Становление и развитие социальной работы за рубежом. Периодизация истории социальной работы за рубежом и в россии

Социально-экономические и политические предпосылки

Профессии, как известно, представляют собой такие типы занятий, которые ориентированы на нужды определенных слоев населения и призваны решать важные социальные проблемы с опорой на комплекс специализированных знаний.

В литературе возникновение социальной работы как профессии обычно датируют концом XIX - началом XX веков. Именно в этот период в ряде индустриально развитых стран появляются группы специалистов, которые начинают профессионально заниматься социальной работой, создают учебные заведения, обучают социальных работников. Великобритания и США были теми странами, где социальная работа раньше всего оформилась в качестве особого вида деятельности, и где она затем была поставлена на профессиональную основу.

Что же обусловило потребность в подготовке социальных работников-профессионалов и развитие социальной работы как научной и учебной дисциплины? Основными причинами, по мнению исследователей, были следующие:

  • 1. разрушение единого сообщества, связанного с общими принципами и нормами существования;
  • 2. урбанизация и индустриализация;
  • 3. увеличение и социальных связей и отношений человека.

Стремительность индустриального развития в странах Европы и США, урбанизация, увеличившая в обществе долю маргинальных слоев населения, слабо адаптированных к жизни в городе, разрыв традиционных социальных связей в отношениях между людьми, между человеком и обществом привели к появлению таких социальных проблем, которые невозможно было решать методами, испытанными в традиционном обществе.

В условиях резкого обострения общественных отношений среди наиболее просвещенных людей формировалось убеждение, что общество больно и его надо лечить, опираясь на методику благотворительности и милосердия.

Однако, многие, кого беспокоило бедственное положение широких масс, были убеждены, что перемены в обществе - это естественный процесс. Эти люди считали, что заболел человек и его надо лечить, чтобы он принял как должное существующую действительность, примирился с проблемами «взрослеющего» общества.

То есть, в рамках социальной работы стали параллельно развиваться два направления, противостоящие друг другу в понимании социальных проблем. Этот процесс, как указывают авторы, был характерен как для США, так и для ряда стран Европы, особенно для Великобритании Нидерландов, Германии. Характерным было и то, что развитие социальной работы на обоих континентах стимулировало друг друга.

Особенно бурно процесс становления социальной работы как профессиональной деятельности проходил в США. Превращение городских поселений в города и рост количества приезжих, бродяг и неудачников вызвали значительное увеличение числа богаделен и тюрем, в которых условия содержания были просто ужасающие. Остро встал вопрос об опеке над бедными, умственно неполноценными и осужденными. Эти категории попали под защиту органов штатов, а затем Советов благотворительности и преображения штатов. В общественном секторе появились добровольческие организации и агентства по уходу за детьми.

Советы благотворительности и преображения штатов возникли в 60-е гг. 19 века. Они имели различную структуру и обязанности, но их основной задачей было оказание консультационной помощи законодателям в области управления различными учреждениями. В Советы входили известные филантропы, добровольцы, образованные люди того времени, и их деятельность не оплачивалась.

В 1865 году члены Советов из разных штатов объединились в Американскую Ассоциацию социальных наук. Однако вскоре стало ясно, что разные группы людей, занимаясь одним делом - оказанием помощи людям, разделяют разные взгляды и преследуют различные интересы.

Возникновение и развитие школ подготовки социальных работников

Обмен опытом «дружеских визитеров», работающих в различных агентствах, постепенно принимал форму обучающих курсов. В 1898 г. по инициативе М. Ричмонд начала свою деятельность первая национальная школа прикладной филантропии (ныне факультет социальной работы в Колумбийском университете).

Движение поселенцев сразу же после своего возникновения связало свою деятельность с образовательными центрами. Существовали постоянные контакты между Джейн Адамс и ее коллегами со многими учеными в области социальных наук. Эти контакты и стремление заложить научную основу под практические действия выглядели сначала как курсы по обмену опытом, а затем вылились в создание Чикагской школы гражданства и филантропии, которая в 1920 году превратилась в Школу социального администрирования при Чикагском университете.

Социальная работа быстро развивалась и в Европе. Общество организованной благотворительности в Лондоне открывает в 1903 г. первое специальное учебное заведение для подготовки социальных работников, которое получает название «Школа социологии». В 1912 году эта школа преобразуется в факультет социальной работы Лондонской школы экономики.

В 1908 году под руководством основательницы женского движения в Европе Алисы Соломон открывается женская школа для социальных работников в Германии. К 1910 году в развитых европейских странах и США насчитывалось уже 14 школ социальной работы. Первые школы социальных работников давали, как правило, одногодичную подготовку.

Однако честь открытия первого настоящего учебного заведения для социальных работников авторы отводят Голландии. В 1899 году в Амстердаме был открыт институт по подготовке социальных работников. Обучение в нем было рассчитано на 2 года, форма обучения была очная. Обучаться могли как женщины, так и мужчины, и они получали теоретическую и практическую подготовку.

Первая мировая война не устранила, а только обострила внутренние проблемы ее участников. Обострение этих проблем сопровождалось увеличением числа стран, приступивших к подготовке социальных работников. Если перед войной подготовка велась в 7 странах, то, после ее окончания число школ стало расти.

В 1920-е годы открываются первые школы социальной работы в Бельгии, Норвегии, Швеции, Италии. Школа по обучению социальных работников открывается даже в Чили, основателем которой стал известный общественный деятель Рене Сандра.

В 30-е годы прошлого века число стран, приступивших к подготовке социальных работников, продолжает увеличиваться: Испания, Израиль, Ирландия, Люксембург, Греция, Португалия, Дания, Индия, Египет. Как видим, социальная работа как профессия становится известной уже в странах третьего мира.

Подготовка социальных работников включала в себя не только организационный, но и методический аспект. Учебные заведения, приступившие к работе, не имели еще квалифицированных преподавателей. Учебных пособий практически не было. В США первыми учебниками были книги Амоса Уорнера «Американская благотворительность» и Мэри Ричмонд «Дружеский визит к беднякам: практическое руководство для работающих в благотворительных организациях». Подготовка кадров для социальной работы в Америке находилась еще в очень большой зависимости от усилий благотворительных организаций. Первыми преподавателями были члены общества благотворительности с большим опытом работы, но без педагогического образования. Студенты занимались без отрыва от работы, а учебная программа включала специальные темы для практической социальной работы в различных областях. Областями (направлениями) практической социальной работы того времени были:

  • 1. изучение условий жизни неблагополучных семей;
  • 2. социальная работа в медицине;
  • 3. социальная работа в школе;
  • 4. социальная психиатрия.

Указанные области практической социальной работы имели самостоятельные учебные программы, что создавало трудности при переходе из одной области практической работы к другой. Необходимо заметить, забегая вперед, что все программы были направлены на обучение индивидуальной работе с клиентом. Групповая работа как самостоятельный и теоретически обоснованный метод социальной работы был введен в программы обучения социальных работников только в 40-е гг.

В чем специфика социальной работы? Чем она отличается от работы медицинских сестер, врачей, учителей? Этот вопрос волновал как начинающих специалистов, так и преподавателей школ. В школах много размышляли о базовом образовании и его связи с практикой, о необходимом уровне профессионального образования, об общей подготовке и специализации повышенной сложности. Некоторые специалистов выступали против практики университетского образования для социальных работников. В частности, М. Ричмонд, считала, что университетская подготовка, связанная с необходимостью изучения большого количества научных дисциплин и научных школ, может подорвать присущую социальной работе ценностную основу включенности в благотворительность, подорвать веру студентов в бескорыстие. Она выступала за создание независимой от системы высшего образования школы социальной работы.

Интересен факт, описываемый Дж. Лейби в американской Энциклопедии социальной работы. В 1915 году Национальная конференция благотворительности пригласила Абрахама Флекснера, ведущего специалиста в области профессионального образования в США, высказать свое мнение о том, является ли социальная работа профессией. Он ответил, что, по его критериям, социальная работа - не профессия. Однако его слова не произвели никакого впечатления на желающих заниматься социальной работой профессионально и не уменьшили поток заявлений в школы социальной работы. Более того, это стало стимулом для создания более рациональной и формализованной программы подготовки профессионалов.

Ассоциация школ социальной работы в Америке, созданная в 1919 главным образом для поддержания связей между школами, превратилась в форум для выработки нормативов учебной работы. В 1924 году Ассоциация разработала нормативы (учебные планы) для регулярных курсов обучения, для курсов подготовки ответственных работников в области социальной работы и для курсов, создаваемых при университетах.

