В гл. 1 «Основы конституционного строя» утверждаются основные принципы организации и деятельности государства. Частная собственность признается и находится под защитой государства наряду с государственной и муниципальной; признаются многопартийность, идеологическое многообразие (ст. 13).

В гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина» в точном соответствии с общепризнанными нормами и принципами международного права утверждается приоритет прав и свобод граждан над интересами государства. Эта идея является одной их основополагающих в Конституции РФ.

Глава 3 называется «Федеративное устройство». После подписания Федеративного договора 31 марта 1992 г. Российское государство стало федеративным не только по форме, но и по содержанию.

В настоящее время территория РФ состоит из территорий ее субъектов (республики в составе Российской Федерации, края, области, города федерального значения Москва и Санкт-Петербург, автономные округа, автономная область). Субъектам РФ удалось найти компромиссную формулу сочетания общих и частных интересов, каждый из них получает конституционные возможности для полноценною развития.

Остальные главы посвящены системе государственной власти и принципам организации местного самоуправления в России.

Конституция РФ как Основной закон нашей страны обладает важными юридическими признаками.

В отличие от других законодательных актов Конституция РФ имеет учредительный, основополагающий характер. Она регулирует широкую сферу общественных отношений, наиболее важные из них, которые затрагивают коренные интересы всех членов общества. Предметом конституционного регулирования являются основные свойства политической, экономической, социальной и духовной сфер жизни общества. Поэтому конституционные нормы — основополагающие для деятельности государственных органов, политических партий, общественных организаций, должностных лиц и граждан. Нормы Конституции первичны по отношению ко всем другим правовым нормам.

Верховенство как юридическое свойство Конституции РФ означает, что она по значимости регулируемых отношений и правовой силе ее норм составляет вершину системы права и действует на всей территории РФ. Как основной источник права Конституция РФ содержит исходные начала всей системы права. Все законы и иные акты государственных органов издаются на ее основе и в соответствии с ней. Текущее законодательство развивает положения Конституции. В ряде случаев Конституция РФ содержит указания о необходимости принятия того или иного закона (например, ст. 70 закрепляет, что статус столицы нашего государства устанавливается федеральным законом). Как юридическая база законодательства Конституция РФ — центр правового пространства, она определяет согласованность развития и систематизации права.

Высшая юридическая сила Конституции РФ определяется с тепенью ее обязательности. Соблюдать Конституцию должны все органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения (ч. 1 ст. 15). Ее нарушение признается правонарушением, а виновные лица в зависимости от тяжести содеянного привлекаются к различным видам ответственности. Строгое и точное соблюдение Конституции — это наивысшая норма поведения для всех субъектов права.

Прямое действие Конституции РФ означает, что установленные ею нормы, принципы используются прямо и непосредственно при регулировании конкретных отношений, не требуется принятия дополнительных нормативных актов. В применении Конституции РФ не может быть отказано под предлогом отсутствия федерального закона, иного нормативного акта, призванного определить порядок действия соответствующей конституционной нормы.

Стабильность Конституции РФ обеспечивается особым порядком ее принятия и изменения. Конституция характеризуется устойчивостью и защищена от поспешных корректировок особым порядком внесения в нее поправок. Согласно нормам гл. 9 Конституцию РФ можно принять либо на референдуме, либо на специально созванном Конституционном Собрании. Поправки к гл. 3-8 Конституции принимаются в порядке, установленном для принятия федерального конституционного закона (необходимо, чтобы за поправку проголосовали две трети депутатов Государственной Думы и три четверти членов Совета Федерации). Затем требуется одобрение поправок органами законодательной (представительной) власти не менее чем двумя третями субъектов РФ. Предложения о новой редакции гл. 1, 2, 9 рассматриваются Конституционным Собранием либо могут быть вынесены на всенародное голосование — референдум; поправки в них не вносятся. Пересмотр гл. 1, 2, 9 Конституции РФ имеет принципиальное значение, которое влечет существенное изменение Конституции, почти равносильное принятию новой. Поэтому названные главы не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием (ч. 1 ст. 135).

Юридические особенности Конституции РФ

Конституция РФ 1993 г. является писаной. Она принята на референдуме, изменяется в жестком порядке, за исключением процедуры внесения в ее ст. 65 новых наименований субъектов Федерации.

Конституция РФ имеет прямое действие (ч. I ст. 15, ст. 18). Заранее невозможно нормативно упорядочить все возможные проявления жизнедеятельности, поэтому в правовой системе должны быть средства, которые при отсутствии отраслевых норм могут использоваться для разрешения конкретных жизненных затруднений. Именно на этом и специализируются конституционные нормы, предназначенные для закрытия «белых пятен» в правоприменительной практике. Конституция действует прямо и в том случае, когда имеющиеся правовые нормы ей не соответствуют. Прямое или непосредственное действие конституционных норм означает право граждан непосредственно опираться на них при осуществлении своих прав. Например, при обращении в суд за защитой права на благоприятную окружающую среду гражданину достаточно указать на конституционную норму (ст. 42) как на источник закрепления данного права. Он не обязан ссылаться на нормы экологического, санитарно-эпидемиологического, градостроительного и другого законодательства. Тем более что в отраслевом законодательстве могут отсутствовать необходимые правила.

Конституция РФ обладает верховенством (ч. 2 ст. 4, ч. 1 ст. 15). Ни один акт, от кого бы он ни исходил, не может быть принят, если он идет вразрез с положениями Конституции. Если же положениям Конституции противоречит акт, принятый до ее вступления в действие, то он должен быть приведен в соответствие с ней. Кроме того, из названного свойства Конституции вытекает обязанность законодателя детализировать ее содержание в отраслевом законодательстве. Названная обязанность вовсе не исчерпывается принятием законов, прямо предусмотренных Конституцией РФ (о государственных символах, о Правительстве, о Конституционном Суде и т. п.). Отраслевое законодательство должно максимально раскрывать содержание любых конституционных норм. В развитии конституционных норм особое значение принадлежит федеральным конституционным законам (ст. 108) — передаточному звену между Конституцией и обычным законодательством, детализирующему наиболее важные ее положения. Задача детализации конституционного содержания лежит и на правоприменительных органах, тех же судах.

Конституция РФ имеет высшую юридическую силу (ч. 1 ст. 15). Следовательно, при столкновении конституционной нормы и иных правовых норм всегда должна применяться норма Конституции. Часть 4 ст. 15 Конституции РФ гласит, что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Приведенное правило в силу высшей юридической силы Конституции не распространяется на нее саму, а также на законы о поправках к ней.

Высшая юридическая сила Конституции РФ дополняется особым статусом гл. 1 « ». Положениям этой главы не могут противоречить любые другие положения Конституции. Значит, нормы, закрепляющие основы конституционного строя, обладают большей юридической силой, чем иные нормы Конституции. Главу 1 иногда именуют «конституцией в конституции». Другие нормы Конституции РФ развивают, уточняют положения гл. 1, вытекают из них. Так, на детализацию положений ст. 2 Конституции РФ о человеке, его правах и свободах как высшей ценности и об обязанности государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина направлены нормы гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина» Конституции РФ.

Еще одна особенность Конституции РФ — особый порядок ее охраны. Все государственные органы призваны обеспечивать действенность Конституции. Однако в стране учрежден и специализированный орган конституционного контроля — Конституционный Суд РФ. К исключительной компетенции Конституционного Суда относятся толкование Конституции, проверка на предмет конституционности действующего законодательства, не вступивших в силу международных договоров.

К числу содержательных особенностей Конституции РФ относятся: сжатое, но комплексное закрепление устройства государства и негосударственных институтов; приоритетное регулирование прав и свобод людей по сравнению с их обязанностями; учреждение федерализма, республиканской формы правления, демократического правового режима. Структура Конституции РФ включает преамбулу и два раздела. В первом из них девять глав, включающих 137 статей. Раздел второй «Заключительные и переходные положения» состоит из девяти пунктов.

Одни положения российской Конституции могут быть квалифицированы как реальные (например, нормы о статусе Президента), другие остаются в значительной мере фиктивными (нормы о правах и свободах человека и гражданина).

