Люди которые попали в экстремальную ситуацию. Возможности людей в экстремальных и обычных ситуациях. Формы поведения жертв экстремальной ситуации

Р.М. Шамионов

Заведующий кафедрой психологии и образования Национального исследовательского Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского, доктор психологических наук

Поведение человека всегда проявляется в какой-либо обстановке, ситуации. При этом сложившиеся обстоятельства по-разному влияют на человека, выступая фактором изменения его психологического состояния.

Робинсон является преподавателем психологии в Университете Центрального Ланкашира. Мосты - преподаватель психологии в Университете Центрального Ланкашира. Жизнь на крайности: наука о выживании. Поведение автолюбителей по эвакуации туннеля. Пожар в дискотеке в Гётеборге. Эффекты притока жидкости из когнитивной функции после теплового стресса или вызванного обезболиванием. Стресс, возбуждение, кортизол и секреторный иммуноглобулин А у студентов, проходящих оценку. Медицинские аспекты иракских ракетных нападений на Израиль.

Почему люди «замерзают» в чрезвычайной ситуации. Когнитивный паралич в чрезвычайной ситуации. Нарушение когнитивного контроля и снижение активности заклинания при умственной усталости. Рабочая память более чувствительна, чем декларативная память, к острым эффектам кортикостероидов. Аффект острого стресса при последующих нейропсихологических тестах. Нейроэндокринные аспекты ответа на стресс. Отношения между уровнями дегидроэпиандростерона и уровня кортизола в плазме, симптомами диссоциации и объективными показателями у людей, подвергшихся острым стрессам.

Чрезвычайная и экстремальная ситуации.

Все ситуации могут быть классифицированы разными способами: с точки зрения их значимости- незначимости, опасности-безопасности, удовлетворения-неудовлетворения, субъективности-объективности и т.п. Особый класс ситуаций представляют чрезвычайные и экстремальные ситуации. Они неизбежно содержат проблемную составляющую, к которой не имеется готового или быстро снимающего ее напряженность решения.

Повторный стресс и структурная пластичность в мозге. Последствия воздействия острого натуралистического стресса на работоспособность, состояние тревоги и концентрацию кортизола слюны. Нью-Йорк: Новая американская библиотека. Психофармакологические возможности в условиях острого бедствия. Эффекты интенсивных боевых упражнений по борьбе с гематологией, химией крови и психологическими мерами. Тирозин улучшает рабочую память в многозадачной среде. Пепельная среда жарит в Австралии. Умеренный психосоциальный стресс, по-видимому, не нарушает отзыва слов, полученных за 4 недели до воздействия стресса.

Чрезвычайная ситуация (ЧС) - обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей (ФЗ от 21 декабря 1994г. № 68 “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера”)

Связь между настороженностью, производительностью и температурой тела. Активность мозга у курильщиков, выполняющих задачу рабочей памяти. 70-летний альпинист Манфред Уолтер провел три дня и ночи после падения холода узкой тирольской расщелины, прежде чем его крики о помощи были услышаны. Он сел на свою пачку, поднес руки к подмышкам, вдохнул в его одежду, чтобы удержать свое тело, и заставил себя не заснуть.

Он выпил капающую ледническую воду и каждый день ел кусок шоколада - его единственную еду. В течение шести дней он звонил с 10 до 16 за помощью, потому что в то время была большая надежда, что кто-то может его услышать. Он выжил; со сломанным бедро, обморожение на ногах и проблемы с почками.

По характеру источников возникновения ЧС подразделяются на природные, техногенные, социальные и т.д.

В зависимости от масштабов ЧС подразделяются на локальные, муниципальные, региональные, межрегиональные и федеральные (постановление правительства РФ от 21 мая 2007 г. № 304 “О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера”)

То, что сделал Манфред Уолтер, это одно. Но то, что происходило в его голове, шесть дней и ночей, откуда у него хватило сил не сдаваться, вы знаете, как ничто. Он мечтал о консервированных персиках и молился. Снова и снова случаются случаи, когда люди в, казалось бы, безнадежных ситуациях могут получить почти невероятную волю к выживанию.