Минимальная, рассчитанная на год программа, предусматривала набор учебных курсов, преподаваемых как в классе, так и на практике (в поле). Эти учебные курсы получили признание в качестве нормативных курсов для обучения социальной работе. Включение программ социальной работы в систему университетского образования произошло в конце 30-х гг., когда в Ассоциацию стали приниматься только школы, действовавшие в рамках высших учебных заведений. В этих школах обучение осуществлялось по программе, рассчитанной на два года и дающей право получения степени магистра. В Ассоциацию принимались только школы, обладающие такими программами. До 1974 года обучение, по двухгодичной аспирантской программе оставалось единственной формой, признанной в качестве условия аттестации профессионального социального работника.

На рубеже XIX и XX вв. во многих европейских государствах (Великобритании, Германии, Нидерландах, Швеции и Франции), а также США возникла ср как вид проф деятельности, кот развивалась наряду с благотворительными организациями.

период интенсивного развития капитализма
1. Переход от общинной формы соц жизни к более индивидуализированной;
2. Переход от авторитарного, харизматического лидерства к высокопрофессиональному менеджменту;
3. Переход от обычного права как регулятора общинных отношений к юридическому. легитимизация сословных льгот и привилегий сменяется утверждением равенства всех граждан перед законом;

Долг милосердия - фундаментальный принцип всех иудеохристианских религий. Его истоки можно обнаружить в Ветхом Завете.

Одним из первых деятелей в области ср для бедных был священник-униат Джозеф Таккерман. Его попытки улучшить условия жизни бедняков Бостона в начале XIX в. путем организации Общества милосердия более чем на полвека определили направление американской социальной работы. Ее будущее развитие в форме движения Общества благотворительных организаций было инициировано священнослужителем - Стивеном Хамфрисом Гертином. Это движение способствовало появлению Общественного совета соц защиты и агентства по проблемам семьи.

Одно из направлений в истории ср в СШÀ было связано со сферой оказания мат помощи. «Дружелюбные посетители» из организации благотворительности могут считаться первыми соц работниками.

Àссоциации по улучшению условий жизни неимущих были созданы в 40-х в целях оказания мат помощи бедным людям. внимание на выяснении условий, приводивших к нищете.

Эти организации- предшественники совр системы изучения жизни неблагополучных семей и оказания им помощи. Они считали, что посещения заменяют дома призрения, во время посещений ведется изучение, регистрация, сотрудничество и координационная работа в целях определения того, что должна представлять собой необходимая поддержка.

Выдача пособий неимущим, живущим самостоятельно, а не в домах призрения, считалась пустой тратой средств, наносящей ущерб их нравственности.

В основе движения по созданию благотворительных организаций лежало убеждение, что оно даст средства, которые помогут спасти города от пороков нищенства и справиться с антагонизмами, вытекающими из соц различий. упор на религиозные ценности, любовь к ближнему. Главная цель- спасти «несчастных от греха нищеты». Благотворительные организации создавали службы по обеспечению работой, оказывали юр помощь и предоставляли услуги адвокатов. К концу столетия на смену «дружественным визитерам» в большинстве случаев пришли посещения оплачиваемых служащих.


Советы благотворительности и преображения штатов. В 1874 г. Национальная конференция благотворительности и преображения собрала вместе предшественников будущей профессиональной ср и заложила теоретические основы соц обеспечения. Конференция была созвана по инициативе советов благотворительности и преображения нескольких штатов. Советы обычно поддерживали местные богадельни и тюрьмы, были вынуждены заниматься отношениями с властями штатов, а также фин вопросами. решали какие соц учреждения и программы должны поддержать законодатели.

становление профессиональной системы ср:

В историческом плане к наиболее известным школам в теории ср относятся диагностическая и функциональная. Диагностическая школа связана с колледжем Смита в Нью-Йорке, где с 1918 г. осуществляется подготовка ср. назрела необходимость в специалистах, способных работать над преодолением эмоц проблем ветеранов Первой мировой войны.

Мэри Ричмонд- сущность метода индивидуальной ср.

бедность как болезнь, неспособность индивида самостоятельно организовать свою независимую жизнь. Клиент в роли своеобразного больного, и задача ср- «соц врачевание» индивида, находящегося в неудовлетворительном состоянии, подготовка подопечного к возможности самостоятельно решать свои проблемы, т. е. в основу социальной работы была положена медицинская модель.

Дальнейшее осмысление- В. Робертсон и Г. Хамильтон. Представители диагностической школы ср утверждали, что для определения лечения необходимо собрать как можно больше объективных данных о клиенте и о его ситуации.

В. Робертсон предлагает в центр внимания поставить не ситуацию клиента, а ценности и смыслы его индивидуального опыта, и процесс помощи строить на основе данных доминант. Осн акцент на сбор информации о прошлом опыте клиента, его детстве, оценке личности, в то время как оценка ситуации становится вторичной.

Г. Хамильтон. Диагноз как основа метода им переосмысляется; он начинает выступать не как установка к действию, а как рабочая гипотеза для понимания личности клиента, его ситуации и проблемы.

Отношения между клиентом и социальным работником превращаются почти в авторитарные, а задачей последнего становится «лечение» клиента.

Другой подход.Функциональная школа (О. Ранк).желание перемен у клиента, его способности к восприятию помощи. осн внимание уделяли началу процесса изменений. оригинальная методика по организации аппарата помощи - предоставление и прием помощи.

основная задача виделась в том, чтобы помощь была осознана и принята клиентом. другие взаимоотношения между субъектами, они становятся партнерами и несут равную ответственность за изменение ситуации. Главное в создании и развитии техник и методов помощи клиенту. Из теории Джона Дьюи было заимствовано понятие «самоопределение» - право клиента решать за себя. происходит переход к современному пониманию сущности ср и отказ от авторитарных и формальных отношений.

Гуманистические подходы Маслоу и Хорни определили дальнейшее развитие функциональной школы социальной работы. Данная школа берет на вооружение теоретические конструкты о личности как системе, кот постоянно стремится к своему саморазвитию, позитивному росту.

История развития институтов по подготовке кадров в США:

I этап - «ученический» , этап допрофессионального образования (1877-1898 гг.), связан с образовательной деятельностью, осуществляемой благотворительными организациями и соц агентствами. Начало 1877 г., когда было создано первое в США «Общество организованной благотворительности», с деятельностью которого и связано начало становления системы профессиональной подготовки социальных работников в США;

II этап - «школьный» ,этап профессионализации образования в области ср (1898-1913 гг.), связан с образовательной деятельностью школ социальной работы. начало в 1898 г. в США появилась первая такая школа, что ознаменовало собой окончание этапа допрофессионального образования и начало нового - «школьного»;

III этап - «кейс» -этап, этап университетского образования в области ср (1913-1929 гг.), связан с интеграцией школ ср в структуру американских университетов. начало1913 г.,;

IV этап - «милфордский» ,этап стандартизации образования в области ср (1929 - начало 1930-х гг.), связан с деятельностью так называемой Милфордской ассоциации организаций по ср.

ИСТОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Вопрос № 1/1

Этапы эволюции социальной работы за рубежом и в России

История социальной работы за рубежом и в России имеет глубокие корни в развитии человеческой цивили­зации. Ее начальный период относится к глубокой древ­ности, к XXV - XXII вв. до н. э., когда в Древнем Египте в храмах осуществлялась ритуальная помощь: бесплат­ная раздача хлеба голодающим. В 1750 г. до н. э. законы вавилонского царя Хаммурапи говорили об организа­ции социальной взаимопомощи среди населения.

В античном мире получает свое развитие идея фи­лантропии. Так, если в XIV -VII вв. до н. э. в Древней Греции эта идея проявила себя в соответствующих граж­данских традициях, то в V! -I вв. до н. э. в Древнем Риме филантропия нашла свое выражение в распределении среди обедневших граждан хлеба, одежды, денег, в устройстве развлечений, что было отражено в знаменитом лозунге «Хлеба и зрелищ!».

В первые десять веков нашей эры с рождением и распространением христианской веры принимаются гражданские и религиозные нормативно-правовые акты по социальным вопросам. Так, в 438 г. был принят ко­декс императора Феодосия, запретивший нищенство в Византии. Для христианского мира большое значение имел Сардукийский поместный собор 347 г. (на границе Западной и Восточной Римских империй), на кото­ром было принято двадцать церковных правил об ока­зании помощи нищим, сиротам, вдовам и странникам. В то же время доминирующее место занимает открытая система призрения, находившая свое выражение в раздаче милостыни, кормлении неимущих и т. п.

С принятием христианства как государственной религии Руси в конце X в. отмечается переход от ар­хаического периода помощи и взаимопомощи у восточ­ных славян к периоду общественной (общинной и церковно-монастырской благотворительности.