  • Теоретические основы конституционного права Российской Федерации
  • Конституционное право как отрасль права
    • Понятия «конституционное право» и «государственное право»
    • Предмет и метод конституционного права России
    • Конституционно-правовые отношения и их субъекты
    • Система конституционного права
      • Конституционно-правовые институты
      • Конституционно-правовая норма
    • Система источников конституционного права
    • Конституция и федеральные законы как основные источники конституционного права
    • Особенность международных договоров как источников конституционного права
    • Нормативные правовые акты органов исполнительной власти. Подзаконные и иные нормативные акты
    • Коллизии источников конституционного права и способы их преодоления
  • Конституционное право - юридическая наука и учебная дисциплина
    • Понятие и предмет науки конституционного права
    • Источники и методы науки конституционного права
    • Конституционное право как учебная дисциплина
  • Конституция и этапы ее развития
    • Конституционализм и этапы его развития
    • Понятие и функции Конституции
    • Форма и структура Конституции
    • Юридические свойства Конституции
    • Порядок пересмотра Конституции РФ и внесения в нее поправок
  • Основы конституционного строя
  • Система социальных, экономических и политико-правовых отношений как основа конституционного строя
    • Конституционный строй: основные принципы и правовое закрепление
    • Экономические основы конституционного строя
  • Конституционные основы гражданского общества
    • Гражданское общество: понятие, признаки, структура
    • Гражданское общество и государство
    • Общественные объединения и политические партии в Российской Федерации
    • Статус средств массовой информации
    • Контроль и надзор за деятельностью общественных организаций
  • Права и свободы человека и гражданина
  • Юридическая природа прав, свобод и обязанностей человека и гражданина
    • Гражданство и правосубъектность
    • Конституционные принципы правового статуса личности
    • Конституционные права и обязанности человека и гражданина
    • Единство и целостность системы прав и свобод человека и гражданина
  • Гражданство в Российской Федерации
    • Гражданство: понятие, сущность, принципы
    • Приобретение и прекращение гражданства Российской Федерации. Гражданство детей, опекунов, попечителей, недееспособных лиц
    • Полномочия органов, ведающих делами о гражданстве
  • Конституционные основы положения иностранных граждан и лиц без гражданства в России
    • Иностранные граждане и лица без гражданства: понятия и категории
    • Основные права, свободы и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства
    • Конституционный статус беженцев и вынужденных переселенцев
  • Юридические механизмы защиты прав и свобод человека и гражданина в России
    • Правомочия граждан по самозащите прав и свобод
    • Защита прав и свобод человека и гражданина в уголовном и гражданском судопроизводствах
    • Организационно-правовые гарантии основных прав и свобод в сфере исполнительной власти
  • Деятельность Уполномоченного по правам человека в России как гарантия защиты прав и свобод личности
    • Становление института Уполномоченного по правам человека
    • Компетенция Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации
  • Международная защита прав и свобод человека и гражданина
    • Международно-правовые акты защиты прав и свобод человека и гражданина
    • Взаимовлияние и соотношение международного права и законодательства государств
    • ООН и ее специализированные учреждения по защите прав и свобод человека
    • Защита прав и свобод человека в рамках Совета Европы
  • Федеративное устройство
  • Конституционные основы федеративного устройства Российской Федерации
    • Государственное устройство: понятие и формы
    • Особенности Федерации в России
    • Конституционно-правовой статус Российской Федерации
  • Избирательная система Российской Федерации
  • Избирательная система Российской Федерации
    • Понятия «избирательная система» и «избирательное право»
    • Виды избирательных систем
  • Избирательное право в Российской Федерации
    • Современные тенденции развития избирательного права в Российской Федерации
    • Источники, нормы и принципы избирательного права в Российской Федерации
    • Субъекты избирательного процесса. Права и обязанности
  • Избирательный процесс
    • Понятие и основные стадии избирательного права
    • Организация и порядок проведения выборов
    • Голосование: классификация видов и итоги
  • Система органов государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации
  • Конституционные основы системы органов государственной власти в Российской Федерации
    • Общие положения
    • Государственные органы и их система: понятия, признаки
    • Органы государственной власти России и субъектов Федерации
  • Президент Российской Федерации
    • Сущность президентской власти
    • Полномочия Президента РФ
    • Порядок выборов и прекращения полномочий Президента РФ
  • Федеральное Собрание (парламент) Российской Федерации
    • Парламент в государственном механизме
    • Организационно-правовые аспекты деятельности Совета Федерации
    • Рассмотрение Советом Федерации вопросов, отнесенных к его ведению
    • Организационно-правовые аспекты деятельности Государственной Думы
    • Процедурные правила рассмотрения вопросов
    • Законодательная процедура парламента РФ
  • Статус депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации
    • Конституционно-правовой статус. Депутатский мандат. Срок полномочий
    • Полномочия парламентариев
    • Гарантии депутатской деятельности
  • Правительство Российской Федерации
    • Правительство РФ как высший исполнительный орган государственной власти
    • Правительство РФ: формирование, срок полномочий, отставка
    • Полномочия Правительства РФ
    • Акты Правительства РФ
  • Судебная власть в Российской Федерации
    • Судебная власть в Российской Федерации: понятие и структура, виды судебных систем
    • Конституционно-правовой статус Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ
    • Конституционный Суд Российской Федерации
    • Конституционно-правовой статус судей
  • Конституционно-правовое обеспечение национальной безопасности в Российской Федерации
    • Понятие «национальная безопасность»
    • Институты конституционного права в реализации Концепции национальной безопасности Российской Федерации
    • Конституционная безопасность России и проблемы ее обеспечения
  • Местное самоуправление - одна из основ демократического общества и правового государства
    • Местное самоуправление: понятие, сущность, система и функции
    • Права и обязанности
    • Проблемы совершенствования местного самоуправления
  • Конституционно-правовой статус правоохранительных органов в системе безопасности Российской Федерации
    • Система безопасности в Российской Федерации
    • Конституционно-правовой статус Совета Безопасности РФ
    • Конституционно-правовой статус прокуратуры в Российской Федерации
    • Следственный комитет РФ
    • Конституционно-правовой статус органов внутренних дел Российской Федерации

Конституция и федеральные законы как основные источники конституционного права

Среди источников позитивного конституционного права важнейшее место занимает конституция. Это основной закон государства, представляющий собой систему правовых норм, регулирующих основополагающие властные общественные отношения: между человеком и обществом, между гражданином и государством, а также устройство государства, его сущность и форму, механизм государственной власти.

В Российской Федерации действуют: Конституция РФ: конституции республик; уставы других субъектов Российской Федерации.

Конституция РФ

Конституция Российской Федерации занимает особое место, являясь основным источником конституционного права. Ее нормы регулируют наиболее важные, коренные общественные отношения. Нормы Конституции обладают высшей юридической силой. Это означает, что никакой другой законодательный или иной нормативный правовой акт не может противоречить положениям Конституции, а в случае коллизии действуют конституционные нормы.

Конституция РФ выступает важнейшим инструментом решения такой фундаментальной задачи развития российского общества и государства, как обеспечение единства конституционно-правового пространства страны. Она составляет правовую основу, фундамент всего действующего законодательства. В соответствии с ней строится вся нормотворческая деятельность в государстве. Такая роль Конституции РФ обусловлена тем, что:

  1. Конституция РФ 1993 г. принята народом путем всенародного голосования (конституция может приниматься и от имени народа, например, парламентом либо учредительным собранием);
  2. Конституция РФ обладает высшей юридической силой, ее нормы имеют приоритет над нормами всех других нормативных актов (законов, подзаконных актов и т.д.). Действия государственных органов, должностных лиц, граждан и организаций не должны противоречить Конституции;
  3. нормы Конституции имеют учредительный характер, являются первичными. Для их установления не существует каких-либо обязательных правовых предписаний;
  4. в Конституции получают выражение наиболее принципиальные конституционно-правовые нормы общего характера, являющиеся основополагающими;
  5. Конституция характеризуется широтой содержания выраженных в ней норм (касающихся всех сфер жизни общества, его политической организации и т.д.);
  6. Конституция выражает наивысшую форму воплощения государственной воли;
  7. Конституция РФ выступает основой правовой системы страны. Именно ее нормы предусматривают, какие государственные органы, в каком порядке формируются и принимают законы и другие акты.

После принятия Конституции РФ 1993 г. в числе источников конституционного права появился еще один вид актов. Конституция РФ (ч. 4 ст. 15) впервые в истории конституционного законодательства устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Более того, по аналогии с рядом зарубежных конституций (Франции и других стран) Конституция РФ устанавливает, что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Из данной нормы некоторые авторы делают вывод о том, что в иерархии источников права ратифицированный международный договор стоит выше, чем закон, поскольку нормы последнего не могут отменять нормы или противоречить нормам международного договора 1 См., например: Васильева С.В., Виноградов В.А., Мазаев В.Д. Конституционное право России: Учебник. М.: Эксмо, 2010. С. 42. . Представляется, что подобный вывод преждевременен, поскольку разные виды договоров имплементируются в правовую систему разными способами (в зависимости от уровня самого договора): от принятия постановления Правительства РФ о присоединении к договору до федерального закона о ратификации межгосударственного договора. Кроме того, федеральный закон о ратификации по юридической силе не отличается от другого федерального закона. Указанная норма в ч. 4 ст. 15 Конституции РФ появилась в связи с тем, что в случае противоречия между положениями источников права с одинаковой юридической силой действуют положения того, который был принят последним по дате.