Тогда Ралстон решил, что не время умирать. Он ампутировал себя теперь мертвой правой рукой - с тупым карманным ножом и сломал себе кости. Затем он соскочил с себя на 20 метров и пробежал еще десять километров, пока он не встретился за помощью. И Арон Ралстон, и Манфред Уолтер, как источник силы, которые все время продолжают надеяться. И это изменчивое существо: оно может быть окрашено религиозно, как в случае с баварским альпинистом, или сосредоточиться на близких людях, как в видениях молодого экстремального спортсмена.

Важными особенностями процессов возникновения и развития ЧС являются многообразие и неповторимость их проявления, динамика которых может быть условно представлена в виде ряда типовых стадий развития (предварительная, первая, вторая и третья).

На предварительной стадии возникновения ЧС образуются и нарастают предпосылки к возникновению природного и техногенного бедствия, накапливаются отклонения от нормального состояния или процесса.

Надежда - это основа того, что необходимо для сильной воли, чтобы выжить - потому что она помогает, прежде всего, уменьшить страх смерти и взять на себя роль Мотиваторов: без надежды никто, кто считает себя униженным, не посвящает себя чему-то. Однако более важным для фактического выживания является то, что последуют за мыслями и действиями. Прежде всего, для этого требуется сильная воля.

Особенно важным является первый компонент, который называется фокусировкой. Это относится к концентрации внимания только на сущности и угасании всего остального, чтобы не тратить никакой энергии. Это также включает изгнание негативных мыслей, которые не помогают. Поэтому, когда дело доходит до жизни и смерти, оно часто меняет восприятие времени: фокус тогда заключается не в том, живет ли он за неделю, а как сделать это на следующий день.

На первой стадии происходит инициирование природного или техногенного бедствия и последующее развитие процесса чрезвычайного события, во время которого оказывается воздействие на людей, объекты экономики, инфраструктуры и природную среду.

На второй стадии осуществляется ликвидация последствий природного или техногенного бедствия, ликвидация ЧС. Этот период может начинаться до завершения первой стадии. Ликвидация ЧС заканчивается, как правило, с переходом пострадавшей территории, ее хозяйственных, социальных структур и населения на повседневный режим жизнедеятельности.

Арон Ралстон, например, сначала опустошил свой рюкзак, выстроил все перед собой и задался вопросом, что происходит с его ситуацией. И Манфред Уолтер постоянно выступал только за шесть часов в день за помощь, в которой он, скорее всего, дошел до кого-то. В остальное время он спас свою силу.

Прямо наступает второй компонент, дальновидное планирование и творческое решение проблем. Идея Вальтера о нормировании шоколада - одна из них, как и план Ралстона ампутировать его руку только тогда, когда он был близок к смерти, и все другие варианты уже потерпели неудачу.

На третьей стадии осуществляется ликвидация долговременных последствий природного и техногенного бедствия. Она имеет место тогда, когда последствия этих ЧС требуют для своей полной ликвидации продолжительных по времени усилий, которые являются важной составной частью социально-экономической деятельности по обеспечению стабильности и развития соответствующего региона.

Но ни один план не дает ничего, кроме самодисциплины, третьего компонента. Это включает в себя признание и следование без исключения того, что необходимо в ситуации - против всех искушений. И Ралстон, и Уолтер тщательно делили свои оставшиеся положения, и это противоречило сильным потребностям организма. Ралстон ел и пил только после строгого плана, который он внимательно отслеживал своими цифровыми часами.

Уверенность в себе, четвертый компонент, может быть очень полезной для регулирования сильных импульсов и отвлекающих факторов. Это помогает, если ситуация не та, которая оказывается совершенно случайной. Оба мужчины были хорошо обучены и образованы, они знали, что могут произойти несчастные случаи и не были полностью неподготовлены. И последний компонент также относится к управлению внутренними процессами. Любой, кто способен направить свои чувства, мех называет это также управлением настроением, может быстро преодолеть тяготы, а не страдать от них.

Экстремальная ситуация (ЭС) – это ситуация, выходящая за рамки обычного, связанная с особо неблагоприятными или угрожающими факторами для жизнедеятельности человека.