В это же время (X -XIII вв.) в странах Западной Европы католи­ческая церковь активно содействует образованию каноникатов (духовных учреждений) и социальной профессионализации деятельности монашеских орде­нов. Так, например, в центре деятельности ордена тринитариев оказывается помощь пленным и их освобож­дение, орден антонитов (или антонинов) устраивает осо­бые госпитали для больных горячечной болезнью («огонь святого Антония»), монашеский орден селькулькринков заботится о незаконнорожденных и больных детях.

Монгольское нашествие не только более чем на два века задержало экономическое и культурное развитие русского государства, но и отразилось на уровне соци­ального призрения. Так, если в странах Западной Ев­ропы в XIII - XV вв. активно шел процесс создания ре­лигиозных братств, оказывавших помощь больным и неимущим (в 1291 г. только в ведении монашеского ордена госпитальеров находилось около сотни боль­ниц), то на Руси в этот период только-только отмечает­ся появление первых закрытых благотворительных заведений (богаделен, приютов).

В XVI -XVII вв. на Западе оформляется государ­ственная система социальной помощи, отмеченная возрастанием роли государства и одновременным сни­жением активности христианской церкви. Так, в 1529 г. в Германии принимается Гамбургский устав о помощи бедным, а в 1682 г. - Указ о мерах государственного призрения. В Англии в 1531 г. принимается закон о помощи бедным, в 1572 г. вводится общенациональный налог для оказания помощи неимущим, а в 1601 г. по­является Закон о благотворительности. Во Франции в 1642 г. организуется благотворительное бюро по при­зрению нищих, а с 1656 г. активно развивается сеть государственных Общих госпиталей. Особое развитие в странах Западной Европы получают работные испра­вительные дома для нищих и больных, ставящие своей целью всемерную изоляцию последних от общества.

Совсем иной пример являет собою в этот период времени Россия. Если в западноевропейских странах отмечается повсеместный переход к системе государственной благотворительности, то в России возникает особый церковно-государственный тип призрения, особенностью которого является паритетное участие I церкви и государства в делах благотворительности. В странах Западной Европы фактически ликвидирует­ся открытая система призрения, в России же длитель­ное время сосуществуют обе системы: закрытая и от­крытая (в частности, легализуется институт нищенства). В XVII в. получает развитие новое для общественного призрения явление - светская частная благотворительность (ярким примером служит подвижническая! деятельность приближенного царя Алексея Михайловича Ф.М. Ртищева, по инициативе которого была организована помощь раненым и пленным).

В XVIII в. отмеченные несоответствия в развитии систем социального призрения на Западе и в России фактически исчезли, чему содействовали реформы императора Петра. Последние дали толчок развитию государственной системы социального призрения в рамках единого общеевропейского пространства, зачастую принимая самые варварские формы из-за сохранения в россии феодально-крепостнических порядков.

Существенные изменения в систему социальной помощи в конце XVIII в. внесла Великая Французская революция, впервые поставившая своей целью осво­бождение личности и признание ее «естественных», присущих от рождения прав. Постепенно уходит в прошлое система изоляции неимущих от общества, а каждое из европейских государств вносит свой вклад в дело защиты граждан. Так, в 1884 г. в Германии была введена система государственного социального стра­хования; во Франции в 1871 г. открываются особые благотворительные бюро, ставшие центрами обще­ственной помощи; в Великобритании в 1878 г. была основана Армия спасения; в 1877 г в США создается Американское общество благотворительности.

В России в 1864 г. организуется система земских учреждений, занимавшихся вопросами социального призрения.

Одновременно в XIX - начале XX вв. активизирует­ся общественная и частная благотворительность; дела­ми призрения продолжает также заниматься христиан­ская церковь. Большую роль в социальной помощи на­чинает играть развернувшееся феминистское движение.

Тогда же возникают и социальные учения (социализм, марксизм, анархизм), ставившие своей целью достиже­ние общества всеобщего равенства и блага.

XX век внес значительные новшества в постанов­ку дела социальной помощи. На Западе рубеж XIX -XX вв. являлся переходом к периоду социальной рабо­ты. Формируются две основные модели помощи: «аме­риканская» и «европейская», в основе разделения которых лежит различное соотношение роли государ­ства и общества в системе социального призрения. «Американская» модель характеризуется преобладаю­щим влиянием государства, формирующим и осуще­ствляющим программы социальной помощи и поддержки; «европейская» же модель акцептирует роль по­мощи в рамках коммуны,.то есть городского или сельского самоуправления. В этот период начинается профессиональная подготовка кадров социальных ра­ботников; особое место в социальной работе занимают такие виды помощи, как социально-психологическая реабилитация и адаптация, социокультурная анимация.

Иной пример явил в XX в. Советский Союз 7 - 1991). Новый период в истории отечественной социаль­ной работы, получивший название периода социально­го планирования, охарактеризовался введением единой государственной системы социального обеспечения. Стране Советов удалось ликвидировать безработицу, создать систему пенсионного обеспечения, социально­го страхования, бесплатного медицинского обслужива­ния, льготного санаторно-курортного лечения- В то же время созданная система социального обеспечения базировалась во многом на мифологизированных пред­ставлениях о построении коммунистического общества, игнорировала роль общества в делах социальной помо­щи опыт зарубежных стран. В основе социальной под­держки лежало представление о равном доступе к си­стеме минимальных благ, предоставляемых государ­ством - единственным субъектом помощи.

Новая страница в истории социальной работы была открыта после распада СССР в начале 1990-х гг., когда государство в силу экономических и политических трудностей было вынуждено изменить подход к делу социальной помощи населению и в условиях кризиса на первый план вышла необходимость подготовки кад­ров социальных работников.

Итак, в современной литературе выделяют пять периодов в истории социальной работы за рубежом:

I Архаический период благотворительности (до об­разования в конце III тыс. -первой половине II тыс. до н.э. первых рабовладельческих государств).

II. Филантропический период (приблизительно до IV -V вв. н. э.).

III. Период общественной (общинной, церковной) благотворительности (до начала XVI в.}.

IV. (до рубежа XIX- XX вв.).

V. Период социальной работы (продолжающийся по настоящее время)

В России периодизация истории социальной работы имеет свою специфику и выглядит следующим образом:

I. Архаический период благотворительности (до об­разования Киевского княжества и крещения Руси в IХ-Хвв.).

II. Период общественной (общинной, церковной) бла-готворительности (X -нач. XVI вв.).

III. Период церковно-государственной благотвори­тельности (XVI - XVII вв.).

IV. Период государственной благотворительности (ХVIII нач ХХвв.).

V. Период социального планирования (1917- 1991 гг.).

VI. Период социальной работы (с 1990-х гг.).

Основные проблемы периодизации истории социальной работы связаны с точкой отсчета практики общественной помощи, динамикой изменения понятий, спецификой исторического пространства, процессом, лежащим в основе данной исторической матрицы, определяя предметную специфику исторического познания. Процесс, лежащий в основе различных моделей поддержки и защиты одних слоев общества другим, как нам представляется, -- это процесс помощи и взаимопомощи в культурно-исторической общности. Каждый этап изменения парадигмы помощи и взаимопомощи связан с изменением субъекта и объекта, институтов поддержки, идеологии помощи. Итак, в современной литературе выделяют пять периодов в истории социальной работы за рубежом15:

1. Архаический период благотворительности (до образования в конце III тыс. - первой половине II тыс. до н.э. первых рабовладельческих государств).

II. Филантропический период (приблизительно до V вв. н. э.).

III. Период общественной (общинной, церковной) благотворительности (до начала XVI в.).

IV. Период государственной благотворительности (до рубежа Х1Х-ХХ вв.). V. Период социальной работы (продолжающий настоящее время). В России периодизация истории социальной работы имеет свою специфику и выглядит следующим образом: Архаический период (до образования Киевского княжества и крещения Руси в IX-X вв.). Родоплеменные и общинные формы помощи и взаимопомощи у славян до Х в помощь членам своей общины. Самыми распространенными формами помощи бедным односельчанам являлось кормление по домам (призреваемые находились целые сутки в одном доме, переходя на следующие в другой) и подаяние милостыни (но в деревнях денег было мало и подавали чаше всего едой и одеждой). Период общественной (общинной, церковной) благотворительности (Х - начало XVI вв.). Характеризуется отсутствием государственной систему социальной помощи населению. Преобладание церковной благотворительности. Самая распространенная форма помощи подача милостыни. Бесконтрольное подаяние приводит к формированию профессионального нищенства.