К числу источников конституционного права относятся правовые акты, принимаемые СНГ, одним из членов которого является Россия. Такие акты, еще не вошедшие в практику, в будущем, возможно, будут приниматься Межпарламентской ассамблеей и наднациональными исполнительными и судебными органами. Процедура их принятия, юридическая сила и порядок действия пока окончательно не определены.

В отдельных случаях источником конституционного права могут быть акты, издаваемые чрезвычайными государственными органами в условиях введения военного или чрезвычайною положения. В связи с этим ст. 55 Конституции РФ предусматривает, например, что некоторые права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в целях защиты конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Конституции и уставы субъектов РФ

Наряду с Конституцией РФ, принятой в 1993 г., источниками конституционного права являются конституции республик, входящих в состав Российской Федерации, и обладающие высшей юридической силой на территории республики. Но федеральная Конституция имеет верховенство на всей территории РФ (ст. 4 Конституции), т.е. конституции республик должны соответствовать правовым принципам последней и не противоречить им.

Конституции республик, находящихся в составе Российской Федерации, принимаются высшими органами законодательной власти республики и учитывают особенности этих субъектов Федерации, так как вне предметов ведения Российской Федерации и полномочий Федерации по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов республики обладают всей полнотой государственной власти.

Аналогичной юридической силой на своей территории обладают уставы других субъектов Российской Федерации (края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа), что вытекает из принципа равноправия субъектов Российской Федерации (ч. 1 ст. 5 Конституции РФ). Эти акты относятся к числу источников конституционного права и принимаются законодательными органами соответствующих субъектов. Структура конституции или устава субъекта Федерации, порядок их принятия определяются субъектом самостоятельно 2 Так, например, Уставом Ставропольского края закрепляется, что он является Основным законом Ставропольского края и имеет высшую юридическую силу по отношению к другим правовым актам Ставропольского края, имеет прямое действие и применяется на всей территории Ставропольского края. Законы и иные правовые акты Ставропольского края не могут противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным правовым актам и Уставу (Основному закону) Ставропольского края (ст. 11). .

Конституции и уставы субъектов Российской Федерации по содержанию должны соответствовать Конституции РФ и федеральным законам. В 1990-е некоторые нормы республиканских конституций и уставов других субъектов России не всегда соответствовали нормам федеральной Конституции. Потребовались определенные усилия со стороны федерального руководства и руководства субъектов Федерации, чтобы разрешить данную проблему. Тем не менее, в конституциях и уставах субъектов РФ есть еще нормы, противоречащие Конституции РФ и федеральному законодательству.

Конституция России также предусматривает возможность принятия федерального закона об автономной области или округе по представлению законодательных и исполнительных органов этих субъектов Федерации (п. 2 ст. 66).

Законы - источники конституционного права

Одним из распространенных и многочисленных источников конституционного права Российской Федерации являются законы. Они обладают наибольшей после Конституции юридической силой.

Закон - это принятый в особом процессуальном порядке Федеральным Собранием (парламентом) РФ нормативный правовой акт по наиболее важным вопросам общественной жизни, который является обязательным для всех участников общественных отношений, имеет верховенство и прямое действие на всей территории России. В принятии закона участвует также Президент РФ, который подписывает и обнародует законы и обладает правом отлагательного вето. Российская конституционно-правовая доктрина не предусматривает права парламента делегировать свои законодательные полномочия главе государства или Правительству.

Конституция РФ предусматривает наличие в правовой системе России двух типов законов: (1) федеральных конституционных законов и (2) федеральных законов. Они различаются по предметам правового регулирования, по юридической силе, регулируемым общественным отношениям, порядку принятия и изменению, особенностям применения в отношении к ним отлагательного вето Президента Российской Федерации.

Федеральные конституционные законы

Принимаются по вопросам, предусмотренным самой Конституцией, в особом, более усложненном порядке, установленном ст. 108 Конституции РФ. Предмет их регулирования - наиболее важные общественные отношения и, соответственно, ключевые конституционные институт - народовластие, государственное устройство, организация и деятельность важнейших государственных институтов и органов. Такая форма законов установлена в Российской Федерации впервые Конституцией 1993 г. Следует отметить, что в нашей стране характер конституционных законов несколько иной, чем в других странах, где предусмотрены подобные акты. В зарубежных странах, как правило, конституционные законы могут вносить изменения в конституцию и обладают такой же юридической силой, как Основной закон (Чехия, Франция). У нас для внесения поправок в Конституцию предусмотрен особый тип закона - в форме закона о поправке к Конституции РФ, имеющего наименование, отражающее суть данной поправки.

Регулированию федеральным конституционным законом подлежат следующие вопросы: порядок введения и режима чрезвычайного положения (ст. 56): принятие в Федерацию и образование в ее составе нового субъекта, изменения статуса субъектов (ст. 65, 66): утверждение описания и порядка использования государственных символов России (ст. 70): назначение и проведение референдумов (ст. 84): определение режима военного положения (ст. 87): введение чрезвычайного положения на территории страны или в отдельных ее местностях (ст. 88): регулирование деятельности Уполномоченного по правам человека РФ (ст. 103): определение порядка деятельности Правительства РФ (ст. 114): установление судебной системы (ст. 118), а также закрепление порядка деятельности Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда и иных федеральных судов (ст. 128): установление оснований и порядка созыва Конституционного Собрания (ст. 135): внесение изменений в ст. 65 Конституции РФ, устанавливающую состав Российской Федерации (ст. 137).

Конституция РФ не дает четкого критерия для различения конституционного и федерального законов, но определяет более жесткий порядок принятия конституционного закона (ч. 2 ст. 108). Эти законы принимаются квалифицированным большинством голосов, т.е. не менее чем двумя третями голосов от общего числа депутатов Государственной Думы и не менее чем тремя четвертями голосов от общего числа членов Совета Федерации. Ввиду такого порядка принятия Конституция РФ не наделяет Президента РФ правом вето в отношении федерального конституционного закона. Согласно ст. 108 (ч. 2) такой закон в течение 14 дней подлежит подписанию Президентом РФ.

Конституцией РФ указывается (ч. 3 ст. 76), что федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам, из чего можно сделать вывод о том, что в иерархии источников права федеральные конституционные законы занимают более высокое место, следуя сразу же за Конституцией.

Федеральные законы (обычные, или текущие)

Не все из них выступают источниками конституционного права. Таковыми являются лишь те, в которых содержатся конституционно-правовые нормы. Так, Федеральный закон о гражданстве РФ, безусловно, является источником конституционного права, а Федеральный закон о соглашениях о разделе продукции таковым не является.

Федеральные законы регулируют различные виды общественных отношений, составляющих предмет конституционного права. При этом область общественных отношений, регулируемых такими законами, предметно не лимитирована. Основной круг вопросов, подлежащих регулированию федеральными законами, определен самой Конституцией РФ в более чем 40 статьях. Так, регулированию федеральным законом подлежат: порядок приобретения и прекращения гражданства России (ст. 6); определение порядка несения военной или альтернативной службы (ст. 59); установление статуса столицы (ст. 70): определение порядка выборов Президента Российской Федерации (ст. 81); и др.

Федеральные законы в соответствии со ст. 105 Конституции РФ принимаются Государственной Думой, одобряются Советом Федерации, подписываются и обнародуются Президентом Российской Федерации. Они принимаются в более упрощенном порядке по сравнению с конституционными. Для их принятия достаточно абсолютного (50% + 1) большинства голосов депутатов палат федерального парламента. Данные законы могут быть отклонены Президентом РФ, в этом случае их судьба решается в соответствии с порядком, предусмотренным ст. 107 Конституции РФ.

Для характеристики законов как источников конституционного права важное значение имеют положения Конституции о том, что законы подлежат официальному опубликованию. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если не опубликованы официально для всеобщего сведения. Эти вопросы урегулированы в Федеральном законе от 14 июня 1994 г. «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания». Статья 2 данного Закона устанавливает, что датой принятия федерального закона считается день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции, а федерального конституционного закона - день, когда он одобрен палатами Федерального Собрания в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации.

Законы подлежат опубликованию в течение семи дней после их подписания Президентом РФ (ст. 3). Их официальным опубликованием считается первая публикация полного текста в «Российской газете», Собрании законодательства РФ и «Парламентской газете» или первое размещение (опубликование) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru). Закон вступает в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после официальною опубликования, если самим законом не установлен иной порядок вступления в силу.