Отличие экстремальной ситуации от чрезвычайной заключается в том, что экстремальная ситуация- это прямое взаимодействие человека со сверхсложной обстановкой, происходящее в течение короткого периода времени и приводящее человека к персональному порогу адаптированности, когда создается опасность его жизни и здоровью. Экстремальная ситуация- не просто чрезвычайное, а именно исключительно опасное событие или совокупность опасных событий.

Например, Ралстон проводил большую часть своих долгих и одиноких дней, мечтал - он выложил все положительные моменты своей жизни в серии картин в его воображении. Помимо сильной воли и надежды, это помогает создать рутину для структурирования длинных монотонных часов. В то время как Ралстон периодически вырезал новости в скалах и снимал с себя видео, Вальтер молился. Все эти навыки изучены.

Даже если они исчерпаны в экстремальных ситуациях до крайности, и у каждого свой личный предел - они также полезны в повседневной жизни. Сила воли, согласно исследованиям психолога Михаила Циссентмихали из Чикагского университета, связана с такими чертами личности, как амбиции, целостность, энергия и оптимизм.

Поведение в ЭС и ЧС
Характеристики поведения

Любая угроза безопасности личности неминуемо создает эмоционально-психологический очаг напряженности, энергия которого тратится на противодействие этой угрозе, т.е. создание таких условий бытия, которые бы минимизировали ощущение потери безопасности. Главное, на наш взгляд, заключается не столько в объективных условиях жизнедеятельности, хотя само по себе это очень важно, сколько в формировании таких механизмов личностной устойчивости, которые бы позволили сохранять так называемое динамическое равновесие состояния, своего рода субъективное ощущение благополучия.

Те, кто хорошо справляются с собственными мыслями и чувствами и преодолевают препятствия и неудачи, неустанно страдают от стресса и справляются с эмоционально стрессовыми ситуациями намного лучше. Обе перспективы дополняют друг друга, хотя они частично противоречат друг другу при выводе и интерпретации. Однако в моей презентации многие подробные описания авторов теряются, что интересно для читателя. Рекомендуется ознакомление с личным опытом, для которого статья, напечатанная здесь, может дать систематическую помощь, для того, чтобы более активно воссоздать ситуацию в концентрационных лагерях.

Поведение людей в чрезвычайных ситуациях (далее будет подразумеваться – и в экстремальных), как правило, делится на две категории:

1)рациональное, адаптивное с полным контролем состояния своей психики и управлением эмоциями- путь к быстрой адаптации к условиям сложившейся обстановки, сохранению спокойствия и осуществлению мер защиты, взаимопомощи. Такое поведение является следствием точного выполнения инструкций и распоряжений.

Что такое крайняя ситуация? Беттельгейм говорит о чрезвычайной ситуации, чтобы дать понять, что человек ориентируется на свои человеческие пределы по условиям окружающей среды, внешним ограничениям. Это ситуация, когда вы либо думаете, что вам приходится совершать самоубийство, либо становиться настолько больным, что вы все равно не можете жить. Мучения, пытки, террор и шик - это травмирующие эффекты, которые сопровождаются недоеданием, перегрузкой, сексуальной потребностью и отсутствием интимных пространств, плохой гигиеной и медицинской помощью.

2)негативное, патологическое, при котором своим нерациональным поведением и опасным для окружающих действиями люди увеличивают число жертв и дезорганизуют общественный порядок. В этом случае может наступить “шоковая заторможенность”, когда масса людей становится растерянной и безынициативной. Частным случаем “шоковой заторможенности” является паника, нередко выливающаяся в беспорядочное бегство, при котором людьми руководит сознание, низведенное до примитивного уровня.

Крайняя ситуация - это не менее искусственная, почти техническая концепция, такая как концентрационный лагерь, который уже интеллектуально дистанцирует страхи и травмы, неуверенность и беспомощность, потому что эмоциональная реальность невыносима и вряд ли может быть воспроизведена для тех, кто ее не испытывал. Федерн называет такие условия террором. В нем, который, возможно, пришел из нормального дома, террорист был разбужен. Экстремальные ситуации или терроризм - это только атрибуты явления, которое происходило в массах в концентрационных лагерях и массовая смерть, но далеко за пределами концентрационных лагерей.