Период церковно-государственной благотворительности (ХVI - XVII вв.). Постепенно начинает формироваться первые закрытые учреждения, закладывается регламентация работы с нищим. Период государственной благотворительности (ХVIII - начало XX вв.). Формирование системы государственной социальной помощи населению. Система государственной благотворительности закладывается в период царствования Петра 1. Во второй половине 18 века забота о социально незащищенных категориях населения была признана непременной обязанностью государства. Повышению общественной активности граждан способствовало также принятое в 1785 году «Городовое положение».

Оно учреждало такие сословия как духовенство, купечество, мещанство и крестьянство, которые должны были проявить заботу о нетрудоспособных представителях своего класса. бурный рост капитализма обуславливает развитие благотворительности купцов и предпринимателей. Бурный рост благотворительных побуждений. В это время также оформляется переход от добровольной помощи к профессиональной. Открываются первые курсы по общественной благотворительности, налаживаются международные связи. Период социального планирования (1917--1991). Происходит реформирование системы призрения. Одни формы частной и общественной благотворительности взяла на себя система социального обеспечения, другие были прочно забыты (совсем не велась социальная работа с заключенными). Министерство социального обеспечения проводило централизованную политику в области пенсионного обеспечения, поддержки инвалидов, одиноких и многодетных матерей, детей, не имеющих родителей. В этот период считалось, что в стране не ни тунеядцев, ни нищих. Период социальной работы (с 1990-х гг.). Разрушение устоявшихся социально - экономических связей, либерализация цен, безработица приводят к обострению социальных проблем. Появляются краткосрочные программы: денежные дотации малоимущим, гуманитарная помощь. Формируется система помощи нуждающимся, но ее работа не отлажена и многим не ясна. Поэтому важно изучать как решались эти проблемы у нас, а также в других странах.

    Социальная работа в США.

    Социальная работа в Скандинавских странах.

    Социальная работа в Европейских странах.

1. США считаются родиной социальной работы, где традиции социальной помощи, как и во всех других странах, закладывались в благотворительной и филантропической деятельности церкви, частных лиц и общественных организаций еще в XVIII–XIX вв. Однако постепенно сам процесс оказания конкретной помощи нуждающимся в разных ее формах сконцентрировался в руках особой категории работников – так называемых социальных работников, которые трудились в детских приютах, лечебницах для неимущих, распределяли разного вида пособия и т.д. Возникновение социальной работы как профессиональной деятельности непосредственно связано с появлением в 1899 г. книги Мэри Ричмонд «Дружеский визит к беднякам: руководство для работающих в благотворительных организациях», где были заложены научно обоснованные методы социальной работы. Примерно в это же время возникают первые школы по подготовке профессиональных социальных работников.

Действующая в настоящее время в этой стране система социальной помощи населению является гибкой и сложной. Существуют государственные службы, оказывающие разного вида помощь: Управление по социальному обеспечению, Министерство сельского хозяйства, Детское бюро, Служба защиты детей. Помимо этого действует разветвленная сеть частных служб.

Американская модель характеризуется преобладанием либеральной направленности в социальной политике. Однако она не предполагает столь активного влияния государства на социальную сферу и соответствующего участия в социальной защите. Кроме того, приоритетное место в организации социальной работы здесь отводится не муниципалитетам, а благотворительным и некоммерческим (ассоциативным) организациям. Все это позволяет определять американскую систему социальной защиты как либерально-ассоциативную.

Американской модели социальной работы свойственна система признаков. К числу важнейших из них следует отнести:

– наличие сильного либерального компонента в социальной политике;

– преобладающее значение ассоциативных организаций в сфере социальной помощи и поддержки при финансировании со стороны государственных структур;

– важная роль страховых механизмов социальной защиты;

– децентрализация системы социальной работы.

В целом эта система полностью децентрализована и функционирует через разного рода социальные программы, регламентируемые или федеральным законодательством, или законодательством штата, или совместными органами управления. Отдельные программы принимаются и местными властями, что позволяет учитывать потребности в социальной помощи каждого конкретного региона. Сегодня все программы социальной помощи США исходят из концептуальных и теоретических посылок о том, что свобода может быть расширена только путем повышения социальной ответственности.

Практически в каждой школе страны есть школьный социальный работник. Это направление социальной работы получило настолько широкое распространение, что в настоящее время оно рассматривается как отдельная специальность в социальной работе, которая сосредоточивает свое внимание на помощи учащимся в их успешном приспособлении к школе, на координации действий семьи и общины и влиянии на них для достижения этой цели. Школьные социальные работники помогают учащимся, их семьям, учителям и школе в целом в решении таких проблем, как пропуски занятий, социальное отчуждение, агрессивное поведение, недисциплинированность и последствия различных физических, эмоциональных и материальных проблем.

С 1935 г. в США Законом о социальном страховании были установлены два вида страхования – пенсии и медицинское страхование лиц в возрасте 65 лет и старше. Действие указанного закона распространяется также на рабочих и служащих частного сектора. Для железнодорожников, федеральных гражданских служащих, ветеранов войны и военнослужащих установлена особая система социального страхования. Вместе с тем государственным страхованием не охвачены сельскохозяйственные рабочие, работники мелких предприятий, поденщики и некоторые другие категории трудящихся.

Американцы, реформируя пенсионную сферу, продолжают сохранять распределительную систему пенсионного обеспечения как главную государственную пенсионную программу. Она по-прежнему обеспечивает население страны тем уровнем пенсионных выплат, на который оно имеет право по закону. Как показывают расчеты, уже к 2013 г. в США поступления в пенсионный фонд государственного страхования могут оказаться ниже необходимых пенсионных выплат, осуществляемых по распределительной пенсионной системе. Поэтому здесь заблаговременно был взят курс на параллельное использование других пенсионных схем, рассчитанных прежде всего на расширение частного пенсионного страхования, которое создает возможности для довольно существенного увеличения суммарной пенсии. Система частного пенсионного обеспечения американцев состоит из двух основных видов: частные пенсионные системы (планы) по месту работы и личные пенсионные счета. Во второй половине 90-х гг. 48% работников в возрасте от 25 до 44 лет и 56% в возрасте от 45 до 64 лет были участниками частных пенсионных планов. Такое масштабное участие населения страны в частном пенсионном страховании позволило обеспечить огромные инвестиции. Из пенсионных планов по месту работы наиболее популярной является система с установленными взносами, которая обычно финансируется предпринимателями и наемными работниками в равных долях. При этом каждый участник такого плана имеет свой персональный счет в пенсионном фонде и право выбора между различными инвестиционными программами, которые предусматриваются управляющими компаниями. Широкое развитие в США получила и система личных пенсионных счетов. Размеры ежегодных взносов здесь ограничены верхним пределом в 2 тысячи долларов. Средства со счета нельзя снять до достижения 59,5 лет, а после достижения 79,5 лет счет закрывается в обязательном порядке.

Отличие частной пенсии от государственной состоит в том, что она выплачивается рабочим и служащим после 10 лет непрерывного стажа в одной фирме, а государственная – независимо от места работы.

Кроме общей федеральной программы, на уровне штатов существуют программы страхования на случай производственного травматизма или профессиональных заболеваний. Компенсация (за увечья на производстве; гибель и т.д.) достигает до 2/3 заработной платы, и в основном она (компенсация) выплачивается частными страховыми компаниями.

Курс на коммерциализацию сферы социальных услуг, развитие самообеспечения дополняется в сфере занятости жесткой рестриктивной политикой на рынке труда. Она проявляется в крайне малом сроке выплаты пособий по безработице (6 месяцев), относительно небольшом размере самого пособия, дифференцированного по разным штатам (в богатейшем городе Сан-Франциско в 90-е гг. ежемесячный размер пособия по безработице составлял 375 долларов). Кроме того, около четверти американских рабочих вообще не были охвачены страхованием по безработице. В случае закрытия предприятия им приходилось обращаться за поддержкой в государственные органы вспомоществования, призванные оказывать хотя бы минимальную социальную помощь.

Что касается вспомоществования бедным, то оно и получило распространение с 1960-х годов и нацелено на обеспечение гарантированного дохода, поддержку семей с детьми, престарелых, инвалидов, многодетных или неполных семей (где глава семьи женщина или безработный), нуждающихся в продовольственной, жилищной и медицинской помощи. Гарантированный государством доход в США соответствует «черте бедности». Он систематически корректируется с учетом уровня инфляции и может быть увеличен за счет бюджетных средств штатов. Продовольственная помощь осуществляется главным образом путем предоставления нуждающимся продуктовых талонов. Их получают лица или семьи, доход которых не превышает 125% от дохода «черты бедности». Талоны предоставляются им бесплатно или по сниженным ценам. Другие формы продовольственной помощи – школьные завтраки, помощь матерям с детьми до 1 года и т.д.