Особое место в системе законов Российской Федерации занимают законы, вносящие поправки в гл. 3-8 Конституции РФ . По порядку своего принятия такой закон не отличается от федерального конституционного закона: он подлежит одобрению не менее двумя третями от общего числа депутатов Государственной Думы и не менее тремя четвертями от общего числа членов Совета Федерации. После опубликования для всеобщего сведения уведомления о принятии такого закона (включающего в себя текст закона) принятый закон направляется в законодательные (представительные) органы субъектов РФ для рассмотрения.

Парламенты субъектов Федерации обязаны рассмотреть закон о поправке к Конституции РФ в срок не более одного года со дня его принятия. Одобренный законодательными органами не менее двух третей субъектов РФ закон о поправке к Конституции РФ передается Президенту РФ для подписания и официального опубликования. Закон о поправке к Конституции вступает в силу с момента официального опубликования, если законом не установлен иной срок его вступления в силу.

Принятая поправка к Конституции РФ подлежит внесению Президентом РФ в текст Конституции.

Таким образом, законы по сравнению с другими нормативными правовыми актами обладают следующими особенностями:

  1. принимаются только высшими органами государственной власти (парламентом совместно с главой государства, народом на референдуме);
  2. обладают высшей юридической силой по отношению к другим нормативным правовым актам;
  3. должны быть обнародованы и опубликованы;
  4. имеют особый порядок принятия в зависимости от иерархии;
  5. общеобязательность в случае необходимости обеспечивается принудительной силой государства; и т.д.

Законы субъектов Федерации. Решения референдумов РФ

Источниками конституционного права являются также законы, издаваемые законодательными органами субъектов Российской Федерации в соответствии с ч. 2 ст. 5; ч. 4, 6 ст. 76 Конституции РФ и соответствующих конституций и уставов субъектов Федерации.

Субъекты РФ в лице своих органов государственной власти стали самостоятельными субъектами правотворчества. Они осуществляют собственное правовое регулирование, включающее в себя принятие законов и иных нормативных правовых актов. Республики - субъекты Федерации имеют свою конституцию и законодательство, а края, области, города федерального значения, автономные образования - свои уставы и законодательство. Федеративное устройство России основано на разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов. Большинство законодательных актов субъекты РФ издают в сфере их совместной компетенции с Федерацией.

В соответствии с принципами разграничения компетенции Конституция РФ определяет взаимоотношения между федеральными законами и законами (и другими нормативными актами) субъектов РФ. Федеральная Конституция и законы имеют верховенство не во всех случаях, а лишь по вопросам, отнесенным к ведению Федерации или к совместному ведению Федерации и ее субъектов (т.е. по вопросам, обозначенным в ст. 71 и 72 Конституции РФ). Вне пределов ведения Российской Федерации и совместного ведения Федерации и ее субъектов все субъекты осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов. По таким вопросам в случае противоречия между федеральным законом и законом субъекта Федерации будет действовать нормативный правовой акт субъекта РФ (ч. 4 6 ст. 76). Таким образом, по вопросам собственного ведения субъектов РФ признается приоритет законов и других нормативных правовых актов субъекта Федерации.

Нормы конституционного права могут содержаться в решениях, принятых на общенациональных референдумах, что делает их одним из важных, хотя пока и немногочисленных, источников отрасли. Значение решений референдума связано с тем, что они являются результатом непосредственного осуществления народом принадлежащей ему власти.

Решения, принятые на референдуме Российской Федерации, становятся общеобязательными актами и не нуждаются в дополнительном утверждении каким-либо органом государственной власти. Эти решения действуют на всей территории России и могут быть отменены или изменены не иначе как путем принятия решения на новом референдуме Российской Федерации. Принятое на референдуме решение подлежит официальному опубликованию (обнародованию) Центральной комиссией референдума РФ (не позднее трех дней после определения результатов всенародного голосования). Решение референдума вступает в силу со дня обнародования, если иное не предусмотрено в формулировке вопроса, принятого на референдуме. Если для реализации решения, принятого на референдуме Российской Федерации, требуется издание дополнительного правового акта, федеральный орган государственной власти, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязан в течение 15 дней со дня вступления в силу решения, принятого на референдуме, определить срок подготовки данного правового акта.

Правовые акты СССР и РСФСР

Некоторые из этих актов являются источниками конституционного права России в силу принципа правопреемственности или до замены законодательства. Сохраняют свое правовое значение ряд законов и постановлений, принятых Съездом народных депутатов и Верховным Советом СССР и РСФСР, а также постановлений Совета Министров СССР и РСФСР, хотя по мере принятия новых законов и других правовых актов число их постоянно убывает.

Особое место среди источников конституционного права занимают декларации, договоры и соглашения, например: Декларация о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г., Декларация о языках народов России от 25 октября 1991 г., Декларация прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 г. Все они были приняты высшим законодательным органом страны - Съездом народных депутатов СССР или Верховным Советом РСФСР.

1. Декларации обычно устанавливают общие принципы конституционно-правового развития. Так, Декларация о государственном суверенитете провозглашает, что суверенитет России - естественное и необходимое условие существования ее государственности, имеющей многовековую историю, культуру и традиции (п. 2); Декларация прав и свобод человека и гражданина устанавливает, что права и свободы принадлежат человеку от рождения, что они могут быть ограничены законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, законных прав и интересов других людей в демократическом обществе (ст. 1, 2). Ныне эти принципы реализованы в принятой в 1993 г. Конституции Российской Федерации. Конституция не содержит какого-либо упоминания о праве Федерального Собрания принимать декларации, об их юридической силе и о порядке принятия. Но поскольку это и не исключено, то можно сделать вывод о том, что парламент вправе принимать подобного рода акты без притязания на их высшую юридическую силу и в порядке обычной законодательной процедуры.

2. Договоры и соглашения являются важным источником конституционного права. Например, Федеративным договором от 31 марта 1992 г., были закреплены основы взаимоотношений Российской Федерации и ее субъектов. Федеративный договор включает в себя три договора между органами государственной власти РФ и органами всех видов субъектов РФ, а также договоры между РФ и ее отдельными субъектами. Федеративный и иные договоры действуют в части, не противоречащей Конституции РФ. В науке высказываются предложения о разработке и принятии нового Федеративного договора 3 Черепанов В.А. Конституционно-правовые основы разделения государственной власти между Российской Федерацией и ее субъектами. М.: МЗ-Пресс. 2003. .

Важным способом укрепления экономической и правовой стабильности федеративных отношений выступают договоры и соглашения между органами государственной власти России и органами государственной власти ее субъектов. Такие договоры были заключены в 1990-х более чем с половиной субъектов РФ в целях разграничения их полномочий и полномочий Федерации. Однако стоит отметить, что в них часто содержались положения, не соответствующие Конституции РФ. Данные договоры впоследствии были расторгнуты. Однако есть и примеры заключения новых договоров.

Предваряя текст статьи, хочу предупредить уважаемого читателя, что основной её объём был написан в 2005 году и незначительно дополнен незадолго до размещения её на КОНТе. Однако, в силу происходящих в последнее время событий, она не только не потеряла своей актуальности, но и приобрела, как мне кажется, ещё большую значимость. Само сравнение Государственной Думы с «бешеным принтером» говорит о многом.

То, что происходит в России с момента вступления в силу действующей Конституции, нельзя охарактеризовать иначе, как ползучий конституционный переворот, осуществляемый путём последовательного принятия неконституционных законов и иных правовых актов. Последней точкой в этом процессе стало принятие поправок к законам "О выборах депутатов Государственной Думы РФ" и "О выборах глав исполнительной власти регионов", которые, даже в предыдущей редакции, не только в частностях, но и в своей основе противоречили Конституции. Действующая Конституция не допускает формирования органов законодательной (представительной) власти по пропорциональной системе, т.е. по спискам политических партий и объединений.

Почему вообще возникла такая ситуация, при которой стало возможным не только принятие, но и применение неконституционных законов? Для того чтобы разобраться в этом, совершим экскурс в наше недалёкое прошлое. Начнём с момента вступления в силу действующей Конституции.

Дабы не быть голословным и не уподобляться нашим "законникам", аргументируя свои высказывания, буду ссылаться на положения Конституции в их органической взаимосвязи, как того требуют принципы толкования данного правового акта.

Итак, Конституция вступила в законную силу. Согласно пунктам 2, 5 заключительных и переходных положений Конституции, статьям 10, 11, 93, 100, 104, 118, 120, 123, 125 Конституции, судьи Конституционного суда обязаны приступить к исполнению своих конституционных обязанностей на основании закона о Конституционном Суде РСФСР в, части не противоречащей действующей Конституции (часть 2 заключительных и переходных положений Конституции).