Г.Ю. Фоменко, профессор кафедры психологии личности и общей психологии Кубанского государственного университета, исходит из более широкого понимания пребывания человека в чрезвычайной ситуации – бытийного. Ею определены и описаны два модуса бытия личности в чрезвычайных условиях: предельный и экстремальный, связанные с различными типами личности. Показано, что лица с предельным модусом характеризуются в поведении результативными ожиданиями, психологической подготовленностью, ответственностью. А лица с экстремальным модусом- отсутствием психологической готовности, экстернальностью, неэффективностью.

Обоснование крайностей и террора. Оба автора описывают себя в своей позиции наблюдателя, что дает им их психоаналитическое образование. Федерн был очень воодушевлен его пребыванием в лагере, что психоанализ - в дополнение к социально-критическому взгляду - помогает лучше понять глубины человеческой души и отразить себя в позиции наблюдателя. Однако оба они были не просто наблюдателями, поскольку роль может показаться читателю, но также затронутая, затронутая, измученная. Записывание имело для них эффект обработки, умственного повторения ран и обработки, таким образом, отраженный аргумент.

Таким образом, характеристики личности являются существенным фактором поведения в ЧС.

Психические состояния

Особое значение при рассмотрении поведения личности в экстремальных и чрезвычайных обстоятельствах занимает страх – негативное психическое состояние, связанное с выраженным проявлением чувства тревоги, беспокойства, угрозы существованию индивида и направленное на источник действительной или воображаемой опасности.

Тот факт, что оба изначально предполагают объективировать роли жертв и исполнителей, - это высокое качество этого лечения. Подобно тому, как отклонения от кажущегося нормального не морализируются в психоанализе, поэтому попытка абстрактного описания экстремальных ситуаций заключается в разработке действующих лиц и их взаимодействии и коммуникации, чтобы индивидуум, разные мотивы действий и смысл их взаимодействия выделялись больше, Однако такое деморализующее отношение не является моральным. Беттельгейм выводит из нее необходимость борьбы с массами, против тоталитарной среды и большей автономии эго, чтобы никогда больше не Освенцим.

По мнению известного психофизиолога П.В. Симонова, страх является наиболее сильным эмоциональным проявлением психики человека, развивающимся при недостатке сведений, необходимых для защиты. Именно в этом случае становится целесообразным реагирование на расширенный круг сигналов, полезность которых еще неизвестна. Такое реагирование избыточно, но зато оно предотвращает пропуск действительно важного сигнала, игнорирование которого может стоить жизни.

Федерн видит, что человек может быть особенно злокачественным видом, но он также должен признать, что у него есть способность преодолеть его «скотство»и превратить первоначальные импульсы в культурную деятельность. Только тогда, когда человек больше из себя знает, он сможет сохранить для перьев культуру от варварства.

В экстремальных ситуациях происходят физические и психологические средства террора. К физическим источникам относится прежде всего насилие, которое может сделать похоть обидчика, потому что оно подтверждает тем самым его садизм или его самолюбие, чтобы иметь возможность чувствовать себя выше. Независимо от того, происходит ли это насилие лично в соответствии с типом правого или институционального обеспечения, он всегда травмирует жертву. Их простейшей формой является физическая боль. Самые тонкие пытки не должны причинять боль больше, чем простые пытки, они становятся невыносимыми в сочетании с психологическими муками.

Страх проявляется и от незначительной, едва заметной тревоги до ужаса, охватывающего и дестабилизирующего личность человека с распространением на моторику. Считается, что преодолению страха способствует информированность, которая поддерживает надежду на благоприятный исход событий.

Например, на соревнованиях равных по мастерству спортивных команд чаще побеждают хозяева поля. Осведомленность об условиях соревнований, соперниках, стране и т.д. способствует тому, что в сознании спортсменов не остается места тревоге, сомнениям и страху. Основная регулятивная роль страха заключается в том, что он сигналит об опасности и соответственно вызывает вероятные защитные действия человека.

Очень часто страх, возникающий в ситуациях неожиданных и неизвестных, достигает такой силы, что человек погибает.