В США довольно широко распространены также дополнительные выплаты (оплата отпусков и больничных листов, дополнительных пособий по безработице, субсидии на продолжение образования и юридические услуги).

Государственные структуры США стимулируют участие в решении проблемы безработицы частные корпорации. Они, получая от государства налоговые и иные льготы для трудоустройства социально уязвимых групп населения, расширяют найм на работу лиц с ограниченной трудоспособностью, трудоустраивают длительно незанятых, внедряют гибкие графики работы, расширяют программы подготовки и переподготовки персонала и др. Однако далеко не всегда такая политика стимулирования частных компаний компенсирует снижение участия самого государства в организации и финансировании деятельности в сфере занятости. Рестриктивные меры оборачиваются обострением некоторых проблем на рынке труда. Так, в течение довольно длительного времени в США не удается существенно снизить уровень молодежной безработицы. Серьезной проблемой остается трудоустройство отдельных категорий инвалидов. Абсолютное большинство американских инвалидов по зрению – более 70% способных к труду слепых не может рассчитывать на поддержку государства в решении вопроса своей занятости, оставаясь нетрудоустроенными.

В США большое число частных агентств задействовано в социальной работе и широко распространена практика платных социальных услуг. Более того, на принципах коммерциализации здесь строится деятельность очень многих социальных учреждений. 80% американских домов для нетрудоспособных приносят прибыль концернам, которые ими владеют. В зависимости от величины оплаты в частных пансионатах для инвалидов и престарелых предоставляются услуги различного уровня. Состоятельные клиенты проживают в роскошных условиях с многочисленным обслуживающим персоналом, а малообеспеченные лица получают минимум услуг, живя с несколькими жильцами в одной комнате.

Платное обслуживание осуществляется и в частных домах для престарелых семейного типа. Такие дома предназначены для тех, кто не в состоянии жить самостоятельно и лишен возможности проживать в семье. Домом семейного типа для пожилых может быть благоустроенное жилье частного лица, изъявившего желание за определенное денежное вознаграждение обслуживать престарелого человека. Лицам, работающим в семейных домах, обычно платят из личных средств клиентов, из их пенсий, пособий.

Так, исследованиями правительства в начале 80-х годов установлено, что треть домов для престарелых не соответствовала необходимым стандартам безопасности и качества. Одна из причин этого – многие дома престарелых находятся в частном владении. Поэтому государство вынуждено лицензировать и инспектировать их деятельность. Другая проблема состоит в том, что на пожилых американцев (12% населения) идет треть всех национальных расходов на здравоохранение. В то же время более 30 млн граждан в более молодом возрасте не имеют страхования здоровья. Поэтому попытка еще увеличить расходы на старшее поколение (а они действительно нужны) может усугубить конфликт поколений, чего нельзя допустить.

Специальные учреждения социальной помощи детям предоставляют (для малообеспеченных семей бесплатно) следующие услуги: организация специальных групп профессионального обучения для родителей, обеспечение помощи по трудоустройству; обеспечение присмотра за детьми работающих в дневное и вечернее время родителей; создание при городских центрах здоровья служб для незамужних матерей; создание и поддержка служб защиты детей, подвергающихся насилию; создание и инспектирование детских домов, работа с приемными семьями, наблюдение за адаптацией ребенка в новой семье; развитие социальных служб помощи детям в получении образования, помощи родителям в ведении домашнего хозяйства и т.д. В экстремальных ситуациях службы берут на себя заботу о детях независимо от уровня доходов семьи. В задачу детских социальных служб входят и вопросы усыновления детей-сирот.

Социальная работа с несовершеннолетними правонарушителями и подростками «группы риска» в США строится на основе целого ряда программ: базовых программ полиции (они предусматривают функционирование полицейских атлетических клубов с целью привлечения несовершеннолетних к полезным делам); базовых программ судов по делам несовершеннолетних (они предусматривают главным образом реабилитацию указанных лиц); базовых программ школ. Последние подразделяются на две группы: программы для нормальных и специальных школ, рассчитанных на «трудных» и осужденных подростков. Созданные в 1967 г. бюро социальных услуг молодежи выступают в роли посредников и контролируют деятельность сервисных организаций с целью соответствия ее потребностям несовершеннолетних.

Одной из важных проблем американского общества остается проблема социальной защиты расовых и этнических меньшинств страны. Сюда относятся лица, находящиеся на низших ступенях социальной жизни, в основном чернокожие американцы, американские индейцы, туземцы Аляски, американцы латиноамериканского и азиатского происхождения. Практика социальной работы с этническими группами в США строится, во-первых, на ценностях, присущих социальной работе вообще, во-вторых, на понимании этнических реалий, в-третьих, на профессиональном подходе, в-четвертых, на практическом опыте. Иначе говоря, эти концепции предполагают необходимость приспособления общих основ и методов социальной работы к этническим реалиям страны.

В 1990-х – начале 2000-х гг. государственной властью предпринимались попытки переориентировать программы помощи различным категориям граждан с социальных выплат на стимулирование их трудовой активности. Средством реализации этой цели стал федеральный закон «О личной ответственности и возможностях трудоустройства», вступивший в силу в конце 90-х гг. Он обязал трудоспособных получателей социальной помощи либо работать, либо проходить профессиональную переподготовку. В соответствии с этим законом выплата различных социальных пособий ограничивалась в США пятилетним сроком. С учетом ужесточения требований к получателям пособий может существенно возрасти значение налоговых льгот для работающих малоимущих. Здесь полагают, что увеличение размеров дохода, не подлежащего налогообложению, будет способствовать ориентации трудоспособных граждан на самообеспечение.

Для стимулирования деятельности частных учреждений и социальных агентств федеральное правительство периодически предоставляет целевые субсидии, реализуемые на уровне штатов в виде конкретных социальных программ. Государственные органы сохраняют за собой право выдачи лицензий частным социальным службам и контролируют соответствие уровня их услуг нормативным требованиям.

Отличительной стороной американской модели социальной работы является преобладающее значение в ее проведении ассоциативных организаций, получающих поддержку государственных структур. В последнее десятилетие в США эффективно действует схема, по которой государство в лице правительственных органов разрабатывает и финансирует социальные программы, а ассоциативные (некоммерческие) организации самостоятельно или совместно с муниципалитетами реализуют их на местах, контролируя справедливое распределение государственных дотаций.

Сегодня в мире лишь Соединенные Штаты Америки имеют такую разветвленную сеть ассоциативных организаций, охватывающих столь большое число людей.

2. В скандинавских странах преобладает государственная модель организации социальной защиты. Как правило, понятие «социальная защита» в этих странах трансформировано в понятие «социального благосостояния». Эта модель включает в себя обязательную социальную политику, регулируемый государством уровень доходов, а также уравнительный, всеобщий характер социальных льгот и выплат. Несмотря на схожие во многом черты социальной политики, скандинавские страны несколько различаются по характеру и организационным формам реализации социальной политики. Во всех странах Скандинавии социальная политика прочно связана с концепцией «государства благосостояния», которая в последнее время подверглась существенной трансформации. Однако прежде чем говорить о трансформациях, необходимо обратиться к самому понятию социального благосостояния. Понятие социального благосостояния может быть раскрыто в двух вариантах: в широком смысле слова и узком.

В узком смысле слова социальное благосостояние включает в себя гарантированный минимум доходов (материальное вспомоществование) и социальный контроль за благосостоянием детей, а также социальный контроль в отношении асоциальных групп населения, в основном, алкоголиков и наркоманов.

В широкой смысле слова социальное благосостояние включает в себя, помимо вышеперечисленного, разного рода социальные услуги, гарантирующие гражданам социальную безопасность (за исключением социального страхования).

Местные органы власти уполномочены следить за выплатой социальных пособий, соблюдением минимального гарантированного дохода (материальная безопасность), а также за работой местных социальных служб.

Становление и развитие системы социального благосостояния связано с соответствующими законодательными актами, которые были приняты в большинстве скандинавских стран в 1970–80-е годы.

Характерно, что Законы о социальном благосостоянии во всех скандинавских странах являются «рамочными» законодательными актами. Они не фиксируют детали организации социального обслуживания, номенклатуру служб и перечни услуг. Принимая такого рода законы, законодатели считают, что общество сейчас развивается более ускоренными темпами по сравнению с предыдущими периодами, поэтому законодательство может отставать от потребностей дня. Закон о социальном благосостоянии является основным законом, который обязаны соблюдать все без исключения. Кроме того в скандинавских странах действуют специальные, подзаконные акты, которые дополняют основной закон особенно в той части, которая касается прав и статуса особых групп клиентов. Основной закон обязует местные власти:

1. Предоставить жителям социальные услуги.