Согласно части 5 статьи 125 Конституции, - "Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, органов законодательной власти субъектов Российской Федерации дает толкование Конституции Российской Федерации".

Из данного положения Конституции следует, что Конституционный Суд обязан дать максимально полное, абстрактное толкование всех положений Конституции в виде отдельного правового акта. Хочу отметить, что Конституция является единственным правовым актом, для которого установлена процедура толкования его положений и которым определен орган государственной власти, на который возложена обязанность дать это толкование.

Обязанность субъектов обращения, перечисленных в части 5 статьи 125 Конституции, ничем не обусловлена в отличие от содержания норм действующего закона "О Конституционном Суде РФ", касающихся толкования Конституции. Согласно статье 36, указанного Закона, "Основанием к рассмотрению дела является обнаружившаяся неопределенность… в понимании положений Конституции Российской Федерации,..".

Согласно статье 74 того же закона, "Конституционный Суд Российской Федерации принимает постановления и дает заключения только по предмету, указанному в обращении, и лишь в отношении той части акта или компетенции органа, конституционность которых подвергается сомнению в обращении". К тому же, по мнению судей Конституционного Суда, Конституционный Суд проверяет исключительно действующие законы и иные правовые акты, несмотря на то, что это вовсе не очевидно, даже исходя из смысла норм самого Закона.

Следуя логике разработчика данного Закона (а ими были, в том числе, и судьи Конституционного Суду), законодательному (нормотворческому) органу предоставляется право толковать Конституцию, поскольку Конституционный Суд, по мнению судей Конституционного Суда, дает толкование Конституции только в том случае, если у субъекта обращения возникло непонимание смысла конкретного положения Конституции, что противоречит положениям части 4 статьи 3, части 5 статьи 125 Конституции. Учитывая менталитет должностных лиц органов государственной власти, уровень их правосознания и другие факторы, может сложиться ситуация, при которой у данных лиц вообще не возникнет сомнений в понимании смысла, заложенного в положения Конституции. Данное предположение подтверждается тем, что за всё время действия Конституции в Конституционный Суд поступили запросы, связанные с "непониманием" тех её положений, которые закрепляют полномочия органов государственной власти и принципы их разграничения. То есть, органы государственной власти и их должностные лица озабочены лишь тем, как поделить "портфели" и чем их наполнить?

Я хочу обратить внимание уважаемого читателя на то, что в части 5 статьи 125 Конституции, перечислены только те субъекты обращения, которые по Конституции наделены полномочиями по принятию законов и иных правовых актов. И это не случайно, поскольку именно для законодательного (нормотворческого) органа необходимо официальное толкование Конституции, которое может дать только Конституционный Суд. Именно на основании официального толкования Конституции законодательный (нормотворческий) орган вправе разрабатывать законы и иные правовые акты. В противном случае, возникает правовая коллизия, так как законодательный (нормотворческий) орган, в отсутствие официального толкования Конституции, фактически присваивает полномочия Конституционного суда по толкованию Конституции, а согласно части 4 статьи 3 Конституции, "Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону". Что примечательно, два наиболее общественно опасных вида преступлений, прямо указанных в главе, закрепляющей основы конституционного строя Российской Федерации, не нашли своего отражения в уголовном Кодексе. И это не случайно, должностные лица органов государственной власти, прежде всего высшие должностные лица, не желают отвечать за совершаемые ими должностные преступления. Частоколом норм действующего законодательства они оградили себя не только от возможности уголовного наказания, но и от возможности уголовного преследования, что противоречит положениям части 4 статьи 3, статьи19, статей 52, 53, 122 Конституции.

Правовая коллизия, в части толкования Конституции, заложена в самом законе "О Конституционном Суде РФ". В отсутствие официального толкования Конституции, разрабатывая ту или иную норму закона, правового акта, законодательный (нормотворческий) орган, даёт толкование положений Конституции исходя из своего, личного понимания её положений, часто искажая её смысл не только потому, что безграмотен в правовом смысле, но зачастую, исходя из иных побуждений, в том числе и корыстных.

Надо понимать, что в части 5 статьи 125 Конституции говориться не о толковании отдельных её положений применительно к конкретному случаю, а о полном, всеобъемлющем, абстрактном толковании Конституции, которое обязательно, как для субъектов обращения, перечисленных в части 5 статьи 125 Конституции, так и для самих судей Конституционного Суда. В противном случае, возникает ситуация, описываемая словами пословицы "закон - что дышло…". И именно этот принцип заложен, как в действующий закон "О Конституционном Суде РФ", так и во всё законодательство, и этот же принцип исповедуют должностные лица органов государственной власти всех её ветвей, манипулируя сознанием людей, искажая смысл положений Конституции.

Надо также осознать, что Конституционный Суд это не суд в обычном понимании этого слова, к нему не применимы принципы судопроизводства в большей части его полномочий. Конституционный Суд это своего рода Палата мер и весов, но только в области права. Конституционный Суд, осуществляя свои полномочия, выступает в трех ипостасях в зависимости от разрешаемого им вопроса:

во-первых, как высший законодательный орган государственной власти в части касающейся толкования Конституции, в том числе и в связи с внесением поправок в Конституцию. И приниматься оно должно не в процессе судебного разбирательства, а в процедурах по принятию правового акта соответствующего уровня, учитывая, что "Толкование Конституции", как правовой акт, по своей юридической силе выше уровня федерального конституционного закона, но ниже уровня Конституции;

во-вторых, как орган конституционного контроля в части касающейся:

Проверки, подготовленных к принятию законов и иных правовых актов, в том числе и международных договоров, на соответствие Конституции, в том числе и в связи с внесением изменений и дополнений в действующие законы и иные правовые акты поскольку, частью 1, ст.15 Конституции, запрещается принятие правовых актов противоречащих Конституции;

Проверки законов и иных правовых актов на соответствие Конституции по жалобам граждан и иных лиц, считающих, что их права и свободы могут быть нарушены или нарушаются законом или иным правовым актом, а также по запру суда, в случае, когда суд приходит к выводу, что закон или иной правовой акт, подлежащий применению или примененный в конкретном деле, противоречит Конституции;

Проверки законов и иных правовых актов, в том числе и международных договоров, принятых до вступления в силу действующей Конституции и прошедших предварительную проверку в порядке абстрактного нормоконтроля в Верховном Суде РФ и Высшем Арбитражном Суде РФ;

Проверки неконституционных законов и иных правовых актов, принятых после вступления в силу действующей Конституции, но по каким либо причинам "просочившихся" в правоприменительную практику через "сито" процедур по приданию этим законам юридической силы.

Решения Конституционного Суда в этой части полномочий должны оформляться в виде постановлений, признающих (или не признающих) законы и иные правовые акты или их отдельные положения конституционными (или неконституционными) и содержащих прямые указания обязательные для исполнения субъектами обращений, перечисленных в части 2 статьи 125 Конституции, а также предложения (используя право законодательной инициативы), касающиеся содержательной части законов и иных правовых актов. Принятие постановлений Конституционного Суда в этой части полномочий, осуществляется в процедурах по принятию поправок к законопроектам, а не в процедурах судебного разбирательства;

Также заключений о соблюдении порядка выдвижения обвинений против Президента;

в-третьих, как судебный орган в части полномочий, установленных частью 3 статьи 125 Конституции.

Согласно положениям Конституции и самого закона "О Конституционном Суде РФ", федеральные конституционные законы и федеральные законы приобретают юридическую силу при соблюдении следующих процедур:

1) проверка законов в Конституционном Суде в полном объёме до их принятия (одобрения) Государственной Думой и Советом Федерации (статьи 2, 15, 17, 18, 16, 125 Конституции);

2) принятие (одобрение) законов Государственной Думой (статьи 105, 108 Конституции);

3) одобрение законов Советом Федерации (статьи 105, 106, 108 Конституции);

4) подписание законов Президентом (статьи 84, 107, 108 Конституции);

Несоблюдение хотя бы одной из перечисленных процедур означает, что федеральный конституционный закон или федеральный закон не обладает юридической силой. Законы и иные правовые акты, не имеющие юридической силы, не подлежат введению в действие, применению и исполнению.

Из изложенного следуют четыре важных вывода в части, касающейся толкования Конституции:

1. Субъекты обращений, перечисленные в части 5 статьи 125 Конституции, независимо от того, правильно или неправильно они понимают смысл положений Конституции, обязаны обратиться в Конституционный Суд с запросом о толковании Конституции.

2. Субъектам обращений, перечисленных в части 5 статьи 125 Конституции, запрещено разрабатывать законы и иные правовые акты в отсутствие Толкования Конституции.

3. Независимо от того, поступил или не поступил запрос о толковании Конституции, Конституционный Суд обязан дать максимально полное, всеобъемлющее, абстрактное Толкование Конституции.