Известна старая притча о страхе.

“Куда ты идешь?” – спросил странник, повстречавшись с Чумой. “Иду в Багдад. Мне нужно уморить там пять тысяч человек”. Через несколько дней тот де человек снова встретил Чуму. “Ты сказала, что уморишь пять тысяч, а уморила пятьдесят”, - упрекнул он ее. “Нет, - возразила она, - я погубила только пять тысяч, остальные умерли от страха”

Однако, как отмечают специалисты по чрезвычайным ситуациям, наиболее частыми, значительными, динамичными являются необдуманные, бессознательные действия человека как результат его реакции на опасность. Французский врач А. Бомбар пришел к выводу, что до 90% людей гибнет в море после катастрофы судна в течение первых трех дней, когда еще не может быть речи о смерти из-за отсутствия пищи и воды.

Депривация

Еще одним психологическим эффектом экстремальной, а порой чрезвычайной ситуации является эмоциональная, физическая, социальная и т.п. депривация – утрата, лишение, ограничение возможностей удовлетворения жизненно важных потребностей в течение длительного времени. Она обнаруживается в условиях деятельности на Крайнем Севере(например, при обвалах, блокирующих выход). Как считает один из первых исследователей, наиболее последовательно изучавших поведение личности в экстремальных ситуациях, В.И. Лебедев, экстремальных ситуациях имеет место не только недостаток впечатлений из внешней среды, но и значительное изменение афферентации, объясняемое малым объемом помещений и динамикой летательных аппаратов и подводных лодок. Часто это приводит к развитию нервозов.

Поведенческие эффекты в ЭС и ЧС

Одной из наиболее сложных проблем в экстремальной ситуации выступает одиночество. Причем речь вовсе не идет лишь о случае отсутствия рядом других людей. Как известно, одиночество можно испытывать и в группе. Как только человек попадает в экстремальные условия существования, все непосредственные “живые” связи с близкими (а в условиях одиночества – со всеми) людьми прерываются. Такой резкий разрыв и обусловливает эмоциональную напряженность, психологический шок. В этих условиях дефицит общения приводит к различным нарушениям психики. По мнению В.И. Лебедева, личность достаточно быстро адаптируется к данной ситуации и научается справляться с одиночеством. Невозможность удовлетворения потребности в общении вызывает эмоциональную напряженность, побуждающую человека искать способы удовлетворения этой потребности. В экспериментах по длительной изоляции он наблюдал персонификацию некоторыми испытуемыми “публичности одиночества” – своеобразного состояния человека, который, находясь в одиночестве, знает, что за ним ведется непрерывное наблюдение с помощью телевизионных камер, но в то же время не знает, кто конкретно наблюдает. Нередко испытуемые начинали разговаривать с телевизионной камерой, воображая при этом, что в аппаратной находится конкретный человек. И хотя данного человека в аппаратной не было, а испытуемый не получал никаких ответов, он, тем не менее, с помощью этого разговора снимал эмоциональную напряженность.

В условиях одиночества человек разговаривает не только с неодушевленными предметами и живыми существами, но нередко и с самим собой. В этих случаях силой воображения он создает партнера и ведет с ним диалог, задавая вопросы и отвечая на них, спорит сам с собой, доказывает что-нибудь самому себе, заставляет что-то делать, успокаивает, убеждает и т.д. Эмоционально насыщенная потребность в общении может вызвать яркие эйдетические образы партнеров.

Между тем создание своего второго Я и общение с ним является одним из известных способов способности отражать окружающую действительность и задействовать ресурсы самосохранения. Об этом писал и австрийский психиатр и невролог В. Франкл, описывая поведение человека в концентрационном лагере военнопленных. Именно способность сохранить (хоть и собственном воображении) связь с другим (вторым) Я, в которой интимно – личностное общение не прерывается ни при каких обстоятельствах, является порой единственным условием выживаемости. Аналогичный пример можно найти и у путешественника и специалиста по аутотренингу Х. Линдемана, переплывшего в экспериментальных целях на надувной лодке Атлантику за 72 дня.