2. Гарантировать получение минимального денежного дохода людям, проживающим на территории муниципалитета.

3. Гарантировать жителям социальные пособия.

4. Осуществлять надзор за расходованием минимального денежного дохода и социальных пособий, давать консультации по их правильному использованию.

5. Информировать жителей о системе социального благосостояния и социальной безопасности.

Местные органы власти также несут ответственность за благосостояние детей и молодежи, организацию и содержание детских садов, обслуживание и уход за психическими больными и инвалидами, а также несут ответственность за жизнь наркологических клиентов. В дополнение к выплатам минимального гарантированного пособия местные власти обязаны также выплачивать своим клиентам социальные пособия, которые включают в себя: пособие при рождении ребенка, пособие по беременности и родам, пособие на иждивенцев военнослужащих, пособие на содержание детей, пособие по инвалидности. Родители могут сами выбрать форму пособия на ребенка до 3 лет: в виде услуг детского сада, в денежной форме при содержании ребенка дома.

Норвегию (с населением около 4 млн, человек) часто определяют как государство всеобщего благополучия со смешанной экономикой, основанной на значительных доходах от производства бензина. Финансирование социальной сферы и сферы охраны здоровья составляет 1/3 общего государственного дохода, и каждый десятый трудящийся занят в социальной сфере или сфере охраны здоровья.

Система медицинского страхования финансируется налогами с работающих, работодателей, областей и муниципалитетов. Эта программа включает выплаты: пенсионерам (после 67 лет), вдовам, детям до 18 лет, нетрудоспособным, по болезни, медицинские и повседневные выплаты во время болезни и после родов, еженедельные выплаты по безработице (до 80 недель), за производственные травмы, матерям и отцам-одиночкам.

Каждый муниципалитет должен иметь социальные офисы, которыми могут пользоваться. Социальные офисы предоставляют широкий спектр услуг, основываясь на соответствующих законодательных актах. Социальная защита по акту 1964 г. предусматривает предоставление социально-экономической помощи тем, у кого нет права на какие-либо выплаты, на пенсию по схеме национального страхования и кто не способен поддерживать свое существование. Экономическая помощь может быть оказана в виде пособия, ссуды или дотации, например, для проезда студентов на каникулах. Информация, советы и денежная помощь – главные направления в работе по этому акту.

В муниципалитетах ведется контроль за употреблением алкоголя через его распределение в магазинах, кафе и ресторанах, осуществляются основные профилактические меры, направленные на снижение употребления алкоголя и наркотиков. Профилактическая работа среди молодежи, поддержка и субсидии, выделяемые безалкогольным молодежным клубам, дискотекам и другим подобным заведениям, могут быть конкретными действенными мерами в этой области. Кроме того, среди молодежи, злоупотребляющей алкоголем и наркотиками, проводится также так называемая «работа на улице».

Цель основных профилактических мер – улучшать жизненные условия детей. Применительно к практической социальной работе это выполняется через общественную работу, открытие детских площадок, детских садов, молодежных клубов или решение транспортных проблем, восстановление домов и т.д. Это основные профилактические меры выходят за пределы работы социальных офисов и включаются в общие планируемые процессы административных систем в муниципалитетах.

В семьях, где дети живут «в неблагоприятных условиях», которые негативно влияют на их здоровье, профилактические меры таковы: семейный надзор, поддержка и совет семье, экономическая поддержка, помощь в решении каких-либо школьных проблем или обеспечение местами в яслях или детском саду для улучшения ситуации в семье, чтобы родители получили возможность дать детям необходимое воспитание. Но если родители не могут заботиться о своих детях, отдел по защите детей берет на себя ответственность по их защите, воспитанию и помещению в приемные семьи или детские дома. В большинстве случаев эти меры временные, так что если ситуация меняется к лучшему, то ребенок может вернуться обратно в семью. Существуют различные виды институтов, которые используются в таких ситуациях: дома матери и ребенка, детские дома, молодежные дома, семейные дома, институты для наркоманов и т.д. Примерно 0,3% всех детей постоянно находится под муниципальным присмотром.

В социальной работе в Норвегии выделяют три профессиональных уровня и образования:

1) социальный работник (соционом) – работа в городских социальных конторах, направленная на обеспечении социальной безопасности;

2) социальный педагог – профессионально работает с детьми в детских институтах;

3) социальный работник, специализирующийся на работе с инвалидами внутри и вне социальных институтов.

В Нидерландах первый, весьма ограниченный социальный закон, который касался бедных, был издан еще в 1848 г . И с этого времени началось развитие социальной работы. Однако особенно интенсивный характер оно приобрело после Второй мировой войны, когда при активном финансовом участии США началось восстановление страны из руин. В этот период очень сильно было американское влияние и в области социальной работы: американцы разрабатывали методы и формы оказания социальной помощи, подготовки кадров. По всей стране появились школы социальных работников.

В 1965 г . было создано Министерство социальной работы , которая все больше приобретала статус профессии. При финансовой поддержке министерства появилось по американскому образцу множество институтов, агентств, организаций, которые занимались различными проблемами людей. Постоянно возникали разнообразные идеи и проекты, однако в целом вся эта деятельность носила бессистемный характер. Тогда парламентом страны был поставлен вопрос о координации деятельности всех учреждений данного профиля, и сам он взял на себя роль распределителя финансов и координатора, что во многом способствовало упорядочению сферы социальной работы, приданию ей характера системы. В настоящее время в стране существует разветвленная сеть социальных служб разного профиля, в том числе и направленных на решение проблем детства, - как традиционных, встречающихся практически во всех странах, так и имеющих инновационный характер.

Например, в последнее время в Нидерландах наряду с детскими домами и приютами для детей и подростков с психосоциальными проблемами появились и такие формы социальной работы, как помещение ребенка в другую семью, проживающую в том же месте, или дневная помощь. Возникновение таких форм социально-педагогической помощи было связано с осознанием того, что удаление подростков из домашней обстановки и привычного окружения имеет много недостатков.

Программа дневной помощи была создана для работы с подростками в возрасте от 12 до 21 года, как правило, бросившими школу и не нашедшими места работы, имеющими минимальную социальную поддержку и желающими изменить ситуацию. Реализуется эта программа через центр по оказанию социальной помощи молодежи, где с подростками, которые остаются жить в семье, работают по группам (10 человек в группе). Во время реализации программы дневной помощи учение временно отодвигается на второй план, и акцент переносится на оказание именно социальной помощи. Финансируется программа дневной помощи на 100 % государством.

Представляет интерес и такой учебно-производственный проект, как «Гаагские учебные мастерские» . Они начали работу в 1989 г . по инициативе муниципалитета Гааги, поэтому целиком относятся к его компетенции и предназначены для молодых людей, в течение длительного времени не имеющих работы. Суть проекта заключается в том, что молодые люди из числа безработных обучаются в мастерских и по окончании четырех-пятимесячного курса получают удостоверение, гарантирующее им рабочее место или возможность продолжать учение. Во время обучения они сохраняют статус безработных, а поэтому за ними остается право на получение пособия по безработице. Цель проекта – повысить мотивацию молодых людей и их активность на рынке труда. Это осуществляется путем индивидуализированного подхода и дифференцированного подбора учебной траектории для каждого.

В рамках проекта применяется так называемый рамочный подход, предназначенный для молодых людей с различным уровнем отставания в учении и профессиональной подготовке. Примером социального учреждения нового типа, созданного по частной инициативе, может служить пансион «Зейзихт» для работы с бездомной молодежью. Он был открыт в 1990 г . и оказывает помощь в тех случаях, когда обычная сеть социальных служб не справляется с задачей. В пансионе бездомные подростки могут найти приют за сравнительно небольшую плату, которую они выплачивают из средств, получаемых в качестве пособия (в Нидерландах все молодые люди, достигшие 18 лет, имеют право на пособие). Условия пребывания в пансионе сравнимы с гостиничными, однако принципиальной особенностью является то, что работа здесь строится на доброжелательной по отношению к клиентам основе.

В Финляндии первые специализированные законы о социальной защите, которые касались проблем защиты ребенка, алкоголизма, бродяжничества и которыми государство стремилось предотвратить развитие нежелательных тенденций в социальной жизни общества, были изданы в 1936 г. Профессиональная подготовка социальных работников была начата в 1942 г. в школе общественных наук г. Хельсинки.

Социальная политика на протяжении всех этих лет разрабатывалась и претворялась в жизнь государством и коммунами. В 1980-х годах возникла идея о муниципальной социальной политике, по этой проблеме был проведен ряд дискуссий. По данным исследований, среди всех видов социального обслуживания самыми высокими темпами в Финляндии развивается организованный уход за ребенком в дневное время, который осуществляется детскими учреждениями, отдельными семьями, а также путем организации социальными работниками игр и детской самодеятельности. Широкое распространение получили группы надомного обслуживания, оказывающие бытовые услуги на дому семьям с маленькими детьми, престарелыми, работающими родителями.