4. Официальное "Толкование Конституции Российской Федерации" должно быть первым правовым актом, принятым Конституционным Судом после вступления в силу действующей Конституции, поскольку отсутствие его, препятствует дальнейшей законотворческой (нормотворческой) деятельности.

О создании "Толкования Конституции Российской Федерации", как правового акта, судьи Конституционного Суда обязаны были озаботиться с момента вынесения текста Конституции на всенародное обсуждение, учитывая и то, что многие судьи Конституционного Суда принимали непосредственное участие в разработке проекта Конституции, и в связи с этим не могли не предвидеть последовательности, установленной Конституцией, принятия правовых актов.

Однако, в нарушение положений пунктов 2, 5 заключительных и переходных положений Конституции, статей 10, 11, 93, 100, 104, 118, 120, 123, 125 Конституции, в нарушение присяги, судьи Конституционного Суда приступили к исполнению своих конституционных обязанностей по прошествии полутора лет с момента вступления в силу действующей Конституции. За это время Государственная Дума и Совет Федерации, в нарушение Конституции, приняли ряд основополагающих законов, противоречащих Конституции не только в частностях, но и в своей основе. В том числе был принят Федеральный конституционной закон "О Конституционном Суде Российской Федерации" который, в нарушение положений статьи 2, статьи 15, статьи 16, статьи 18, статьи 125 Конституции, допускает не только принятие, но и применение неконституционного закона или иного правового акта, предоставляет право как законодателю, так и правоприменителю толковать Конституцию по своему усмотрению. А если учесть, что многие судьи Конституционного Суда принимали участие в разработке этого закона, то можно судить об уровне правосознания этих людей.

В связи с этим, хочу привести цитаты из публикаций и интервью Председателя Конституционного Суда господина В.Д. Зорькина.

В журнале "Журнал российского права", N 6 от 1 июня 2004 г., Председатель Конституционного Суда господин В.Д. Зорькин пишет, - "Хочу отметить, что я не консервативный противник любых изменений. Жизнь идет, реальность меняется. Конституция - не "священная корова".

Хочу напомнить господину В.Д. Зорькину и другим судьям Конституционного Суда, что до тех пор, пока в Конституцию не внесены поправки, для Вас, неуважаемые мною господа, Конституция является священной, поскольку самой Конституцией на Конституционный Суд возложена обязанность по ее защите. И Конституция не корова, как вы изволили выразиться, господин Зорькин, а основной закон Страны.

Не случайно, действующие законы столь удручающи по своему содержанию и настолько противоречат Конституции, что представители власти, призванные защищать Конституцию, ставят ее ниже представителя фауны, пусть даже священного.

И потом, из данного высказывания следует, что кучка проходимцев может через толкование Конституции менять, по сути, саму Конституцию, не смотря на то, что даже по Закону, толкование положения Конституции, данное Конституционным Судом, обязательно для всех, в том числе и для судей Конституционного Суда.

В интервью господин В.Д. Зорькин высказывает и иные суждения, например:

"Конституционный суд как хранитель Конституции, конечно, интерпретирует дух Конституции применительно ко времени. Это позволяет ему менять свои правовые позиции, но есть определенные ограничения. КС не может руководствоваться чистой буквой Конституции и должен находить ее дух" (22 октября 2004 г., ИНТЕРФАКС).

Трудно представить человека с более извращенным правосознанием. Надеюсь, уважаемый читатель понимает меру опасности, которую представляют для общества люди с таким правосознанием, учитывая, что от Конституционного Суда фактически зависит то, каким будет действующее законодательство.

"Главная задача КС не готовить изменения в Конституцию, а хранить действующую Конституцию, ее дух и букву"" (11 февраля 2005 г., ИНТЕРФАКС).

Господину В.Д. Зорькину, впрочем, как и остальным судьям Конституционного Суда, следовало бы определиться - Конституционный Суд является хранителем Конституции, её духа и буквы или толкует её в зависимости от конъюнктуры рынка, поскольку она не является "священной коровой". И потом, господин Зорькин, разве перед Конституционным Судом стоит задача по подготовке изменений Конституции, а если это так, то хотелось бы знать, кем она поставлена?

"Наша задача - судей Конституционного суда - обеспечивать строгое соблюдение основного закона, правильность и четкость его толкования" (10 февраля 2005 г., ИНТЕРФАКС). Вот с этим нельзя не согласиться. Только возникает вопрос, а где же это самое толкование Конституции, к тому же - правильное и чёткое? И, уж не нынешний ли состав Конституционного Суда собирается принять его?

А вот "правовая позиция" Конституционного Суда, нашедшая своё отражение в определении по конкретному делу:

ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ № 21-О

об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Алеша Андрея Михайловича и Алеш Елены Михайловны на нарушение их конституционных прав положениями статей 3, 43, 96 и 97 Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации”

"Оспариваемые заявителями нормы статей 3, 96 и 97 названного Закона, по существу, воспроизводят и конкретизируют конституционно установленное полномочие Конституционного Суда Российской Федерации по защите прав граждан, и, следовательно, разрешение вопроса, поставленного заявителем, фактически означало бы оценку статьи 125 Конституции Российской Федерации, определяющей полномочия Конституционного Суда Российской Федерации, чего Конституционный Суд Российской Федерации делать не вправе".

Что касается воспроизведения, и конкретизации положений части 4 статьи 125 Конституции нормами статей 3, 96 и 97 закона "О Конституционном Суде РФ", то данное утверждение является вопиющей ложью. Во-первых, потому, что перечисленные статьи Закона извратили положения Конституции, во-вторых, самим положением части 4 статьи 125 Конституции, конкретизируется обязанность Конституционного Суда, по жалобам граждан и запросам судов, проверять на соответствие Конституции, а если быть точным, на соответствие Толкованию Конституции, законы и иные правовые акты, принятые до вступления в силу действующей Конституции (действующая Конституция не допускает принятия законов и иных правовых актов, противоречащих ей) и носит частный характер. В общем же случае, в соответствии со статьей 2, статьей 15 (части 1, 2, 4), статьей 16, статьей 17 (часть 1), статьей 18, статьей 45 (часть 1), статьей 46 (часть 1), статьей 47 (часть 1), статьей 55, статьей 56 (часть 3), статьей 118 (часть 2) Конституции, статьями 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, право граждан на судебную защиту и на обращение в суд, в том числе и конституционный, не может быть ограничено чем-либо даже в условиях чрезвычайного положения.

Вывод о том, что Конституционный Суд не вправе давать оценку статьи 125 Конституции (впрочем, как и иному положению Конституции) иначе как иезуитским не назовешь, поскольку толкование Конституции и есть правовая оценка её положений. И Конституционный Суд не только не вправе давать оценку её положений, а обязан – в силу той же Конституции. Полномочия Конституционного Суда по защите прав и свобод граждан в том и состоят, чтобы не допустить принятия и тем более применения закона или иного правового акта противоречащего Конституции (Толкованию Конституции), поскольку именно на законодательном уровне закрепляются права и свободы граждан, механизмы их реализации и защиты.

Внимательный читатель заметил, что в приведённом абзаце Определения Конституционного Суда, как и во всей, мотивировочной части Определения, не упоминается статья 43 закона "О Конституционном Суде РФ". И это не случайно. В статье 43 Закона перечислены основания для отказа в принятии обращения к рассмотрению. Одним из оснований является несоответствие обращения критериям допустимости, в данном случае, закреплённых в статье 97 Закона.

Конституционный Суд был не вправе отказать в приёме указанного обращения, поскольку положение пункта 2 статьи 43 Закона, в числе прочих, оспаривается заявителями.

Конституционный Суд был не вправе отказать в приёме обращения на основании пункта 3 статьи 43 Закона, поскольку ни оспариваемые нормы Закона, ни сам Закон не были предметом рассмотрения в Конституционном Суде, и Конституционный Суд не принимал решения в виде постановления о соответствии или несоответствии закона "О Конституционном Суде РФ" Конституции. По сути, Конституционный Суд в своих решениях ссылается на неконституционный Закон, Закон, не имеющий юридической силы, поскольку он не прошел проверки на соответствие Конституции (Толкованию Конституции) в Конституционном Суде, а значит, не мог быть принят и опубликован.

Но и это еще не все, Конституционный Суд нарушает нормы самого Закона. В частности нормы статьи 74 закона "О Конституционном Суде РФ", разрешая дело не в рамках заявленных требований, а в объеме, определяемом самим Конституционным Судом, неправомерно сужая круг заявленных требований.