В результате ряда исследований В.И. Лебедев пришел к заключению о том, что персонификация неодушевленных объектов (например, фотографий, кукол, любых вещей) и животных в условиях одиночества обусловливается потребностью объективировать партнера по общению в какой-то вещественной, материальной форме. Общение в таких условиях снимает напряжение. Кстати, психиатры сделали вывод о том, что эффективным средством предупреждения неврозов в условиях стресса является разговор вслух с самим собой.

Выход из ЭС и ЧС
Психологические детерминанты
Самосохранения

Не менее важным является выход их экстремальной или чрезвычайной ситуации. Исследования отмечают, что “шлейф” сохраняется как минимум двое суток и сопровождается острой реакцией. О.Н. Кузнецов и В.И. Лебедев выявили, что в поведении большинства испытуемых после прекращения длительных сурдокамерных экспериментов наблюдалась двигательная геперактивность, сопровождавшаяся оживленной мимикой и пантомимикой. Многие из них навязчиво стремились вступить в разговор с окружающими. Они много шутили и сами смеялись надо своими остротами, причем в обстановке, не совсем подходившей для проявления такой веселости. В этот период они отличались повышенной впечатлительностью.

Даже через два – четыре года эти люди отмечали ряд фактов и мелких деталей, которые запомнились им до мельчайших подробностей и расценивались как особо приятные, эмоционально ярко окрашенные. Нередко отмечалось “перескакивающее” внимание. Каждое новое впечатление как бы вызывало забывание предшествующего и переключало внимание на новый объект. Большинство испытуемых были довольны собой и высоко оценивали проведенный эксперимент, хотя в ряде случаев это была некритичная оценка проделанной работы. Своих ошибок при экспериментально – психологическом исследовании в послеизоляционном периоде испытуемые не замечали, а при указании экспериментатора на ошибки реагировали крайне благодушно, хотя и старались, иногда весьма убедительно, представить свою работу в лучшем свете.

В ряде исследований так же было показано, что в условиях групповой изоляции с увеличением времени пребывания (три – шесть лет) у сотрудников начинает преобладать психопатические и шизоидные проявления личности, склонность к повышенному настроению, отмечаются неадекватность этической ориентации принятым нормам, импульсивность, склонность к конфликтам, плохо предсказуемому поведению и др. Например, после 12 лет жизни в Арктике и на высокогорье в структуре личности начинают доминировать ипохондрические тенденции со склонностью к пониженному настроению в сочетании с ростом социальной интроверсии.
В исследованиях доцента кафедры психологии здоровья и физической культуры Южного федерального университета Л.Р. Правдиной показано, что люди по-разному оценивают как экспериментальные ситуации, так и свои собственные возможности их преодоления. Ею были смоделированы экспериментальные ситуации и выявлено их влияние на динамику социально – психологических характеристик личности (самооценку, степень осмысленности жизни, стратегию преодоления) в связи с особенностями представлений личности об экстремальной ситуации. Например, у участников туристического похода в результате пребывания в экстремальных условиях социально – психологические характеристики личности изменяются следующим образом. Для лиц, представляющих экстремальную ситуацию:

Как приключение, характерно разнонаправленное, дисгармоничное изменение частных самооценок, возрастание самоуважения и доминантности, удовлетворенности самореализацией;

Как угрозу, характерно разнонаправленное, дисгармоничное изменение частных самооценок, снижение самоуважения, развитие тревожности, повышение степени целеустремленности;

Как испытание, характерно повышение самооценок по всем параметрам, повышение степени целеустремленности и удовлетворенности самореализацией.

Показано так же, что в процессе пребывания испытуемых в моделируемой экстремальной ситуации (в условиях приключенческого тура) у большинства респондентов происходит возрастание степени осмысленности жизни, целеустремленности и удовлетворения самореализацией.

Установлено, что поведенческие реакции человека в экстремальных условиях, их временные характеристики, вообще психофизиологические возможности людей -- величины чрезвычайно вариативные, зависящие от особенностей нервной системы, жизненного опыта, профессиональных знаний, навыков, мотивации, стиля деятельности.