Государственная политика Финляндии направлена на выравнивание доходов семей, имеющих детей, и бездетных граждан путем перераспределения доходов. Доплата на детей, пособия на воспитание малолетних, пособия на рождение ребенка и его содержание – важнейшая часть перераспределения доходов в пользу семьи. Муниципалитеты могут дополнительно увеличивать пособие на прожитье, солдатское пособие для жен и детей военнослужащих.

Финская социальная политика стремится изменить свою стратегию. До недавнего времени проблемы безработицы решались при помощи страхования доходов и «активных» мер по обеспечению занятости. Поддержка безработных осуществлялась в форме обучения и реабилитации с использованием фондов занятости. Если люди в течение длительного времени не работали, то их просто принуждали работать, а люди предпенсионного возраста получали пособия по безработице.

В 1990 г. Финляндия отказалась от политики принудительной занятости.

Летом 1993 г. в Финляндии ВОЗ проводила семинар, посвященный влиянию экономических изменений на состояние здоровья и на социальное благосостояние. Одной из главных обсуждаемых проблем было предотвращение роста уровня социального беспокойства, патологической тревожности среди населения в связи с ростом безработицы. Было сделано заключение о том, что, если умело применить соответствующую социальную политику, рост безработицы не обязательно должен привести к социальной нестабильности. Были рекомендованы три типа действий: продолжить проведение мероприятий, направленных на укрепление доходов в соответствии с заработной платой, сохранить тактику диверсифицикации или градации по категориям в секторе безработных на рынке рабочей силы, и поддерживать действия, направленные на мобилизацию самих безработных на активный поиск работы и новых сфер занятости. Эти меры могут помочь избежать опасных для стабильности социальных потрясений.

3. Британскую модель социальной работы можно охарактеризовать как либерально-традиционную. Либеральная составляющая социальной политики здесь остается определяющей. Однако при этом в сфере социальной защиты Великобритании традиционно сохраняется государственное влияние. В социальном обслуживании нуждающихся в Великобритании активно используются такие рыночные механизмы, как платные услуги, деятельность частных социальных агентств. На социальные услуги здесь установлена дифференцированная оплата в зависимости от места жительства и средств, которыми располагают лица, нуждающиеся в них. Стоимость услуг в разных графствах страны неодинакова. Чтобы меньше платить социальным службам за услуги, их клиенты должны своевременно представить документы о доходах.

В Англии расширяется численность частных социальных служб и агентств, обслуживающих пожилых и инвалидов. После закрытия в 90-е гг. XX в. большого количества специализированных больниц, оказывавших стационарную помощь таким людям, эти функции взяли на себя некоторые частные социальные службы. Система платных социальных услуг, функционирование частных агентств в сфере обслуживания имеют место во многих странах мира.

Максимальный размер государственной пенсии сегодня составляет чуть менее 80 фунтов в неделю (около 150 долларов), что меньше необходимого прожиточного минимума. Корпоративно-профессиональные пенсионные системы не являются в Великобритании обязательными. Более того, права их участников в течение первых двух лет страхования практически не защищены. В связи с этим значительная часть британцев для обеспечения достойного уровня жизни в старости вкладывает деньги в частные страховые фонды. Государство в свою очередь стремится поддерживать это, выдавая некоторым частным страховым фондам необходимые субсидии.

Право на пенсию по системе государственного страхования имеют в Англии мужчины по достижении 65-летнего, а женщины – 60-летнего возраста при условии выплаты страховых взносов в государственный Национальный страховой фонд в течение 35 лет. У тех, стаж работы меньше, сокращается и пенсионное пособие. Англичане могут выходить на пенсию и несколько раньше или позже установленного возраста. В данном случае соответственно уменьшается или увеличивается размер пенсионного довольствия. Причем большинство пенсионеров так и делают. В начале 2000-х гг. средний возраст выхода на пенсию составлял в Великобритании: 62,6 лет для мужчин и 63,4 лет для женщин.

Не каждая англичанка может рассчитывать на получение женского пособия. Оно полагается ей лишь в том случае, если женщина проработала не менее двух лет. Молодые матери, не успевшие еще приобрести такой стаж, на рубеже 1990-х – 2000-х гг. оставались за пределами действовавших норм, лишаясь права на получение соответствующего пособия.

Отличительной особенностью британской модели социальной работы является приоритетная социальная роль муниципалитетов при сохранении существенного влияния государства в социальной защите. Как уже отмечалось, частные агентства занимают важное место в системе социального обслуживания Англии. Однако основным субъектом в сфере социальной работы здесь являются муниципалитеты.

В течение последних трех десятилетий при городских и сельских советах функционируют муниципальные социальные учреждения – отделы индивидуальных услуг населению, выполняющие основной объем социальной работы на местах. Большая часть британских социальных работников трудится именно здесь.

Муниципальные социальные учреждения Англии предоставляют услуги на дому после внимательной оценки потребностей клиента, которому оказывается помощь в ведении домашнего хозяйства, уборке жилых помещений, приобретении продуктов, стирке белья, доставке обедов на дом. Для наиболее немощных лиц горячее питание доставляет специальная служба, называемая «передвижной столовой». В практике социального обслуживания на дому пожилых и инвалидов используются инновационные технологии. Одной из них является схема самообслуживания, разработанная и апробированная во второй половине 90-х гг. департаментом социальных служб графства Хэмпшир. По этой схеме обслуживаемый вправе сам нанять себе до семи человек – помощников: один, например, может помогать инвалиду одеваться ежедневно в течение часа, другой – помогать мыться, третий – закупать продукты и готовить пищу, четвертый – регулярно убирать жилье и т.д.

Профессиональный социальный работник, задействованный в Великобритании в муниципальных службах социального обслуживания, чаще всего выступает в роли менеджера, организующего оказание услуг со стороны сиделок, добровольцев и др. Кроме того, он оценивает качество и объем их предоставления. Им составляются индивидуальные программы обслуживания клиентов. В течение года они несколько раз пересматриваются. Изменения в составе услуг осуществляются с учетом состояния и пожеланий обслуживаемых.

С 1987 г. , во всей Великобритании необходимым условием для занятия должности социального работника стало наличие соответствующей квалификации.

В Германии , в отличие от США и ряда других европейских стран, социальная работа и социальная педагогика являются хотя и тесно взаимосвязанными, но все же самостоятельными областями науки и профессиональными сферами деятельности. В то же время сегодня границу между ними провести довольно сложно.

XIX век – это век начала социальной работы в Германии. Становлению и развитию социальной работы способствовала индустриализация страны, так как с последней связано резкое обнищание семей рабочих, и, как следствие, большее число людей стало пользоваться социальным обеспечением. В 1880 г. по инициативе Германского конгресса по благотворительности был основан Германский благотворительный союз заботы о бедных. Он был переименован в Германский союз государственного и частного попечительства. Сначала он находился в Берлине, затем во Франкфурте-на-Майне. Это центральный союз, объединяющий государственные, частные, общественные учреждения, а также отдельных лиц, занимающихся реализацией социальной работы в ФРГ.

После объединения ГДР и ФРГ (3 октября 1990г.) число его участников возросло до 3000. Со стороны государства сюда вошли представители на федеральном уровне, уровне федеральных земель, свободных городов и округов. От общественных организаций в союз входят Объединения благотворительности для рабочих, католический «Каритас», Паритетный союз, Германский Красный Крест, Союз милосердия Евангелической церкви и т.д. В него также вошли социальные работники, управленцы, руководители правлений и объединений, известные общественные деятели. В работе Союза участвуют учебные заведения, исследовательские институты, учреждения практической социальной работы.

По уставу, утвержденному собранием членов Союза 2 октября 1991 г, в Хейльбронне, главная цель союза – воплощение идей социальной работы. Его основными задачами являются: выдвижение инициатив в области социальной политики, выработка практических рекомендаций по осуществлению государственной, общественной и частной социальной работы; экспертная деятельность в области социального права; создание информационного банка для специалистов; повышение квалификации ведущих кадров и сотрудников в социальной сфере, поддержка значимых для социальной работы наук; изучение опыта и оценка развития социальной работы в других странах, развитие международного сотрудничества и обмена опытом; издание трудов и прочих публикаций по вопросам социальной сферы.