Конституционный Суд нарушает нормы статьи 3 закона "О Конституционном Суде РФ", поскольку основывается на материалах дела рассмотренного судом общей юрисдикции, при разрешении вопроса об объеме, подлежащих рассмотрению требований, заявленных в обращении.

Конституционный Суд нарушает положения части 4 статьи 3, статьи 118 Конституции, статьи 3 закона "О Конституционном Суде РФ", выходя далеко за пределы своих полномочий при принятии решений.

В качестве примера приведу постановляющую часть Постановления Конституционного Суда по делу о проверке конституционности положения пункта 11 статьи 51 Федерального закона от 24 июня 1999 года “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации”

"Исходя из изложенного и руководствуясь частями первой и второй статьи 71, статьями 72, 75, 79 и 87 Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации”, Конституционный Суд Российской Федерации

п о с т а н о в и л:

1. Признать не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 3 (часть 3), 19 (части 1 и 2), 30 (части 1 и 2), 32 (части 1 и 2) и 55 (часть 3), положение пункта 11 статьи 51 Федерального закона “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации”, согласно которому в случае выбытия одного или более кандидатов, занимавших первые три места в общефедеральной части заверенного федерального списка кандидатов (за исключением случаев выбытия по вынуждающим обстоятельствам, указанным в пункте 16 данной статьи), Центральная избирательная комиссия Российской Федерации отказывает в регистрации федерального списка кандидатов либо отменяет ее.

Признание указанного положения пункта 11 статьи 51 Федерального закона “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации” не соответствующим Конституции Российской Федерации не затрагивает результаты выборов в Государственную Думу, состоявшихся 19 декабря 1999 года, и не может служить основанием для пересмотра их итогов".

В данном случае, в части касающейся признания или непризнания результатов выборов в Государственную Думу, Конституционный Суд разрешил вопрос подсудный суду общей юрисдикции и, присвоив полномочия, предрешил решение этого суда.

Перечисленные выше нарушения положений Конституции и закона “О Конституционном Суде РФ” допущены Конституционным Судом при принятии подавляющего числа определений и постановлений. Для того чтобы убедиться в этом, предлагаю читателям посетить сайт Конституционного Суда, размещенного в Интернете, и ознакомиться с его определениями и постановлениями.

Конституционный Суд сознательно идёт на нарушение не только Конституции, но и Закона, поскольку нынешний состав Конституционного Суда видит главной своей задачей не защиту Конституции, нарушенных прав и свобод граждан, а защиту корпоративных и иных интересов представителей власти, в том числе и своих личных.

За прошедшие годы гражданами неоднократно направлялись жалобы в Конституционный Суд с целью проверки как отдельных положений закона “О Конституционном Суде РФ”, так и Закона в целом. Однако, в нарушение Конституции и Закона, Конституционный Суд отказывал в приёме таких жалоб, прекрасно осознавая, что в силу действующего законодательства закон “О Конституционном Суде РФ” никогда не будет предметом рассмотрения в Конституционном Суде, поскольку не может быть применён или подлежать применению в конкретном деле, рассматриваемом в суде общей юрисдикции. Данный Закон не будет предметом рассмотрения и по запросам органов государственной власти, перечисленных в качестве субъектов обращения в части 2 и 4 статьи 125 Конституции, поскольку для них, приведение данного Закона в соответствие Конституции представляет опасность и чревато последствиями вплоть до уголовного преследования.

Преступный характер действий и бездействия, прежде всего, судей Конституционного Суда привели к тому, что в настоящее время в России отсутствуют легитимные органы государственной власти и органы местного самоуправления, так как они сформированы на основании законов, не имеющих юридической силы. Законы же не имеют юридической силы постольку, поскольку ни один из них не прошел проверки на соответствие Конституции (Толкованию Конституции) в Конституционном Суде и приняты нелегитимными органами государственной власти. Более того, преступный характер деятельности судей Конституционного Суда, законодательных, исполнительных, судебных органов государственной власти предполагался еще на стадии разработки проекта закона “О Конституционном Суде РФ”. Невозможно объяснить вопиющее несоответствие этого Закона Конституции, правовым невежеством судей Конституционного Суда, учитывая и то обстоятельство, что судьи Конституционного Суда принимали непосредственное участие в разработке законопроекта, и естественно, в силу своего образования и квалификации, не могли не видеть этого несоответствия и противоречивости норм самого Закона.

Преступный характер деятельности судей Конституционного Суда не исчерпывается приведенными выше фактами. Регулярные встречи судей Конституционного Суда с В.В. Путиным носят преступный характер, поскольку происходят не только в нарушение Конституции, но и действующего законодательства, учитывая и то обстоятельство, что Президент РФ, по Конституции, является постоянным субъектом обращения в Конституционный Суд. Должностные лица органа государственной власти, коим вменяется в обязанность быть независимыми от кого бы то ни было (статьи 10, 11, 120 Конституции, статье 29 закона “О Конституционном Суде РФ”), идут на прямые контакты с высшим должностным лицом исполнительной ветви государственной власти.

Судьям Конституционного Суда известно, что действующей Конституцией установлен как порядок, так и формы взаимодействия должностных лиц органов государственной власти различных ее ветвей, и этот порядок никому не позволено нарушать. Согласно статье 29 закона “О Конституционном Суде РФ”, - "Судьи Конституционного Суда Российской Федерации принимают решения в условиях, исключающих постороннее воздействие на свободу их волеизъявления. Они не вправе запрашивать или получать от кого бы то ни было указания по вопросам, принятым к предварительному изучению либо рассматриваемым Конституционным Судом Российской Федерации". В тоже время, действия В.В. Путина свидетельствуют об оказании давления на судей Конституционного Суда, что является нарушением и Конституции, и Закона. Согласно статье 29 закона “О Конституционном Суде РФ”, - "Какое бы то ни было вмешательство в деятельность Конституционного Суда Российской Федерации не допускается и влечет за собой предусмотренную законом ответственность".

Сам факт вызова на "ковер" судей Конституционного Суда (и не только конституционного) являлись основанием для отрешения Президента В.В. Путина от должности и привлечения его к уголовной ответственности. Подобного рода "приглашения" судьи Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда принимают за честь им оказанную, и в то же время разглагольствуют об отсутствии независимости судей, делая вид, что не понимают истоков этого явления.

Чувство независимости это состояние духа человека. Человек с рабской психологией не может быть независимым, даже если ему предоставить независимость. Самое отвратительное явление в общественной жизни это раб, наделенный властью. Он угодлив и подобострастен к вышестоящим, равным себе - хамит, с подчиненными становится тираном. Единственное средство, которое может вразумить такого человека - батоги. Говоря о батогах, подразумеваю, суровые меры наказания, предусмотренные законом, за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, возложенных на должностное лицо органа государственной власти, чьи действия или бездействие привели к нарушению прав и свобод граждан, к подрыву основ конституционного строя. Позволю себе напомнить господам, находящимся у власти, что полномочия это не право, полномочия это обязанность. Разве, принимая Конституцию, граждане России наделили депутатов правом принимать неконституционные законы, или предоставили право Президенту нарушать Конституцию, или суду было позволено принимать незаконные решения и выносить неправосудные приговоры? Нет господа, Мы не наделяли вас правами, Мы наделили вас полномочиями! Прочитайте господа чиновники положение части первой статьи 3 Конституции, там записано, кто является носителем права! При этом не путайте свои гражданские права с полномочиями, которыми вы наделены по Конституции или закону. Право предполагает свободу выбора, в то время как полномочия таким критерием не обладают.

Официальные встречи высших представителей судебной и исполнительной власти носят характер сговора. Как еще можно объяснить, что после подобных встреч на свет появляются президентские инициативы в виде поправок к законам "О выборах депутатов Государственной Думы" и "О выборах глав исполнительной власти регионов", которые на "ура" принимаются Государственной Думой и Советом Федерации? Или принимаются судебные решения, не укладывающиеся в правовые рамки и нормы законов.

Не за такого ли рода лояльность и "беспристрастность" Президент В.В. Путин на Всероссийском Съезде судей посулил представителям судейского корпуса повысить жалование в три раза, и не является ли это свидетельством подкупа судей исполнительной властью? Кому же из судей, после этого, придет в голову мысль "кусать" руку дающего?

Тоже можно сказать о встречах В.В. Путина и высших должностных лиц Государственной Думы и Совета Федерации, после которых законодатель принимает антиконституционные законы. Дошло до того, что чиновники Администрации Президента вызывают к себе депутатов Государственной Думы и дают им указания, как и в каком виде, принимать тот или иной закон.