В настоящее время вывести интегральную форму поведения человека в напряженной ситуации почти не представляется возможным. Тем не менее появляется все больше данных, что психологические факторы -- индивидуальные качества, способности человека, его навыки, готовность, установки, общая и специальная подготовка, его характер и темперамент -- в сложной обстановке не суммируются арифметически, а образуют некий комплекс, который в конечном счете реализуется либо в правильном, либо в ошибочном действии.

В общем виде экстремальная ситуация представляет собой совокупность обязательств и условий, оказывающих сильное психологическое воздействие на человека.

Стиль поведения в экстремальной ситуации

Поведение в состоянии аффекта.

Аффект характеризуется высокой степенью эмоциональных переживаний, которая приводит к мобилизации физических и психологических ресурсов человека. В практике достаточно часто встречаются случаи, когда физически слабые люди в состоянии сильного душевного волнения совершают действия, которые не смогли бы совершить в спокойной обстановке. Например, наносят большое количество смертельных повреждений или одним ударом высаживают дубовую дверь. Еще одним из проявлений аффекта является частичная утрата памяти, которая характеризует не каждую аффективную реакцию. В некоторых случаях субъект не помнит событий, предшествующих аффекту, и событий, произошедших во время последнего.

Аффект сопровождается возбуждением всей психической деятельности. В результате этого у лица происходит снижение контроля над своим поведением. Данное обстоятельство приводит к тому, что совершение преступления в состоянии аффекта влечет за собой специфические правовые последствия.

В УК ничего не говорится о том, что у лица, находящегося в состоянии аффекта, ограничена возможность осознавать характер своих действий или руководить ими. В этом нет необходимости, так как сильное душевное волнение характеризуется ограничением сознания и воли. Именно «суженность» последних позволяет говорить о том, что состояние аффекта имеет определенное юридическое значение. «С позиции уголовного законодательства юридически значимыми могут быть признаны такие эмоциональные состояния обвиняемого, которые значительно ограничили его волевое целенаправленное поведение».

Аффект оказывает существенное влияние на психическую деятельность человека, дезорганизуя ее и затрагивая высшие психические функции. Мышление утрачивает гибкость, снижается качество мыслительных процессов, что обусловливает осознание лицом только ближайших целей своих действий, а не конечных. Внимание целиком концентрируется на источнике раздражения. То есть у лица в силу сильного эмоционального напряжения ограничивается возможность выбора модели поведения. Из-за этого происходит резкое снижение контроля над действиями, что приводит к нарушению целесообразности, целенаправленности и последовательности действий.

Внезапно возникшему сильному душевному волнению предшествует одна из следующих описанных в законе ситуаций.

Насилие, издевательство, тяжкое оскорбление, иные противоправные или аморальные действия (бездействие) потерпевшего. Здесь состояние аффекта формируется под воздействием разового и очень значимого для виновного события. Например: супруг, внезапно возвратившийся из командировки, обнаруживает воочию факт супружеской измены.

Длительная психотравмирующая ситуация, возникающая в связи с систематическим противоправным или аморальным поведением потерпевшего. Аффективная реакция формируется в результате длительного «накопления» отрицательных эмоций, которое приводит к эмоциональному напряжению. Для возникновения аффекта в этом случае достаточно очередного факта противоправного или аморального поведения.

По смыслу закона аффект возникает в связи с определенными действиями или бездействием потерпевшего. Но в практике встречаются случаи, когда внезапно возникшее сильное душевное волнение вызывает противоправное или аморальное поведение нескольких людей. При этом для развития аффективной реакции необходима совокупность действий (бездействия) двух или более лиц, то есть поведение одного из них, в отрыве от поведения другого, могло и не явиться поводом для возникновения аффекта.

Поведение в состоянии стресса

Стресс - эмоциональное состояние, внезапно возникающее у человека под влиянием экстремальной ситуации, связанной с опасностью для жизни или деятельностью, требующей большого напряжения. Стресс как и аффект такое же сильное и кратковременное эмоциональное переживание. Поэтому некоторые психологи рассматривают стресс как один из видов аффекта. Но это далеко не так, так как они имеет свои отличительные особенности. Стресс, прежде всего, возникает только при наличии экстремальной ситуации, тогда как аффект может возникнуть по любому поводу. Второе отличие заключается в том, что аффект дезорганизует психику и поведение, тогда как стресс не только дезорганизует, но и мобилизует защитные силы организации для выхода из экстремальной ситуации.