Во главе Союза стоит председатель, имеющий четырех заместителей. Эксперты разделены по комиссиям: 1) социальная помощь и социальная политика; 2) помощь молодежи, продвижение молодежи, молодежная политика; 3) оказание помощи семье, политика способствования семейным отношениям; 4) помощь здравоохранению, политика в области здравоохранения; 5) помощь людям преклонного возраста; 6) помощь инвалидам с детства; 7) помощь инвалидам, ставшим таковыми в результате несчастного случая; 8) социальные профессии; 9) организация социальных служб; 10) планирование в области социальной работы.

Осознание того, что для социальной работы нужны свои кадры, привело к открытию социальных школ. В 1905 г. появилась первая христианская социальная женская школа. В течение последующих четырех лет начали работу еще 13 других социальных школ, где девушки из буржуазных семей изучали профессий попечительницы благотворительного учреждения. Во время Первой мировой войны эстафета заботы о жертвах войны в Германии перешла от благотворительных независимых организаций к государству. После войны все социальное обеспечение было объединено в благотворительное ведомство. В начале 20-х годов независимые благотворительные союзы объединялись в Имперское Сообщество основных независимых союзов по благотворительности. В середине 1920-х годов в больших немецких городах возникли органы государственного социального обеспечения, существующие и до сегодняшнего дня. Структурно социальное обеспечение разделялось на благотворительное ведомство (городской отдел социального обеспечения) и городское управление по здравоохранению и управление по делам молодежи.

Первые шаги по разработке методики социальной работы были сделаны в Германии на основе изучения опыта работы в США. Речь идет о патронажном методе, использованном в Веймарской республике в связи с последствиями войны, безработицей, массовым обнищанием населения. Расширенная концепция этого метода включала в себя прежде всего вопрос о причинах нужды. Метод базируется на принципах уважения человеческой личности; активности и сознательного участия клиентов в преодолении своих трудностей; знания социальным работником своих собственных сильных и слабых сторон, ответственности отдельных лиц перед обществом. В 1926 г. Алиса Саломон опубликовала в Германии труд по социальной работе «Социальный диагноз», идеи которого были почерпнуты из одноименной книги М. Ричмонд. С приходом фашистов к власти в Германии было приостановлено демократическое развитие страны. Социальная работа была сведена к жесткому контролю над населением и стала одним из политических орудий нацистов.

С середины 1960-х годов в социальной сфере был выработан единый подход к работе с коллективами клиентов в зависимости от вида и степени социального поражения. 1970-е годы стали годами переосмысления социальной работы в ФРГ. Ученые пришли к выводу о недостаточности использования классических методов социальной работы, а также о малом использовании терапевтических средств в тех случаях, когда речь шла об охвате и решения проблемы в целом. В ФРГ проводят границу между социальной работой и социальной педагогикой. Социальный работник концентрируется на социальных проблемах клиентов, на путях и средствах, которые помогут ему решить насущные вопросы клиента. Социальный педагог участвует в повседневной жизни клиента, оказывает на нее педагогическое влияние.

В ФРГ специалист с дипломом по социальной работе чаще находит рабочее место в благотворительных учреждениях, оплачиваемых из бюджета общин, на средства церкви, реже из государственных средств. Задача социального работника как профессионала – оказать поддержку лицам, попавшим в бедственное социальное положение. В деятельности социального работника на практике воплощается социальная политика государства.

Развитие социальной работы в 1960-х – начале 1970-х годах дало толчок для образования крупных организаций по оказанию социальных услуг населению. Только к середине 1990-х годов наблюдается некоторый спад роста таких учреждений.

Социальный работник в Германии может работать как: помощник социального работника по уходу за пожилыми людьми; социальный работник по уходу за престарелыми; психотерапевт по детским и юношеским проблемам; дипломированный педагог; помощница по ведению домашнего хозяйства на селе, консультант по семейным вопросам; воспитатель; помощник по семейному быту; помощница в деле воспитания детей; социальный работник по уходу за инвалидами; воспитатель детского дома; организатор досуга детей и молодежи; ответственный работник с молодежью на местах; работник по делам детей и юношества; консультант по вопросам реабилитации; социальный педагог; социальный работник по делам иностранцев. В ФРГ, как и в других странах, профессия социального работника имеет преимущественно «женское» лицо. Она малооплачиваема, недостаточно престижна.

Национальная система социальной защиты в странах ЕС складывалась постепенно по мере формирования соответствующих социально-экономических и политических предпосылок. Особенно бурно эти процессы проходили в послевоенное время. За последние 15 лет сгладились различия в характере систем и расходах ЕС на социальную защиту граждан. Южные страны увеличили эти расходы, а северные (Бельгия, Германия, Нидерланды) стабилизировали, достигнув оптимального уровня. В бюджетах ЕС расходы на социальную сферу колеблются от 20% в Португалии до 32% в Нидерландах. Гораздо более дифференцированы в странах Европы выплаты в связи с безработицей. В Дании, Бельгии, Нидерландах пособие по безработице составляет в среднем от 70 до 80% ВНП на душу населения, а в Италии лишь 10%. В последней стране в случае увольнения работник получает другие компенсационные выплаты и пособия. Самый низкий уровень пособий по безработице в Италии, Англии и Греции. Причины разницы – количество людей, получающих пособие; соотношение пособия к покупательской способности. В Греции и Португалии трудоспособным, но не работающим пособие не выплачивается.

Значительны различия и в пособиях по болезни. В Бельгии, Германии, Греции, Люксембурге выплачивается полный размер зарплаты; в Дании, Испании, Нидерландах и Португалии только три четверти от зарплаты, а в Англии одну треть. Самые большие расходы на социальную защиту в Нидерландах.

ЕС делятся на группы по системе социальной защиты:

    Германия, Франция, Бельгия, Люксембург – страны, где доминируют страховые принципы, где размеры выплат и пособий связаны с индивидуальными страховыми взносами, т.е. выплаты из страхового фонда зависят от зарплаты. Государство берет на себя обязательство, чтобы доходы гражданина не опускались ниже определенного гарантированного минимума.

    Англия, Дания – размеры пособий соответствуют индивидуальным потребностям, а финансирование из налоговых фондов. Социальные выплаты распределяются равномерно.

    Нидерланды, Италия – смешанная система социального обеспечения, но более близкая к первой.

    Испания, Португалия, Греция – формируется система социальной защиты, нет гарантированного минимального дохода, социальное обслуживание доступно не всем.

Среди ЕС есть различия по выплатам семейных пособий. Греция, Италия, Португалия и Испания тратят менее 1% ВНП. Германия и Нидерланды 2%. Франция, Англия, Люксембург более 2%. Большинство ЕС озабочено сокращением рождаемости. В последние 10 лет страны внесли изменения в свою семейную политику. Во Франции приняты законы на поддержание многодетных семей (семья с тремя детьми получает пособие в размере трети средней зарплаты). В Ирландии увеличены пособия на пятого ребенка в 1989 г. и на четвертого в 1991 г. Во Франции сумма выплат на детей увеличивается, начиная со второго ребенка. И только в Дании снижается. Во многих странах были увеличены пособия по беременности и родам. Это было связано не столько с низкой рождаемостью, сколько с поддержкой социального статуса женщин, возрастанием их роли в обществе. Такая политика направлена на то, чтобы создать наилучшие условия для сочетания производительной работы, социальной карьеры, и заботой о доме и семье. В этой связи в течение последних пяти лет во многих странах была увеличена продолжительность отпуска по беременности и родам. Во многих странах для родителей, которые хотели бы находиться с ребенком более продолжительное время, социальные пособия весьма низки, а то и вообще отсутствуют. В трех странах – Германии, Бельгии и Италии – существуют такие пособия. В Германии оно составляет лишь 22% от заработной платы по достижении ребенком возраста 2 лет, в Бельгии – 30–25% до одного года, и 34% в течение 9 месяцев в Италии. В других странах помощь может быть оказана при определенных обстоятельствах. Так, во Франции для одиноких матерей выплачивается 59% от последней заработной платы в течение 3 лет.

Проблема неполных семей в странах Европы важна. В Греции пособие может получить не только мать, но и одинокий отец, в Испании и Португалии лишь и отдельных провинциях местные власти вообще выплачивают такие пособия. Во Франции эта сумма составляет 50% (до 3-летнего возраста), и других же странах гораздо меньше. Только в Дании и Нидерландах эта сумма превышает 60%.

Таким образом, в ХХ веке в странах США и Европы сложилась разветвленная сеть государственных и общественных организаций помощи нуждающимся.

Вопросы для самоконтроля:

1. Чем характеризуется децентрализация системы социальной защиты в США?

3. В чем состоит влияние государства на функционирование системы социальной защиты в Англии?

4. Как Германия борется с проблемой безработицы?

5. Проведите сравнительный анализ основных направлений социальной защиты в европейских странах?