Президент Путин, в своё время, при помощи "карманного" Федерального Собрания и Конституционного Суда, формировал вертикаль власти, преследуя цель - создание унитарного государства и установление всевластия партии номенклатуры. Нашим чиновникам не дает покоя сомнительная слава КПСС – «руководящей и направляющей». Не случайно, с подачи Кремля, партия "Единая Россия" и ЛДПР пропагандируют идею установления в России китайской модели политического руководства страной, а по сути возвращения к периоду всевластия верхушки КПСС. Неужели не понятно, что ложь, лицемерие, моральная и интеллектуальная деградация бесконтрольной власти привели, в свое время, к экономическому и духовному упадку советского общества и развалу Советского Союза? Сколько раз, нам нужно наступить на одни и те же "грабли", чтобы понять это?

Хотелось бы напомнить представителям партий и общественных движений, что преобладание во властных структурах представителей той или иной партии, того или иного общественного движения не дает им права устанавливать на законодательном уровне свою идеологию и решать свои узкопартийные задачи. Действующая Конституция не допускает установления, на законодательном уровне, каких либо исключений, предпочтений или привилегий для партий и общественных движений. Действующая Конституция не допускает формирования законодательных (представительных) органов власти по пропорциональной системе (по партийным спискам). Единственное право партий и общественных движений, в сфере формирования органов государственной власти, это выдвижение своих кандидатов на те, или иные государственные посты. И именно потому, что нашими "избранниками", при пособничестве Конституционного Суда, были нарушены основополагающие принципы формирования органов государственной власти, стали возможными все негативные явления, поразившие наше общество. Власть, сформированная по принципу ты мне - я тебе, порождает себе подобных на всех уровнях. Она разлагается сама и развращает общество. Она создает в стране режим произвола и беззакония. Она неподконтрольна обществу и стоит на страже своих интересов, принимая соответствующие законы, игнорируя Конституцию.

Установленные, действующим законодательством, принципы формирования законодательных (представительных) органов государственной власти и назначения глав регионов, со всей очевидностью показывают их порочность и несоответствие Конституции.

Нормы закона "О выборах депутатов Государственной Думы Российской Федерации" противоречат положениям части 2 статьи 96, части 1 статьи 97, статьи 2, части 3 статьи 3, части 2 и 4 статьи 13, статьи 18, статьи 19, части 2 статьи 30, части 2 статьи 32, части 2 и 3 статьи 55 Конституции. К тому же, принцип формирования законодательных (представительных) органов государственной власти по пропорциональной системе противоречит положению статьи 1 закона "О выборах депутатов Государственной Думы", в соответствии с которым, избрание депутатов осуществляется на основе "всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании".

Законодательные (представительные) органы власти и главы регионов становятся неподконтрольными обществу не только формально, но и фактически. Депутат, "избранный" по пропорциональной системе, в принципе, не может выражать интересов народа, поскольку не избирается им, а, по сути, назначается партийной верхушкой. И, установленный Регламентом Государственной Думы, принцип консолидированного голосования является ярким тому доказательством.

За годы, прошедшие с момента принятия нынешней Конституции, многие депутаты и иные представители власти неоднократно заявляли, что законы таковы, какова Конституция, говоря при этом, - "что хотели, то и получили". Возможно, для многих станет открытием, если скажу, что законы таковы потому, что вы, господа депутаты, приняли их в нарушение Конституции и заложили в них неконституционные нормы и Конституция здесь совершенно не причем.

Принимая действующую Конституцию, граждане России исходили из того, что независимо от партийной принадлежности, представители той или иной партии, того или иного общественного движения, независимые депутаты будут претворять в жизнь ту идеологию и те принципы, которые закреплены в Конституции. И никакие узкопартийные установки, иные соображения не могут быть выше этой идеологии и этих принципов. И если кто-то думает иначе, то глубоко в этом заблуждается.

Я не случайно выделил слово идеология в тексте. В последние два – три года в интернете участились призывы к изменению Конституции РФ, связанные с критикой её положений, закреплённых в части 4 статьи 15 и статье 13. Первое положение устанавливает приоритет международного права над национальным правом, второе устанавливает запрет на государственную, или общеобязательную идеологию. Эти юридические коллизии разрешаются в рамках Толкования Конституции и проверки законов и международных договоров на соответствие Конституции. Они возникли ровно потому, что судьи Конституционного Суда не исполняли и не исполняют свои конституционные обязанности. А теперь, в отсутствии правовой базы, имеющей юридическую силу, пытаются защитить интересы Российской Федерации в противостоянии с ЕСПЧ и другими судебными органами, присваивая полномочия, которыми не наделены.

Особо хочу обратить внимание уважаемых читателей на положение статьи 13 Конституции. Более нелепого, положения придумать сложно, учитывая тот факт, что государственная идеология берёт своё начало в Конституции страны и закрепляется в её законах. Не бывает государства без идеологии! Те, кто внёсли данное положение в Конституцию – отъявленные мерзавцы. Данное положение носит чисто декларативный характер, и ни при каких обстоятельствах не может быть выполнено, поскольку, повторяю, государственная идеология реализуется через его законодательство. И зная это, мерзавцы, на протяжении четверти века внедряли в России буржуазную, либеральную идеологию, вопреки социально направленной, социалистической по духу идеологии, закреплённой в Конституции.

Можно было бы продолжать приводить примеры преступлений совершенных и совершаемых нынешней властью, но не буду этого делать по двум причинам:

во-первых, потому, что многие давно уже поняли преступный характер деятельности нынешней власти и ее цели;

во-вторых, для тех, кто еще не разобрался в сути происходящего, полагаю, я привел достаточно фактов и доказательств.

И последнее, в результате преступной деятельности и бездействия власти в стране сложилась ситуация при которой:

Отсутствуют законы, имеющие юридическую силу;

Отсутствуют легитимные органы государственной власти, государственные органы, органы местного самоуправления;

Отсутствуют легитимные должностные лица органов государственной власти, государственных органов, органов местного самоуправления.

Власть в стране узурпирована номенклатурой, являющейся, по сути, ОПГ.

Страна живёт вне рамок правового поля! Живёт по понятиям! По понятиям уголовного мира!

Кудашов Александр

Распространение статьи приветствуется.

1) Конституция
Конституция является основным законом государства. Она представляет собой акт наивысшей юридической силы. Ни один правовой акт на территории государства не может противоречить Конституции государства. Особое место Конституции в системе нормативных актов определяется двумя ее основными свойствами:

  • Конституция носит учредительный характер, т.е. устанавливает основы регулирования общественных отношений, основы государственного, общественного строя. Положения Конституции находят свое развитие в отраслевом законодательстве.
  • Конституция закрепляет иерархию нормативно-правовых актов, их соподчиненность, юридическую силу того или иного акта.

2) Федеральные конституционные законы
Федеральные конституционные законы (ФКЗ) принимаются только по вопросам, прямо предусмотренным Конституцией. Например, федеральными конституционными законами регулируется деятельность Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Президента, Правительства и ряд других вопросов. Конституционные законы развивают положения конституции. Они обладают высшей юридической силой по сравнению с иными законами.

категория законов особой значимости, принимаемых по вопросам, специально оговоренным в тексте Конституции РФ. В иерархии источников права они стоят выше простых законов. Они могут приниматься только по вопросам, отнесенным Конституцией (статья 71) к ведению федерации. Согласно части 3 статьи 76 Конституции РФ, федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам.

Федеральные конституционные законы относятся к виду законов, которые в конституционном праве именуются органическими законами, однако сам этот термин Конституция РФ не использует. Важность федеральных конституционных законов обусловливает особую процедуру их принятия: одобрение большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов верхней палаты парламента — Совета Федерации, и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов нижней палаты — Государственной Думы, то есть достаточно сложным квалифицированным большинством голосов. В том же порядке, что и федеральные конституционные законы, принимаются поправки к тем главам Конституции, где они возможны (см. пересмотр конституции). В отношении федеральных конституционных законов не применяется президентское вето.

Конституция РФ предусматривает принятие федеральных конституционных законов по ряду вопросов, например: основание и порядок введения чрезвычайного положения на территории РФ и в ее отдельных местностях и установление возможных ограничений основных прав и свобод в условиях чрезвычайного положения (статья 56); Государственный флаг, герб и гимн РФ, их описание и порядок официального использования (статья 70, часть 1); назначение референдума (статья 84, пункт “в”); порядок образования нового субъекта федерации или изменения статуса субъекта федерации (статья 65, часть 2; статья 66, часть 5); порядок деятельности Правительства РФ (статья 114, часть 2); судебная система РФ (статья 118, часть 3); полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ и иных федеральных судов (статья 128, часть 3); порядок внесения конституционных поправок (статья 135, часть 2; статья 137). Пока из предусмотренных Конституцией федеральных конституционных законов приняты только Закон о Конституционном Суде РФ, Закон об Арбитражном Суде и Закон о референдуме.