Стресс может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на личность. Положительную роль оказывает стресс, выполняя мобилизационную функцию, отрицательную роль - вредно действуя на нервную систему, вызывая психические расстройства и различного рода заболевания организма.

Стрессовые состояние по разному влияют на поведение людей. Одни под влиянием стресса проявляют полную беспомощность и не в состоянии противостоять стрессовым воздействиям, другие, наоборот, являются стрессоустойчивыми личностями и лучше всего проявляют себя в моменты опасности и в деятельности, требующие напряжения всех сил.

Поведение в состоянии фрустрации

Особое место в рассмотрении стресса занимает психологическое состояние, возникающее вследствие реальной или воображаемой помехи, препятствующей достижению цели, называющееся фрустрацией.

Защитные реакции при фрустрации связаны с появлением агрессивности или уходом от трудной ситуации (перенос действий в воображаемый план), а также возможно снижение сложности поведения. Фрустация может привести к ряду характерологических изменений связанных с неуверенностью в себе или фиксации регидных форм поведения.

Механизм фрустрации достаточно прост: сначала возникает стрессовая ситуация, приводящая к перенапряжению нервной системы, а затем это напряжение «разряжается» в ту или иную наиболее уязвимую систему.

Выделяют положительные и отрицательные реакции на фрустрацию.

Уровень тревожности в экстремальных ситуациях

Тревога - это эмоциональное переживание, при котором человек испытывает дискомфорт от неопределенности перспективы.

Эволюционное значение тревоги заключается в мобилизации организма в экстремальных ситуациях. Определенный уровень тревоги необходим для нормальной жизнедеятельности и продуктивности человека.

Нормальная тревога помогает адаптироваться к различным ситуациям. Она возрастает в условиях высокой субъективной значимости выбора, внешней угрозе при недостатке информации и времени.

Патологическая тревога, хотя и может провоцироваться внешними обстоятельствами, обусловлена внутренними психологическими и физиологическими причинами. Она непропорциональна реальной угрозе или не связана с ней, а главное - не адекватна значимости ситуации и резко снижает продуктивность и адаптационные возможности. Клинические проявления патологической тревоги разнообразны и могут носить приступообразный или постоянный характер, проявляясь как психическими, так и - даже преимущественно - соматическими симптомами.

Чаще всего тревогу рассматривают как негативное состояние, связанное с переживанием стресса. Состояние тревоги может варьировать по интенсивности и изменяться во времени как функция уровня стресса, которому подвергается индивид, но переживание тревоги свойственно любому человеку в адекватных ситуациях.

Причины, вызывающие тревогу и влияющие на изменение её уровня, многообразны и могут лежать во всех сферах жизнедеятельности человека. Условно их разделяют на субъективные и объективные причины. К субъективным относятся причины информационного характера, связанные с неверные представлением об исходе предстоящего характера, приводящие к завышению субъективной значимости исхода предстоящего события. Среди объективных причин, вызывающих тревогу, выделяют экстремальные условия, предъявляющие повышенные требования к психике человека и связанные с неопределённостью исхода ситуации.

Постстрессовая тревога развивается после экстремальных, обычно неожиданных ситуаций -- пожаров, наводнений, участия в боевых действиях, изнасилования, похищения ребенка. Обычно наблюдаются также беспокойство, раздражительность, головная боль, усиленный четверохолмный рефлекс (реакция на внезапный раздражитель), расстройства сна и кошмары, включающие картины пережитой ситуации, чувство одиночества и недоверия, ощущение собственной неполноценности, избегание общения и любых видов деятельности, которые могут напомнить происшедшие события. Если весь этот комплекс развивается спустя определенный латентный период после экстремальной ситуации и приводит к существенным нарушениям жизнедеятельности, то ставится диагноз посттравматического стрессового расстройства. Постстрессовая тревога реже развивается, если человек во время экстремальной ситуации активно действует.

экстремальная ситуация поведение